О предоставлении жилого помещения



Дело № 2-381/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 03 ноября 2010 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Ефимова С.Л.,

при секретаре Дьячковой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камбарского района УР, действующего в интересах Сидоровой Л. А., Смирновой М. В., Смирнова А. В., Смирновой К. А. к Администрации муниципального образования «Камбарский район» и Администрации муниципального образования «Камбарское» о признании бездействия ответчиков по не предоставлению благоустроенного жилого помещения незаконным, понуждении ответчиков предоставить истцам благоустроенное жилое помещение (квартиру), понуждении ответчиков заключить договор социального найма жилого помещения с Сидоровой Людмилой Анатольевной,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Камбарского района УР, действующий в интересах Сидоровой Л.А., Смирновой М.В., Смирнова А.В., Смирновой К.А., обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Камбарский район» и Администрации Муниципального образования «Камбарское» о признании бездействия ответчиков по не предоставлению благоустроенного жилого помещения незаконным, понуждении ответчиков предоставить истцам благоустроенное жилое помещение (квартиру) не менее 11 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, понуждении ответчиков заключить договор социального найма жилого помещения с Сидоровой Л.А., указывая, что прокуратурой Камбарского района проведена проверка по коллективному обращению жителей дома расположенного по адресу: г. Камбарка, ул. Ленина о нарушении их жилищных прав и не предоставлении Администрацией МО «Камбарский район» и МО «Камбарское» благоустроенных жилых помещений.

В ходе проверки установлено следующее.

Жилой дом, расположенный по адресу: г. Камбарка, ул. Ленина, находится в оперативном управлении МНУ «ЕСМЗ Камбарского района».

На основании договора найма жилого помещения от 22 мая 1998г. отделом ЖКХ Администрации Камбарского района в лице Сидоровой Л. А. предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение в которое вселены также Смирнова М. В., Смирнов А. В. и Смирнова К. А. как члены семьи.

Техническое состояние вышеуказанного дома проверено комиссией МНУ «ЕСМЗ Камбарского района» 09.02.2007 г. Согласно составленному акту от 09.02.2007 г. техническое состояние жилого дома,
неудовлетворительное: износ основных конструкций составляет более 70%,
фундамент осел, стены имеют отклонение от вертикали, выпучивание и просадку в отдельных местах, водо- и воздухопроницаемы, наблюдается промерзывание стыков. Имеет прогиб балка потолка. Из-за коррозии металлической кровли проведены многочисленные текущие ремонты кровельного покрытия. Элементы стропильной конструкции требуют замены. Система электроснабжения не обслужена, система электропитания дома осуществляется постоянно по одному кабелю.

Исходя из п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно п. 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из
жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии с Постановлением Главы администрации Камбарского района № 771 от 31 декабря 2008 года, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Камбарка, ул. Ленина, признан аварийным и подлежащим сносу.

Несмотря на вышеизложенное, по состоянию на 13 сентября 2010 года Сидоровой Л. А., Смирновой М. В., Смирнову А. В., Смирновой К. А. другого благоустроенного помещения для проживания со стороны органов местного самоуправления не предоставлено.

Согласно ст.40 Конституции РФ от 12.12.1993г. органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.5 ст. 2 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Пункт 1 Решения Камбарского районного Совета депутатов от 20 февраля 2007 г. N 30 «О норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной норме площади жилого помещения» устанавливает норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 11 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если основанием для обращения к прокурору послужило нарушение социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Обращение прокурора в суд обусловлено защитой прав жильцов дома, а так же восстановлению их нарушенного права на предоставление им благоустроенного жилого помещения для дальнейшего проживания.

В судебном заседании помощник прокурора Климко А.Л., исковые требования поддержал по основаниям указанным в иске, просил суд удовлетворить иск в полном объеме.

Истцы Сидорова Л.А., Смирнов А.В. и Смирнова М.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Смирновой К.А., в судебное заседание не явились, о дне и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, о чем в деле имеются соответствующие заявления.

Ранее участвуя в судебном заседании, истец Сидорова Л.А. требования поддержала в полном объеме и пояснила, что она родилась и ее родителям сразу предоставили эту квартиру. Когда родители скончались, договор найма жилого помещения заключили с ней. Со слов мамы знает, что единственный раз в доме проводился ремонт весной 1964 года. После этого ремонт проводили своими силами. На данный момент все истцы проживают в данной квартире. Свою квартиру стараются содержать в чистоте, но всё рушится в доме, крыша течёт. Она в данной квартире живет с рождения. В квартире поставлены подпорки, иначе потолок рухнет. Окна все старые, подоконники сгнили. Крыльцо дырявое, лестницы шатаются. Они живут на втором этаже, и ходить по лестницам боятся. Обращалась в МНУ «ЕСМЗ Камбарского района», приходил их работник и сказал: «Мы сейчас можем подлатать крыльцо, только весной нового не ждите». А им ещё ходить до весны полгода. Стропила на крыше все сгнили. Когда ремонтировали часть крыши над другой половиной дома, ремонтники ходили наверху и таскали доски над их квартирой. После этого хождения у них в квартире обвис потолок, а они перед этим провели косметический ремонт. Работники МНУ «ЕСМЗ Камбарского района» приходят к ним и говорят: «У вас порядок, всё чисто»,- и уходят. У неё имеется другое жильё, в него не переселяется, так как в нем живут дети Смирнова М.В., Смирнов А.В. и Смирнова К.А., поскольку жить с ребёнком в кв. 4 дома 65 невозможно. Все их вещи находятся в её квартире, и они постоянно находятся у неё, уходят только ночевать. На учёте в Администрации Камбарского района в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит.

