РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 июня 2012 года г. Камень - на - Оби Каменский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего Балакиревой А.Ю., при секретаре Шамсоновой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-368/2012 года по иску Третьяковой Е.А. к администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края о признании права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, УСТАНОВИЛ: Истец Третьякова Е.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Камень - на - Оби Алтайского края о признании права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, указав, что постановлением администрации г. Камень-на-Оби от *** она была включена в общий список и одновременно в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений. Жилищная комиссия при администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края *** вынесла заключение о невозможности предоставления истцу безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, ввиду того, что она на момент обращения достигла ....-летнего возраста. С указанным заключением истица не согласна, считает, что постановлением № «Об утверждении положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края» предусмотрено ее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, поскольку она как относящаяся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была поставлена ответчиком на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ею 23 - летнего возраста, поэтому достижение 23-летнего возраста на момент подачи заявления о предоставлении субсидии не является основанием к отказу в предоставлении субсидии на приобретение жилья. Истец просит признать ее право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья. В судебном заседании истец Третьякова Е.А. заявленные требования уточнила, просила признать за ней право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, а также обязать ответчика направить заявку в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи о включении ее в сводный список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, имеющих право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Также пояснила, что она *** в возрасте .... лет ответчиком была поставлена на учет, как относящаяся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющая закрепленного жилого помещения и нуждающейся в жилом помещении. *** она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. *** жилищная комиссия при администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края вынесла заключение о невозможности предоставления ей субсидии, поскольку на момент обращения с заявлением она достигла ....-летнего возраста. Считает, что достижение 23-летнего возраста на момент подачи заявления о предоставлении субсидии не является основанием к отказу в ее предоставлении, поскольку она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ею 23-летнего возраста, о том, что ей необходимо было обратиться с заявлением о предоставлении безвозмездной субсидии до достижения 23-летнего возраста она не знала. Обязанности опекуна с .... года после смерти матери выполнял ее дед - О. Отца она никогда не видела, поскольку тот ..... В период с *** по *** она обучалась во втором классе средней школы № в г.Камень-на-Оби. После окончания школы с .... года она проживала на территории г.Камень-на-Оби, поскольку с *** училась в Профессиональном училище № г.Камень-на-Оби по профессии ...., окончила его ***, затем училась в Профессиональном училище № г. Камень-на-Оби по профессии ...., отчислена из училища ***. Проживала в общежитии по ул. .... в г.Камень-на-Оби. В период с *** по *** она была временно зарегистрирована по .... в ...., затем проживала без регистрации по .... -.... в ...., затем по .... .... .... вместе с сожителем К., в период с *** по *** была зарегистрирована по адресу: ...., хотя фактически в данный период проживала по .... С *** она постоянной регистрации не имеет, проживает также по .... в г.Камень-на-Оби. Ответчик отказал ей в предоставлении безвозмездной субсидии в связи с достижением ей ....-летнего возраста, а также в связи с отсутствием регистрации (прописки) на территории г. Камень-на-Оби. Считает данные основания незаконными, поскольку она фактически в течение длительного времени проживает на территории г.Камень-на-Оби, имеет статус лица оставшегося без попечения родителей, встала на учет в качестве нуждающейся до достижения ею 23-ленего возраста, собственного либо закрепленного жилья она не имела и не имеет. Представитель ответчика - администрации г.Камень-на-Оби Алтайского края Власов С.А. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что с заявлением о предоставлении субсидии истица обратилась после достижения ею 23 летнего возраста и не имела регистрации (прописки) в г.Камень-на-Оби. Представитель третьего лица Управления по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, в представленном отзыве возражал против удовлетворения требований истца, так как Третьякова Е.А. с заявлением о предоставлении ей безвозмездной субсидии обратилась после достижения 23-летнего возраста. Суд, выслушав истца Третьякову Е.А., представителя ответчика Власова С.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с абзац. