РЕ Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы
на постановление об административном наказании
г. Камень на Оби ---- года
Каменский городской суд Алтайского края в составе судьи Штро А.Я.,
при секретаре Шамсоновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело *** по жалобе Сачко А.Г. на постановление по делу об административном правонарушении,
Установил:
Сачко А.Г. обратился в суд с жалобой на постановление об административном правонарушении указав, что ---- года государственным инспектором РФ по охране природы на территории Алтайского края и Республике Алтай Иванниковой Ю.Ю. было вынесено постановление, которым его признали виновным в нарушениях, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ. Просит отменить обжалуемое постановление и производство по делу прекратить.
В судебном заседании заявитель Сачко А.Г. на доводах жалобы настаивает, пояснив, что он, как генеральный директор предприятия, не бездействует, а наоборот, принимает все меры по обеспечению исполнения требований указанного выше Федерального закона. Процесс по паспортизации оставшихся четырех видов опасных отходов тормозится и отсутствием необходимых финансовых средств, поскольку обеспечение исполнения указанного закона требует значительных финансовых затрат.
Выслушав Сачко А.Г., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» (ФЗ №7от 10.01.2002) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности)устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу требований ст. 14 указанного выше ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами 1-4 класса опасности.
Обязательность и порядок паспортизации опасных отходов установлены постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 года № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведение паспортизации опасных отходов», ГОСТ 30774-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования» и приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 г. № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода».
Работу по паспортизации опасных отходов, ведению государственного кадастра отходов и государственный учет в области обращения с отходами, согласно п.5.3.7 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 года № 570, в силу пункта 2.2 которого индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности.
Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 г. № 511.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В судебном заседании бесспорно установлено, что ---- года государственным инспектором РФ по охране природы на территории Алтайского края и республики Алтай Иванниковой Ю.Ю. в отношении Сачко А.Г. вынесено постановление *** о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, на основании акта проверки от ---- года *** с приложениями, протокола об административном правонарушении от ---- года и других документов.
Основанием признания Сачко А.Г. виновным в указанном правонарушении послужило его бездействие в оформлении паспортов на четыре вида опасных отходов производства в ЗАО «Каменский маслосыркомбинат».
Сачко А.Г. с ---- года избран общим собранием акционеров генеральным директором ЗАО «Каменский маслосыркомбинат», до избрания работал также в указанной должности, и в соответствии с его компетенцией, определенной Уставом общества, на него возложена обязанность по обеспечению работы Общества, связанной с соблюдением законодательства об охране окружающей среды.
Однако, с вынесенным государственным инспектором постановлением в отношении Сачко А.Г. по ч.2 ст.8.2 КоАП РФ суд согласиться не может в связи с неправильным установлением обстоятельств дела.
Согласно приказа по ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» от ---- года, в целях повышения эффективности работы предприятия, увеличения производственных мощностей, увеличения объемов переработки молока в сутки, внедрения в производство нового вида продукции «сгущенная молочная сыворотка» (переработка вторичного сырья) для сокращения затрат на производство в целом, предусмотрены мероприятия по проведению работ по восстановлению котельной, автомойки, проведения косметического ремонта цеха по выработке сыра, установления дополнительного оборудования для хранения, переработки молока и выработки сыров и масла.. Данным приказом предусмотрены и другие мероприятия. Для указанных выше целей предусмотрена приостановление частично работы предприятия с ---- года по ---- года.
Договором ***п от ---- года, заключенным между ФГУ Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому ФО» и ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» предусмотрена работа по разработке паспортов на опасные отходы, определена стоимость работ, и срок выполнения работ.
Письмом от ---- года *** Южно-Сибирское управление Ростехнадзора уведомляет ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» о том, что согласовывает паспорта и выдает свидетельства на 9 видов отходов. Отсальные материалы по паспортизации опасных отходов, включенные в ФККО, возвращают на доработку по причине несоответствия требованиям приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ---- года *** «Об организации работы по паспортизации опасных отходов». Также уведомило предприятие об отправке в Управление государственного экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для организации проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды материалов по паспортизации отходов, не включенных в ФККО. Обещали в десятидневный срок с момента получения Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора информации от Управления государственного экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщить информацию о результатах проведения проверки.
---- года за *** генеральный директор филиала ЦЛАТ по Алтайскому краю предложил ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» предоставить акты отбора проб и протоколы компонентного состава, выполненные лабораторией для следующих видов отходов:
Разнородные отходы бумаги и картона;
Отходы их жироотделителей, содержащие растительные жировые продукты.
Предлагает провести лабораторные исследования по определению компонентного состава отходов на основании дополнительного соглашения (приложение 2), так как согласно *** договора «В случае увеличения объема работ стоимость договора изменяется. Оформление дополнительным соглашением, которое является неотъемлемой частью настоящего договора».
Согласно дополнительного соглашения к договору ***п от ---- г., предлагается утвердить дополнительную смету в связи с увеличением объема работ.
Согласно дополнительной сметы на проведение работ по договору ***п от ---- г., смета утверждается в сумме 9204 руб.
В связи с тем, что предприятие не работало и не получало доходов от основного вида деятельности по переработке молока за период со второго квартала до конца года были получены убытки в сумме 1976 тысяч рублей, подтвержденные представленным отчетом о прибылях и убытках.
Отсутствие доходов послужило причиной несвоевременной оплаты по договору ***п от ---- года, заключенного с ЦЛАТИ по Алтайскому краю в сумме 67000 рублей.
Кроме того, ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» был заключен договор поставки оборудования и приборов и произведена оплата. Данное оборудование необходимо для приведения в соответствие с разрешением *** от ---- года ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По указанному договору оплата в связи с простоем была произведена только в ---- Несвоевременность оплаты привела к задержке поставки оборудования и соответственно нарушило сроки оформления документов по установлению лимитов.
Представленные в судебное заседание указанные выше документы свидетельствуют о том, что на момент проведения проверки в ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» и составлении протокола об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.
При привлечении Сачко А.Г. к административной ответственности не учтено, что на момент проведения проверки работы по паспортизации опасных отходов продолжалась, но не была завершена по причине отсутствия денежных средств на оплату лабораторных исследований, требующих продолжительного времени.
Субъективная сторона данного вида административного правонарушения может выражаться в форме умысла либо неосторожности.
Анализ представленных в судебное заседание доказательств указывает на отсутствие субъективной стороны в составе данного административного правонарушения, поскольку генеральным директором принимаются меры по паспортизации опасных отходов производства, подтверждение их классификации. Однако, на момент проведения проверки, данные мероприятия не были закончены, поскольку требуют длительного времени для проведения специализированной организацией лабораторных исследований, следовательно, обвинять должностное лицо в умысле или неосторожности в данном случае суд полагает неверным.
Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях должностного лица - генерального директора ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» Сачко А.Г., что влечет отмену постановления государственного инспектора РФ по охране природы на территории Алтайского края и Республики Алтай от ---- года по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Сачко А.Г.
В соответствии со ст. 30.7 ч.1 п.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 30.7 ч.1 п.3, КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ по охране природы на территории Алтайского края и Республики Алтай от ---- года *** о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей должностному лицу - генеральному директору ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» Сачко А.Г. по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в десятидневный срок со дня его вынесения.
Судья А.Я. Штро