Дело № 2-439/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 08 декабря 2010 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Нургалиева Э. В.,
при секретаре Балакиной С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камбарского района в интересах истца Кирьянова Виктора Леонидовича к Администрации Муниципального образования «Камбарский район» и Администрации Муниципального образования «Камбарское» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить истцам благоустроенное жилое помещение и заключить договор социального найма жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Камбарского района УР, действующий в интересах Кирьянова В. Л. обратился в суд с иском к Администрации МО «Камбарский район» и Администрации МО «Камбарское» о признании бездействия ответчиков по не предоставлению благоустроенного жилого помещения незаконным, понуждении ответчиков предоставить истцу благоустроенное жилое помещение (квартиру) в г. Камбарка Удмуртской Республики не менее 11 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, понуждении ответчиков заключить договор социального найма жилого помещения с Кирьяновым В. Л..
Иск мотивирован тем, что прокуратурой Камбарского района проведена проверка по обращению жителя дома расположенного по адресу: <данные изъяты>, о нарушении его жилищных прав и не предоставлении Администрацией МО «Камбарский район» и МО «Камбарское» благоустроенных жилых помещений.
В ходе проверки установлено следующее.
Жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, находится в оперативном управлении МНУ «ЕСМЗ Камбарского района».
На основании договора найма жилого помещения от 20.05.1998 года Муниципальным некоммерческим учреждением «Единая служба муниципального заказчика Камбарского района» в лице директора Данилова В. А. Трубициной В. А. предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение общей площадью 25,8 кв.м. по адресу: <данные изъяты>, в которое позднее был вселен как член семьи Кирьянов В.Л..
Трубицина В.А. <данные изъяты> умерла, однако Кирьянов В. Л. по сегодняшний день продолжает проживать по указанному адресу как член семьи.
Техническое состояние вышеуказанного дома проверено комиссией МНУ «ЕСМЗ Камбарского района» 14.11.2003 г. Согласно составленному акту от 14.11.2007 г. техническое состояние жилого дома по ул. <данные изъяты>неудовлетворительное: крыша протекает, дом наклонился на бок, нижние бревна сгнили, дом осел. Оконные блоки и рамы сгнили, требуется полная замена. Балки пола и потолка потеряли свою несущую способность из-за чего пол и потолок прогнулись. В кв. <данные изъяты> матка на подпорке, в полу большие трещины. Оборудование электроснабжения и проводка требуют замены, кладовки полностью сгнили. Износ дома составил 80,8%. Капитальный ремонт не целесообразен.
Исходя из п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно п. 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из
жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии с Постановлением Главы администрации Камбарского района <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с ч.2 ст. 31 ЖК РФ, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Согласно ч.3 ст.292 ГК РФ, члены семьи собственника жилого помещения могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения.
В соответствии с ч.4 ст. 69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Несмотря на вышеизложенное, по состоянию на 23 сентября 2010 года Кирьянову В.Л. другого благоустроенного помещения для проживания со стороны органов местного самоуправления не предоставлено.
Согласно ст.40 Конституции РФ от 12.12.1993г. органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п.5 ст. 2 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Пункт 1 Решения Камбарского районного Совета депутатов от 20 февраля 2007 г. N 30 «О норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной норме площади жилого помещения» устанавливает норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 11 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если основанием для обращения к прокурору послужило нарушение социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Обращение прокурора в суд обусловлено защитой прав жильцов дома, а так же восстановлению их нарушенного права на предоставление им благоустроенного жилого помещения для дальнейшего проживания.
Дополнением к иску от 30.11.2010 года Прокурор Камбарского района УР со ссылкой на ст.39 ГПК РФ изменил и дополнил ранее поданное исковое заявление, а именно просил исключить абзац в части «Исходя из п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма».
