Учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий



Верховным судом УР в кассационной инстанции данное решение суда было отменено полностью и вынесено новое решение.

Дело № 2-253/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 12 июля 2010 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Ефимова С.Л.,

При секретаре Дьячковой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации МО «Камбарский район» об оспаривании бездействия Администрации МО «Камбарское» по ведению учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 01 января 2009 года по г. Камбарке Удмуртской Республики; об обязании Администрацию МО «Камбарское» принять от Администрации МО «Камбарский район» книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и их учетные дела по г. Камбарке и осуществлять учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г. Камбарке УР в соответствии с действующим законодательством,

Установил:

Администрация МО «Камбарский район» обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации МО «Камбарское» по ведению учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 01 января 2009 года по г. Камбарке; об обязании Администрацию МО «Камбарское» принять от Администрации МО «Камбарский район» списки граждан и учетных дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г. Камбарке и осуществлять учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г. Камбарке в соответствии с действующим законодательством, указывая, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Осуществление указанного вопроса местного значения не возможно без ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, так как согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Согласно Закона УР от 19.10.2005 года № 58-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления в Удмуртской Республике по месту жительства.

Частью 1.1 статьи 83 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливался переходный период до 01 января 2009 года. В указанный переходный период Законом Удмуртской Республики определялся порядок решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований в УР (Закон УР от 10.09.2007 года № 44-РЗ). Вопрос местного значения поселения, предусмотренный пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на территории МО «Камбарское» до 01 января 2009 года осуществлялся Администрацией Камбарского района УР согласно статье 1 Закона УР от 10.09.2007 года № 44-РЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований в Удмуртской Республике» и статье 2 Закона УР от 19 октября 2005 года № 58-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В соответствии с пунктом 6 статьи 35 Устава МО «Камбарское» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в МО «Камбарское» и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям Администрации МО «Камбарское». В связи с завершением переходного периода Администрацией Камбарского района УР в адрес главы Администрации МО «Камбарское» было направлено обращение о необходимости принятия списка граждан и учетных дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г. Камбарка. Был получен ответ, что прием учетных документов и списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, будет производиться только после проведения процедуры разграничения имущества и передачи на уровень поселения муниципального жилищного фонда.

После повторного обращения Администрации Камбарского района УР к Главе Администрации МО «Камбарское» с просьбой определить должностных лиц Администрации МО «Камбарское» для включения в состав комиссии по передаче документов по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по г. Камбарка и полученного из Администрации МО «Камбарское» ответа, распоряжением Администрации Камбарского района УР от 2009 года была создана комиссия по передаче документов по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по г. Камбарка. Учетные документы, имеющиеся в Администрации Камбарского района УР, были приняты Администрацией МО «Камбарское», но позднее без указания причин были возвращены в Администрацию Камбарского района.

В Администрации Камбарского района хранятся учетные дела и журналы регистрации граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся с 1972 года, образовавшиеся в период работы исполнительного комитета горсовета, Администрации г. Камбарка, Администрации Камбарского района. Всего в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоит 418 человек. Поскольку учетные документы, имеющиеся в Администрации Камбарского района УР, принимались Администрацией МО «Камбарское», то Администрация Камбарского района была убеждена, что Администрация МО «Камбарское» продолжает ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Но исходя из отчета Главы МО «Камбарское» за 2008-2009 год в разделе «Жилье», представленного на рассмотрение Совета депутатов МО «Камбарское» "дата обезличена", Администрация МО «Камбарское» с 01.01.2009 года ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории г. Камбарка. С указанного периода на учете состоит - 6 семей. Таким образом, Администрация МО «Камбарское» осуществляет деление граждан на тех, кто был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2009 года и тех, которые обратились с 01 января 2009 года непосредственно в Администрацию МО «Камбарское» за постановкой на учет и ранее не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Администрация МО «Камбарское» осуществляет учет последних и категорически отказывается осуществлять общий учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на территории г. Камбарка в соответствии с жилищным законодательством.

Учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях представляет собой непрерывный процесс. Ведение учета граждан нуждающихся в жилых помещениях с нарушением действующего законодательства ведет к нарушению прав граждан на жилые помещения, во-первых, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия с учета (статья 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ»), во-вторых, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (статья 57 Жилищного кодекса РФ). Двойное ведение учета граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещения», не предусмотрено действующим законодательством.

