О запрете образовательной деятельности



Дело № 2-401/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 28 декабря 2010 г.

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Ефимова С.Л.,

При секретаре Дьячковой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камбарского района УР в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ ДОД ДЮСШ о запрещении ответчику с 01.03.2011 года образовательную деятельность до получения лицензии на право ведения образовательной деятельности

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Камбарского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ ДОД ДЮСШ о запрещении ответчику с 01.01.2011 года образовательную деятельность до получения лицензии на право ведения об­разовательной деятельности

Иск мотивирован тем, что в соответствии с ч.1 ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.

В соответствии с п.1, п.2 Устава МОУ ДОД ДЮСШ является муниципальным образовательным учреждением и создано в целях осуществления образовательной деятельности и реализации прав граждан на дошкольное образование.

На основании п. 6, п. 7 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277.

04.09.2010 г. истек срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности у МОУ ДОД ДЮСШ , расположенного по адресу: данные изъяты.

Однако образовательное учреждение МОУ ДОД ДЮСШ в нарушение указанных выше требований с 05.09.2010 года осуществляет образовательную деятельность без лицензии на право ее ведения.

Согласно п. 46 Положения, за ведение образовательной деятельности без лицензии, в том числе в филиалах, образовательные учреждения и научные организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Устава МОУ ДОД ДЮСШ , расположенное по адресу: данные изъяты, является юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам.

Неисполнение МОУ ДОД ДЮСШ своих обязанностей по получению лицензии на право ведения образовательной деятельности приводит к нарушению прав несовершеннолетних на образовательный процесс, соответствующий действующему федеральному законодательству.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст.45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Реализуя свои предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, так как категория и количество лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянны и персонально изменчивы (состав детей, посещающих МОУ ДОД ДЮСШ , в течение года меняется).

Кроме этого, прокурор обращается в суд также в защиту интересов РФ, так как деятельность МОУ ДОД ДЮСШ нарушает законодательство Российской Федерации.

В судебном заседании заместитель прокурора Камбарского района УР Миллер О.Г. представила письменное дополнение к иску, в котором прокурор просит запретить МОУ ДОД ДЮСШ с 01.03.2011 года осуществление образовательной деятельности до получения лицензии (разрешения) на право ведения образовательной деятельности. Миллер О.Г. с учетом уточнения иска поддержала исковые требования по основаниям и доводам, указанным в иске.

Представитель ответчика МОУ ДОД ДЮСШ Порозова Н.Ю. иск признала.

Представитель третьего лица Администрации МО «Камбарский район» Лагунова М.В., действующая на основании доверенности, иск признала с учетом его уточнения.

Выслушав заместителя прокурора, представителя ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Уставом МОУ ДОД ДЮСШ подтверждается, что ответчик является муниципальным образовательным учреждением и создано в целях осуществления образовательной деятельности и реализации прав граждан на образование.

В соответствии со ст.15 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статья 43 Конституции РФ предусматривает право каждого на образование, конституцией гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Статьей 41 Конституции РФ гарантируется право каждого на охрану здоровья.

Согласно ст. 26 Всеобщей декларации прав человека каждый имеет право на образование.

В силу ст. 33 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Статья 27 ФЗ «Об образовании» предусматривает, что «образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией».

Согласно ч.3 ст.32 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со ст.51 «Об образовании» образовательное учреждение обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательного учреждения.

На основании ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иным правовыми актами.

Конституционное право детей на образование подразумевает право на получение образования в условиях, соответствующих установленным государством минимальным требованиям к осуществлению образовательного процесса, в том числе, государственным санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам и требованиям пожарной безопасности. Именно с этой целью установлено лицензирование образовательной деятельности. В связи с чем, деятельность образовательного учреждения без соответствующей лицензии (разрешения) не может осуществляться в интересах детей, поскольку в этом случае нарушаются фундаментальные права несовершеннолетних на получение правильного питания, нахождение в среде, благоприятной и безопасной для жизни и здоровья, физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МОУ ДОД ДЮСШ , являясь юридическим лицом, созданным согласно Уставу с целью осуществления образовательной деятельности и реализации прав граждан на образование, с 05.09.2010 года осуществляет образовательную деятельность без лицензии (л.д.9).

Как следует из материалов дела, пояснений представителя ответчика, что 06 августа 2010 года МОУ ДОД ДЮСШ получено санитарно-эпидемиологическое заключение территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в г. Сарапуле за № 18.21.04.000.М.000271.08.10, но причиной неполучения до настоящего времени лицензии на право ведения образовательной деятельности явилось отсутствие положительного заключения Государственного пожарного надзора о соответствии состояния школы государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, и требованиям пожарной безопасности. В настоящее судебное заседание директором школы представлено заключение МЧС России № 788/10/10 о соответствии МОУ ДОД ДЮСШ обязательным требованиям пожарной безопасности. Порозова Н.Ю. пояснила, что лицензия будет получена ответчиком приблизительно в конце января - начале февраля 2011 года.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

МОУ ДОД ДЮСШ нарушает конституционное право своих воспитанников на образование, осуществляя образовательную деятельность без лицензии, а также нарушает их конституционное право на охрану здоровья, и требования Закона РФ «Об образовании».

Учитывая указанные обстоятельства, а также требования норм ГК РФ и специальных норм, регулирующих вопросы лицензирования в сфере образовательной деятельности, суд приходит к выводу о том, что ответчик не вправе заниматься образовательной деятельностью без соответствующей лицензии (разрешения) на данный вид деятельности, и считает необходимым удовлетворить исковое требование прокурора, запретив безлицензионную образовательную деятельность МОУ ДОД ДЮСШ до получения школой соответствующей лицензии (разрешения) на ее осуществление.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления неимущественного характера организацией, уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Следовательно, в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход Муниципального образования «Камбарский район» Удмуртской Республики государственная пошлина в размере 4000 рублей.

Лицам, участвующим в деле было разъяснено положение статьи 56 ГПК РФ в части доказывания сторонами тех обстоятельств, на которые они ссылаются, от представления дополнительных доказательств лица участвующие в деле отказались.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое требование прокурора Камбарского района УР к МОУ ДОД ДЮСШ удовлетворить.

Запретить МОУ ДОД ДЮСШ с 01.03.2011 года осуществление образовательной деятельности до получения лицензии (разрешения) на право ведения образовательной деятельности.

Взыскать с МОУ ДОД ДЮСШ в доход муниципального образования «Камбарский район» госпошлину в сумме 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 11 января 2011 года.

Судья /подпись/ С.Л. Ефимов

.