Дело № 2-413/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 02 декабря 2010 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Ефимова С.Л.,
при секретаре Дьячковой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жилиной В. И. и Жилина А. Е. к Администрации муниципального образования «Камбарский район» о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение, выплате денежных средств на приобретение жилого помещения и взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Жилина В.И. и Жилин А.Е. обратились в суд с иском к Администрации МО «Камбарский район» о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение в г. Камбарка не менее 11 кв.м. на 1 человека до 31 декабря 2010 г., понуждению ответчика выплатить денежные средства на приобретение жилого помещения в размере 28500 рублей за один квадратный метр в срок до 01.01.2011 г. в случае не предоставления жилого помещения в срок до 31.12.2010 г. и взыскании расходов по оплате госпошлины, указывая, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Камбарка, ул. Советская, находится в оперативном управлении МНУ "ЕСМЗ Камбарского района". Квартира общей площадью 36 кв.м. предоставлена на условиях социального найма в 1979 году. Техническое состояние дома и квартиры № 1 проверено районной межведомственной комиссией и составлено заключение от 28 декабря 2008 г., на основании которого главой Администрации Камбарского района УР принято 31 декабря 2008 г. постановление: признать аварийными и подлежащими сносу дом по адресу: г. Камбарка, ул. Советская. На основании этого в Камбарском районе принята муниципальная адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории Камбарского района УР в 2009-2011 годах», исполнителем которой является Администрация Камбарского района. Согласно графику переселения жители дома по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Советская, должны быть переселены, однако до сего дня граждане и истцы не переселены. В настоящее время в указанном доме жить невозможно и опасно для жизни и здоровья проживающих. В зимний период отсутствует вода, так как колодец перемерзает. Гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке не пригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, вне очереди предоставляются другие благоустроенные помещения по договорам социального найма. Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем (в данном случае Администрацией Камбарского района) предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Несмотря на вышеизложенное, по состоянию на 27 сентября 2010 г. другого жилого помещения не предоставлено, меры не принимаются.
В судебное заседание не явился истец Жилин А.Е., о месте и времени заседания уведомлен надлежащим образом. В своих заявлениях просил допустить к участию в деле в качестве его представителя Щ. и рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом мнения участников процесса, суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца Жилина А.Е.
В судебном заседании истец Жилина В.И. требования поддержала в полном объеме и пояснила, что их дом был построен до 1917 года. Они вселились в него в 1979 году. Когда вселялись, им сразу сказали, что дом аварийный, и он ремонту не подлежит. Крыша бежит, стены проваливаются внутрь квартиры. Печь им кое-как немного подремонтировали. Фундамента нет, нижние брёвна стен сгнили, потолок провис. С дороги сточные воды бегут под дом, весной их заливает. Они живут на втором этаже, с крыши бежит всё в квартиру. Письменный договор найма жилого помещения с ними не заключался, у них только прописка. Они постоянно проживаем в этой квартире, другого жилья в собственности не имеют. Если бы имели, то давно бы уже переехали туда. Нижние венцы стен ни за что не крепятся. Дом старый, пока живут, его ни разу не ремонтировали. Объясняли всегда, что дом под снос и ремонтировать не будут. Директор МНУ «ЕСМЗ Камбарского района» им отказался дом ремонтировать, сказал, что дом рассыплется. К ним приходила комиссия, обследовала дом. В её составе были работник Администрации Камбарского района и работник МНУ "ЕСМЗ Камбарского района".
Представитель истцов Щ. поддержал исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в заявлении. Пояснил, что дом по ул. Советской стоит на плотине. Проезжая часть выше, чем окна первого этажа. С дороги всё течёт под дом. Стены вываливаются в квартиру истцов, водопровода нет. Проживание в этом доме опасно, углы могут обвалиться. Ремонтировать его опасно, так как дом развалится. Правовым основанием иска являются статьи 86-87 ЖК РФ в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу.
Представитель ответчика Администрации МО «Камбарский район» Б., иск не признала по основаниям и доводам, указанным в письменном возражении, согласно которому постановлением Администрации Камбарского района от 31.12.2008 г. «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» жилой дом по адресу: г. Камбарка, ул. Советская, признан аварийным и подлежащим сносу. Данное постановление было принято с одной целью – принять участие в реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и обеспечить переселение граждан из указанного жилого дома за счет финансовой поддержки Фонда. Но МО «Камбарское» и расположенные на её территории жилые дома по причине невыполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, установленных ст. 14 ФЗ № 185-ФЗ, не попали в программу и финансовая поддержка за счет средств фонда не будет предоставлена.
