Нарушение должностных обязанностей



дело № 1-23/2011

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 28 марта 2011 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Шкляева А.П. при секретаре Першиной Г.В. с участием прокурора Камбарского района Ф. подсудимого Д, защитника Т. представившего удостоверение №**, и ордер №** рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении :

Д., обвиняемого в совершении преступлений предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ

УСТАНОВИЛ

Д, будучи должностным лицом использовал свои служебные полномочия вопреки интересам службы, совершил деяние из корыстной и иной личной заинтересованности, которое повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций и охраняемых законом интересов общества и государства при следующих обстоятельствах:

Д, проходил службу в органах внутренних дел по Удмуртской республике. Приказом начальника ОВД по Камбарскому району №** назначен на должность <данные изъяты>.

Являясь сотрудником милиции, согласно ст. 3 Закона РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 "О милиции" (далее Закон РФ "О милиции"), Д, должен был строить свою деятельность в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма и гласности. При этом в соответствии со ст. 1, 5, п.п. 1, 9 ст. 10, Закона РФ "О милиции" был обязан:

защищать жизнь и здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;

осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автомототранспортными средствами; организовывать и проводить государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; контролировать исполнение владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности; в предусмотренных федеральным законом случаях предоставлять указанным в нем лицам информацию, относящуюся к осуществлению указанного обязательного страхования.

В соответствии с п.п. 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.8, 2.10, 2.11, 2.12, 2.14 п. 2 должностной <данные изъяты>

(далее должностная инструкция), утвержденной начальником ОВД по Камбарскому району 17 декабря 2009 года Д, обязан был:

рассматривать заявления граждан по регистрации автомототранспорта, утрате ре­гистрационных документов, государственных номерных знаков;

с целью выявления транспортных средств с измененной заводской маркировкой проводить работу по осмотру транспорта перед проведением регистрационных действий;

проверять полноту и законность оформления документов, предоставленных к проведению регистрационных действий.

вести учет утраченных (похищенных), аннулированных бланков специальной продукции ГИБДД;

отвечать за распространение информации гражданам, обратившимся в подразделение РЭП, о порядке осуществления регистрационных действий и другим вопросам;

для выявления похищенного и угнанного авто, мототранспорта проводить работу по проверке всех транспортных средств, с которыми проводят регистрационные действия по базам угнанного и похищенного авто, мототранспорта.

вести учет угнанных и похищенных транспортных средств, вносить корректировку в информационную базу данных ГИБДД;

для предотвращения легализации угнанных и похищенных транспортных средств и выявления документов, находящихся в розыске проводить проверку спецпродукции по базам "Похищенной и утраченной спецпродукции ГИБДД";

проводить государственный технический осмотр транспортных средств физических и юридических лиц.

доводить до населения через средства массовой информации обо всех изменениях касающихся регистрационной работы и технического надзора.

В целях осуществления возложенных обязанностей, в соответствии с п. 4 и 23 ст. 11 Закона РФ "О милиции" Д, был наделен властными полномочиями по отношению к неопределенному кругу лиц и имел право:

требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции;

получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них

запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности.

В соответствии с п.п. 3.4 п. 3 должностной инструкции Д, был вправе запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

Кроме того, Д, в своей деятельности руководствовался нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Удмуртской Республики, а также приказами министра внутренних дел Российской Федерации и министра внутренних дел по Удмуртской Республике, регламентирующих проведение государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.

Таким образом, Д,, работая в органах внутренних дел Российской Федерации, был наделен властными организационно-распорядительными полномочиями в отношении неопределенного круга лиц, не относящихся в его служебной зависимости, то есть являлся должностным лицом – представителем власти.

В силу выполнения своих должностных обязанностей по проведению государственного технического осмотра транспортных средств, Д, должен был знать, что в соответствии с п. 2 Положения "О проведении государственного технического

осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним государственной инспекцией безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел РФ" от 31 июля 1998 года № 880 в редакции Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 106 (далее Положение) при государственном техническом осмотре решаются следующие основные задачи:

а) проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

б) контроль допуска водителей к участию в дорожном движении;

в) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

г) выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;

д) государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения;

е) контроль за выполнением владельцами транспортных средств требований об обязательном страховании гражданской ответственности;

ж) формирование и ведение федеральной информационной базы данных о результатах проведения государственного технического осмотра.

