умышленное причинение смерти



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Камбарка 14 ноября 2011 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе: судьи Шкляева А.П., при секретаре Першиной Г.В. с участием заместителя прокурора Камбарского района Мымрина А.А., обвиняемого В. его законного представителя В.Е. защитника - адвоката Г., представившей удостоверение № ХХ и ордер № ххххх от 14.11 2011г., рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

В., судимого хх апреля 2008 года Камбарским районным судом УР по п.п «а,б» ч.2 ст. 158; п. «а» ч.3 ст. 158; ч.1 ст. 105 УК РФ

УСТАНОВИЛ:

В. совершил общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законом- умышленное причинение смерти другому человеку ( убийство) при следующих обстоятельствах.

хх апреля 2011 года в вечернее время В. и К. употребляли спиртные напитки в доме по адресу: (персональные данные исключены). В период с 21 часа 27 апреля по 08 часов хх апреля 2011 года В., находясь в доме по вышеуказанному адресу в состоянии временного психического расстройства в форме острой интоксикации алкоголем с нарушениями восприятия, в силу которого не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, взял со стола на кухне нож, и нанес им множество ударов К. в область шеи, причинив ей тем самым колото-резанное ранение передней поверхности шеи с полным пересечением гортани и трахеи, повреждением обеих наружных яремных вен, сопровождавшееся массивной кровопотерей, которое квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

К. скончалась на месте происшествия в результате получения колото-резанного ранения передней поверхности шеи, с полным пересечением гортани и трахеи, повреждением обеих наружных яремных вен осложнившегося массивной кровопотерей.

Факт совершения уголовного деяния В. нашел свое подтверждение показаниями В. в отношении которого рассматривается вопрос о применении принудительной меры медицинского характера, показаниями потерпевшего, свидетелей и другими исследованными доказательствами по делу.

Так В. в суде показал, что хх апреля 2011 года вечером пришла к нему домой К. дала ему деньги на приобретение спиртного, Он купил две бутылки водки которую стали распивать. Выпив 2-3 рюмки, К. уснула на диване. Он употребил купленную водку один, после чего уснул за столом на кухне. Ночью его кто-то стал будить, открыв глаза, показалось что его будит ведьма с растрепанными волосами. Чтобы избавиться от нее он взял нож и 3-4 раза полоснул ее по шее, от чего ведьма упала на пол. А он выпил остатки водки и вновь уснул за столом. Проснувшись утром пришел в себя и увидел К. мертвую, тогда понял, что он ножом убил ее ночью. Он поехал в полицию и сообщил о случившемся.

Свидетель В., показала, что с В. они ранее состояли в браке и около 15 лет совместно не проживают. Причиной развода стало постоянное злоупотребление В. спиртных напитков, его неадекватное поведение в состоянии алкогольного опьянения агрессивность, отсутствие контроля за поведением. В течение около 2-х лет В. проживает по адресу: (персональные данные исключены), он продолжает злоупотреблять спиртными напитками с жителями села.

Она знает К. как добрую отзывчивую женщину, склонную к употреблению спиртных напитков. Кто ее убил ей не известно.

Из оглашенных по ходатайству заместителя прокурора и с согласия стороны защиты показаний К., следует, что его жена К., в течение 30 лет злоупотребляла спиртными напитками. Если уходила в «запой» она могла не появляться дома неделями. Могла пить по две недели подряд. По характеру она была спокойная и заботливая. хх апреля 2011 вечером она ушла из дома и не пришла он ее искал но не нашел. хх апреля 2011 года около 10 часов ему сообщили, что труп К. обнаружили в доме В. проживающего по соседству. ( т.1 л. 56-58)

Свидетель С., чьи показания были оглашены в суде по ходатайству заместителя прокурора с согласия стороны защиты показал, что В. проживает в (персональные данные исключены), один, злоупотребляет спиртными напитками. С В. неоднократно распивал спиртное в его доме. Иногда к В. для употребления спиртного приходила К.

хх апреля 2011 года с 21 до 22 часов он пришел домой к В. чтобы у него выпить. В доме находились В. и К., которые употребляли спиртное. Оба они были в состоянии сильного алкогольного опьянения, но ориентировались в окружающей обстановке. Выпив спиртное около 22 часов он ушел от В.. хх апреля 2011 года от жителей с.Ш. он узнал, что В. убил К.. Ранее в доме у В. он видел два кухонных ножа, один с ручкой черного цвета, второй – зеленого цвета. Ножи хранились в выдвижном ящике стола кухни.(т.1, л.д.74-77)

Оглашенные по ходатайству заместителя прокурора и с согласия стороны защиты показания свидетеля М. по существу аналогичны показаниям свидетеля С. (т. 1, л.д. 78-81)