Ранее участвуя в судебном заседании, истец Смирнова М.В. требования поддержала в полном объеме и пояснила, что она с ребёнком целыми днями находится в данной квартире. Дом - настоящий дуршлаг. Она также родилась в этом доме, но в доме ни разу не проводился ремонт. В любой момент может рухнуть потолок. Крышу зимой никто не чистит от снега, т.к. там ходить опасно. Под тяжестью снега крыша может рухнуть. Лестницы шатаются, по ним подниматься в свою квартиру опасно. На учёте в Администрации Камбарского района в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит. Она зарегистрирована по ул. Ленина и практически всегда находится в ней.

Ранее участвуя в судебном заседании, истец Смирнов А.В. требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что проживать в доме невозможно. Они пытались сами отремонтировать крышу, но гвозди не вбиваются, вылетают, т.к. всё сгнило. Хотели окна утеплить, но подоконники все сгнившие, туда рука проваливается и сыплется труха.

Ранее участвуя в судебном заседании, представитель Администрации МО «Камбарский район» Л. иск не признала по основаниям и доводам, указанным в письменном возражении на иск, согласно которому при подаче иска делается ссылка на два различных основания предоставления жилого помещения: 1) часть 2 ст. 57 ЖК РФ; 2) ст. 85 ЖК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлено в ч. 5 ст. 57 ЖК РФ.

Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлено в ст. 89 ЖК РФ.

При применении ст. 57 ЖК РФ Администрация МО «Камбарский район» не может выступать в качестве ответчика и ст. 57 ЖК РФ в рассматриваемом деле не подлежит применению.

Ответчиком может являться только уполномоченный орган местного самоуправления, ответ на который содержится в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Так, вопросы местного значения поселения, решаемые органами местного самоуправления поселения, определены ст. 14 указанного федерального закона, а вопросы местного значения муниципального района, определены ст. 15 ФЗ. Администрация МО «Камбарское» является исполнительно-распорядительным органом органа местного самоуправления поселения, а Администрация МО «Камбарский район» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района. Обе администрации являются самостоятельными органами местного самоуправления, не входят в структуру друг друга и не подчиняются друг другу. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Согласно Уставу МО «Камбарское» решение указанного вопроса местного значения отнесено к полномочиям Администрации МО «Камбарское». Среди вопросов местного значения муниципального района нет вопросов в области жилищных отношений.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением внеочередного обеспечения жилыми помещениями (гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат). Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

С учетом вышеизложенного, возложения обязанности по предоставлению жилого помещения согласно ст. 57 ЖК РФ на органы местного самоуправления муниципального района, в частности на Администрацию Камбарского района, будет являться нарушением федерального законодательства, т.к. обеспечение малоимущих граждан жилым помещением в соответствии с законодательством не является вопросом местного значения муниципального района и Администрация Камбарского района не наделена полномочиями по решению вопросов в области жилищных отношений (полномочия Администрации Камбарского района определены в статьях 33, 34 Устава МО «Камбарский район»). Администрация Камбарского района только в одном случае может решать за Администрацию МО «Камбарское» вопросы по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, если между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления поселения будет заключено соглашение о передаче осуществления укачанного полномочия. Указанное соглашение между Администрацией МО «Камбарский район» и Администрацией МО «Камбарское» отсутствует, соответственно Администрация МО «Камбарское» должна самостоятельно решать этот вопрос местного значения. И надлежащим ответчиком будет являться Администрация МО «Камбарское». В целях решения Администрацией МО «Камбарское» вопросов местного значения по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством из собственности МО «Камбарский район» в собственность МО «Камбарское» передано 420 муниципальных жилых помещений (передаточный акт от 01.03.2010 г.). Согласно ст. 6 Закона УР от 08.12.2008 г. № 50-РЗ «О порядке разграничения муниципального имущества между муниципальными районами и вновь образованными городскими, сельскими поселениями в Удмуртской Республике» право собственности на имущество возникает с момента подписания передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность уполномоченным лицом органа местного самоуправления, наделенного в установленном порядке полномочиями по передаче имущества, и уполномоченным лицом органа местного самоуправления, наделенного в установленном порядке полномочиями по принятию имущества. Таким образом, МО «Камбарское» является собственником 420 муниципальных жилых помещений и Администрация МО «Камбарское» обладает полномочиями по распоряжению ими, в том числе по принятию решения о предоставлении указанных помещений гражданам.

Необходимо отметить, что истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных помещениях, соответственно, не подлежат обеспечению жилыми помещениями согласно ст. 57 ЖК РФ.