Уточнил исковые требования и просил возложить обязанность на Администрацию МО «Камбарский район» и Администрацию МО «Камбарское» предоставить равноценное занимаемому на момент рассмотрения гражданского дела благоустроенное жилое помещение (квартиру) Кирьянову В.Л. в г. Камбарка Удмуртской Республики не менее 25,8 квадратных метров общей площади.
В судебном заседании помощник прокурора Климко А.Л., исковые требования поддержал по основаниям указанным в иске, просил суд удовлетворить иск в полном объеме.
Истец Кирьянов В. Л. В судебное заседание не явился просил рассмотреть дело без его участия о чем представил соответствующее заявление. Дело рассмотрено в отсутствие истца на основании ст.167 ГПК РФ. Ранее принимая участие в предварительном судебном заседании истец Кирьянов В.Л. исковые требования поддержал и пояснил, что он проживает по ул. <данные изъяты> с 1977 года, но прописан был у мамы. С 1990 года он прописан постоянно по ул. <данные изъяты>, супруга у него умерла. Все жильцы этого дома разбежались, жить там невозможно, отопление печное, но печки сломаны, воды нет. В доме есть только электричество, газа и воды нет. За коммунальные услуги за него платит тетка, сумма не большая, 17 рублей. Он сам платит только за воду, которую берет на колонке. В первой квартире жили Балуевы, в третьей жили Алексеевы, но они живут в г. Нефтекамске, в четвертой Плешаковы. Кроме него никто не живет в этом доме. Он как пришел из армии в 1970 году, так и встал на учет для получения квартиры. Трубицина В.А., которой предоставлено жилое помещение, его гражданская жена, они с ней в законном браке не состояли. Ее нет в живых уже шесть лет.
Администрация МО «Камбарский район» в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще. Дело рассмотрено в отсутствие представителя данного ответчика на основании ст.167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Администрации МО «Камбарский район» Лагунова М. В., действующая на основании доверенности, ранее принимая участие в предварительном судебном заседании иск не признала по основаниям и доводам, указанным в письменном возражении, согласно которому при подаче искового заявления делается ссылка на два различных основания предоставления жилого помещения: 1) часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ; 2) статья 85 Жилищного кодекса РФ.
Согласно части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлено в части 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Согласно статье 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии со статьей 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлено в статье 89 Жилищного кодекса РФ.
При применении статьи 57 Жилищного кодекса РФ Администрация МО «Камбарский район» не может выступать в качестве ответчика.
Ответчиком может являться только уполномоченный орган местного самоуправления. Ответ на вопрос, кто из органов местного самоуправления является уполномоченным органом местного самоуправления в области жилищных отношений, содержится в Федеральном законе от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Так вопросы местного значения поселения, решаемые органами местного самоуправления поселения, определены статьей 14 указанного федерального закона, а вопросы местного значения муниципального района, решаемые органами местного значения муниципального района, определены статьей 15 указанного федерального закона. Администрация МО «Камбарское» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения, а Администрация МО «Камбарский район» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района. Администрация МО «Камбарское» и Администрация МО «Камбарский район» являются самостоятельными органами местного самоуправления, не входят в структуру друг друга и не подчиняются друг другу. Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Согласно Уставу МО «Камбарское» решение указанного вопроса местного значения отнесено к полномочиям Администрации МО «Камбарское». Среди вопросов местного значения муниципального района нет вопросов в области жилищных отношений.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев внеочередного обеспечения жилыми помещениями (гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат). Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
С учетом выше изложенного возложения обязанности по предоставлению жилого помещения согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ на органы местного самоуправления муниципального района, в частности, на Администрацию Камбарского района УР, будет являться нарушением федерального законодательства, т.к. обеспечение малоимущих граждан жилым помещением в соответствии с законодательством не является вопросом местного значения муниципального района и Администрация Камбарского района не наделена полномочиями по решению вопросов в области жилищных отношений (полномочия Администрации Камбарского района определены в статьях 33, 34 Устава МО «Камбарский район»). Администрация Камбарского района только в одном случае может решать за Администрацию МО «Камбарское» вопросы по обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, если между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления поселения будет заключено соглашение о передаче осуществления указанного полномочия. Указанное соглашение между Администрацией МО «Камбарский район» и Администрацией МО «Камбарское» отсутствует, соответственно Администрация МО «Камбарское» должна самостоятельно решать этот вопрос местного значения. Надлежащим ответчиком будет являться Администрация МО «Камбарское».
