Дело № 2-438/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 21 декабря 2010 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Камбарского районного суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В.,
при секретаре Сафиуллиной С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Камбарского района Удмуртской Республики в интересах истцов Куршевой Л.М., Куршева А.Г., Куршева Е.А., Куршев Г.А., Куршева И.Г., Куршевой М.М. к Администрации МО «Камбарский район», Администрации МО «Камбарское», межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарский район» в лице председателя Новикова А.В., межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарское» в лице председателя Сокко С.В. о признании незаконным бездействия по проведению обследования многоквартирного жилого дома, составлению акта и заключения о признании жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания, выдаче акта и принятию решения на основании заключения межведомственной комиссии связанного с признанием жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; возложении обязанности по проведению обследования многоквартирного жилого дома, составлению акта и заключения о признании жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания, выдаче акта и по принятию решения на основании заключения межведомственной комиссии связанного с признанием жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Камбарского района обратился в суд с иском в интересах истцов Куршевой Л.М., Куршева А.Г., Куршева Е.А., Куршев Г.А., Куршева И.Г., Куршевой М.М. к Администрации МО «Камбарский район», Администрации МО «Камбарское» о признании незаконным бездействия ответчиков и возложении обязанности по проведению обследования межведомственной комиссией жилого помещения и многоквартирного дома и выдаче по результатам обследования акта комиссии.
В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно изменял и уточнял исковые требования, по его ходатайству привлечены к участию в деле в качестве соответчиков межведомственная комиссия по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарский район» в лице председателя Новикова А.В. (далее по тексту межведомственная комиссия при администрации МО «Камбарский район»), а также межведомственная комиссия по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарское» в лице председателя Сокко С.В. (далее по тексту межведомственная комиссия при администрации МО «Камбарское»). Окончательно прокурор, действуя в интересах истцов, просил:
1. Признать бездействие межведомственной комиссии при администрации МО «Камбарский район» в лице председателя Новикова А.В., а также межведомственной комиссии при администрации МО «Камбарское» в лице председателя Сокко С.В. по обследованию многоквартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты> составлению акта и заключения о признании его непригодным (пригодным) для проживания, незаконным.
2. Обязать межведомственную комиссию при администрации МО «Камбарский район» в лице председателя Новикова А.В., а также межведомственную комиссию при администрации МО «Камбарское» в лице председателя Сокко С.В. обследовать жилой дом по адресу: <данные изъяты> составить акт и заключение о признании его непригодным (пригодным) для проживания.
3.Признать бездействие администрации МО «Камбарское» и администрации МО «Камбарский район» по обследованию межведомственной комиссией по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции жилого дома по адресу: <данные изъяты> и выдаче соответствующего акта незаконным; признать незаконным бездействие по принятию решения, на основании заключения межведомственной комиссии, связанного с признанием жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по адресу: <данные изъяты>.
4.Обязать Администрацию МО «Камбарское» и администрацию МО «Камбарский район» провести обследование межведомственной комиссией по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции жилого дома по адресу: <данные изъяты> выдать по результатам обследования Куршевой Л.М. соответствующий акт; принять решение, на основании заключения межведомственной комиссии, связанное с признанием жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома расположенного по адресу: <данные изъяты> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Иск мотивирован следующими доводами.
Прокуратурой Камбарского района проведена проверка по обращению Куршевой Л.М. о нарушении ее жилищных прав в части бездействия органов местного самоуправления по обследованию жилого дома расположенного по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты> межведомственной комиссией по признанию жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В ходе проведенной проверки установлено, что жилой многоквартирный дом расположенный по адресу: <данные изъяты> находится в оперативном управлении и обслуживается МНУ «ЕСМЗ Камбарского района».
На основании договора социального найма жилого помещения от 17 декабря 2002г. МНУ «ЕСМЗ Камбарского района» в лице директора Данилова В.А. Куршевой М.М. предоставлено в бессрочное пользование изолированное жилое помещение общей площадью 26,9 кв. м по адресу: <данные изъяты> в которое вселены также Куршев А.Г., Куршев Е.А., Куршев Г.А., Куршев И.Г., Куршева Л.М. как члены семьи.
Техническое состояние вышеуказанного дома проверено комиссией МНУ «ЕСМЗ Камбарского района» 02.04.2010г. Согласно составленному акту № № от 02.04.2010г. техническое состояние жилого дома по ул.<данные изъяты> <данные изъяты>, неудовлетворительное: фундамент раскрошился и осыпался, стеновые панели прогнили, утепление осыпалось. Оконные и дверные блоки прогнили. Печи требуют большого ремонта. Несущие балки потолка и пола прогнили и потеряли несущую способность, пол прогнил. Шифер пришел в непригодное состояние. Обрешетка требует замены. Чердачные перекрытия прогнили и обвалились. Капитальный ремонт не целесообразен.