Статьи 85 и 87 ЖК РФ определяют, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Постановление Администрации Камбарского района от 31.12.2008 г. № 771 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», которым дом по адресу: г. Камбарка, ул. Ленина, признан аварийным и подлежащим сносу, было принято с одной целью – принять участие в реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и обеспечить переселение граждан из указанного жилого дома за счет финансовой поддержки Фонда. Но МО «Камбарское» и расположенные на её территории жилые дома по причине невыполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, установленных ст. 14 ФЗ № 185-ФЗ, не попали в программу и финансовая поддержка за счет средств фонда не будет предоставлена.

Постановление Администрации Камбарского района № 771 было принято с нарушением постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»:

1) межведомственная комиссия, созданная Администрацией Камбарского района для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда установленным требованиям и признания жилых помещений пригодным (непригодным) для проживания, не проводила обследование, оценку жилого дома и не принимала решение о признании жилого дома по адресу: г. Камбарка, ул. Ленина, непригодным для проживания. Обследование межведомственной комиссией проводилось квартиры в указанном доме, в которой проживает П., рекомендации комиссии - проводить по мере необходимости поддерживающий ремонт жилого дома; заключение комиссии - привлечь специализированную организацию для дачи заключения по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого многоквартирного дома.

2) отсутствует заключение специализированной организации, необходимое для принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Учитывая допущенные при принятии Постановления Администрации Камбарского района от 31 декабря 2008 года № 771 нарушения, а также то, что органы местного самоуправления МО «Камбарское» не предпринимают мер для выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, постановлением Администрации Камбарского района от 28.10.2010 г. № 669 признано утратившим силу постановление Администрации Камбарского района от 31.12.2008 г. № 771.

Поскольку в настоящий момент жилое помещение по адресу: г. Камбарка, ул. Ленина не признано непригодным для проживания, то оснований для применения статей 85, 87 Жилищного кодекса РФ не имеется. При этом права истцов не нарушаются и не ущемляются, т.к. истцы согласно постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 № 41 имеют право на обращение в межведомственную комиссию, по результатам работы которой и принимается решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Кроме того, статья 87 Жилищного кодекса РФ применяется при выселении граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, в судебном порядке. Требования о выселении Сидоровой Л. А., Смирновой М. В., Смирнова А. В. и Смирновой К. А. из жилого помещении по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Ленина, прокурором Камбарского района и истцами не заявлялись. Администрация Камбарского района УР с указанными требованиями не обращалась в суд. Согласно части 3 статьи 89 Жилищного кодекса РФ, п. 36, 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 02.07.2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и определения Верховного суда РФ от 28.07.2009 года № 2-В09-3 в заявлении должно быть указано конкретное и свободное от прав других лиц жилое помещение, в которое могут быть выселены граждане. При отсутствии такого указания судья в соответствии со статьей 136 ГПК РФ выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает истца, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатка заявления. При выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. 86-88 ЖК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано конкретное благоустроенное жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма выселяемому гражданину. В исковом заявлении Сидоровой Л. А., Смирновой М. В., Смирнова А. В. и Смирновой К. А. не указывается конкретное жилое помещение, которое должно быть предоставлено.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое согласно статьям 85, 87 ЖК РФ, определено статьей 89 Жилищного кодекса РФ. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 Жилищного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 02.07.2009 г. судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ) учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Жилое помещение по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Ленина, имеет общую площадь, в то время как истцы предъявляют требование о предоставлении жилого помещения площадью не менее 11 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека, что в совокупности составит 44 кв.м. Таким образом, требования предъявляемые истцами к жилому помещению, завышены и не соответствуют статье 89 ЖК РФ.

С учетом выше изложенного, Администрация МО «Камбарский район» считает, что надлежащим ответчиком может являться Администрация МО «Камбарское», которая в соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьями 14, 49-60 ЖК РФ, Уставом МО «Камбарское» решает вопрос местного значения по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством и имеет для решения указанного вопроса местного значения муниципальный жилищный фонд.

Основания для предоставления другого жилого помещения, предусмотренные статьей 87 Жилищного кодекса РФ, отсутствуют, т.к. жилой дом по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Ленина, д. 65, не признан непригодным для проживания и статья 87 Жилищного кодекса РФ применяется при выселении граждан из жилых помещений, предоставленных по договорим социального найма, в судебном порядке (указанные требования не заявляются) и выселение производится в конкретное жилое помещение, которое подлежит указанию в судебном акте (ни прокуратура Камбарского района, ни истцы не указывают этого жилого помещения).

Жилищные права Сидоровой Л. А. не нарушены, поскольку истица имеет на праве собственности другое жилое помещение. Жилищные права Смирновой М. В., Смирнова А. В., Смирновой К. А. также не нарушены, поскольку в жилом помещении по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Ленина, они не проживают, а проживаю в другом жилом помещении (пояснила Сидорова Л.А. и не отрицали истцы Смирнова М.В. и Смирнов Л.В.).

Ранее участвуя в судебном заседании, Л. дополнительно пояснила, что в судебном заседании свидетель Р. пояснил, что фактически обследования данного дома межведомственной комиссией не было. То есть заключения комиссии, указанного в постановлении администрации Камбарского района, нет. Административные акты, принятые администрацией Камбарского района, могут быть отменены самой Администрацией, если они противоречат законодательству. Если постановление отменено, это не говорит о том, что граждане не вправе обратиться в Администрацию Камбарского района с заявлениями о проведении обследования жилого помещения межведомственной комиссией.