В целях решения Администрацией МО «Камбарское» вопросов местного значения по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством из собственности МО «Камбарский район» в собственность МО «Камбарское» передано 420 муниципальных жилых помещений (01 марта 2010 года между Администрацией МО «Камбарский район» и Администрацией МО «Камбарское» подписан передаточный акт). Согласно статье 6 Закона УР от 08.12.2008 N 50-РЗ "О порядке разграничения муниципального имущества между муниципальными районами и вновь образованными городскими, сельскими поселениями в Удмуртской Республике" право собственности на имущество возникает с момента подписания передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность уполномоченным лицом органа местного самоуправления, наделенного в установленном порядке полномочиями по передаче имущества, и уполномоченным лицом органа местного самоуправления, наделенного в установленном порядке полномочиями по принятию имущества. Таким образом, МО «Камбарское» является собственником <данные изъяты> муниципальных жилых помещений и Администрация МО «Камбарское» обладает полномочиями по распоряжению ими, в том числе по принятию решения о предоставлении указанных жилых помещений гражданам.
Отмечают, что истец не стоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, соответственно, не подлежат обеспечению жилыми помещениями согласно ст. 57 ЖК РФ.
Статьи 85 и 87 Жилищного кодекса РФ определяют, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Постановление Администрации Камбарского района от 31 декабря 2008 года № 771 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», которым дом по адресу: <данные изъяты>, признан аварийным и подлежащим сносу, было принято с одной целью - принять участие в реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и обеспечить переселение граждан из указанного жилого дома за счет финансовой поддержки Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Но МО «Камбарское» и расположенные на ее территории жилые дома по причине невыполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, установленных статьей 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", не попали в программу и финансовая поддержка за счет средств фонда не будет предоставлена.
Постановление Администрации Камбарского района от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> было принято с нарушением постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции":
1) межведомственная комиссия, созданная Администрацией Камбарского района для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда установленным требованиям и признания жилых помещений пригодным (непригодным) для проживания, не проводила обследование, оценку жилого дома и не принимала решение о признании жилого дома по адресу: <данные изъяты>, непригодным для проживания. Поскольку не проводилось обследование жилого дома по адресу: <данные изъяты>, то и заключение межведомственной комиссии от 26.12.2008 года, на которое имеется ссылка в Постановлении Администрации Камбарского района от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, не составлялось. Так как Администрация Камбарского района УР не наделяла МНУ «ЕСМЗ Камбарского района» полномочиями по определению жилого помещения пригодным или непригодным для проживания, то акты комиссии МНУ «ЕСМЗ Камбарского района», нельзя считать актом, определяющим непригодность жилого помещения для проживания.
2) отсутствует заключение специализированной организации, необходимое для принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Согласно постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Согласно ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации; в соответствии со ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Учитывая допущенные при принятии Постановления Администрации Камбарского района от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> нарушения, то, что органы местного самоуправления МО «Камбарское» не предпринимают мер для выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, постановлением Администрации Камбарского района от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> признано утратившим силу Постановление Администрации Камбарского района от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу».