В соответствии с п. 6 Положения для проведения государственного технического осмотра собственник (представитель собственника) обязан предоставить в Госавтоинспекцию транспортное средство и следующие документы:

а) документ, удостоверяющий личность;

б) водительское удостоверение с разрешающими отметками в нем на право управления транспортным средством, предъявленным на осмотр;

в) медицинская справка установленного образца;

г) документ, подтверждающий право владения или пользования и (или) распоряжения транспортным средством;

д) свидетельство о регистрации транспортного средства или технический паспорт и (или) технический талон;

е) платежные документы, подтверждающие внесение установленной платы запроведение государственного технического осмотра, в том числе сиспользованием средств технического диагностирования;

ж) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В ходе проверки предоставляемых документов Д, в соответствии с п. 19 Правил проведения государственного технического осмотра транспортных средств государственной инспекцией безопасности дорожного движения министерства внутренних дел РФ (далее Правила) – Приложение 1 к Приказу МВД РФ № 190 от 15 марта 1999 года в редакции Приказа МВД РФ № 1048 от 01.12.2008 г. "Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств" (далее Приказ МВД РФ № 190) должен был производить проверку на подлинность по соответствующим федеральным информационно-поисковым системам:

водительского удостоверения, а также на предмет наличия соответствующей отметки на право управления транспортным средством, представленным на осмотр;

документов, подтверждающих право владения или пользования и (или) распоряжения транспортным средством и регистрационных документов на транспортное средство, а также

талона о прохождении государственного технического осмотра, выданного собственнику (представителю собственника) транспортного средства при предыдущем осмотре, если транспортное средство проходило осмотр в Государственной инспекции ранее, а также в целях контроля своевременности представления транспортного средства на осмотр.

При этом Д, должен был осуществлять проверку соответствия марки, модели, модификации (типа), цвета, года выпуска, идентификационного номера транспортного средства (VIN), если он присвоен организацией-изготовителем, идентификационных (порядковых производственных) номеров шасси (рамы), кузова (коляски, прицепа), двигателя, государственного регистрационного знака, указанным в регистрационных документах.

В соответствии с п. 20 Правил Д, в соответствии со своими должностными обязанностями при обнаружении признаков подделки водительского удостоверения и (или) документов, подтверждающих право владения или пользования и (или) распоряжения транспортным средством, и регистрационных документов на транспортное средство, государственных регистрационных знаков, изменения заводской маркировки транспортных средств, при несоответствии номеров агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, а также при наличии достаточных оснований полагать, что транспортные средства (номерные агрегаты) или представленные документы находятся в розыске, должен был задержать документы и (или) транспортное средство.

В случае выявления на зарегистрированном транспортном средстве изменений конструкции, подлежащих внесению и не внесенных в регистрационные документы, запретить эксплуатацию транспортного средства.

При проведении осмотра технического состояния транспортных средств Д, должен был руководствоваться Приложением 1 к п. 21 Правил – Перечень нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, в редакции Приказа МВД РФ от 01.12.2008 г. № 1048.

Таким образом, Д, имея продолжительный стаж и большой опыт работы в органах внутренних дел Российской Федерации, являясь должностным лицом, знал, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. № 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", он был обязан руководствоваться требованиями закона, соблюдать служебную дисциплину, уважать, защищать права и свободы человека и гражданина; не совершать поступков, порочащих честь и достоинство сотрудника милиции, подрывающих авторитет правоохранительных органов; соблюдать ограничения; выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами, получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Д,, являясь должностных лицом – <данные изъяты>, осуществляющим функции представителя власти в отношении неопределенного круга лиц, безразлично относился к выполнению требований закона, действуя из корыстных побуждений и иной личной заинтересованности, совершил умышленные преступления против интересов государственной службы и порядка управления при следующих обстоятельствах.

Д, на протяжении нескольких лет был знаком с М., зарегистрированным и проживающим по адресу: <данные изъяты>. За это время между ними сложились дружеские и доверительные отношения, выразившиеся в совместном проведении досуга,

доверии друг к другу. В период времени с <данные изъяты> в дневное время к Д,, находящемуся на своем рабочем месте в кабинете №** по адресу: <данные изъяты>, обратился М. с просьбой выдать талоны государственного технического осмотра на транспортные средства, принадлежащих его знакомым, а именно на транспортные средства:

УАЗ<данные изъяты>, принадлежащее К., ГАЗ-<данные изъяты> принадлежащее Т.А.А., ГАЗ<данные изъяты>, принадлежащее А.З., КамАЗ-<данные изъяты>, принадлежащее А.Н.Н., СЗАП-<данные изъяты>, принадлежащее А.Г.Н.

В это время у Д, из корыстных побуждений и иной личной заинтересованности, выразившейся в ложном понимании дружбы, возник умысел на незаконное оформление и выдачу талонов государственного технического осмотра, М., в связи с чем, на предложение М. Д, ответил согласием, решив незаконно выписать и выдать ему талоны государственного технического осмотра на данные транспортные средства, после чего М. передал Д, копии документов – водительского удостоверения, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства, полиса обязательного страхования автогражданской ответственности и квитанции об уплате госпошлины на каждое из указанных транспортных средств.

