Дело № 2-330/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 14 декабря 2010 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Нургалиева Э. В.,
при секретаре Сафиуллиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ефимов А. Е., Ефимова Г. В., Ефимов Е. А. к администрации МО «Камбарский район» о предоставлении благоустроенного жилого помещения, а при отсутствии у ответчика жилого помещения выплатить денежные средства на приобретение квартиры
УСТАНОВИЛ:
Ефимов А. Е., Ефимова Г. В. и Ефимов Е. А. обратились в суд с самостоятельными исками к Администрации МО «Камбарский район» о предоставлении благоустроенного жилого помещение (квартиры) в <данные изъяты>, УР, не менее 20 кв.м. (Ефимов А. Е., остальные истцы просили исходя из 11 кв.м.) общей площадью жилого помещения на 1 человека до <данные изъяты>; о выплате денежных средств на приобретение жилого помещения в размере 28500 рублей за 1 квадратный метр в срок до <данные изъяты>, в случае отсутствия жилого помещения у администрации <данные изъяты>.
Определением суда от <данные изъяты> указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании истец Ефимов А. Е., уточнил, что он просит предоставить жилое помещение исходя из 11 кв.м. общей площади, указанные в иске 20 кв.м. ошибка. Все истцы в судебном заседании просили предоставить им одно на всех жилое помещение.
Иски мотивированы истцами одинаковыми доводами, которые сводятся к следующему.
Жилой дом, расположенный по адресу: 427950, <данные изъяты>, УР, <данные изъяты> находится в оперативном управлении МНУ ЕСМЗ <данные изъяты>.
На основании договора найма жилого помещения от <данные изъяты> отделом ЖКХ <данные изъяты> нанимателю Ефимов А. Е. предоставлено в бессрочное пользование изолированное жилое помещение общей площадью 32,4 кв.м. по адресу: 427950, <данные изъяты>, УР, <данные изъяты>.
Техническое состояние <данные изъяты> выше указанного дома проверено комиссией и составлено заключение от <данные изъяты> районной межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденной постановлениями администрациями <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> и от <данные изъяты> <данные изъяты>; на основании которого главой администрации принято <данные изъяты> постановление <данные изъяты>. Признать аварийным и подлежащему сносу дома, по адресу <данные изъяты>.
В настоящее время в указанном доме проживание не возможно, сырость, потолок обвалился, протекает крыша, сгнили половые перекрытия и т.д.
Исходя из п. 1 и 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, гражданам жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит. Вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно п.3 ст.85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти, или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения, по договорам социального найма,
Ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для (проживания, выселяемым из такого помещения, гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Несмотря на выше изложенное, по состоянию на <данные изъяты>, Ефимов А. Е., Ефимова Г. В., Ефимов Е. А. другого благоустроенного помещения для проживания представлено не было.
Согласно ст.40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилье.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
С п.5 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами право на жилище.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав являются пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Истец Ефимов А. Е. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в иске.
Истец Ефимова Г. В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в иске, уточнил, что в заявлении допущена ошибка, просит предоставить жилье из расчета 11 кв. метров на человека.
Истец Ефимов Е. А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в иске.
Истцы кроме того представили четыре письменных пояснения к возражениям ответчика суть которых сводится к следующему. Списки непригодных для постоянного проживания жилых домов составляются при плановых осмотрах жилого дома жилищно - эксплуатационной организацией, в данном случае - МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>». Собственники по своей инициативе провели обследование и межведомственная комиссия составила акт от <данные изъяты>, в котором признала, что дом находится в аварийном состоянии. Если состояние дома признано аварийным, то жители подлежат отселению из данного жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения (ст.ст.86,87 ЖК РФ). При проведении капитального ремонта (который не проводился) наймодатель обязан (ст. 88 ЖК РФ) предоставить жилое помещение маневренного фонда за счет наймодателя или предоставить с согласия нанимателя другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма. Ни то, ни другое не выполнено. С 2002 года их семья в связи с аварийным состоянием жилого помещения (грозит жизни и здоровью проживающих) вынуждена проживать в другом снимаемом по устному договору жилом помещении. Ссылки администрации района на акт, составленный не по форме - это не их вина. <данные изъяты> дом повторно обследовался и был составлен акт, в котором дом признан непригодным для проживания, аварийным.
На требование ответчика о применении срока исковой давности к рассматриваемым правоотношениям указывают, что в соответствии со статьей 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом. Требования указанные в исковом заявлении о предоставлении жилого помещения по договору социальному найму не относятся к имущественным правам. Жилищное законодательство не устанавливает срок исковой давности по защите жилищных прав, а подпунктом 2 пункта 3 статьи 11 ЖК РФ прямо предусматривается восстановление положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечение действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
На их неоднократные обращения в <данные изъяты> давались обнадеживающие ответы, поэтому они не обращались в суд, надеялись на выделение жилого помещения и порядочность руководителей <данные изъяты>, но оказалось напрасно, они специально, как выяснилось в суде, затягивали время, что бы был пропущен срок давности.