Поскольку в настоящий момент жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, не признано непригодным для проживания, то оснований для применения статей 85,87 Жилищного кодекса РФ не имеется. При этом права истцов не нарушаются и не ущемляются, т.к. истцы согласно постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> имеют право на обращение в межведомственную комиссию, по результатам работы которой и принимается решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Кроме того, статья 87 Жилищного кодекса РФ применяется при выселении граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, в судебном порядке. Требования о выселении истца из жилого помещения по адресу: <данные изъяты> Прокурором Камбарского района и истцом не заявлялись. Администрация Камбарского района УР с указанными требованиями не обращалась в суд. Согласно части 3 статьи 89 Жилищного кодекса РФ, п.36, 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 02.07.2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и определения Верховного суда РФ от 28.07.2009 года № 2-В09-3 в заявлении должно быть указано конкретное и свободное от прав других лиц жилое помещение, в которое могут быть выселены граждане. При отсутствии такого указания судья в соответствии со статьей 136 ГПК РФ выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает истца, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатка заявления. При выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 ЖК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано конкретное благоустроенное жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма выселяемому гражданину. В исковом заявлении истцов не указывается конкретное жилое помещение, которое должно быть предоставлено.
С учетом изложенного, Администрация МО «Камбарский район» считает, что надлежащим ответчиком может являться Администрация МО «Камбарское», которая в соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьями 14, 49-60 Жилищного кодекса РФ, Уставом МО «Камбарское» решает вопрос местного значения по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством и имеет для решения указанного вопроса местного значения муниципальный жилищный фонд.
Основания для предоставления другого жилого помещения, предусмотренные статьей 87 Жилищного кодекса РФ, отсутствуют, т.к. жилой дом по адресу: УР, <данные изъяты>, не признан непригодным для проживания и статья 87 Жилищного кодекса РФ применяется при выселении граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, в судебном порядке (указанные требования не заявляются) и выселение производится в конкретное жилое помещение, которое подлежит указанию в судебном акте (ни Прокуратура Камбарского района, ни истец не указывают этого жилого помещения).
Представитель ответчика Администрации МО «Камбарское» Щекотуров Н.Н., действующий на основании доверенности иск не признал по основаниям и доводам, указанным в письменном возражении, согласно которому спорное жилое помещение не является собственностью МО «Камбарское», поэтому обязанность предоставления жилого помещения истцам Жилищным кодексом РФ не предусмотрена. Орган местного самоуправления МО «Камбарское» не принимал решений о сносе, признании непригодным для проживания, переводу в нежилое помещение жилого помещения, расположенного в доме № <данные изъяты> Дополнительно Щекотуров Н.Н. пояснил, что износ дома 80,8%, то есть данный дом автоматически считается непригодным, и нет необходимости ни в какой комиссии. То, что администрация района отменяет свое постановление, считает, что это прямое мошенничество, нарушаются права жителей, положения Конституции РФ.
Выслушав пояснения помощника прокурора, истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с договором социального найма жилого помещения от 20.05.1998 года нанимателю Трубициной В. А. отделом ЖКХ Администрации Камбарского района в лице Данилова В. А. передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, по адресу: <данные изъяты> общей площадью 25,8 кв.м.
Согласно справке о смерти № <данные изъяты> от 27.09.2010 года Отдела ЗАГС администрации муниципального образования «Камбарский район» Удмуртской Республики Трубицина В.А. умерла <данные изъяты>, запись акта о смерти № <данные изъяты> от 15.11.2004 года.
Согласно справке МНУ «ЕСМЗ Камбарского района» от 24.08.2010 г. истец Кирьянов В.Л. зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>.
Согласно поквартирной карточке <данные изъяты> от 13.11.2010 г. по адресу: <данные изъяты>, зарегистрированы постоянно: наниматель Кирьянов В.Л., <данные изъяты>, с 27.08.1991 года. Общая площадь квартиры составляет 25,8 кв.м., жилая 17,0 кв.м.
Из пояснений истца Кирьянова В. Л. следует, что в собственности другого жилья не имеет и постоянно проживает в спорном жилом помещении. Данные доводы истца ответчиками не опровергнуты.
Жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, находится в муниципальной собственности МО «Камбарский район», что сторонами не оспаривается.
Жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, находится в оперативном управлении МНУ ЕСМЗ Камбарского района.
