РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 ноября 2011 года г. Камень-на-Оби Каменский городской суд Алтайского края в составе судьи Зыковой И.Г., при секретаре Юшиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-865/2011 по иску Каменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию городской округ «город Камень-на-Оби» в лице администрации г.Камень-на-Оби Алтайского края о признании незаконным бездействия и обязанности совершить действия, УСТАНОВИЛ : Каменский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образованию городской округ «город Камень-на-Оби» в лице администрации г.Камень-на-Оби Алтайского края, указав, что проведенной проверкой улично-дорожной сети автомобильных дорог в г. Камень-на-Оби, установлено отсутствие дорожных знаков 2.1. «Главная дорога» по .... по четной и нечетной сторонам дороги на пересечении с ...., ...., ...., а также отсутствие дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена» при пересечении с ...., отсутствие дорожного знака 8.13 «Направление главной дороги» при пересечении с .... и дорожного знака 2.4. «Уступи дорогу» на ...., что не обеспечивает безопасность дорожного движения, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Согласно действующему законодательству, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, относится к вопросам местного значения городского округа. Просит признать бездействие муниципального образования городской округ «город Камень-на-Оби» в лице администрации г.Камень-на-Оби Алтайского края по установке указанных дорожных знаков незаконным и обязать ответчика установить данные дорожные знаки в соответствии с требованиями ГОСТа и Правил дорожного движения РФ. В судебном заседании представитель Каменского межрайонного прокурора Б. настаивает на заявленных требованиях, ссылаясь на основания, указанные в заявлении, пояснив, кроме того, что в ходе прокурорской проверки проведенной *** установлено отсутствие указанных в заявлении дорожных знаков: 2.1. «Главная дорога» в количестве *** на .... по четной и нечетной сторонам дороги при пересечении с ...., ...., .... и на четной стороне .... при пересечении ее с ...., одного знака 2.4. «Уступи дорогу» на .... на нечетной стороне дороги при пересечении с ....; знаков 8.13 «Направление главной дороги» на .... на четной стороне дороги при пересечении с .... и на .... на нечетной стороне дороги при пересечении с .... вместе со знаком 2.1. «Главная дорога». Просит обязать ответчика установить необходимые дорожные знаки в срок до ***. Дорожный знак 3.27 «Остановка запрещена» при пересечении с .... установлен. Представители ответчика - администрации г.Камень-на-Оби и третьего лица - «Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел «Каменский» Алтайского края» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще. С учетом мнения прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных представителей. В представленном в суд ходатайстве, представитель ответчика - К., действующий на основании доверенности, иск не признал, указав, что администрацией г.Камень-на-Оби выполняются требования действующего законодательства в области безопасности дорожной деятельности, в этих целях утверждена муниципальная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в .... на *** годы, где на указанные выше цели с разбивкой по годам предусмотрено выделить денежные средства. Полагает, что мотивы, приведенные прокурором в обоснование своих требований, сводятся к контролю за деятельностью органа местного самоуправления, в том числе и со стороны судебных органов, и по этой причине иск также не подлежит удовлетворению Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему. Федеральным Законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 1). В соответствии со ст. 12 данного закона, содержание дорог на территории РФ должно обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (ст. 24). Согласно п. 6 ст.13 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования г.Камень-на-Оби Алтайского края, к полномочиям администрации города относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Из муниципальной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в .... на *** годы», утвержденной постановлением администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края № от *** с последующими изменениями, следует, что запланирована установка световозвращающих дорожных знаков на стойке в количестве *** штук за счет средств городского бюджета в определенные периоды с ***. Согласно п. 4.1.1 ГОСТа Р 50597, автомобильные дороги, а так же улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ Р 52290 и размещенными по ГОСТ Р 52289. Пункт 4.1.5 указанного ГОСТа предусматривает замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток. Согласно п.5.3.2. ГОСТа Р 52289-2004 и в соответствии с Правилами дорожного движения РФ, знак 2.1 "Главная дорога" устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков, а в населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой. Согласно п. 5.9.17 табличку 8.13 "Направление главной дороги" применяют со знаками 2.1, 2.4, 2.5 для указания направления главной дороги на перекрестке, где она изменяет свое направление. При размещении знаков на стойках табличку размещают под знаком. При размещении знаков на консольных опорах или над проезжей частью, обочиной или тротуаром табличку помещают справа от знака. Согласно п. 5.4.25 Знак 3.27 "Остановка запрещена" применяют для запрещения остановки и стоянки транспортных средств.