Учитывая, что Администрация МО «Камбарское» отказывается от ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениям на территории г. Камбарка, который осуществлялся до 01 января 2009 года, то учет осуществляется Администрацией Камбарского района УР. В результате бездействий Администрации МО «Камбарское» на Администрацию Камбарского района незаконно возложена обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории г. Камбарка.

В целях освобождения Администрации Камбарского района от обязанности ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории г. Камбарка, защиты прав и интересов граждан г. Камбарка, состоящих на учете в качестве нуждающихся по состоянию на 01.01.2009 года, в соответствии с главой 25 ГПК РФ, заявитель просит бездействие Администрации МО «Камбарское» незаконным и обязать Администрацию МО «Камбарское» принять списки граждан и учетные дела, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г. Камбарка и осуществлять учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г.Камбарка в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель заявителя Л., действующая на основании доверенности, уточнила требование и просила обязать Администрацию МО «Камбарское» принять помимо списка граждан и учетных дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий, книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Требования с учетом уточнения поддержала и пояснила, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. До 1.01.2009г. учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на территории МО «Камбарское» осуществлялся Администрацией МО «Камбарский район». В соответствии с п.6 ст.35 Устава МО «Камбарское» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в МО «Камбарское» и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в соответствии с жилищным законодательством, относится к МО «Камбарское». Администрация МО «Камбарское» с 01.01.2009г. ведёт учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории г. Камбарка. С указанного периода на учёте состоит 6 семей. Таким образом, Администрация МО «Камбарское» осуществляет деление граждан на тех, кто был принят на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2009г., и тех, кто обратился с 01.01.2009г. за постановкой на учёт непосредственно в Администрацию МО «Камбарское». Администрация МО «Камбарское» ведёт учёт только тех, кто обратился к ним после 01.01.2009г., и категорически отказывается осуществлять общий учёт граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на территории города Камбарка. Считает, что это грубое нарушение Жилищного Кодекса РФ и нарушение прав граждан, так как граждане вправе состоять на учёте в органе местного самоуправления по месту жительства. Тот учёт, который вёлся Администрацией Камбарского района до 01.01.2009г., не был принят Администрацией МО «Камбарское». Частью 1.1 ст.83 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливался переходный период до 01.01.2009г. В указанный переходный период Законом УР № 44-РЗ от 10.09.2007г. определялся порядок решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований в УР, в том числе и учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях. С 01.01.2009г. закончился переходный период и МО «Камбарское» решает вопросы самостоятельно. Администрации МО «Камбарское» никто не мешает осуществлять свои полномочия. Распоряжением Администрации Камбарского района УР была создана комиссия по передаче документов по учёту граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по г.Камбарке. Учётные документы, имеющиеся в Администрации Камбарского района, были приняты Администрацией МО «Камбарское», но позднее, без указания каких-либо причин, они были возвращены в Администрацию Камбарского района, то есть вся документация передавалась, просто потом Администрация МО «Камбарское» её вернула. В списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоит 418 человек. Администрация МО «Камбарское» никак не может обосновать, почему она не ставит их на свой учёт. В настоящее время в Администрации Камбарского района хранятся учётные дела и журналы регистрации граждан, вставших на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 2009 года. Учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должен быть продолжающимся и непрерывным процессом. Что касается предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, то оно никак не связано с общим учётом граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на территории города Камбарка. Что касается жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, то все вопросы по этому обеспечению МО «Камбарское» должно решать самостоятельно. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, жильё должно предоставляться Администрацией МО «Камбарское». Они просят обязать Администрацию МО «Камбарское» принять от Администрации Камбарского района книги учета граждан, списки граждан и учётных дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по г.Камбарке и осуществлять учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г. Камбарка в соответствии с действующим законодательством. 418 человек, состоящие в списке, не должны быть ущемлены в своих правах на улучшение жилищных условий в порядке очерёдности, исходя из времени принятия их на учёт, согласно Жилищному Кодексу РФ. Этот вопрос должно решать МО «Камбарское». Передаточный акт по приему документов МО «Камбарское» отказалось подписывать и впоследствии все документы вернули МО «Камбарский район». То есть вначале приняли документы, передаточный акт не подписали, потом все документы вернули. От Администрации Камбарского района передачей имущества занимался Г., а от Администрации МО «Камбарское» занималась К. Комиссия по передаче муниципального имущества уже начала работать, МО «Камбарское» была передана вся документация, потом они вернули всю документацию без соответствующего акта. Поскольку передаточный акт Администрация МО «Камбарское» отказалась подписывать, им документация была передана без акта. Жилой фонд по АДРЕСу 1 и здание общежития по АДРЕСу 2 г. Камбарки находится в собственности не МО «Камбарский район», а в государственной собственности. Общежитие строилось по программе уничтожения химоружия и МО «Камбарский район» ещё не передано. Они планируют использовать общежитие для расселения работников социальной сферы: педагогов, врачей. Это делается для привлечения молодых специалистов в район. Жилой фонд по АДРЕСу 1 находится в государственной собственности и предназначен для расселения работников, задействованных по уничтожению химического оружия. Пока химоружие не будет уничтожено, им этот жилой фонд не передадут. На территории МО «района» находится дом по АДРЕСу 3. Дом находится в ведении МО «района». По соглашению, заключенному с МО «района», МО «Камбарский район» занимается вопросом переселения жильцов из этого дома на основании программы «О переселении граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» в рамках реализации Федерального закона № 185-ФЗ. С МО «района» работают только по этому дому по АДРЕСу 3. В 2009 году были переселены жильцы из семи квартир, жильцы из восьмой квартиры были переселены в 2010 году. Из них четыре квартиры были переселены в населенный пункт района, четыре квартиры в г. Камбарку, по желанию граждан. На сегодняшний день жилой фонд передан Администрации МО «Камбарское», что подтверждается передаточным актом. В распоряжении Администрации МО «Камбарский район» остались помещения, не пригодные для жилья, их порядка 10. Есть ещё жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое финансируется из госбюджета.