В судебном заседании представитель Администрации МО «Камбарский район» Б. иск не признала по основаниям и доводам, указанным в письменном возражении на иск.

Представитель ответчика Администрации МО «Камбарское» Щ. с иском не согласился по основаниям и доводам, указанным в письменном возражении, согласно которому спорное жилое помещение не является собственностью МО «Камбарское», поэтому обязанность предоставления жилого помещения истцам Жилищным кодексом РФ не предусмотрена. Орган местного самоуправления МО «Камбарское» не принимал решений о сносе, признании непригодным для проживания, переводу в нежилое помещение жилого помещения, расположенного в доме № 65, ул. Ленина, г. Камбарка, УР.

В дополнительных возражениях на иск представитель МО «Камбарское» Щ. указал, что Администрация Камбарского района, принимая постановление № 771 от 31.12.2008 г., делает ссылку на заключения от 26.12.2008 г., принятые районной межведомственной комиссией по признанию помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В судебное заседание Администрация Камбарского района предоставляет заключение, составленное в другие сроки, то есть в 2007 году. Мотивируя этим заключением, Администрация Камбарского района вводит в заблуждение суд, предоставляет фальсифицирование доказательства. Принимая постановление от 28.10.2010 г. № 669 о признании утратившим силу постановления № 771 от 31.12.2008 г. Администрация Камбарского района нарушает положения Конституции РФ, которые гласят: 1) ст. 21 – никто не должен подвергаться пыткам и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Данное постановление унижает человеческое достоинство нанимателей жилого помещения и равноценно пыткам и насилию при проживании в данном помещении на протяжении нескольких лет. 2) ст. 54 по аналогии со ст.6 ГК РФ - местные администрации не должны издавать нормативные правовые акты, отягчающие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, в данном случае нанимателей жилых помещений. Данное постановление отменяет право нанимателей жилого помещения на благоустроенное жилое помещение, тем более не предоставлена информация, какие меры приняты.

В судебном заседании Щ. дополнительно пояснил, что он являлся членом комиссии, которая 09.02.2007г. обследовала весь дом по ул. Ленина г. Камбарка. Дом - полная разруха. Годного там ничего вообще не было, даже перечислять нечего. Проживание в данном доме невозможно, везде подпорки.