В соответствии с Законом УР от 08.12.2008 года №50-РЗ «О порядке разграничения муниципального имущества между муниципальными районами и вновь образованными городскими, сельскими поселениями в Удмуртской Республике» (далее - Закон) в целях реализации органами местного самоуправления МО «Камбарское» полномочий по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством из собственности МО «Камбарский район» в собственность МО «Камбарское» передано 420 муниципальных жилых помещений согласно передаточного акта от <данные изъяты> (в том числе жилой дом расположенный по адресу: <данные изъяты>
Согласно ст. 6 Закона, право собственности на имущество возникает с момента подписания передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность уполномоченным лицом органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 7 Устава МО «Камбарское», к вопросам местного значения муниципального образования «Камбарское» относятся:
-владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Камбарское»;
-обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании «Камбарское» и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
-утверждение генеральных планов муниципального образования, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального образования документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования.
На основании изложенного, в связи с передачей жилищного фонда, на администрацию МО «Камбарское» возложены полномочия по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47) (далее - Положение), орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с п.46 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Как установлено проверкой, на направленные от жильцов указанного дома заявления о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, действий со стороны МО «Камбарское» и МО «Камбарский район» по обследованию жилого помещения и предоставлению акта комиссии заявителям, не предпринято.
В связи с чем нарушаются права и законные интересы жителей г.Камбарка на оценку жилых помещений и предоставления в последующем благоустроенного жилья.
Бездействием Администрации МО «Камбарское» и Администрации МО «Камбарский район» нарушены права и свободы проживающих в доме граждан, вследствие чего созданы препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод на предоставление благоустроенного жилья.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В судебном заседании помощник прокурора Камбарского района Климко А.Л. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к иску.
Истец Куршева Л.М. в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в нем основаниям.
Истец Куршев А.Г. в судебном заседании поддержал исковые требования по изложенным в нем основаниям.
Истец Куршев И.Г., <данные изъяты> г.р. является несовершеннолетним его интересы представляет прокурор.
Истцы Куршева М.М., Куршев Е.А., Куршев Г.А. в судебное заседание не явились, своего представителя не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще. Просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, исковые требования поддержали, о чем в материалах дела имеются соответствующие заявления (л.д.108,109,110). Дело рассмотрено в отсутствие указанных истцов на основании ст.167 ГПК РФ.
Истцы представили письменное пояснение следующего содержания.
Жилой 4-х квартирный дом, расположенный по адресу: УР, <данные изъяты> находится в оперативном управлении МНУ «ЕСМЗ Камбарского района». Они проживают в квартире общей площадью 26,9 кв.м. Техническое состояние дома неудовлетворительное. Нет крыши на ? дома, потолок провалился, обшивка дома сгнила, утеплитель в стенах осыпался, крыша течет, окна сгнили, деревянные конструкции пришли в негодность. В зимнее время не выдерживается температурный режим, температура в комнатах ниже (+10 С). Данный дом пригодным для проживания назвать нельзя. В доме сырость, нарушены санитарно-гигиенические правила, существует пожарная опасность. Проживание в данном доме связано с риском для жизни. На заявления от 04.05.09 г., 25.05.09 г. от Куршевой А.М. о создании комиссии для обследования дома на предмет не пригодности к проживанию получен ответ Главы администрации Камбарского района от 21.05.09 г. № 01-19/76 «Об обследовании жилого дома», где указано об износе 64 % и отсутствии надобности рассматривать вопрос на комиссии дополнительно, ссылка на МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» о проведении поддерживающего ремонта. Дом включен в список ветхого жилья.
<данные изъяты> комиссия выезжала на осмотр дома по ул. <данные изъяты> во главе с начальником ЖКХ МО «Камбарский район» Романовым А.А. По истечении месяца после обследования они обратились за актом технического состояния жилого дома по ул. <данные изъяты> к Главе администрации Камбарского района М.Г. Герасимову, который направил к Романову А.А. и так происходило неоднократно до 26.03.2010 г., где Герасимов М.Г. сообщил об истечении их полномочий, так как жилой фонд г.Камбарки передан в МО «Камбарское», все обращения туда.