Постановление Администрации Камбарского района было принято с нарушением постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»:
1) межведомственная комиссия, созданная Администрацией Камбарского района для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда установленным требованиям и признания жилых помещений пригодным (непригодным) для проживания, не проводила обследование, оценку жилого дома и не принимала решение о признании жилого дома по адресу: г. Камбарка, ул. Советская, непригодным для проживания при принятии постановления. Заключения межведомственной комиссии от 26.12.2008 г., на которые делается ссылка в постановлении, не составлялось.
2) отсутствует заключение специализированной организации, необходимое для принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Согласно постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Акт обследования технического состояния жилого дома по ул. Советской от 04.04.2005 г. не может служить основанием для возложения обязанности по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Во-первых, он не соответствует форме акта, который должен приниматься по результатам работы комиссии (утвержден Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 552, действовавший в тот период). Во-вторых, орган местного самоуправления не принимал решения о мерах по обеспечению жильем граждан, проживающих в жилых домах, признанных непригодными для проживания. В-третьих, истцы пропустили срок исковой давности для защиты жилищных прав (трехлетний), установленный ст. 196 ГК РФ. Согласно п.9. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор, применяется общий трехлетний срок исковой давности (статья 196 ГК РФ).
Учитывая допущенные при принятии Постановления Администрации Камбарского района от 31 декабря 2008 года нарушения, а также то, что органы местного самоуправления МО «Камбарское» не предпринимают мер для выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, постановлением Администрации Камбарского района от 28.10.2010 г. признано утратившим силу постановление Администрации Камбарского района от 31.12.2008 г. № 771.
Поскольку в настоящий момент жилое помещение по адресу: г. Камбарка, ул. Советская, не признано непригодным для проживания, то оснований для применения статей 85, 87 Жилищного кодекса РФ не имеется. При этом права истцов не нарушаются и не ущемляются, т.к. истцы согласно постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 имеют право на обращение в межведомственную комиссию, по результатам работы которой и принимается решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Для применения статей 86 и 87 ЖК РФ необходимо учитывать положения ст. 84 ЖК РФ. Статьи 86, 87 Жилищного кодекса РФ применяются при выселении граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, в судебном порядке. Требования о выселении истцов из жилого помещении по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Советская, истцами не заявлялись. Администрация Камбарского района УР с указанными требованиями не обращалась в суд. Согласно части 3 статьи 89 Жилищного кодекса РФ, п. 36, 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 02.07.2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и определения Верховного суда РФ от 28.07.2009 года № 2-В09-3 в заявлении должно быть указано конкретное и свободное от прав других лиц жилое помещение, в которое могут быть выселены граждане. При отсутствии такого указания судья в соответствии со статьей 136 ГПК РФ выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает истца, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатка заявления. При выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. 86-88 ЖК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано конкретное благоустроенное жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма выселяемому гражданину. В исковом заявлении не указывается конкретное жилое помещение, которое должно быть предоставлено Жилиным.
Администрация Камбарского района не сможет реально исполнить судебный акт в случае возложения на неё обязанности предоставить истцам жилое помещение: во-первых, в целях решения Администрацией МО «Камбарское» вопросов местного значения по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством из собственности МО «Камбарский район» в собственность МО «Камбарское» передано 420 муниципальных жилых помещений (передаточный акт от 01.03.2010 г.). Согласно ст. 6 Закона УР от 08.12.2008 г. № 50-РЗ «О порядке разграничения муниципального имущества между муниципальными районами и вновь образованными городскими, сельскими поселениями в Удмуртской Республике» право собственности на имущество возникает с момента подписания передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность уполномоченным лицом органа местного самоуправления, наделенного в установленном порядке полномочиями по передаче имущества, и уполномоченным лицом органа местного самоуправления, наделенного в установленном порядке полномочиями по принятию имущества. Таким образом, МО «Камбарское» является собственником 420 муниципальных жилых помещений и Администрация МО «Камбарское» обладает полномочиями по распоряжению ими, в том числе по принятию решения о предоставлении указанных помещений гражданам.
Во-вторых, финансовые возможности бюджета МО «Камбарский район» не позволят выделить или приобрести жилое помещение. Бюджет МО «Камбарский район» ежегодно утверждается с максимальным дефицитом в 10% (то есть расходы бюджета превышают над его расходами): процент исполнения районного бюджета по доходам в 2009 г. составил 73,8% против 100%, планируемое исполнение бюджета по доходам в 2010 г. - 88,5%, это свидетельствует о том, что запланированные расходы районного бюджета не исполняются в полном объеме; кредиторская задолженность районного бюджета составляет 7401,3 тыс.руб., муниципальный долг 20034 тыс. руб.