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21декабря 1996 года). В соответствии со ст. 4 Закона Алтайского края № 72-ЗС от 31 декабря 2004 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Алтайского края. Порядок предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края установлен Положением о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края от 15 января 2008 № 8 ( далее по тексту - Положение). В соответствии с п. 3.1 Положения право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору социального найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не исполнилось 23 года. Согласно п. 4.3 Положения структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства, органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают документы, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии. *** Третьякова Е.А. обратилась в администрацию г. Камень - на - Оби Алтайского края с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилья в связи с тем, что она относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Жилищной комиссией при администрации г. Камень - на - Оби *** вынесено заключение о невозможности предоставления истцу безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с достижением возраста .... лет на момент обращения с заявлением (л.д. №). В судебном заседании представитель ответчика пояснил также, что основанием для отказа в предоставлении Третьяковой Е.А. безвозмездной субсидии послужило также отсутствие у последней регистрации (прописки) на территории г.Камень-на-Оби, которая является необходимой в соответствии с Положением «О порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края» от 15.01.2008 года № 8. Справка комитета по образованию администрации г. Камень-на-Оби, выданной *** подтверждает, что Третьякова Е.А., *** года рождения, относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на льготы, обеспеченные ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. №). В соответствии с постановлением администрации г. Камень - на - Оби Алтайского края № от *** Третьякова Е.А. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, включена в общий список и льготный список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений (л.д. №). Из имеющихся в материалах дела сообщений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, а также сообщений филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю следует, что Третьякова Е.А. не имеет жилых помещений и строений. Из изложенного следует, что Третьякова Е.А., имея статус ребенка, оставшегося без попечения родителей не имела закрепленного жилья, поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в возрасте до 23 лет в категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья. Судом также установлено, что Третьякова Е.А. другого жилья не имела и в настоящее время не имеет, что не оспаривалось и представителем ответчика в судебном заседании. Основанием невозможности предоставления Третьяковой Е.А. безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в заключении жилищной комиссии администрации г. Камень-на-Оби указано на обращение с заявлением Третьяковой Е.А. по достижении ....- летнего возраста. Довод ответчика о том, что кроме достижения Третьяковой Е.А. возраста 23 лет основанием невозможности предоставления безвозмездной субсидии явилось также отсутствие у истицы регистрации (прописки) в г.Камень-на-Оби Алтайского края является несостоятельным, поскольку в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, сформулированными в Постановлениях от 04.04.1996 года № 9-П и от 02.02.1998 г. № 4-П, а также в Определениях от 13.07.2000 г. № 185-О, от 05.10.2000 г. № 1999-О, от 06.10.2008 г. № 619-О-П, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. Как следует из паспорта истицы Третьякова Е.А. с *** регистрации не имеет. Однако, в судебном заседании из пояснений истицы, а также других имеющихся материалов дела (справок, заявлений Третьяковой Е.А., свидетельства о регистрации по месту пребывания, паспорта истицы) установлено, что Третьякова Е.А. длительное время фактически проживает на территории г.Камень-на-Оби Алтайского края, в настоящее время по .... г.Камень-на-Оби. Таким образом, доводы ответчика об отсутствии у истицы официальной регистрации (прописки) в г. Камень-на-Оби Алтайского края не могут быть приняты судом во внимание, поскольку применение в данном случае предписания, установленного Положением о наличии регистрации (прописки) означало бы неправомерное ограничение социальной защиты лиц, относящихся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и привело бы к нарушению принципов равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что администрацией города Камень-на-Оби Алтайского края незаконно вынесено заключение о невозможности предоставления Третьяковой Е.А. безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, поскольку на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Третьяковой Е.А. не исполнилось 23 года, до исполнения ей 23 лет она была поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в возрасте до 23 лет в категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья. При таких обстоятельствах исковые требования Третьяковой Е.А. подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Третьяковой Е.А. удовлетворить. Признать право Третьяковой Е.А. на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, как за лицом, относящимся к категории граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать администрацию г.Камень-на-Оби Алтайского края направить заявку в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи о включении Третьяковой Е.А. в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, имеющих право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в течение одного месяца. Мотивированное решение изготовлено ***. Судья А.Ю. Балакирева