Свидетель Р. показал, что на территории Камбарского района около 200 тыс.кв. метров жилого фонда, расположенного в многоквартирных домах. Около 25 тыс.кв. метров жилья признано ветхим. Вопрос о сносе ветхого жилого фонда или его ремонте и реконструкции стоит давно, но проблема заключается в том, что источника финансирования для выполнения этих работ до определённого времени не было, несмотря на то, что существовала Программа капитального ремонта жилья и выселения из ветхого жилого фонда в УР. Финансирование было весьма ограничено. Общеизвестно из средств массовой информации, какая складывается ситуация по г. Ижевску, Завьяловскому району УР и т.д., в том числе и Камбарский район попал в этот список и его показали с ветхим жилым фондом. Были жилые дома, состояние которых просто угрожало жизни проживающих в них людей. Один такой дом в последние годы снесён на ст.Армязь. В 2007 г. принят Федеральный закон «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Этот закон принят с той целью, чтобы помочь регионам в капитальном ремонте жилого фонда и расселении ветхого жилого фонда. Если посмотреть ст.14 этого Закона, можно увидеть, что Закон направлен на развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, а именно, должны быть частные управляющие компании. На сегодняшний день должно быть 80 процентов управляющих компаний с частной формой собственности. Также должны быть с частной формой собственности обслуживающие организации, обязательное условие - создание Товариществ собственников жилья. Их должно быть в 2010 г. 20 процентов от общего количества жилого фонда. Во исполнение данного Закона в Камбарском районе была принята Программа капитального ремонта жилья в 2008 году, которая определила также список аварийных жилых домов, которые должны быть расселены. Это 5 домов на территории Камбарского района: один дом в с.Камское и 4 дома на территории г.Камбарки. Далее, в соответствии с порядком решения этого вопроса ежегодно Программа уточняется на один год, и в связи с этим издаются постановления Администрацией Камбарского района, и работа по реализации Федерального Закона № 185 на территории Камбарского района проводилась. Они работали 2 года: 2009г. и 2010г. Было принято к реализации по этой программе 5 домов, так как лимиты так же ограничены. Лимиты до Удмуртской Республики, а далее и до районов были доведены пропорционально наличию жилого фонда. У них был определённый соответствующий лимит. В соответствии с ним они определили дома. Впоследствии эти лимиты перераспределялись в зависимости от того, как тот или иной регион работает по реализации данного Закона. То есть деньги частично из Камбарского района не выданы в полном объёме. Вся эта работа связана с Жилищным Кодексом РФ, который говорит о том, что все действия с жилым фондом проводятся с участием населения - собственников жилого фонда. Такие собрания им пришлось проводить, они эту работу проводили во всех населённых пунктах, во всех муниципальных образованиях, в том числе и на территории г.Камбарки. Но надо отметить, если население МО «Нефтебазинское» более обеспеченное, оно пошло на создание товариществ собственников жилья, пошло на выбор управляющей компании с частной формой собственности и т.д. То есть условия ст.14 Федерального Закона № 185 на данной территории выполнены. Соответственно, деньги направлялись туда и Программа уже корректировалась под МО «Нефтебазинское». На территории г.Камбарки сколько усилий ни прикладывали для того, чтобы создать ТСЖ, а на территории г.Камбарки надо, чтобы было 22 дома, в которых созданы товарищества собственников жилья, на сегодняшний день пока ни одного ТСЖ на территории г.Камбарки не создано. В связи с этим складывается такая ситуация, что есть жилой фонд, который необходимо приводить в порядок, а может быть, и сносить, а источников финансирования нет. Нет их и в местном районном бюджете. В районном бюджете ежегодно закладывается доля на реализацию этой Программы. Эта доля составляет 4 процента от общей стоимости Программы текущего года, но сверх этого средств нет. Поэтому возникают вопросы и по домам, которые в Программу не включены, во всяком случае, перечень такой на сессии районного Совета депутатов рассматривался и утверждён, но в то же время, со стороны населения не чувствуется никакой активности в этом вопросе. Соответственно, реализацию данной Программы переносят на неопределённый срок. Существует уже такой прецедент, однажды суд принял решение по квартире в доме, который включен в эту Программу, но как это решение исполнять, не понятно. Бюджет утверждается районным Советом, в бюджете закладываются средства на те или иные цели. Бюджет района, как известно, на сегодняшний день исполняется очень плохо в силу общеэкономической ситуации, он дотационный. Имеет собственный доход чуть более 10 процентов. На территории МО «Камбарское» и на других территориях, кроме МО «Нефтебазинское», не реализуется Федеральный Закон № 185, и соответственно, Программа по переселению и ремонту. Дом признаётся аварийным по Правилам, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 47, где порядок признания жилого помещения аварийным, а многоквартирного дома подлежащим сносу, прописан с обязательным условием, что для принятия данного решения является заключение специализированной организации, т.е. какого-либо проектного института. Только на основании этого заключения межведомственная комиссия, которая в районе существует, может признать помещение не пригодным для проживания, а дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В силу того, что с них требовали принятие таких решений до 1 марта 2005 г., этих решений не оказалось. Затем Фонд сделал некоторое послабление и они, чтобы попасть в Удмуртскую и общероссийскую Программу по капитальному ремонту жилья, в срочном порядке издали такое постановление с серьёзным нарушением, поскольку заключения специализированной организации у них нет. Они преследовали благие цели, действуя или нарушая в определённой мере существующее положение. В связи с действием Федерального Закона № 135 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и полномочиями, которые прописаны в ст.14 данного Закона, жилым фондом обязано заниматься поселение - МО «Камбарское». В постановлении о признании данного дома не пригодным для проживания есть ссылка на заключение межведомственной комиссии, но этого заключения вообще нет в природе.

Выслушав пояснения помощника прокурора, истцов и представителей ответчиков, показания свидетеля, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с договором найма жилого помещения нанимателю Сидоровой Л.А. Отделом ЖКХ Камбарского района была передана двухкомнатная квартира по адресу: г. Камбарка, ул. Ленина.

Согласно поквартирной карточке и домовой книге по адресу: г. Камбарка, ул. Ленина, зарегистрированы постоянно: наниматель Сидорова Л. А., Смирнова М. В., Смирнов А. В., Смирнова К. А.

Согласно справке МНУ «ЕСМЗ Камбарского района» от 09.09.2010 г. Сидорова Л. А., постоянно зарегистрирована по адресу: г. Камбарка, ул. Ленина, состав семьи: Смирнова М. В., Смирнов А. В., Смирнова К. А.

Смирнова К. А., является дочерью истцов Смирновой М. В. и Смирнова А. В.

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.09.2010 г. следует, что Сидорова Л. А., имеет на праве собственности однокомнатную квартиру.

Согласно письменному ответу Камбарского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация» от 19.10.2010 г. за Сидоровой Л. А. зарегистрирована квартира по адресу: г. Камбарка, ул. Ленина. За Смирновой М. В., Смирновым А. В., Смирновой К. А., зарегистрированного недвижимого имущества в Камбарском районе не имеется.

Истцы в Администрации Камбарского района в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при администрации Камбарского района не состоят, что подтверждается их пояснениями.

Жилое помещение по адресу: г. Камбарка, ул. Ленина находится в муниципальной собственности МО «Камбарский район», что следует из выписки из реестра муниципальной казны Камбарского района от 29.10.2010 г.

В соответствии с Постановлением Администрации Камбарского района от 31 декабря 2008 года был признан аварийным и подлежащим сносу дом по адресу: г. Камбарка, ул. Ленина. Заместителю Главы администрации Камбарского района, Главе МО «Камбарское» постановлено решить вопрос об отселении граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма. Срок исполнения до 01 января 2012 года.