Далее 26.03.2010 г. обращались с заявлением в МО «Камбарское» об обследовании жилого помещения на предмет пригодности к дальнейшему проживанию по указанному выше адресу. Им дан ответ, датирован 22.07.2010 г. №368 «Об акте», в котором ссылка об исполнении обязательств в области жилищных отношений на МО «Камбарский район».
До настоящего времени акт о пригодности жилья им не выдан.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище. Однако, такое право администрацией МО «Камбарский район» и МО «Камбарское» нарушено.
Одним из способов защиты жилищных и гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушений (ст.11 ЖК РФ; ст.12 ГК РФ)
На основании изложенного просят признать бездействие Администраций МО «Камбарский район» и Администрации МО «Камбарское» по обследованию межведомственной комиссией по признанию жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: УР, <данные изъяты> выдаче соответствующего акта, незаконным (л.д.62-64).
Представитель ответчика Администрации Камбарского района Лагунова М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Письменное возражение ответчика Администрации Камбарского района по иску сводится к следующему.
С 1 января 2009 года завершился переходный период реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Поселения все вопросы местного значения поселения должны исполнять самостоятельно, а для реализации полномочий иметь в собственности муниципальное имущество. Поскольку к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством(статья 14), то и в собственности поселения должен находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма (статья 50).
Администрацией Камбарского района УР в адрес Совета депутатов МО «Камбарское» на рассмотрение и согласование направлены перечни передаваемого имущества (исх. 05.02.2009 года № №), с указанного момента начался процесс разграничения муниципального имущества между МО «Камбарский район» и МО «Камбарское». Совет депутатов МО «Камбарское» принял решение о согласовании перечня объектов жилого фонда муниципального имущества, передаваемого из собственности МО «Камбарский район» в собственность городского поселения МО «Камбарское» 22.04.2009 года (решение от <данные изъяты> № №). Совет депутатов МО «Камбарский район» принял решение о согласовании перечня имущества, передаваемого из собственности МО «Камбарский район» в собственность МО «Камбарское» 30.04.2009 года (решение от <данные изъяты>). Постановлением Правительства УР от 14.09.2009 N 261 разграничено муниципальное имущество между муниципальным образованием "Камбарский район" и муниципальным образованием "Камбарское". 01.03.2010 года между Администрацией МО «Камбарский район» и МО «Камбарское» подписан передаточный акта о принятии имущества, находящегося в собственности МО «Камбарский район», в собственность МО «Камбарское». Согласно статьи 6 Закона УР от 08.12.2008 N 50-РЗ «О порядке разграничения муниципального имущества между муниципальными районами и вновь образованными городскими, сельскими поселениями в Удмуртской Республике" право собственности на имущество возникает с момента подписания передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность. Постановлением Администрации Камбарского района УР <данные изъяты> «Об исключении жилья из муниципальной казны Камбарского района» жилое помещение по адресу: УР, <данные изъяты> исключено из реестра муниципальной казны Камбарского района с 01 марта 2010 года, соответственно, с указанного момента собственностью Камбарского района не является.
Вопрос обследования жилого помещения и оценки его состояния на предмет пригодности (непригодности) для проживания, а также о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ решается собственником помещения и созданной им межведомственной комиссией, т.е. Администрацией МО «Камбарское» (статьи 14, 49, 57 Жилищного кодекса РФ и Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции").
Согласно пункта 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, решение органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. Согласно вопроса 3 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года", утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 г., порядок оспаривания соответствующих решений установлен главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно главы 25 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Статья 256 ГПК РФ устанавливает срок для обращения с заявлением в суд: гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Куршева Л.М. обращалась в Администрацию Камбарского района и Главе МО «Камбарский район» с заявлением по обследованию дома по адресу: УР, <данные изъяты> на предмет пригодности для проживания 05.12.2008 года, 04.05.2009 года, 25.05.2009 года (заявления имеются в материалах дела). Заявителю Администрацией Камбарского района был дан ответ 21.05.2009 года №. В случае несогласия с указанным ответом заявитель мог его оспорить в судебном порядке в течение трех месяцев. С исковым заявлением Прокурор Камбарского района в интересах истцов обратился 20.10.2010 года, т.е. спустя более трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении (по мнению истцов) прав и свобод. Таким образом, пропущен срок обращения с заявлением в суд о признании бездействий Администрации МО «Камбарский район» по обследованию межведомственной комиссией по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции дома расположенного по адресу: <данные изъяты> и выдаче соответствующего акта, незаконными.