Представитель Администрации МО «Камбарское» Щ.., действующий на основании доверенности, с требованиями не согласился и пояснил, что Закон УР от 19.10.2005г. № 58-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» не предусматривает передачи Администрации МО «Камбарское» списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и их учётных дел, которыми до проведения процедуры разграничения полномочий занималась Администрация Камбарского района. Считает, что предоставлять жилые помещения гражданам, вставшим на учёт до 01.01.2009г., должно МО «Камбарский район». В этом списке числятся и граждане, проживающие в аварийном жилье, подлежащем сносу. Администрацией МО «Камбарский район» не переданы Администрации МО «Камбарское» порядка 30 домов, в которых проживают более ста семей. Администрация МО «Камбарское» ведёт учёт малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а 418 граждан, вставших на учёт в Администрации Камбарского района, пусть обеспечивает жильём МО «Камбарский район». До 15.05.2009г. Администрация Камбарского района должна была провести перерегистрацию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Не отрицает, что Администрация МО «Камбарское» ведёт учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 1 января 2009 года. Как быть с теми гражданами, кто был поставлен на учёт до января 2009 года, не знает. Администрация МО «Камбарское» уже предоставляла жильё тем, кто поставлен на учёт с января 2009 года. Количество не помнит, последней предоставили гр.З. Списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, им передавались Администрацией МО «Камбарский район», которые они обратно вернули. Учётные дела им не передавали. Считает, что предусмотренные пунктом 6 ст.35 Устава МО «Камбарское» полномочия должны применяться и применяются только с 1 января 2009 года. Жильё было передано в собственность МО «Камбарское» по передаточному акту от 1 марта 2010г., но объекты переданы не все. У МО «Камбарское» практически нет жилья и средств на его приобретение. Все средства находятся у Администрации Камбарского района. Администрация МО «Камбарское» не задействована ни в каких жилищных программах, действующих по Федеральному законодательству. Жилья Администрацией МО «Камбарский район» не передано Администрации МО «Камбарское» очень много. Администрация Камбарского района считает, что не переданное жильё не пригодно. В том списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, на который ссылается Администрация Камбарского района, состоят граждане, проживающие именно в этом непригодном жилье. Администрацией МО «Камбарское» учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведётся в соответствии с Жилищным Кодексом РФ. Ни в одном законе не написано, что Администрация МО «Камбарское» должна вести списки граждан, поставленных на учёт по улучшению жилищных условий, до окончания переходного периода 01.01.2009г.