Д,, являясь должностным лицом, осуществляющим функции представителя власти, вопреки интересам службы, в период времени с <данные изъяты> находясь на рабочем месте в кабинете №**, из корыстной и иной личной заинтересованности, выраженной в ложном понимании дружбы, осознавая, что он действует в нарушение Положения и Приказа МВД РФ № 190, не проверив подлинность предоставленных М. копий документов, соответствия марки, модели, модификации (типа), цвета, года выпуска, идентификационного номера транспортных средств (VIN), идентификационных (порядковых производственных) номеров шасси (рамы), кузова (коляски, прицепа), двигателя, государственного регистрационного знака данным, указанным в представленных ему копий регистрационных документов, без проведения проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования на соответствие требованиям нормативно правовых актов, правил, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, предусмотренных п. 21 Правил, заполнил талоны государственного технического осмотра: серии <данные изъяты> на транспортное средство УАЗ-<данные изъяты>, принадлежащее К., серии <данные изъяты> на транспортное средство ГАЗ-<данные изъяты>, принадлежащее Т.А.А.;

серии <данные изъяты> на транспортное средство ГАЗ-<данные изъяты>, принадлежащее А.З., серии <данные изъяты> на транспортное средство КамАЗ-<данные изъяты>, принадлежащее А.Н.Н., серии <данные изъяты> на транспортное средство СЗАП-<данные изъяты>, принадлежащее А.Г.Н., внеся в данные талоны сведения о том, что указанные транспортные средства прошли государственный технический осмотр, соответствуют требованиям технического состояния и допущены к дальнейшей эксплуатации. При этом Д, внес соответствующие записи в журнал регистрации выдачи талонов государственного технического осмотра на указанных лиц.

Затем Д,, в период времени с <данные изъяты>, в служебном кабинете передал данные талоны М., который передал их владельцам транспортных средств, для дальнейшей их эксплуатации. М. период с <данные изъяты> в благодарность за совершенные незаконные действия пригласил Д, к себе домой по адресу: <данные изъяты>

<данные изъяты>, где угостил его продуктами питания и спиртными напитками.

Совершая вышеуказанные действия, Д,, осознавал, что незаконно вносит в талоны государственного технического осмотра ложные сведения о прохождении указанными транспортными средствами государственного технического осмотра, а также то, что, выдавая талоны, он фактически дал разрешение на эксплуатацию транспортных средств. При этом Д, не проверил их техническое состояние, не сверил номерные агрегаты и представленные копии документов на подлинность, подвергнув опасности других участников дорожного движения, существенно нарушив права и законные интересы неопределенного круга лиц, подорвав авторитет органов внутренних дел Российской Федерации, выразившийся в создании у граждан мнения о произволе должностных лиц органов внутренних дел и государства в целом, неспособности последнего обеспечить неукоснительное соблюдение Конституции и законов на своей территории, отсутствие со стороны руководящего состава органов внутренних дел надлежащего контроля за исполнением своих должностных обязанностей подчиненными сотрудниками.

Кроме того, в период с <данные изъяты> в дневное время к Д,, находящемуся в рабочем кабинете №**, обратился М. с просьбой выдать талоны государственного технического осмотра на транспортные средства: ГАЗ-<данные изъяты>, принадлежащее М.З., ГАЗ-<данные изъяты>, принадлежащее З.А.И., КамАЗ-<данные изъяты>, принадлежащее И.Р., ВАЗ-<данные изъяты>, принадлежащее П.А.В., ГАЗ-<данные изъяты>, принадлежащее А.Э., ГКБ-<данные изъяты>, принадлежащий А.С.

В это время у Д, из корыстных побуждений и иной личной заинтересованности, выразившейся в ложном понимании дружбы, возник умысел на незаконное оформление и выдачу талонов государственного технического осмотра, М., в связи с чем, на предложение М. Д, ответил согласием, решив незаконно выписать и выдать ему талоны государственного технического осмотра на данные транспортные средства. М. передал Д, копии водительского удостоверения, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства, полиса обязательного страхования автогражданской ответственности и квитанции об уплате госпошлины на каждое из указанных транспортных средств.