Последствия признания требований заявителя обоснованными, предусмотрены частью 1 статьи 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На Администрацию Камбарского района не может быть возложена обязанность провести обследование межведомственной комиссией жилого дома по адресу: <данные изъяты> и выдать акт межведомственной комиссии, т.к. районная межведомственная комиссия, образованная Администрацией Камбарского района постановлением от 03.07.2009 года № 347 (изменения от 16.03.2010 года № 121) не правомочна проводить обследование жилых помещений, находящихся в собственности другого муниципального образования. Районная межведомственная комиссия образована в целях обследования, оценки жилых помещений, находящихся в собственности МО «Камбарский район». Учитывая, что жилое помещение по адресу: УР, <данные изъяты> является собственностью МО «Камбарское», то требования провести обследование межведомственной комиссией жилого дома по адресу: <данные изъяты> и выдать акт межведомственной комиссии могут быть удовлетворены только в отношении Администрации МО «Камбарское» (л.д.78-80).
Дополнения к письменному возражению по иску сводятся к следующему.
Квартира по адресу: УР, <данные изъяты>1 в настоящий момент находится в собственности МО «Камбарский район» (выписка из реестра муниципальной казны района). Указанная квартира с 18.03.2004 года является юридически свободной: 18.03.2004 года умер наниматель Ласков А.П. и более указанная квартира никому не предоставлялись (поквартирная карточка на квартиру по адресу: <данные изъяты>1) Истцы не имеют законного права пользования квартирой <данные изъяты> поскольку отсутствует решение о предоставлении жилого помещения, договор социального на жилое помещение, регистрация по месту жительства. Согласно п.42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, межведомственная комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции. Таким образом, поскольку истцы не являются нанимателями квартиры по адресу: УР, <данные изъяты>, то у них отсутствует право требования обследования квартиры и признания ее непригодной для проживания.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Признание квартиры по адресу: УР, <данные изъяты>1 пригодной (не пригодной) для проживания никаким образом не влияет на нарушение жилищных прав истцов, которые не имеют прав владения, пользования, распоряжения ею.
При указанных обстоятельствах, требования Прокуратуры Камбарского района в интересах истцов не подлежат удовлетворению (л.д. 126-127).
Представитель ответчика Администрации МО «Камбарское» Щекотуров Н.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном возражении.
Письменное возражение ответчика Администрации МО «Камбарское» по иску сводится к следующему.
В соответствии с письмом от 21.05.2009г. № 01-19/76 Главы администрации Камбарского района дом по ул. <данные изъяты> признан ветхим, включен в список ветхого жилья района и подлежит расселению, направлено письмо директору МНУ «ЕСМЗ Камбарского района» о проведении поддерживающего ремонта крыши, окон и обшивки дома.
Во время ремонта кровли произошло обрушение балок потолочного перекрытия, обнаружена полная не пригодность для проживания, проживание в данном доме связано с риском для жизни, об этом сообщает в своем письме от 22.06.2009 г. №716 директор МНУ «ЕСМЗ Камбарского района» главе администрации МО «Камбарский район» и в очередной раз составлен акт от 22 июня 2009 г., в котором следуют выводы, что капитальный ремонт нецелесообразен, дом для проживания не пригоден, опасно для жизни.
В письме от 22.06.2009 г. №716 директора МНУ «ЕСМЗ Камбарского района» также сообщалось, что ремонт не производился с момента пуска в эксплуатацию (1957 года). Дом передан в 2002 году с баланса ОАО «КМЗ».
В соответствии с Уставом МНУ «ЕСМЗ Камбарского района», пунктами 2.1.2; 3.1.3; договора от 17 декабря 2002 года найма жилого помещения организация обязана осуществлять содержание дома и технических устройств в соответствии с требованиями Правил пользования жилого дома и придомовой территории, производить осмотры состояния конструкций и технических устройств и подсобных помещений квартиры; организацию работ по обследованию объектов жилищного фонда с целью определения его технического состояния, необходимости проведения текущего и капитального ремонтов, реконструкции (п.2.3.3 Устава).
Как следует из представленных документов наниматели проживающие в этом доме регулярно оплачивали услуги по капитальному ремонту, содержанию и ремонту жилья, но ни капитальный ремонт, ни текущий ремонт не производились в результате бездействия МНУ «ЕСМЗ Камбарского района», администрации Камбарского района состояние дома стало ветхим, опасным для проживания, как они признают в своих ответах Куршевой Любови Михайловне.
На основании акта № 912354 от 22.06.2009 г., письма от 22.06.2009 г. №716, заявлений от 05.12.2008 г., 04.05.2009 г., 25.05.2009 г. администрация Камбарского района обязана была по крайней мере произвести оценку технического состояния жилого дома (п.42 Положения №47) и о признании помещения жилым помещением не пригодным для проживания, но как выяснилось из ответа главы администрации Камбарского района от 21.05.2009 г. №01-19/76 дом уже включен в список ветхого жилья района и подлежит расселению, то есть все необходимые документы о признании дома непригодным для проживания в администрации района уже имелись.