Свидетель Г., чьи показания оглашены в суде по ходатайству заместителя прокурора и с согласия стороны защиты показал, что он работает оперативным уполномоченным группы уголовного розыска ГУ «Отдел МВД РФ по Камбарскому району» хх апреля 2011 года около 08-09 часов в помещение полиции пришел В., и сообщил, что он убил соседку, ударив ее ножом в шею. С целью проверки заявления в составе следственно-оперативной группы он выехал по адресу: (персональные данные исключены), где обнаружил труп женщины с колото-резаными ранами шеи. Во время беседы В. рассказал, что с 27 на хх апреля 2011 года он и потерпевшая К. употребляли спиртные напитки. Опьянев он уснул на кухне за столом. Ночью кто-то стал его будить, открыв глаза, ем у представилось, что перед ним стоит лохматая, страшная ведьма. Он взял со стола нож, и нанес ей несколько ударов. Проснувшись утром он увидел, что на кухне лежащую на полу К. признаков жизни. (1, л.д. 82-84)

Свидетель С., чьи показания оглашены в суде по ходатайству заместителя прокурора и с согласия стороны защиты показал, что он работает дежурным по ОВД по Камбарскому району. хх апреля 2011 года около 08-09 часов утра в дежурную часть пришел В., который сообщил, что он убил соседку, нанеся ей ножевые ранения в шею. На место преступления он направил сотрудников полиции. В. был с похмелья, но был в адекватном состоянии, на вопросы отвечал последовательно. (т. 1, л.д. 85-87)

Рапортом об обнаружении признаков преступления, из которого следует, что хх апреля 2011 года по адресу: (персональные данные исключены), обнаружен труп К. с признаками насильственной смерти. (т, 1, л.д. 19)

Рапортом ДПНО ОВД по Камбарскому району от хх апреля 2011 года, согласно которому хх апреля 2011 года в 08 часов 45 минут поступило сообщение от гр-на В. что по адресу: "данные изъяты" находится труп К. (т, 1, л.д. 22)

Протоколом осмотра места происшествия, согласно которому хх апреля 2011 года в комнате дома по адресу: "данные изъяты", обнаружен труп женщины с признаками насильственной смерти. На передней поверхности шеи слева, имеется рана с волнистыми гладкими краями и концами, приближающимся к остроугольным. Длина раны около 11 см. с сопоставимыми краями. Рана расположена горизонтально. От нижнего края раны имеется дополнительный разрез по направлению вправо и вниз длиной 1 см. От верхнего края раны имеется дополнительный поверхностный надрез длинной 1,5 см. В ране видны повреждения хряща, гортани, мышцы.

В одной из комнат, рядом с трупом обнаружен матрац с пятнами вещества бурого цвета, с которого сделаны срезы. На столе кухни дома обнаружен и изъят кухонный нож из серебристого металла с ручкой черного цвета, на поверхности которого имеются пятна бурого цвета, похожие на кровь.(т. 1, л.д. 24-36)

Заключением эксперта № 44 от хх июня 2011 года, согласно которому на трупе К. обнаружены телесные повреждения характера: колото-резанное ранение передней поверхности шеи с полным пересечением гортани и трахеи, повреждением обеих наружных яремных вен, сопровождавшееся массивной кровопотерей, которое квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Причиной смерти К. явилось колото-резанное ранение передней поверхности шеи, с полным пересечением гортани и трахеи, повреждением обеих наружных яремных вен, осложнившегося массивной кровопотерей.

В момент причинения телесных повреждений потерпевшая располагалась передней поверхностью тела к травмирующему предмету.

Все повреждения прижизненные, причинены в короткий промежуток времени.

В процессе получения телесных повреждений, потерпевшая потеряла возможность совершать активные действия. Смерть потерпевшей наступила за 24-48 часов до начала исследования трупа (09-00 часов хх апреля 2011 года).

В крови трупа обнаружен этиловый алкоголь в концентрации 1,56%, что обычно вызывает алкогольное опьянение средней степени. (т. 1, л.д.123-130)

Заключением эксперта № Д-44 от хх июня 2011 года, согласно которому обнаруженные на трупе повреждения могли быть причинены при обстоятельствах, указанных в показаниях обвиняемого В. (т. 1, л.д. 158-159)

Заключением эксперта № 214 от хх мая 2011 года, согласно которому на джинсах В. срезе ткани с матраса, срезе клеенки, в смыве с пола комнаты № 2 обнаружены следы крови, которые могли произойти от К. (т. 1, л.д. 173-179)

Заключением эксперта № 266 от хх июня 2011 года, согласно которому на ноже с черной рукояткой, изъятого при ОМП xx.04.2011г. в доме по адресу: "данные изъяты" обнаружена кровь человека, которая могла произойти от К. (т. 1, л.д. 194-197)