ЖК РФ не предусматривает в качестве альтернативы вместо обеспечения жилым помещением граждан предоставление им денежных средств на приобретение жилого помещения. Администрация Камбарского района считает, что расчет стоимости 1 кв.м. жилого помещения является завышенным. Расчет произведен исходя из стоимости 1 кв.м., установленного приказом Минрегиона РФ от 25.12.2009 № 603. Согласно указанному приказу 28500 руб. - это средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья по УР, подлежащая применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ для расчета размеров социальных выплат, выделяемых в соответствии с планами на 1 квартал 2010 г., для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет федерального бюджета на приобретение жилых помещений. Истцы не имеют права на социальные выплаты за счет средств из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, соответственно положения приказа Минрегиона РФ от 25.12.2009 № 603 не подлежат применению в указанном деле. Для г. Камбарка стоимость 1 кв.м. общей площади 28500 руб. является завышенной. Согласно ответу Камбарского отдела Управления Росреестра по УР средняя цена приобретения прав на жилое помещение (квартиру) на 3 квартал составляет 10537 руб. (ответ от 15.10.2010 г.).
Таким образом, требование о выплате денежных средств на приобретение жилого помещения не соответствует требованиям жилищного законодательства и расчет стоимости 1 кв.м. общей площади является явно завышенным.
Администрация Камбарского района как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления согласно ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождается, поэтому расходы по оплате госпошлины не могут быть взысканы с неё.
Выслушав пояснения истца, представителя истцов и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из пояснений истца Жилиной В.И. следует, что истцы были вселены в жилое помещение по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Советская, в 1979 году, письменный договор социального найма с ними не заключался, в настоящее время они постоянно проживают в данном жилом помещении и в собственности другого жилья не имеют.
Согласно поквартирной карточке от 26.10.2010 г. по адресу: г. Камбарка, ул. Советская, зарегистрированы постоянно с 22.03.1988 года наниматель Жилина В. И. и её муж Жилин А. Е., общая площадь помещения 31,8 кв.м., жилая 20,5 кв.м.
Факт регистрации истцов по данному адресу подтверждается также копиями их паспортов.
Жилое помещение по адресу: г. Камбарка, ул. Советская, находится в муниципальной собственности МО «Камбарский район», что следует из выписки из реестра муниципальной казны Камбарского района от 11.11.2010 г.
В соответствии с Постановлением Администрации Камбарского района от 31 декабря 2008 года был признан аварийным и подлежащим сносу дом по адресу: г. Камбарка, ул. Советская. Заместителю Главы администрации Камбарского района, Главе МО «Камбарское» постановлено решить вопрос об отселении граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма. Срок исполнения до 01 января 2012 года.
Постановлением Администрации Камбарского района от 28 октября 2010 года признано утратившим силу Постановление Администрации Камбарского района № 771 от 31 декабря 2008 года.
Правовым основанием иска истцы указывают статьи 86-87 ЖК РФ в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу. Данные обстоятельства установлены в судебном заседании объяснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются.
Исковые требования Жилиной В.И. и Жилина А.Е. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела ответчиком заявлено о пропуске истцами трехлетнего срока исковой давности со ссылкой на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации". При этом данное заявление ничем не мотивировано.
По мнению суда, указанный ответчиком общий трехлетний срок исковой давности на обращение за защитой нарушенных прав истцами не пропущен по следующим основаниям.
Исходя из доводов и возражений сторон, спорное правоотношение возникло по поводу предоставления истцам жилого помещения по договору социального найма, в связи с тем жилой дом, в одной из квартир которого проживают истцы, признан не пригодным для проживания и подлежащим сносу.
При этом, частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, которая создается органом местного самоуправления для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Как указано выше Постановлением Администрации Камбарского района от 31 декабря 2008 года был признан аварийным и подлежащим сносу дом по адресу: г. Камбарка, ул. Советская.
Таким образом, право требования истцов по поводу предоставления ответчиками жилого помещения по договору социального найма в связи выселением из дома подлежащего сносу и непригодного для проживания возникло после вынесения постановления о признании дома аварийным и подлежащим сносу, т.е. после 31 декабря 2008 года. Истцы обратились с иском в суд 12.10.2010 года, следовательно, в пределах установленного трехлетнего срока исковой давности.