С учетом изложенного считают, что необходимости в обследовании дома и составлении акта межведомственной комиссией администрации МО «Камбарское» не имеется (л.д.53-54).
Ответчик межведомственная комиссия при администрации МО «Камбарский район» в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, на основании ст.167 ГПК РФ. Межведомственная комиссия при администрации МО «Камбарский район» представила письменные возражения, суть которых сводится к следующему.
Межведомственная комиссия, созданная постановлением Администрации Камбарского района от 03.07.2009г. № не проводила оценку соответствия дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> установленным требованиям. 22.04.2009г. Ссылаются на то, что истцами пропущен срок предусмотренный ст.156 ГПК РФ для обращения в суд. В остальной части возражения аналогичны возражениям представленным администрацией МО «Камбарский район»
Ответчик - межведомственная комиссия при администрации МО «Камбарское» в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще. Дело рассмотрено в отсутствие данного ответчика на основании ст.167 ГПК РФ.
Выслушав истцов, представителей ответчиков, исследовав материалы дела в полном объеме, суд считает, что исковые требования прокурора Камбарского района в интересах истцов подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие обстоятельства имеющие значение для дела.
На основании договора социального найма жилого помещения от 17 декабря 2002г. Муниципальным некоммерческим учреждением «Единой службой муниципального заказчика Камбарского района» в лице директора Данилова В.А. Куршевой М.М. предоставлено по договору социального найма в бессрочное пользование изолированное жилое помещение общей площадью 26,9 кв. м по адресу: <данные изъяты>. Фактически Куршева М.М. зарегистрирована в данном жилом помещении постоянно с 23.02.1971 года. В указанное жилое помещение вселены как члены семьи: Куршев А.Г., зарегистрирован постоянно с 27.01.1978г.; Куршев Е.А., зарегистрирован постоянно с <данные изъяты>; Куршев Г.А., зарегистрирован постоянно с 18.04.1983 года; малолетний Куршев И.Г. <данные изъяты> г.р., зарегистрирован постоянно с 08.05.2009 года, Куршева Л.М. зарегистрирована постоянно с 09.02.1983 года, что подтверждается поквартирной карточкой (л.д.120).
Родителями малолетнего Куршева И.Г. <данные изъяты>г.р. являются Куршев Г.А. и Куршева М.А., что подтверждается свидетельством о рождении ребенка (л.д.68).
В соответствии с Законом УР от 08.12.2008 года №50-РЗ «О порядке разграничения муниципального имущества между муниципальными районами и вновь образованными городскими, сельскими поселениями в Удмуртской Республике» (далее - Закон) в целях реализации органами местного самоуправления МО «Камбарское» полномочий по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством из собственности МО «Камбарский район» в собственность МО «Камбарское» передано 420 муниципальных жилых помещений согласно передаточного акта от 01 марта 2010 года (в том числе квартиры № 2,3,4 в доме расположенном по адресу: <данные изъяты>). Согласно ст. 6 Закона, право собственности на имущество возникает с момента подписания передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность уполномоченным лицом органа местного самоуправления.
Квартира в доме расположенном по адресу: <данные изъяты> находится в муниципальной собственности МО «Камбарский район».
Межведомственная комиссия при администрации МО «Камбарский район» создана постановлением Администрации Камбарского района <данные изъяты> (л.д.82).
Межведомственная комиссия при администрации МО «Камбарское» создана постановлением Администрации МО «Камбарское» <данные изъяты> (л.д.93).
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании показаниями сторон, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.
Из содержания ч.1 ст.45 ГПК РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если основанием для заявления является обращение к нему граждан об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В соответствии с заявлением Куршевой Л.М., Куршева А.Г., Куршева Г.А., Куршева Е.А., Куршева М.М. на имя прокурора Камбарского района от 15.09.2010 года они указывают, что ими было направлено заявление в МО «Камбарское» на осмотр их дома на предмет пригодности для проживания и выдачи акта обследования, аналогичное заявление направлено ими в МО «Камбарский район». По состоянию на 15.09.2010 года акт обследования дома им не представлен и мер до сих пор не принято.
Таким образом, прокурор имеет полномочия на обращение в суд в интересах истцов, в том числе и несовершеннолетнего Куршева И.Г. <данные изъяты> г.р.