Постановлением Администрации Камбарского района от 28 октября 2010 года признано утратившим силу Постановление Администрации Камбарского района от 31 декабря 2008 года.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании, показаниями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются.

Исковые требования Прокурора Камбарского района УР, действующего в интересах Сидоровой Л. А., Смирновой М. В., Смирнова А. В., Смирновой К. А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Учитывая, что спорные жилищные правоотношения возникли после введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (с 1 марта 2005 года), то суд при вынесении решения руководствуется действующим Жилищным кодексом РФ.

Статья 85 ЖК РФ устанавливает, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: п.1. дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; п.3. жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст.87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года, в разделе «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» дан ответ на вопрос №3. Верховный Суд РФ указал, что если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Ответчиком Администрацией Камбарского района суду не представлено заключения межведомственной комиссии, на основании которого спорный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Между тем, Постановление Администрации Камбарского района о признании жилого дома по ул. Ленина г. Камбарка, аварийным и подлежащим сносу, вынесено на основании заключения районной межведомственной комиссии от 26 декабря 2008 года, то есть в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.

В Постановлении Администрации Камбарского района от 31 декабря 2008 года заместителю Главы администрации Камбарского района постановлено решить вопрос об отселении граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма в срок до 01 января 2012 года.

Как следует из ответа Администрации Камбарского района от 07.08.2010 года на имя И.о. прокурора Камбарского района, по состоянию на 27.07.2010 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Камбарка, ул. Ленина, в МО «Камбарское» не передан. В соответствии с требованиями ФЗ-131, администрацией Камбарского района готовится дополнительный перечень по передаче в МО «Камбарское» не переданного муниципального жилищного фонда, в т. ч. данного дома. Нуждающимся в улучшении жилищных условий признаны все жильцы данного дома.

В ответе от 03.02.2010 года, адресованному Ч., проживающей по адресу: г. Камбарка, ул. Ленина, то есть являющейся соседом истцов, сообщается, что данный дом признан аварийным и включен в список домов подлежащих расселению за счет средств Фонда реформирования ЖКХ до 31.12.2011 года. Других источников для финансирования затрат по расселению дома нет, но чтобы получить средства из Фонда реформирования ЖКХ, необходимо выполнить условия Федерального закона о создании рыночных условий в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Исполнение этих условий во многом зависит от граждан – собственников жилья. В г. Камбарка по состоянию на 01.01.2010 года эти условия не выполняются, следовательно, нет оснований для получения средств из Фонда.

Таким образом, Администрация Камбарского района указывает, что фактически спорный дом подлежит расселению до 01.01.2012 года, но не за счет средств Муниципального образования, а за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ; других источников для финансирования затрат по расселению дома нет; в письменном возражении на иск поясняет, что финансовая поддержка за счет средств Фонда предоставлена не будет; из содержания возражения также следует, что Администрация МО «Камбарский район» не считает себя обязанной предоставить истцам благоустроенное помещение. Поэтому суд приходит к выводу, что гарантий расселения жильцов из спорного дома Администрация Камбарского района не дает.

Суд приходит к выводу, что помещение, в котором проживают истцы в настоящее время, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния. Эти обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании письменных доказательств.

Постановлением Администрации Камбарского района от 31 декабря 2008 года дом по адресу: г. Камбарка, ул. Ленина, признан аварийным и подлежащим сносу. В спорном доме находится жилое помещение, занимаемая истцами.

Согласно акту от 09.02.2007 г. межведомственная комиссия, назначенная постановлением Администрации Камбарского района от 29.11.2006 г., произвела обследование помещения по заявлению П., проживающей по адресу: г. Камбарка, ул. Ленина: год постройки – до 1917, год последнего капитального ремонта – 1964; по данным технического паспорта дом двухэтажный, фундамент бутовый ленточный, стены деревянные бревенчатые, кровля железная, износ основных конструкций составляет более 70%. По состоянию на 09.02.2007 г. в результате обследования установлено, что фундамент осел, стены имеют отклонение от вертикали, выпучивание и просадку в отдельных местах, водо- и воздухопроницаемы, наблюдается промерзание стыков. Имеет прогиб балка потолка. Из-за коррозии металлической кровли проведены многочисленные текущие ремонты кровельного покрытия. Элементы стропильной конструкции требуют замены. Система электроснабжения не обслужена, система электропитания дома осуществляется постоянно по одному кабелю.

Согласно пояснениям истца Сидоровой Л.А. в доме все рушится, крыша течёт, в квартире поставлены подпорки, иначе потолок рухнет; окна все старые, подоконники сгнили; крыльцо дырявое, лестницы шатаются и они, живя на втором этаже, боятся ходить по лестницам; стропила на крыше все сгнили; когда ремонтировали часть крыши над другой половиной дома, ремонтники ходили наверху и таскали доски над их квартирой - после этого хождения у них в квартире обвис потолок. Истец Смирнова М.В. пояснила, что дом - настоящий дуршлаг, в любой момент может рухнуть потолок. Истец Смирнов А.В. пояснил, что проживать в доме невозможно, они пытались сами отремонтировать крышу, но гвозди не вбиваются, вылетают, т.к. всё сгнило; хотели окна утеплить, но подоконники все сгнившие, туда рука проваливается и сыплется труха. Оснований не доверять пояснениям истцов у суда не имеется. Данные пояснения согласуются с содержанием акта обследования.