Д,, являясь должностным лицом, постоянно осуществляющим функции представителя власти, вопреки интересам службы, в период времени с <данные изъяты> находясь на рабочем месте в кабинете №**, из корыстной и иной личной заинтересованности, выраженной в ложном понимании дружбы, осознавая, что действует незаконно, в нарушение Положения и Приказа МВД РФ № 190, не проверив подлинность предоставленных М. копий документов, соответствия марки, модели, модификации (типа), цвета, года выпуска, идентификационного номера транспортных средств (VIN), идентификационных (порядковых производственных) номеров шасси (рамы), кузова (коляски, прицепа), двигателя, государственного регистрационного знака данным, указанным в представленных ему копий регистрационных документов, без проведения проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования на соответствие требованиям нормативно правовых актов, правил, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, предусмотренных п. 21 Правил, заполнил талоны

государственного технического осмотра: серии <данные изъяты> на транспортное средство ВАЗ-<данные изъяты>, принадлежащее П.А.В., серии <данные изъяты> на транспортное средство ГАЗ<данные изъяты>, принадлежащее А.Э., серии <данные изъяты> на транспортное средство ГКБ<данные изъяты>, принадлежащее А.С., серии <данные изъяты> на транспортное средство ВАЗ<данные изъяты>, принадлежащее Р.Б.И., серии <данные изъяты> на транспортное средство ГАЗ-<данные изъяты>, принадлежащее М.З., серии <данные изъяты> на транспортное средство КамАЗ-<данные изъяты>, принадлежащее И.Р., внеся в данные талоны сведения о том, что указанные транспортные средства прошли государственный технический осмотр, соответствуют требованиям технического состояния и допущены к дальнейшей эксплуатации. При этом Д, внес соответствующие записи и в журнал регистрации выдачи талонов государственного технического осмотра на указанных лиц.

Затем Д, в период времени с <данные изъяты> в рабочем кабинете, передал данные талоны М., который передал их владельцам транспортных средств для дальнейшей эксплуатации транспортных средств. М. в период с <данные изъяты> в знак благодарности за совершенные незаконные действия пригласил Д, в свой дом по адресу: <данные изъяты>, где угостил последнего продуктами питания и спиртными напитками.

Совершая вышеуказанные действия, Д,, осознавал, что незаконно вносит в талоны государственного технического осмотра ложные сведения о прохождении указанными транспортными средствами государственного технического осмотра, а также то, что, выдавая данные талоны, он фактически дал разрешение эксплуатировать транспортные средства. При этом Д, не проверил их техническое состояние, не сверил номерные агрегаты и представленные копии документов на подлинность, подвергнув опасности других участников дорожного движения, существенно нарушив права и законные интересы неопределенного круга лиц, подорвав авторитет органов внутренних дел Российской Федерации, выразившийся в создании у граждан мнения о произволе должностных лиц органов внутренних дел и государства в целом, неспособности последнего обеспечить неукоснительное соблюдение Конституции и законов на своей территории, отсутствие со стороны руководящего состава органов внутренних дел надлежащего контроля за исполнением свих должностных обязанностей подчиненными сотрудниками.

В судебном заседании подсудимый Д, вину свою в содеянном признал полностью и поддержал свое ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. Пояснил, что основания, характер и последствия применения особого порядка и вынесения судебного приговора, пределы его обжалования ему разъяснены и понятны. Ходатайство им заявлено добровольно, после консультаций с защитником в его присутствии.

Государственный обвинитель и защитник указали, что не возражают против рассмотрения дела в особом порядке.

Выслушав государственного обвинителя, подсудимого и его защитника судья считает, что вина Д, в содеянном доказана полностью.

Действия Д,. судья квалифицирует по ч. 1 ст. 285 УК РФ, как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной и иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций и охраняемых законом интересов общества и государства.

Квалифицируя действия Д,. как единое преступление судья исходил из того, что действия подсудимого складываются из идентичных преступных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в совокупности единое

преступление. Действия Д, совершены с единым умыслом в один период времени с <данные изъяты>. Государственный обвинитель ориентировал суд на квалификацию действий Д, как единое преступление.

При определении вида и размера наказания Д, судья учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, а так же влияние назначенного наказания на исправление осужденного.

По месту жительства и работы Д, характеризуется положительно.

Как смягчающее наказание обстоятельство судья учитывает признание подсудимым своей вины, способствование раскрытию и расследованию преступления, а так же наличие малолетнего ребенка.

Отягчающих наказание обстоятельств не установлено.

На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 303-304, 307-309, 316 УПК РФ

ПРИГОВОРИЛ

Признать Д, виновными в совершении преступления предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 20( двадцать тысяч) рублей.

Меру пресечения Д, оставить в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу.

Вещественные доказательства: два журнала вернуть по принадлежности, 8 талонов техосмотра, административный материал уничтожить как не представляющие ценности.

Настоящий приговор может быть обжалован в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его провозглашения.

Этот же приговор не может быть обжалован в виду несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции.

Судья Шкляев А.П.