В соответствии с ответом на вопрос 2 содержащегося в Разъяснениях по вопросам, возникающим в судебной практике "Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009) судам дано разъяснение, что в силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ (…) граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указывает судам, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Таким образом, заявление прокурора в интересах истцов об оспаривании бездействия межведомственной комиссии и органов местного самоуправления по проведению оценки на предмет пригодности для проживания жилого помещения и принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ «ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ», поскольку спор о праве отсутствует.
Согласно п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее по тексту Положение) определен порядок проведения оценки жилого помещения на предмет его пригодности (непригодности) для проживания
П. 7 Положения определяет, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494) Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
П.42 Положения устанавливает, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
П.44. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
П.46 Положения устанавливает, что комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
П.47 Положения определяет, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
П.48 Положения указывает, что по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1.
П.49 Положения определяет, что в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Часть 1 статьи 256 ГПК РФ устанавливает, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно разъяснений содержащихся в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истцы Куршева М.М., Куршев А.Г., Куршев Е.А., Куршев Г.А., законные представители (родители) малолетнего Куршева И.Г. <данные изъяты> г.р. с заявлениями к ответчикам Администрации МО «Камбарский район», Администрации МО «Камбарское», межведомственной комиссии при администрации МО «Камбарский район», межведомственной комиссии при администрации МО «Камбарское» с заявлениями о проведении оценки занимаемого ими жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) для проживания не обращались. Следовательно, ответчиками не нарушены права и свободы указанных истцов и не созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод. В связи с чем, в удовлетворении требований прокурора в интересах истцов Куршевой М.М., Куршева А.Г., Куршева Е.А., Куршев Г.А., малолетнего Куршева И.Г. <данные изъяты> г.р. необходимо отказать в полном объеме.
Судом установлено, что истец Куршева Л.М. <данные изъяты> обращалась с заявлением в Администрации. Камбарского района о создании комиссии для обследования дома на предмет ветхого состояния. В заявлении истец указывает, что дом 4-х квартирный, щитовой, срок ввода в эксплуатацию 1957 год, отопление печное. В настоящее время в нем проживает только их семья, вторая половина дома не отапливается. Крыша сильно протекает, окна и обшивка дома сгнили (л.д.28).
<данные изъяты> истец Куршева Л.М. вновь обратилась с аналогичным заявлением в Администрацию Камбарского района (л.д.29).
<данные изъяты> истец Куршева Л.М. обратилась с аналогичным заявлением к главе МО «Камбарский район» (л.д.30).
<данные изъяты> Глава администрации Камбарского района дал истцу Куршевой Л.М. ответ, что состояние дома ветхое и рассматривать дополнительно этот вопрос на комиссии нет необходимости. Дом включен в список ветхого жилья района и подлежит расселению при наличии средств на эти цели (л.д.31).
Между тем, Администрация Камбарского района в ответе от 25.11.2010г. на запрос суда сообщила, что акт обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты> и решение Главы Администрации МО «Камбарский район» о включении жилого дома по адресу: <данные изъяты> в список ветхого жилья, подлежащего расселению отсутствуют. (л.д.81).
23.11.2009г. Администрация Камбарского района сообщила Куршевой Л.М. в связи с ее обращением в Администрацию президента и Правительства Удмуртской Республики по решению жилищного вопроса в связи с аварийностью дома по адресу: <данные изъяты>, что они готовы решить ее жилищную проблему и предлагают для ее семьи дом по адресу: <данные изъяты>.(л.д.32).
07.05.2010г. Администрация Камбарского района переадресовала обращение Куршевой Л.М. направленное ею через Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о решении ее жилищной проблемы, в Администрацию МО «Камбарское», поскольку собственником жилого помещения по адресу: <данные изъяты> является МО «Камбарское».(л.д.33).
26.03.2010г. Куршева Л.М. обратилась в Администрацию МО «Камбарское» с заявлением об обследовании жилого помещения на предмет пригодности к дальнейшему проживанию по адресу: г.Камбарка, ул.Заводская, д.15 (л.д.34).
22.07.2010г. Куршева Л.М. обратилась с заявлением в администрацию МО «Камбарское» о выдаче акта обследования дома на предмет его пригодности для проживания, учитывая, что дом комиссией обследован.(л.д.35)
27.07.2010г. Администрация МО «Камбарское» сообщила истцу Куршевой Л.М., что решение о включении в список аварийного жилья, расселении, непригодности для проживания принимались органами местного самоуправления Камбарского района, поэтому исполнять требования жилищного законодательства обязано МО «Камбарский район» (л.д.36).