Согласно п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 - жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

Таким образом, жилой дом по ул.Ленина г. Камбарка в силу его технического состояния является аварийным, проживание в нем представляет опасность для жизни и здоровья истцов по причине его аварийного состояния. В силу того, что спорное жилое помещение не соответствует техническим правилам и нормам (поскольку в связи с этим дом признан аварийным и подлежащим сносу), оно не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). Такое состояние дома имелось уже на момент составления Акта комиссии от 09.02.2007 года.

Судом установлено, что истец Сидорова Л.А. в настоящее время постоянно проживает в спорном жилом помещении, истцы Смирновы проживают в нем периодически, в связи с его ненадлежащим техническим состоянием, опасным для жизни и здоровья несовершеннолетней Смирновой.

Поскольку дом является аварийным, то есть не соответствует техническим правилам и нормам спорная квартира, не может быть отнесена к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

В связи с чем, истцам должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение в связи со сносом дома (ст.86 Жилищного кодекса) и в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания (ст.87 Жилищного кодекса РФ).

Спорный дом признан аварийным и подлежащим сносу Постановлением Администрации Камбарского района (исполнительно распорядительным органом МО «Камбарский район»), поэтому по основаниям ст.86 Жилищного кодекса РФ другое жилое помещение истцам должно предоставить МО «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района.

Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Наймодателем для истцов, является собственник жилого помещения – Муниципальное образование «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района, поэтому по основаниям ст.87 Жилищного кодекса РФ другое жилое помещение истцам должно предоставить МО «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Как следует из ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Согласно п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

Довод ответчика, что истцами в заявлении не указано конкретное благоустроенное жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма выселяемому гражданину, не может служить основанием к отказу в иске.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Проживание в непригодном для проживания и аварийном жилом помещении, в котором проживать невозможно и опасно для жизни и здоровья фактически ведет к произвольному лишению истцов жилища. Возможность переселения истцов из ветхого жилья Администрация Камбарского района не гарантирует, Администрация с требованием о выселении истцов по основаниям ст.86 и 87 Жилищного кодекса РФ не обращается, в связи с чем, суд считает, что право истцов на жилище должно быть восстановлено путем частичного удовлетворения иска.

Суд учитывает, что у истца Сидоровой Л.А. в собственности имеется однокомнатная квартира, в связи с чем, её жилищные права нельзя считать нарушенными, и подлежащими восстановлению за счет ответчиков. При этом истцы Смирновы являются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и в силу жилищного законодательства имеют равные права и обязанности по отношению к нанимателю.

Таким образом, учитывая, что финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на приобретение жилых помещений предоставлена не будет, а из содержания возражения следует, что Администрация МО «Камбарский район» не считает себя обязанной предоставить истцам благоустроенное помещение, суд признает бездействие Администрации муниципального образования «Камбарский район» по не предоставлению благоустроенного жилого помещения Смирновой М.В., Смирнову А.В. и несовершеннолетней Смирновой К.А., незаконным и возлагает на данного ответчика обязанность предоставить Смирновой М.В., Смирнову А.В. и Смирновой К.А., на семью из трех человек по договору социального найма жилое помещение в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в черте населенного пункта гор. Камбарка Удмуртской Республики, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г. Камбарка Удмуртской Республики.

Поскольку спорное жилое помещение в муниципальную собственность МО «Камбарское» не передано и Администрация МО «Камбарский район» является наймодателем спорного жилого помещения, то обязанности у Администрации МО «Камбарское» предоставить истцам другое жилое помещение не имеется в связи с чем, в удовлетворении данного требования к Администрации МО «Камбарское» необходимо отказать в полном объеме.

Требование о заключении договора социального найма является производным от требования о предоставлении жилого помещения, так как согласно ч.4 ст.57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма, в связи с чем возложение отдельной обязанности по заключению с истцами договора социального найма не требуется.

Анализируя акт органа местного самоуправления - постановление главы администрации Камбарского района УР от 28.10.2010 года «О признании утратившим силу постановления Администрации Камбарского района от 31.12.2008 г. «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» суд приходит к выводу о том, что данное постановление не является нормативным правовым актом. Часть 2 ст.15 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

При оценке постановления главы администрации Камбарского района УР от 28.10.2010 года на предмет его соответствия закону суд приходит к следующему.

Разделом IV Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г.N47, предусмотрен порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно п. 44 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает составление акта обследования помещения, составление комиссией заключения, принятие органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.

В соответствии с п. 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Пунктом 49 Положения предусмотрено, что на основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как ранее установлено судом межведомственная комиссия произвела обследование, что зафиксировано актом от 09.02.2007 г. При этом довод Администрации Камбарского района о том, что производилась оценка лишь квартиры в доме по ул. Ленина, а не всего дома, противоречит содержанию акта. Так, комиссия установила, что дом двухэтажный, фундамент бутовый ленточный, стены деревянные бревенчатые, кровля железная, износ основных конструкций составляет более 70%. По состоянию на 09.02.2007 г. в результате обследования установлено, что фундамент осел, стены имеют отклонение от вертикали, выпучивание и просадку в отдельных местах, водо- и воздухопроницаемы, наблюдается промерзание стыков. Из-за коррозии металлической кровли проведены многочисленные текущие ремонты кровельного покрытия. Элементы стропильной конструкции требуют замены. Система электроснабжения не обслужена, система электропитания дома осуществляется постоянно по одному кабелю.