Согласно ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что спорные жилищные правоотношения возникли после введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (с 1 марта 2005 года), то суд при вынесении решения руководствуется действующим Жилищным кодексом РФ.
Статья 85 ЖК РФ устанавливает, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: п.1. дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; п.3. жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст.87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года, в разделе «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» дан ответ на вопрос №3. Верховный Суд РФ указал, что если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Ответчиком Администрацией Камбарского района суду не представлено заключения межведомственной комиссии, на основании которого спорный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Между тем, Постановление Администрации Камбарского района о признании жилого дома по ул. Советская г. Камбарка, аварийным и подлежащим сносу, вынесено на основании заключения районной межведомственной комиссии от 26 декабря 2008 года, то есть в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
В Постановлении Администрации Камбарского района от 31 декабря 2008 года заместителю Главы администрации Камбарского района постановлено решить вопрос об отселении граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма в срок до 01 января 2012 года.
Таким образом, Администрация Камбарского района постановила о расселении дома до 01.01.2012 года. В письменном возражении на иск ответчик указывает, что Постановление от 31 декабря 2008 года было принято с целью переселения граждан из дома за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, финансовая поддержка за счет средств Фонда предоставлена не будет; финансовые возможности бюджета МО «Камбарский район» не позволят приобрести жилье; из содержания возражения также следует, что Администрация МО «Камбарский район» не считает себя обязанной предоставить истцам благоустроенное помещение. Поэтому суд приходит к выводу, что гарантий расселения жильцов из спорного дома Администрация Камбарского района не дает.
Суд приходит к выводу, что помещение, в котором проживают истцы в настоящее время, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния. Эти обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Постановлением Администрации Камбарского района от 31 декабря 2008 года дом по адресу: г. Камбарка, ул. Советская, признан аварийным и подлежащим сносу. В спорном доме находится жилое помещение, занимаемое истцами.
Согласно акту от 30.03.2001 г. комиссия в составе управляющего делами Администрации города, директора Городской службы муниципального заказчика, техника-строителя, произвели обследование дома по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Советская. Комиссия установила, что дом двухэтажный, бревенчатый, кровля шиферная, дом не благоустроенный, год постройки до 1917 г. При обследовании установлено, что систематически происходит увлажнение конденсационной и грунтовой влагой фундамента и стен. Фундамент просел, бревенчатые венцы стен сгнили, произошло внутреннее выпучивание перегородок дома. Из-за длительной эксплуатации дома балки и обрешетка прогнили, что привело к растрескиванию асбестоцементных листов. Под полом стоят грунтовые воды. Пол по всему периметру дома сгнивший и просел. Комиссия пришла к выводу, что дом требует капитального ремонта.
Актом обследования от 15.03.2003 г. жилого дома по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Советская, проведенным работниками МНУ "ЕСМЗ Камбарского района" установлено, что бетонный фундамент раскрошился, осел по всему периметру дома, нижние венцы сруба прогнили. Балки пола и потолка потеряли свою несущую способность, из-за чего пол прогнулся, потолок провис. Кровля протекает, балки и обрешетка сгнили. Отопительные печи требуют большого ремонта. Износ основных конструкций составляет более 70%, капитальный ремонт в связи с этим не целесообразен.
Согласно письму директора МНУ "ЕСМЗ Камбарского района" от 24.03.2005 г., адресованному Главе Администрации Камбарского района, капитальный ремонт жилого дома по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Советская, проводить нецелесообразно по нескольким причинам: из-за большого износа основных конструктивных элементов здания (акт обследования прилагается); из-за низкого месторасположения дома относительно основной проезжей части, что приводит к подтоплению основания здания талыми и грунтовыми водами в паводковый период и во время затяжных проливных дождей. Предлагается рассмотреть вопрос расселения данного жилого дома.
Согласно акту от 04.04.2005 г. технического состояния жилого дома по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Советская, комиссия в составе специалистов МНУ "ЕСМЗ Камбарского района" установила, что бетонный фундамент раскрошился, осел по всему периметру дома, нижние венцы сруба прогнили. Балки пола и потолка потеряли свою несущую способность, из-за чего пол прогнулся, потолок провис. Кровля протекает, балки и обрешетка сгнили. Отопительные печи требуют большого ремонта. Износ основных конструкций составляет более 70%. Комиссия считает, что капитальный ремонт проводить в жилом доме не целесообразно, находится в аварийном состоянии. Комиссия оценила техническое состояние дома как непригодное для проживания и предложила рассмотреть возможность расселения жильцов, для чего необходимо три 3-комнатных и одна 1-комнатная квартиры. Акт утвержден Заместителем Главы Администрации Камбарского района.