В конце июля 2010 года они вновь обратились в <данные изъяты> по вопросу выделения жилого помещения, но им вновь было отказано, т.к. не имеется свободного жилья и нет денежных средств на его приобретение. На основании этого они обратились в суд.
В соответствии с Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилого фонда для постоянного проживания утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от <данные изъяты> <данные изъяты> комиссия признала дом аварийным, необходим срочный комплексный капитальный ремонт.
Им предложено было освободить данное жилое помещение (съехать), что они и сделали. Они были вынуждены съехать, так как проживать там опасно для жизни. Однако после этого никаких работ на доме не производилось.
На их обращения к Главам Администрации, давались только обещания, а в 2009 году предложили жилой дом такого же состояния, без удобств, то есть не соответствовал требованиям жилищного законодательства.
В 2004 году была проверка жилищных условий и составлен акт <данные изъяты>, в котором дом признан аварийным и непригодным для проживания.
За это время они вынуждены сменить несколько квартир (жилых помещений) и несли материальные затраты. Ссылки администрации на то, что не было обращений о составлении заключения о признании жилого помещения не соответствующим установленным требованиям и непригодным для проживания не имеют оснований и не требуется такого заключения, так как еще в 2002, 2004 г.г. дом признан аварийным, непригодным для проживания.
Не их вина в том, что дом не включен в Постановление <данные изъяты>, это обязанность <данные изъяты> была еще 2002-2004 г.г.
Ссылка Администрации на завышенность стоимости 1 кв. м. жилой площади так же не состоятельна. Для Удмуртии утвержден размер стоимости в размере 28500 рублей за 1 кв.м., такой же размер утвержден Правительством Удмуртии (распоряжение от <данные изъяты> <данные изъяты>-р), для городов Удмуртии также утвержден размер 28500 рублей (Постановление Правительства УР от <данные изъяты> <данные изъяты>).
Представитель ответчика <данные изъяты> Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дополнительно суду показала, что Ефимова Г. В. состоит четвёртой в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в <данные изъяты> по общим основаниям, а не в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания.
Письменное возражение ответчика <данные изъяты> по иску сводится к следующему.
Согласно статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на умете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев внеочередного предоставления жилых помещений. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещении которых признаны в установленном порядке непригодными для проживании и ремонту или реконструкции не подлежат. Согласно статьи 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания. Основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания определены Постановлением Правительства РФ о <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно пункта 7 Положения признание помещения пригодным (непригодным) для проживания осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия помещения установленным требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Постановлением <данные изъяты> УР от <данные изъяты>, <данные изъяты> утвержден состав межведомственной комиссии.
Созданная межведомственная комиссия не проводила оценку соответствия помещения установленным требованиям (поскольку не было обращений уполномоченных лиц, определенных п.42 Положения) и не составляла заключение о признании жилого помещения не соответствующим установленным требованиям и непригодным для проживания (п. 47,48 Положения). Соответственно, орган местного самоуправления не принимал решение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (49 Положения). Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» дом по адресу: <данные изъяты> не признан непригодным для проживания, т.к. среди перечня признанных аварийными и подлежащими сносу домов нет жилого дома по адресу: <данные изъяты>
<данные изъяты> УР не наделяла МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» полномочиями по определению жилого помещения пригодным или непригодным для проживания. Поэтому акты комиссии МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>», нельзя считать актом, определяющим непригодность жилого помещения для проживания.
Это также отмечено в п.7 Постановления Президиума Верховного суда РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ». Судам надлежит иметь в виду, что порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3. 4 статьи 15 ЖК РФ). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 47.
Истец также без каких - либо оснований просит предоставить ему жилое помещение площадью не менее 20 кв.м. общей площади на 1 человека в срок до <данные изъяты>. В случае, если бы у истца имелись основания для обеспечения его жилым помещением в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ, то жилое помещение предоставляется общей площадью на одною человека не менее нормы предоставления. Норма предоставления согласно статьи 50 Жилищного кодекса РФ определяется органом местного самоуправления. В соответствии с решением <данные изъяты> Совета депутатов от <данные изъяты> N 30 "О норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной норме площади жилого помещения" норма предоставления составляет не менее 11 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, как было уже отмечено ранее: во-первых, нет оснований для обеспечения Ефимов А. Е. жилым помещением в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ; во-вторых, норма предоставления истцом определена в повышенном размере.
Согласно статьи 85, 87 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Также необходимо отметить, что жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, не признано непригодным для проживания.
Кроме того, статья 85 Жилищного кодекса РФ во взаимосвязи со статьей 84, 87 части 3 статьи 89 ЖК РФ применяется в случае обращения наймодателя или органов государственной власти и органов местного самоуправления с исковым заявлением о выселении граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. С указанным исковым заявлением к нанимателю, т.е. Ефимов А. Е., никто не обращался.
Соответственно, статьи 85,87 ЖК РФ также не подлежат применению.