Заключением эксперта № МК-198 от хх июня 2011 года, согласно которому колото-резаная рана шеи на теле К. могла образоваться от воздействия клинков любого из двух представленных на экспертизу ножей (в том числе - ножа с черной рукоятью, изъятого при ОМП xx.04.2011г. в доме по адресу: "данные изъяты" ). Более точно идентифицировать орудие травмы не представилось возможным ввиду сложного механизма образования раны (т. 1, л.д. 230-233)

Протоколом явки с повинной В. от xx.04.2011 г., из которого следует, что в ночь с 27 на хх апреля 2011 года у себя дома по адресу: "данные изъяты", после совместного распития спиртного с К., нанес ей ножевое ранение в область шеи. После этого перенес труп К. из кухни в комнату. (т.2, л.д.28)

Протоколом проверки показаний на месте от хх апреля 2011 года, из которого следует, что В. на месте показал и рассказал об обстоятельствах нанесения им К. ножевых ранений в доме по адресу: "данные изъяты" (т. 2, л.д. 42-48, 49-55)

Согласно характеристике В. по месту жительства характеризуется посредственно. т.2, л.д.74-80)

Заключением комиссии экспертов № 561 от хх августа 2011 года, согласно которому В. обнаруживает признаки расстройства личности и поведения в связи с синдромом зависимости от алкоголя. Как следует из материалов уголовного дела, а также результатов настоящего клинического психиатрического обследования, в период, относящийся к инкриминируемому ему деянию, В. обнаруживал признаки временного психического расстройства в форме острой интоксикации алкоголем с нарушением восприятия, о чем свидетельствуют данные об употреблении им в тот период алкогольных напитков с развитием физических признаков опьянения, с последующим появлением зрительных обманов восприятия, с дезориентировкой в окружающем, отсутствием критики к своим противоправным действиям. Поэтому В. как совершивший инкриминируемое ему деяние в состоянии временного психического расстройства, не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

По своему психическому состоянию в настоящее время В. может понимать характер и значение уголовного судопроизводства и своего процессуального положения, самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для настоящего уголовного дела и давать показания.

По своему психическому состоянию в настоящее время, учитывая тяжесть совершенного деяния, В., как представляющий опасность для себя и других лиц, в связи с возможностью рецидива алкоголизации и возникновения психотического состояния, а также в связи с наличием интеллектуально-мнестических и эмоционально-волевых нарушений, нарушений критических и прогностических способностей нуждается в направлении на принудительное лечение в психиатрический стационар специализированного типа. (т. 2, л.д. 10-14)

Судья считает, что все вышеприведенные заключения экспертов составлены в соответствии с требованиями закона и подтверждаются объективными сведениями о личности подсудимого, и не находит оснований ставить под сомнение правильность выводов экспертов.

Оценив исследованные в суде доказательства в их совокупности судья пришел к убеждению, что В. совершил общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законом, предусмотренное ч.1 ст. 105 УК РФ - убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

Согласно заключению комиссии экспертов В. во время совершения инкриминируемого ему деяния не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, то есть он совершил деяние в состоянии невменяемости.

Придя к выводу о том, что в момент совершения предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния В. находился в состоянии невменяемости, он подлежит освобождению от уголовной ответственности по ч. 1 ст. 105 УК РФ

В соответствии со ст. 21 УК РФ не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства.

В соответствии ч. 2 ст. 21 УК РФ лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные УК РФ.

Поскольку выявленное по своему психическому состоянию в настоящее время, учитывая тяжесть совершенного деяния, В., как представляющий опасность для себя и других лиц, в связи с возможностью рецидива алкоголизации и возникновения психотического состояния, а также в связи с наличием интеллектуально-мнестических и эмоционально-волевых нарушений, нарушений критических и прогностических способностей нуждается в направлении на принудительное лечение в психиатрический

стационар специализированного типа, то В. следует назначить принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа, в соответствии п. « в» ч. 1 ст. 99 УК РФ

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 442- 444 УПК РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

В. ободить от уголовной ответственности за совершенное им запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное ч.1 ст.105 УК РФ, а производство по делу прекратить.

На основании п. а» ч.1, и ч.2 ст. 97; п.« в» ч. 1 ст. 99 УК РФ применить в отношении В. нудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа.

Учесть, что мера пресечения в виде заключение под стражу В. отменена постановлением судьи Камбарского районного суда от хх октября 2011 года

Вещественные доказательства: два кухонных ножа уничтожить как не представляющие ценности. Вязаный ковер, вязаную кофту, зимнюю куртку, кофту серого цвета, кроссовки, кепку, джинсовые брюки вернуть их владельцам.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток, через Камбарский районный суд, а В. в этот же срок со дня получения копии настоящего постановления.

Судья Шкляев А.П.