Согласно пояснениям истца Жилиной В.И., когда истцы вселялись, им сразу сказали, что дом аварийный, и он ремонту не подлежит. Крыша бежит, стены проваливаются внутрь квартиры. Фундамента нет, нижние брёвна стен сгнили, потолок провис. С дороги сточные воды бегут под дом, весной их заливает. Они живут на втором этаже, с крыши бежит всё в квартиру. Нижние венцы стен ни за что не крепятся. Дом старый, пока живут, его ни разу не ремонтировали. Объясняли всегда, что дом под снос и ремонтировать не будут. Директор МНУ «ЕСМЗ Камбарского района» им отказался дом ремонтировать, сказал, что дом рассыплется. Представитель истцов Щ. пояснил, что дом по ул. Советской стоит на плотине. Проезжая часть выше, чем окна первого этажа. С дороги всё течёт под дом. Стены вываливаются в квартиру истцов, водопровода нет. Проживание в этом доме опасно, углы могут обвалиться. Ремонтировать его опасно, так как дом развалится.
Оснований не доверять пояснениям истца и представителя истцов у суда не имеется. Данные пояснения согласуются с содержанием актов обследования.
Согласно п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 - жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Таким образом, жилой дом по ул. Советской г. Камбарка в силу его технического состояния (бетонный фундамент раскрошился, осел по всему периметру дома; нижние венцы сруба прогнили; балки пола и потолка потеряли свою несущую способность, из-за чего пол прогнулся, потолок провис; кровля протекает, балки и обрешетка сгнили; износ основных конструкций составляет более 70%) является аварийным, проживание в нем представляет опасность для жизни и здоровья истцов по причине его аварийного состояния. В силу того, что спорное жилое помещение не соответствует техническим правилам и нормам (поскольку в связи с этим дом признан аварийным и подлежащим сносу), оно не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). Такое состояние дома имелось уже на момент составления Акта комиссии от 04.04.2005 г., ремонт дома не производился по настоящее время, что сторонами не оспаривается.
Поскольку дом является аварийным, то есть не соответствует техническим правилам и нормам спорная квартира, не может быть отнесена к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
В связи с чем, истцам должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение в связи со сносом дома (ст.86 Жилищного кодекса) и в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания (ст.87 Жилищного кодекса РФ).
Спорный дом признан аварийным и подлежащим сносу Постановлением Администрации Камбарского района (исполнительно распорядительным органом МО «Камбарский район»), поэтому по основаниям ст.86 Жилищного кодекса РФ другое жилое помещение истцам должно предоставить МО «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района.
Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Наймодателем для истцов, является собственник жилого помещения - Муниципальное образование «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района, поэтому по основаниям ст.87 Жилищного кодекса РФ другое жилое помещение истцам должно предоставить МО «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района. Кроме того, решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу принято также Администрацией Камбарского района.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Как следует из ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.
Довод ответчика, что истцами в заявлении не указано конкретное благоустроенное жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма выселяемому гражданину, не может служить основанием к отказу в иске.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.Проживание в непригодном для проживания и аварийном жилом помещении, в котором проживать невозможно и опасно для жизни и здоровья фактически ведет к произвольному лишению истцов жилища. Возможность переселения истцов из ветхого жилья Администрация Камбарского района не гарантирует, Администрация с требованием о выселении истцов по основаниям ст.86 и 87 Жилищного кодекса РФ не обращается, в связи с чем, суд считает, что право истцов на жилище должно быть восстановлено путем частичного удовлетворения иска.
Таким образом, на Администрацию муниципального образования «Камбарский район» необходимо возложить обязанность предоставить истцам, на семью из двух человек по договору социального найма жилое помещение в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в черте населенного пункта гор. Камбарка Удмуртской Республики, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г. Камбарка Удмуртской Республики, общей площадью не менее 31,8 кв.м.
Администрацией Камбарского района нарушаются права истцов на проживание в жилом помещении пригодном для проживания, фактически они лишены жилого помещения. Квартира является единственным жильем истцов, они в ней зарегистрированы, жилой дом непригоден для проживания, права пользования другим жилым помещением истцы не приобрели по настоящее время, в силу чего они имеют право требовать предоставления им другого жилого помещения.