Судом установлено, что оценка жилого помещения по адресу: <данные изъяты> на предмет его пригодности для проживания в установленном законом порядке по заявлениям истца Куршевой Л.М. не производилась.
Прокурор в интересах истца Куршевой Л.М. оспаривает бездействие Администраций МО «Камбарский район» и МО «Камбарское», межведомственных комиссий при администрации МО «Камбарский район» и МО «Камбарское» в отношении жилого дома по адресу: <данные изъяты>
Между тем, истец Куршева Л.М. занимает жилое помещение по адресу: <данные изъяты> только в отношении этого жилого помещения затрагиваются ее жилищные права, а не в отношении всего дома, поскольку одни жилые помещения в указанном доме могут быть пригодными для проживания, а другие нет. Поэтому не подлежат удовлетворению требования Куршевой Л.М. к ответчикам об оспаривании бездействия в отношении жилых помещений по адресу: <данные изъяты>
Суд считает, что в данном случае подлежит рассмотрению оспаривание бездействия указанных органов в отношении жилого помещения по адресу: <данные изъяты>.
Поскольку с 01 марта 2010 года собственником жилого помещения квартиры № 4 в доме расположенном по адресу: <данные изъяты>, ул.3аводская, 15 является МО «Камбарское», то в силу п.7 Положения, оценку жилого помещения муниципального жилищного фонда МО «Камбарское» осуществляется межведомственной комиссией администрации МО «Камбарское». Поэтому требования истца Куршевой Л.М. к ответчикам Администрации МО «Камбарский район», межведомственной комиссии при администрации МО «Камбарский район» необходимо отказать в полном объеме. Основанием для отказа в удовлетворении треований к указанным ответчикам является и пропуск трехмесячного срока обращения в суд, поскольку о нарушении своих прав и свобод бездействием по оценке жилого помещения на предмет его пригодности для проживания указанными органами истец Куршева М.В. узнала из ответа Главы администрации Камбарского района от 21.05.2009г., что состояние дома ветхое и рассматривать дополнительно этот вопрос на комиссии нет необходимости. (л.д.31). Истец Куршева Л.М. не оспаривает, что с момента получения данного ответа до обращения в суд прошло более трех месяцев. Иск подан в суд 20.10.2010г.
Суд считает, что по требованиям прокурора в интересах Куршевой Л.М. к Администрации МО «Камбарское» и межведомственной комиссии при администрации МО «Камбарское» трех месячный срок для обращения в суд не пропущен. 26.03.2010г. Куршева Л.М. обратилась в Администрацию МО «Камбарское» с заявлением об обследовании жилого помещения на предмет пригодности к дальнейшему проживанию по адресу: <данные изъяты> (л.д.34). О нарушении ее прав и свобод по оценке жилого помещения на предмет его пригодности для проживания на поданное ею заявление истец узнала из письма Администрация МО «Камбарское» от 27.07.2010г., что решение о включении в список аварийного жилья, расселении, непригодности для проживания принимались органами местного самоуправления Камбарского района, поэтому исполнять требования жилищного законодательства обязана МО «Камбарский район» (л.д.36). С момента составления письма до подачи иска в суд прошло менее трех месяцев.
Прокурор в интересах истца Куршевой Л.М., заявляя требования к межведомственной комиссии при администрации МО «Камбарское» и администрации МО «Камбарское» просит:
1. Признать бездействие межведомственной комиссии при администрации МО «Камбарское» по обследованию многоквартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты>, составлению акта и заключения о признании его непригодным (пригодным) для проживания незаконным; признать бездействие Администрации МО «Камбарское» по обследованию межведомственной комиссией жилого дома по адресу: <данные изъяты> и выдаче соответствующего акта незаконным.
2. Обязать межведомственную комиссию при администрации МО «Камбарское» обследовать жилой дом по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>, составить акт и заключение о признании его непригодным (пригодным) для проживания; обязать Администрацию МО «Камбарское» провести обследование межведомственной комиссией жилого дома по адресу: <данные изъяты> и выдать по результатам обследования Куршевой Л.М. соответствующий акт
Поскольку прокурор просит признать незаконным бездействие межведомственной комиссии при администрации МО «Камбарское» по составлению заключения о признании его непригодным (пригодным) для проживания, то фактически ставится вопрос о признании незаконным бездействия по проведению оценки жилого помещения на предмет его пригодности (не пригодности) для проживания, так как в силу п.42 Положения комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а в соответствии с п.44 Положения в процедуру проведения оценки входит составление комиссией соответствующего заключения.