В соответствии с Постановлением Администрации Камбарского района <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу дом по адресу: <данные изъяты>. Заместителю Главы администрации Камбарского района, Главе МО «Камбарское» постановлено решить вопрос об отселении граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма. Срок исполнения до 01 января 2012 года.
Постановлением Администрации Камбарского района № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года признано утратившим силу Постановление Администрации Камбарского района № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
22.09.2010 года Кирьянов В.Л. обратился к прокурору Камбарского района с заявлением об оказании содействия в решении вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения в связи с аварийным состоянием дома.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании объяснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.
Исковые требования Прокурора Камбарского района УР, действующего в интересах Кирьянова В. Л., подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что спорные жилищные правоотношения возникли после введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (с 1 марта 2005 года), то суд при вынесении решения руководствуется действующим Жилищным кодексом РФ.
Статья 85 ЖК РФ устанавливает, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: п.1. дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; п.3. жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ст.87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года, в разделе «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» дан ответ на вопрос №3. Верховный Суд РФ указал, что если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Ответчиком Администрацией МО «Камбарский район» суду не представлено заключения межведомственной комиссии, на основании которого спорный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Между тем, Постановление Администрации Камбарского района о признании жилого <данные изъяты>, аварийным и подлежащим сносу, вынесено на основании заключения районной межведомственной комиссии от 26 декабря 2008 года, то есть в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Согласно п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 - жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
В Постановлении Администрации Камбарского района № 771 от 31 декабря 2008 года заместителю Главы администрации Камбарского района постановлено решить вопрос об отселении граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма в срок до 01 января 2012 года.
В ответе от 29.11.2010 года № 01-19/187 Уполномоченному по правам человека в Удмуртской Республике, Администрация МО «Камбарский район» сообщает, что гражданам ФИО17 по вопросам аварийного состояния жилья сообщено, что им давалось пояснение о включении домов по ул. <данные изъяты> в перечень домов, планируемых расселению за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в соответствии с федеральным законом от 21.07.2007 года № 185. Но собственники жилья, проживающие в городе Камбарка не выполняют условия Фонда, а именно не хотят создавать товарищества собственников жилья, не хотят переходить на частные управляющие и обслуживающие организации. В районном бюджете средств на расселение жилья нет. В настоящее время указанные граждане обратились в суд.
Из акта комиссии МНУ ЕСМЗ Камбарского района от 14.11.2003г., следует, что проведена проверка технического состояния <данные изъяты>. Дом двухэтажный, четырех квартирный, деревянный рубленный, кровля из черной листовой стали, отопление печное, год последнего капитального ремонта 1961г. Результат проверки от 14.11.2003 года: крыша протекает. Дом наклонился на бок, нижние бревна сгнили, дом осел, оконные блоки и рамы сгнили, требуется полная замена. Балки пола и потолка потеряли свою несущую способность, из-за чего пол и потолок прогнулись. В кв.№<данные изъяты> матка на подпорке, в полу большие трещины. Оборудование и проводка требуют замены. Кладовки полностью изгнили. Износ дома составляет 80,8%.
Постановлением Администрации Камбарского района № 771 от 31 декабря 2008 года дом по адресу: <данные изъяты> признан аварийным и подлежащим сносу. В спорном доме находится жилое помещение кв. 2, занимаемая истцом.
Таким образом, жилой дом № <данные изъяты> в силу его технического состояния является аварийным, проживание в нем представляет опасность для жизни и здоровья истцов по причине его аварийного состояния. В силу того, что спорное жилое помещение не соответствует техническим правилам и нормам (поскольку в связи с этим дом признан аварийным и подлежащим сносу), оно не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ), представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, является непригодным для проживания.
С учетом изложенного, истцу должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания (ст.87 Жилищного кодекса РФ).
Спорный дом признан аварийным и подлежащим сносу Постановлением Администрации Камбарского района (исполнительно распорядительным органом МО «Камбарский район»), поэтому по основаниям ст.86 Жилищного кодекса РФ другое жилое помещение истцам должно предоставить МО «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района.
Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Наймодателем для истца, является собственник жилого помещения - Муниципальное образование «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района, поэтому по основаниям ст.87 Жилищного кодекса РФ другое жилое помещение истцу должно предоставить МО «Камбарский район» в лице Администрации Камбарского района.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Как следует из ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.
Довод ответчика, что истцами в заявлении не указано конкретное благоустроенное жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма выселяемому гражданину, не может служить основанием к отказу в иске по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.Проживание в непригодном для проживания и аварийном жилом помещении, в котором проживать невозможно и опасно для жизни и здоровья фактически ведет к произвольному лишению истцов жилища. Возможность переселения истцов из ветхого жилья Администрация Камбарского района не гарантирует, Администрация с требованием о выселении истцов по основаниям ст.86 и 87 Жилищного кодекса РФ не обращается.
Таким образом, учитывая, что финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на приобретение жилых помещений предоставлена не будет, а из содержания возражения следует, что Администрация МО «Камбарский район» не считает себя обязанной предоставить истцу благоустроенное помещение, суд признает бездействие Администрации муниципального образования «Камбарский район» по не предоставлению благоустроенного жилого помещения Кирьянову В. Л., незаконным. Право истца на жилище должно быть восстановлено путем возложения на Администрацию Камбарского района обязанности предоставить истцу по договору социального найма жилое помещение в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в черте населенного пункта гор. Камбарка Удмуртской Республики, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г. Камбарка Удмуртской Республики, общей площадью не менее 25,8 кв.м.
Не принимаются судом доводы Администрации МО «Камбарский район» о том, что они являются ненадлежащим ответчиком, поскольку истец не состоит в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством п.6 ч.1 ст.14), то реализовать право истца на внеочередное предоставление жилого помещения должна Администрация МО «Камбарское» как орган местного самоуправления наделенный данными полномочиями. Наймодателем для истцов является именно Администрация Камбарского района, кроме того решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу принято также Администрацией Камбарского района, поэтому она должна предоставить истцу другое жилое помещение.
Кроме того, в соответствии со ст.1 Закона УР от 08.12.2008 N 50-РЗ "О порядке разграничения муниципального имущества между муниципальными районами и вновь образованными городскими, сельскими поселениями в Удмуртской Республике" (далее по тексту Закон УР № 50-РЗ) разграничение муниципального имущества между муниципальными районами и вновь образованными городскими, сельскими поселениями в Удмуртской Республике (далее - муниципальные районы и поселения) осуществляется правовыми актами Правительства Удмуртской Республики.
Статья 6 Закона УР № 50-РЗ устанавливает, что право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Законом, возникает с момента подписания передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность уполномоченным лицом органа местного самоуправления, наделенного в установленном порядке полномочиями по передаче имущества, и уполномоченным лицом органа местного самоуправления, наделенного в установленном порядке полномочиями по принятию имущества.
В соответствии с передаточным актом о принятии имущества, находящего в собственности МО «Камбарский район», в собственность МО «Камбарское» от 01.03.2010 г. жилой дом по адресу <данные изъяты> в перечень имущества, подлежащий передаче в собственность МО «Камбарское» не входит.
Поскольку спорное жилое помещение в муниципальную собственность МО «Камбарское» не передано и Администрация МО «Камбарский район» является наймодателем спорного жилого помещения, то обязанности у Администрации МО «Камбарское» предоставить истцу другое жилое помещение не имеется в связи с чем, в удовлетворении данного требования к Администрации МО «Камбарское» необходимо отказать в полном объеме.
Требование о заключении договора социального найма является производным от требования о предоставлении жилого помещения, так как согласно ч.4 ст.57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма, в связи с чем, возложение отдельной обязанности по заключению с истцом договора социального найма не требуется.
Анализируя акт органа местного самоуправления - постановление главы администрации Камбарского района УР от 28.10.2010 года № 699 «О признании утратившим силу постановления Администрации Камбарского района от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» суд приходит к выводу, что данное постановление не является нормативным правовым актом.