В удовлетворении требований истцов о понуждении ответчика выплатить денежные средства на приобретение жилого помещения в размере 28500 рублей за один квадратный метр в срок до 01.01.2011 г. в случае не предоставления жилого помещения в срок до 31.12.2010 г. следует отказать, так как положениями ст. 85-87 ЖК РФ определено только предоставление другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, подлежащего сносу, или признанного непригодным для проживания.
Довод Администрации МО «Камбарский район» о том, МО «Камбарское» передано 420 муниципальных жилых помещений и поэтому МО «Камбарское» обладает полномочиями по принятию решения о предоставлении указанных жилых помещений гражданам, не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности предоставить истцам жилье, поскольку Администрацией МО «Камбарский район» не представлено в суд доказательств о том, что спорное жилое помещение передано в муниципальную собственность МО «Камбарское».
Анализируя акт органа местного самоуправления - постановление главы администрации Камбарского района УР от 28.10.2010 года «О признании утратившим силу постановления Администрации Камбарского района от 31.12.2008 г. «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» суд приходит к выводу о том, что данное постановление не является нормативным правовым актом. Часть 2 ст.15 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
При оценке постановления главы администрации Камбарского района УР от 28.10.2010 года на предмет его соответствия закону суд приходит к следующему.
Разделом IV Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г.N47, предусмотрен порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно п. 44 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает составление акта обследования помещения, составление комиссией заключения, принятие органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.
В соответствии с п. 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Пунктом 49 Положения предусмотрено, что на основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Администрация МО «Камбарский район» утверждает, что отсутствует заключение межведомственной комиссии по результатам обследования дома по ул. Советской.
Вместе с тем, постановлением Администрации Камбарского района от 31 декабря 2008 года дом по адресу: г. Камбарка, ул.Советская, признан аварийным и подлежащим сносу. В данном постановлении имеются ссылка на заключения от 26 декабря 2008 г., принятых районной межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Довод Администрации МО «Камбарский район», что постановление Администрации Камбарского района от 31.12.2008 г. было принято с одной целью - принять участие в реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не может служить основанием для признания его незаконным и противоречит содержанию данного постановления, поскольку в нем отсутствует ссылка на Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ, а указано иное основание для его принятия - заключения районной межведомственной комиссии от 26 декабря 2008 г.
Таким образом, межведомственной комиссией 26.12.2008 г. принято решение (заключение) о признании дома по ул. Советской аварийным и подлежащим сносу. На основании полученного заключения орган местного самоуправления принял решение (постановление от 31.12.2008 года) о признании дома аварийным и подлежащим сносу и определил срок отселения физических лиц до 01.01.2012 г.
Постановление Администрации Камбарского района от 31.12.2008 г. было принято в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г.N47 и у ответчика не имелось оснований для его отмены изданием постановления от 28.10.2010 года.
Содержащееся в постановлении от 28.10.2010 года № 699 основание для отмены постановления от 31.12.2008 г. - отсутствие заключений специализированной организации по состоянию многоквартирных домов, не может служить основанием для отмены постановления от 31.12.2008 г., так как оно вынесено на основании заключения районной межведомственной комиссии от 26 декабря 2008 г. Указанное заключение никем не оспорено.
В соответствии с частью 2 ст. 120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенного права может осуществляться путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
В этом случае суд не только определяет закон или иной нормативный акт, регулирующий спорное правоотношение, но и проверяет законность индивидуального властного акта.
Следовательно, для неприменения не соответствующего закону постановления главы администрации Камбарского района УР от 28.10.2010 года не обязательно признание его недействительным в судебном порядке. Такой акт не применяется в силу предписания закона, что вытекает из статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ввиду противоречия Постановлению Правительства РФ от 28 января 2006г.N47, постановление главы администрации Камбарского района УР от 28.10.2010 года не подлежит применению судом, то есть не может быть принято во внимание при рассмотрении данного спора.
Поскольку в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, а ответчик является таковым органом, то уплаченная истцами госпошлина взысканию в их пользу с ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Жилиной В. И. и Жилина А. Е. к Администрации муниципального образования «Камбарский район» удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального образования «Камбарский район» Удмуртской Республики предоставить Жилиной В. И. и Жилину А. Е., на семью из двух человек по договору социального найма жилое помещение в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в черте населенного пункта гор. Камбарка Удмуртской Республики, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г. Камбарка Удмуртской Республики, общей площадью не менее 31,8 кв.м.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Жилиной В. И. и Жилина А. Е. к Администрации муниципального образования «Камбарский район» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в через Камбарский районный суд УР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2010 г.
Судья Ефимов С.Л.