Судом установлено, что в установленный законом срок, в течении 30 дней, с момента получения заявления истца Куршевой Л.М. о проведении оценки жилого помещения по адресу: <данные изъяты> на предмет его пригодности для проживания, межведомственная комиссия при администрации МО «Камбарское» соответствующую оценку не провела и не предпринимала мер к ее проведению, заключение по результатам оценки не составила. В связи с чем ее бездействие является незаконным. Бездействие нарушает права и законные интересы истца Куршевой Л.М. на оценку жилого помещения установленным требованиям. В этой части заявление прокурора в интересах Куршевой Л.М. подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с чем суд считает необходимым в полном объеме восстановить нарушенное право истца Куршевой Л.М. и обязать межведомственную комиссию при администрации МО «Камбарское» в лице председателя Сокко С.В. в течении 30 дней после вступления решения суда в законную силу провести оценку соответствия жилого помещения по адресу: <данные изъяты> на предмет его пригодности (непригодности) для проживания и составить заключение о признании жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания.
Требования прокурора в интересах Куршевой Л.М. о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии при администрации МО «Камбарское» и администрации МО «Камбарское» по проведению обследования спорного жилого помещения и составлению соответствующего акта и выдаче копии акта истцу Куршевой Л.М. и возложении соответствующей обязанности на указанные органы не подлежат удовлетворению поскольку в силу п. 44 Положения в процедуру проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включается: составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. То есть проведение обследования жилого помещения и составление акта является правом комиссии, а не ее обязанностью. Обязанность вручения заявителю акта обследования жилого помещения межведомственной комиссией Положением не предусмотрена.
Требование прокурора в интересах Куршевой Л.М. о признании незаконным бездействия администрации МО «Камбарское» по принятию решения, на основании заключения межведомственной комиссии, связанного с признанием жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по адресу: <данные изъяты> и возложении обязанности по принятию соответствующего решения, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
П.49 Положения устанавливает, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Поскольку суд не предрешает в данном случае содержание заключения межведомственной комиссии, которая при оценке жилого помещения может придти к выводу о его пригодности для проживания и соответственно у органа местного самоуправления будет отсутствовать обязанность принятия решения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц, то в настоящий момент, в отсутствие заключения межведомственной комиссии, не имеется бездействие со стороны администрации МО «Камбарское» по принятию решения, на основании заключения межведомственной комиссии, связанного с признанием жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по адресу: <данные изъяты>.
Лицам, участвующим в деле было разъяснено положение статьи 56 ГПК РФ в части доказывания сторонами тех обстоятельств, на которые они ссылаются, от представления дополнительных доказательств лица участвующие в деле отказались.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Камбарского района Удмуртской Республики в интересах Куршевой Л.М. к межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарское» в лице председателя Сокко С.В. о признании незаконным бездействия по проведению обследования многоквартирного жилого дома, составлению акта и заключения о признании жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания, выдаче акта, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарское» в лице председателя Сокко С.В. по составлению заключения о признании жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания в отношении жилого помещения по адресу: <данные изъяты>.
Обязать межведомственную комиссию по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарское» в лице председателя Сокко С.В. в течении 30 дней после вступления решения суда в законную силу провести оценку соответствия жилого помещения по адресу: <данные изъяты> на предмет его пригодности (непригодности) для проживания и составить заключение о признании жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Камбарского района Удмуртской Республики в интересах Куршевой Л.М. к межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарское» в лице председателя Сокко С.В. отказать.
В удовлетворении заявления прокурора Камбарского района Удмуртской Республики в интересах истца Куршевой Л.М. к администрации МО «Камбарское», администрации МО «Камбарский район», межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарский район» в лице председателя Новикова А.В. отказать в полном объеме.
В удовлетворении заявления прокурора Камбарского района Удмуртской Республики в интересах истцов Куршева А.Г., Куршева Е.А., Куршев Г.А., Куршева И.Г., Куршевой М.М. к Администрации МО «Камбарский район», Администрации МО «Камбарское», межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарский район» в лице председателя Новикова А.В., межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарское» в лице председателя Сокко С.В. о признании незаконным бездействия по проведению обследования многоквартирного жилого дома, составлению акта и заключения о признании жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и принятию решения на основании заключения межведомственной комиссии связанного с признанием жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; возложении обязанности по проведению обследования многоквартирного жилого дома, составлению акта и заключения о признании жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и по принятию решения на основании заключения межведомственной комиссии связанного с признанием жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, выдаче акта, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Верховный суд УР в кассационном порядке, через Камбарский районный суд УР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен <данные изъяты>.
Судья подпись Нургалиев Э.В.
.