Выслушав представителя заявителя и представителя лица, чьё бездействие оспаривается, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Установлено, что заявителем в адрес главы Администрации МО «Камбарское» было направлено письмо с просьбой об определении ответственного лица для приемки от отдела капитального строительства и ЖКХ списка граждан и учетных дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г. Камбарка, а также содержалась просьба о приемке документов в кратчайшие сроки. В качестве основания для осуществления указанных действий Администрация МО «Камбарский район» назвала введение с 1 января 2009 г. в действие в полном объеме ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В ответ глава Администрации МО «Камбарское» своим письмом сообщил, что обеспечение малоимущих граждан, проживающих в г. Камбарка и нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, и приемка учетных документов и списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, будет Администрацией МО «Камбарское» производиться только после проведения процедуры разграничения имущества и передачи на уровень поселения муниципального жилищного фонда.

Администрация МО «Камбарский район» направила Администрации МО «Камбарское» письмо, в котором просила повторно в трехдневный срок определить должностное лицо Администрации МО «Камбарское» для включения в состав комиссии по передаче документов по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по г. Камбарка.

Письмом глава Администрации МО «Камбарское» в ответ предложил для включения в состав комиссии по передаче документов по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по г. Камбарка, работников Администрации МО «Камбарское».

Распоряжением Администрации Камбарского района УР была создана комиссия по передаче документов по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по г. Камбарка в составе работников двух администраций.

Пунктом 2 данного распоряжения комиссия обязывалась в срок до 15 мая 2009 г. представить на утверждение главы Администрации Камбарского района УР акт приема-передачи документов по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по г. Камбарка.

Из содержания заявления и пояснений представителя заявителя следует, что передаточный акт по приему документов по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, Администрация МО «Камбарское» отказалась подписывать, поэтому ей были переданы документы по учету граждан без актирования, впоследствии документация была возвращена Администрации МО «Камбарский район» обратно без оформления акта и без объяснения причин возврата.

Представитель лица, чьё бездействие оспаривается, в судебном заседании пояснил, что в Администрацию МО «Камбарское» передавался только список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который они вернули обратно, а учётные дела Администрацией Камбарского района в МО «Камбарское» не передавались.

Из содержания заявления следует, что в Администрации Камбарского района хранятся учетные дела и журналы регистрации граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся с 1972 года, образовавшиеся в период работы исполнительного комитета горсовета, Администрации г. Камбарка, Администрации Камбарского района. Всего в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоит 418 человек.

Согласно пояснениям Л. заявитель просит обязать Администрацию МО «Камбарское» принять от Администрации Камбарского района книги учета граждан, списки граждан и учётные дела по городу Камбарка и осуществлять учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по городу Камбарка.

Заявитель считает, что с 01 января 2009 года учет граждан по г. Камбарка в качестве нуждающихся в жилых помещениях должен осуществляться Администрацией МО «Камбарское», в том числе и тех граждан, кто встал на учет до 01 января 2009 г.

Представитель Администрации МО «Камбарское» не оспаривает тот факт, что МО «Камбарское» ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 01 января 2009 г. и считает, что ни в одном законе не написано, что Администрация МО «Камбарское» должна вести списки граждан, поставленных на учёт по улучшению жилищных условий, до окончания переходного периода 01.01.2009 г.

Требования Администрации МО «Камбарский район» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

МО «Камбарское» образовано в составе МО «Камбарский район» Удмуртской Республики в соответствии с Законом УР от 08 декабря 2004 г. № 81-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Камбарского района Удмуртской Республики».

Статьей 2 Закона УР от 08 декабря 2004 г. № 81-РЗ установлены границы МО-поселения «Камбарское» в составе населенного пункта город Камбарка (административный центр муниципального образования). Муниципальное образование, наделено статусом городского поселения.

Статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена структура органов местного самоуправления, состоящая из представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольного органа муниципального образования, иных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии со ст. 21 Устава МО «Камбарское» в структуре органов местного самоуправления МО «Камбарское» значится местная администрация - Администрация МО «Камбарское».

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 32 Устава МО «Камбарское» Администрация МО «Камбарское» - исполнительно-распорядительный орган МО «Камбарское», наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрацией руководит глава Администрации на принципах единоначалия.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В соответствии с п. 6 ст. 35 Устава МО «Камбарское» к полномочиям Администрации МО «Камбарское» отнесено обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании «Камбарское» и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Статьей 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Статьей 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых настоящей главой установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2009 года. Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона до 1 января 2009года устанавливается переходный период. В переходный период законом субъекта Российской Федерации определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений. Принятие указанных законов субъектов Российской Федерации осуществляется до 1 января 2006года. С 1 января 2006года до окончания переходного периода указанные законы субъектов Российской Федерации принимаются не позднее чем за три месяца до начала очередного финансового года и не могут быть изменены в течение финансового года. В переходный период указанными законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.