Таким образом, содержание акта, а именно отражение в нем оценки фундамента, стен, кровли, стропил, электропитания дома, позволяет сделать вывод, что обследовалась не только квартира, но и весь дом в целом.

Администрация МО «Камбарский район» утверждает, что отсутствует заключение межведомственной комиссии по результатам обследования дома по ул. Ленина.

Вместе с тем, постановлением Администрации Камбарского района от 31 декабря 2008 года дом по адресу: г. Камбарка, ул.Ленина, признан аварийным и подлежащим сносу. В данном постановлении имеются ссылка на заключения от 26 декабря 2008 г., принятых районной межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Довод Администрации МО «Камбарский район», что постановление Администрации Камбарского района от 31.12.2008 г. было принято с одной целью - принять участие в реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не может служить основанием для признания его незаконным и противоречит содержанию данного постановления, поскольку в нем отсутствует ссылка на Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ, а указано иное основание для его принятия - заключения районной межведомственной комиссии от 26 декабря 2008 г.

Таким образом, межведомственной комиссией проведено обследование и составлен акт, по результатам которого 26.12.2008 г. комиссией принято решение (заключение) о признании дома по ул. Ленина аварийным и подлежащим сносу. На основании полученного заключения орган местного самоуправления принял решение (постановление от 31.12.2008 года) о признании дома аварийным и подлежащим сносу и определил срок отселения физических лиц до 01.01.2012 г.

Постановление Администрации Камбарского района от 31.12.2008 г. было принято в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г.N47 и у ответчика не имелось оснований для его отмены изданием постановления от 28.10.2010 года.

Содержащееся в постановлении от 28.10.2010 года основание для отмены постановления от 31.12.2008 г. - отсутствие заключений специализированной организации по состоянию многоквартирных домов, не может служить основанием для отмены постановления от 31.12.2008 г., так как оно вынесено на основании заключения районной межведомственной комиссии от 26 декабря 2008 г. Указанное заключение никем не оспорено.

В соответствии с частью 2 ст. 120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенного права может осуществляться путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

В этом случае суд не только определяет закон или иной нормативный акт, регулирующий спорное правоотношение, но и проверяет законность индивидуального властного акта.

Следовательно, для неприменения не соответствующего закону постановления главы администрации Камбарского района УР от 28.10.2010 года не обязательно признание его недействительным в судебном порядке. Такой акт не применяется в силу предписания закона, что вытекает из статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, ввиду противоречия Постановлению Правительства РФ от 28 января 2006г.N47, постановление главы администрации Камбарского района УР от 28.10.2010 года не подлежит применению судом, то есть не может быть принято во внимание при рассмотрении данного спора.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Камбарского района УР, действующего в интересах Сидоровой Л. А., Смирновой М. В., Смирнова А. В., Смирновой К. А. к Администрации муниципального образования «Камбарский район» и Администрации муниципального образования «Камбарское» удовлетворить частично.

Признать бездействие Администрации муниципального образования «Камбарский район» Удмуртской Республики по не предоставлению благоустроенного жилого помещения Смирновой М. В., Смирнову А. В. и несовершеннолетней Смирновой К. А., незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования «Камбарский район» Удмуртской Республики предоставить Смирновой М. В., Смирнову А. В. и несовершеннолетней Смирновой К. А., на семью из трех человек по договору социального найма жилое помещение в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в черте населенного пункта гор. Камбарка Удмуртской Республики, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г.Камбарка Удмуртской Республики.

В остальной части в удовлетворении исковых требований прокурора Камбарского района УР, действующего в интересах Смирновой М. В., Смирнова А. В. и Смирновой К. А. к Администрации муниципального образования «Камбарский район» отказать.

В удовлетворении исковых требований прокурора Камбарского района УР, действующего в интересах Сидоровой Л. А. к Администрации муниципального образования «Камбарский район» и Администрации муниципального образования «Камбарское» о признании бездействия ответчиков по не предоставлению благоустроенного жилого помещения незаконным, понуждении ответчиков предоставить истцам благоустроенное жилое помещение (квартиру) не менее 11 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, понуждении ответчиков заключить договор социального найма жилого помещения с Сидоровой Л. А., отказать в полном объеме.

В удовлетворении исковых требований прокурора Камбарского района УР, действующего в интересах Сидоровой Л. А., Смирновой М. В., Смирнова А. В., Смирновой К. А. к Администрации муниципального образования «Камбарское» о признании бездействия по не предоставлению благоустроенного жилого помещения незаконным, понуждении ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение (квартиру) не менее 11 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, понуждении ответчика заключить договор социального найма жилого помещения с Сидоровой Л. А., отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в через Камбарский районный суд УР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 04 ноября 2010 г.

Судья Ефимов С.Л.