Часть 2 ст.15 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
При оценке постановления главы администрации Камбарского района УР от 28.10.2010 года № 699 на предмет его соответствия закону суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу.
Разделом IV Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г.N47, предусмотрен порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно п. 44 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает составление акта обследования помещения, составление комиссией заключения, принятие органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.
В соответствии с п. 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Пунктом 49 Положения предусмотрено, что на основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Администрация МО «Камбарский район» утверждает, что отсутствует заключение межведомственной комиссии по результатам обследования <данные изъяты>.
Вместе с тем, постановлением Администрации Камбарского района <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ дом по адресу: <данные изъяты>, признан аварийным и подлежащим сносу. В данном постановлении имеются ссылка на заключения от 26 декабря 2008 г., принятые районной межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Довод Администрации МО «Камбарский район», что постановление Администрации Камбарского района от ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> было принято с одной целью - принять участие в реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не может служить основанием для признания его незаконным и противоречит содержанию данного постановления, поскольку в нем отсутствует ссылка на Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ, а указано иное основание для его принятия - заключения районной межведомственной комиссии от 26 декабря 2008 г.
Таким образом, межведомственной комиссией проведено обследование и составлен акт, по результатам которого 26.12.2008 г. комиссией принято решение (заключение) о признании <данные изъяты> аварийным и подлежащим сносу. На основании полученного заключения орган местного самоуправления принял решение (постановление № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года) о признании <данные изъяты> аварийным и подлежащим сносу и определил срок отселения физических лиц до 01.01.2012 г.
Постановление Администрации Камбарского района от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> было принято в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г.N47 и у ответчика не имелось оснований для его отмены изданием постановления от ДД.ММ.ГГГГ года № ДД.ММ.ГГГГ
Содержащееся в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ года № ДД.ММ.ГГГГ основание для отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ г. № <данные изъяты> - отсутствие заключений специализированной организации по состоянию многоквартирных домов, не может служить основанием для отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ г. № <данные изъяты> так как оно вынесено на основании заключения районной межведомственной комиссии от 26 декабря 2008 г. Указанное заключение никем не оспорено.
В соответствии с частью 2 ст. 120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенного права может осуществляться путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
В этом случае суд не только определяет закон или иной нормативный акт, регулирующий спорное правоотношение, но и проверяет законность индивидуального властного акта.
Следовательно, для неприменения не соответствующего закону постановления главы администрации Камбарского района УР от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> не обязательно признание его недействительным в судебном порядке. Такой акт не применяется в силу предписания закона, что вытекает из статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ввиду противоречия Постановлению Правительства РФ от 28 января 2006г.N47, постановление главы администрации Камбарского района УР от 28.10.2010 года № 699 не подлежит применению судом, то есть не может быть принято во внимание при рассмотрении данного спора.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Камбарского района в интересах истца ФИО16 к Администрации Муниципального образования «Камбарский район» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить истцам благоустроенное жилое помещение и заключить договор социального найма жилого помещения удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Камбарский район» по не предоставлению благоустроенного жилого помещения Кирьянову В. Л.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Камбарский район» предоставить Кирьянову В.Л. по договору социального найма жилое помещение в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в черте населенного пункта гор. Камбарка Удмуртской Республики, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г.Камбарка Удмуртской Республики, общей площадью не менее 25,8 кв.м.
В остальной части в удовлетворении исковых требований прокурора Камбарского района в интересах в интересах истца Кирьянова В.Л. к Администрации Муниципального образования «Камбарский район» отказать.
В удовлетворении исковых требований прокурора Камбарского района в интересах в интересах истца Кирьянова В.Л. к Администрации Муниципального образования «Камбарское» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить истцам благоустроенное жилое помещение и заключить договор социального найма жилого помещения отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Камбарский районный суд УР в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.
Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2010 года.
Судья подпись Нургалиев Э.В.
Копия верна: судья Нургалиев Э.В.