Пунктом 1 ст. 2 Закона УР от 19 октября 2005 г. № 58-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (в первоначальной редакции) предусматривалось, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления в Удмуртской Республике по месту жительства.

Законом УР от 10 марта 2006 г. № 5-РЗ статья 2 Закона УР от 19 октября 2005 г. № 58-РЗ дополнена частью 1.1 следующего содержания: «1.1. До 1 января 2009 года органами местного самоуправления по месту жительства признаются органы местного самоуправления, решающие в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 20 декабря 2005 года № 68-РЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований в Удмуртской Республике» вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статьей 1 Закона УР от 20 декабря 2005 г. № 68-РЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований в Удмуртской Республике» (в первоначальной редакции) было предусмотрено, что вопрос местного значения поселений, предусмотренный п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с 1 января 2006 года осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов, в состав которых входят соответствующие поселения.

В дальнейшем Законами УР от 27.09.2006 г. № 38-РЗ и от 10.09.2007 г. № 44-РЗ решение вопроса по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями передавалось к ведению муниципальных районов на 2007-2008 годы.

Таким образом, из приведенных норм следует, что решение вопроса по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в г. Камбарка, и соответственно принятие на учет этих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях относится с 1 января 2009 г. к полномочиям Администрации МО «Камбарское».

На основании статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда, должно передаваться в муниципальную собственность поселений.

Из передаточного акта следует, что МО «Камбарский район» передало МО «Камбарское» недвижимое имущество в виде квартир и домов всего в количестве 420 объектов.

Согласно ст. 50 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. При этом граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. (дата введения в действие ЖК РФ), в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Требования ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР определяли, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Содержание указанной нормы без изменения воспроизведено и в Жилищном кодексе Российской Федерации (ч. 1 ст. 57).

С учетом сказанного выше следует сделать вывод, что предоставление жилых помещений по нормам и в порядке, предусмотренным действующим законодательством, предполагает обеспечение граждан жильем в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в соответствующие списки на получение жилья среди такой же категории граждан.

Согласно Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, бездействие Администрации МО «Камбарское» по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениям на территории г. Камбарка, который осуществлялся до 01 января 2009 года Администрацией МО «Камбарский район», является незаконным и нарушает конституционное право граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на его получение, поскольку лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2009 г., Администрацией МО «Камбарское» вообще не учитываются при предоставлении ею жилья с 01.01.2009 г.

Представитель Администрации МО «Камбарское» пояснил, что они уже предоставляли жильё тем, кто поставлен на учёт с января 2009 года. Таким образом, Администрацией МО «Камбарское» нарушена очередность предоставления жилых помещений, так как она предоставила помещения тем гражданам, которые встали на учет лишь в январе 2009 г., а из заявления следует, что в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоит 418 человек.

Администрацией МО «Камбарское» нарушен принцип очередности в обеспечении прав граждан на жилые помещения, поскольку первым жилье получает тот, кто признан нуждающимся и встал на учет раньше.

Поэтому суд считает необходимым удовлетворить требование заявителя и обязать Администрацию МО «Камбарское» принять от Администрации МО «Камбарский район» заведённые до 01 января 2009 г. книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и их учетные дела по г. Камбарке и осуществлять учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г. Камбарке Удмуртской Республики в соответствии с действующим законодательством, учитывая при этом очередность обеспечения граждан жильем, исходя из времени принятия их на учет и включения в соответствующие списки на получение жилья среди такой же категории граждан, имеющих аналогичные социальные гарантии.

Довод представителя Администрации МО «Камбарское» о том, что им передавался только список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а учётные дела не передавались, не имеет правового значения для настоящего дела. Исходя из тех полномочий, которые Законом переданы Администрации МО «Камбарское», последняя сама была обязана истребовать указанные документы от заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 256 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Администрации МО «Камбарский район» удовлетворить.

Признать бездействие Администрации МО «Камбарское» по ведению учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 01 января 2009 года по г. Камбарке Удмуртской Республики, незаконным.

Обязать Администрацию МО «Камбарское» принять от Администрации МО «Камбарский район» книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и их учетные дела по г. Камбарке Удмуртской Республики и осуществлять учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г. Камбарке Удмуртской Республики, в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 16 июля 2010 года.

Судья /подпись/ С.Л. Ефимов