Знаки 3.27-3.30 устанавливают на той стороне дороги, на которой вводится запрещение. В соответствии с п. 5.3.6 ГОСТа Р 52289-2004, а также в соответствии с Правилами дорожного движения РФ, знак 2.4 "Уступите дорогу" применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - транспортным средствам, движущимся по главной дороге. Знак 8.13 «Направление главной дороги» устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1-2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль. В судебном заседании установлено, что *** комиссией в составе представителей администрации ...., комитета по ЖКХ и строительству, ОГИБДД МОВД «Каменский», МУ ГАДН по АК и РА Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ООО «ДСУ» проведена комплексная проверка городских дорог, по результатам которой установлено отсутствие дорожных знаков 2.1. «Главная дорога» по .... по четной и нечетной сторонам дороги на пересечении с .... ...., один с ...., а также отсутствие дорожных знаков 3.27 «Остановка запрещена» при пересечении с .....13 «Направление главной дороги» при пересечении с .... и дорожного знака 2.4. «Уступи дорогу». Из акта прокурорской проверки от *** следует, что установлено отсутствие по .... указанных в заявлении дорожных знаков: 2.1. «Главная дорога» в количестве *** штук по четной и нечетной сторонам дороги .... на пересечении с .... .... и на четной стороне .... при пересечении ее с ...., одного знака 2.4. «Уступи дорогу» на .... на нечетной стороне дороги при пересечении с ....; *** знаков 8.13 «Направление главной дороги» на .... на четной стороне дороги при пересечении с .... и на .... на нечетной стороне дороги при пересечении с .... и там же отсутствие знака 2.1. «Главная дорога». Отсутствие дорожных знаков не оспаривалось представителем администрации г.Камень-на-Оби в представленном ходатайстве. Согласно информации начальника «Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел «Каменский» ....» за *** *** года на территории .... из-за отсутствия знаков приоритета произошло *** дорожно-транспортных происшествий. Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией .... допущено бездействие по установке дорожных знаков: 2.1. «Главная дорога» в количестве *** штук на .... по четной и нечетной сторонам дороги при пересечении с ...., .... и на четной стороне .... при пересечении ее с ...., одного знака 2.4. «Уступи дорогу» на .... на нечетной стороне дороги при пересечении с ....; знаков 8.13 «Направление главной дороги» на .... на четной стороне дороги при пересечении с .... и на .... на нечетной стороне дороги при пересечении с .... вместе со знаком 2.1. «Главная дорога». Отсутствие дорожных знаков, регламентирующих приоритет в движении транспортных средств на перекрестках (2.1. «Главная дорога» и 2.4 «Уступи дорогу»), а также других дорожных знаков, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью его участников (водителей, пассажиров, пешеходов), то есть неопределенного круга лиц. Доводы представителя ответчика о том, что администрацией .... выполняются требования действующего законодательства в области безопасности дорожной деятельности, для чего утверждена целевая программа, являются не состоятельными, так как никаких конкретных действий направленных на установку дорожных знаков 2.1. «Главная дорога» на .... при пересечении с ...., знака 2.4. «Уступи дорогу» на .... на нечетной стороне дороги при пересечении с ....; знаков 8.13 «Направление главной дороги» на .... на четной стороне дороги при пересечении с .... и на .... на нечетной стороне дороги при пересечении с .... вместе со знаком 2.1. «Главная дорога», администрацией г.Камень-на-Оби не предпринималось. Недостаточность в бюджете муниципального образования денежных средств, не освобождает администрацию города от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции. Так же не состоятелен довод ответчика о том, что мотивы приведенные прокурором в обоснование обращения в суд, сводятся к контролю за деятельностью органа местного самоуправления. В данном случае прокурор обосновал свое обращение в суд уже нарушенными правами и законными интересами неопределенного круга лиц, в результате бездействия ответчика. В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке. С учетом изложенного и наличие на пересечении .... и .... дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена», требования истца подлежат удовлетворению частично. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Каменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие муниципального образования городской округ «город Камень-на-Оби» в лице администрации г.Камень-на-Оби Алтайского края по установке по .... дорожных знаков: 2.1. «Главная дорога» в количестве *** штук на .... по четной и нечетной сторонам дороги при пересечении с .... и на четной стороне .... при пересечении ее с ...., одного знака 2.4. «Уступи дорогу» на .... на нечетной стороне дороги при пересечении с ....; знаков 8.13 «Направление главной дороги» на .... на четной стороне дороги при пересечении с .... и на .... на нечетной стороне дороги при пересечении с .... вместе со знаком 2.1. «Главная дорога». Обязать администрацию города Камень-на-Оби Алтайского края согласно требований Правил дорожного движения РФ и ГОСТа Р 50597, в срок до ***, установить в .... по четной и не четной сторонам дороги *** дорожных знаков 2.1 «Главная дорога», а именно: на пересечении .... с .... по четной и не четной стороне .... - установить *** дорожных знака 2.1 «Главная дорога»; на пересечении .... с .... по четной и не четной стороне .... - установить *** дорожных знака 2.1 «Главная дорога»; на пересечении .... с .... по четной и не четной стороне .... - установить *** дорожных знака 2.1 «Главная дорога»; на пересечении .... с ул. .... по четной и не четной стороне .... - установить *** дорожных знака 2.1 «Главная дорога»; на пересечении .... с .... по четной и не четной стороне .... - установить *** дорожных знака 2.1 «Главная дорога»; на пересечении .... с .... по четной стороне .... - установить *** дорожный знак 2.1 «Главная дорога»; а также обязать администрацию .... согласно требований Правил дорожного движения РФ и ГОСТа Р 50597, в срок до ***, установить в .... дорожные знаки: на пересечении .... с .... на нечетной стороне дороги .... - установить *** дорожный знак 2.4. «Уступи дорогу»; на пересечении .... с .... на четной стороне дороги .... - установить *** дорожный знак 8.13 «Направление главной дороги»; на пересечении .... и .... на нечетной стороне дороги .... - установить *** дорожный знак 2.1. «Главная дорога» и *** дорожный знак 8.13 «Направление главной дороги». В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, через Каменский городской суд. Судья И.Г.Зыкова