Жилищный кодекс РФ не предусматривает в качестве альтернативы вместо обеспечения жилым помещением граждан предоставление им денежных средств на приобретение жилого помещения. <данные изъяты> УР считает, что расчет стоимости 1 кв.м. жилого помещения является явно завышенным. Расчет произведен исходя из стоимости 1 кв.м. жилого помещения, установленного Приказом Минрегиона РФ от <данные изъяты> N 603 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2010 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2010 года". Согласно указанного приказа 28 500 рублей - это средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по УР, подлежащая применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат, выделяемых в соответствии с планами на I квартал 2010 года, для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений. Ефимов А. Е. не имеет права на социальные выплаты за счет средств из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, соответственно, положения Приказа Минрегиона РФ от <данные изъяты> N 603 не подлежат применению в указанном деле. Для <данные изъяты> стоимость 1 кв.м. общей площадью 28 500 рублей является явно завышенной. Согласно ответа Камбарского отдела Управления Росреесгра по Удмуртской Республике средняя цена приобретения прав на жилое помещение (квартиру) в <данные изъяты> составляет 14 600 рублей (ответ от <данные изъяты> <данные изъяты>).
Таким образом, во-первых, требование о выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения в размере 28 500 рублей за 1 квадратный метр в срок до <данные изъяты> не соответствует требованиям действующего законодательства, во-вторых, расчет стоимости 1 кв.м. общей площади жилья является явно завышенным (Том <данные изъяты>, л.д.33-35).
Дополнения ответчика к письменному возражению по иску сводятся к следующему.
Представленный в материалах дела акт обследования технического состояния жилого дома, расположенного в <данные изъяты> от <данные изъяты>, также не подтверждает, что жилое помещение по адресу: <данные изъяты>2 признано непригодным для проживания. В указанный период времени применялось "Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания", утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от <данные изъяты> N 529 (далее - Положение). Согласно п.1.2, 3.2. 3.4 Положения:
1) рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещении для постоянного проживания должно возлагаться на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов
2) подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится междуведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов.
3) комиссия относить жилые дома и жилые помещения к следующим группам по качественным признакам:
пригодные для постоянного проживания;
непригодные для постоянного проживания на момент обследования, которые могут быть приведены в пригодное для постоянного проживания состояние при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции. что подтверждается технико-экономическими обоснованиями:
непригодные, дефекты которых не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно.
В результате работы комиссии оформляется акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания (согласно приложения 4).
4)решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Утвержденные исполкомами акты служат основанием для решении вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселении и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке.
Акт обследования технического состояния жилого дома расположенного в <данные изъяты> от <данные изъяты> составлен межведомственной комиссией, состав которой был утвержден распоряжением <данные изъяты> УР от <данные изъяты> <данные изъяты>, но межведомственная комиссия не признала жилой дом непригодным, дефекты которого не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно, наоборот, комиссия к пришла к выводу, что необходим (соответственно возможен) комплексный капитальный ремонт. Акт комиссии составлен не по форме (Приложение N4) не утверждался решением исполкома Совета народных депутатов (как того требует п.3.4. и приложение <данные изъяты> Положения) и соответственно, оснований для дальнейшего определения судьбы жилого помещения у исполкома Совета народных депутатов не имелось.
Акт обследования технического состояния жилого дома расположенного в <данные изъяты> был составлен <данные изъяты>. Согласно заявления Ефимова Г. В. в адрес главы <данные изъяты> Г. от <данные изъяты> семья проживала в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>2 по июнь 2002 года и съехала. Таким образом, ссылаясь на акт <данные изъяты> истцы к тому же пропустили срок исковой давности для защиты жилищных прав (трехлетний), установленный статьей 196 Гражданского кодекса РФ. Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения) применяется общий трехлетний срок исковой давности (статья 196 ГК РФ).
С учетом выше изложенного, Акт обследования технического состояния жилого дома расположенного в <данные изъяты> от <данные изъяты> не может служить основанием, для возложения на <данные изъяты> обязанности по предоставлению Ефимов А. Е. другого жилого помещения.
Таким образом, с учетом возражения на исковое заявление и дополнения к возражению требования истца к Администрации МО «Камбарский район» не подлежат удовлетворению (Том <данные изъяты>, л.д. 43-44)
Выслушав истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела в полном объеме, суд считает, что исковые требования Ефимов А. Е., Ефимова Г. В. и Ефимов Е. А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие обстоятельства имеющие значение для дела.
В соответствии с договором найма жилого помещения от <данные изъяты> Отдел ЖКХ <данные изъяты> предоставил Ефимов А. Е. и членам его семьи в бессрочное пользование изолированное жилое помещение, которое состоит из 2-х комнат в отдельной квартире общей площадью 32,4 кв.м. по адресу: <данные изъяты> (Том <данные изъяты>, л.д. 9).
Согласно поквартирной карточке <данные изъяты> от <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> зарегистрированы: наниматель – Ефимов А. Е. с <данные изъяты>, жена нанимателя-Ефимова Г. В. с <данные изъяты>, сын нанимателя - Ефимов Е. А. с <данные изъяты> (Том <данные изъяты>, л.д. 6).
Распоряжением <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> создана постоянно действующая комиссия в целях оценки степени износа жилых домов, находящихся в муниципальной собственности, определения и признания их ветхого или аварийного состояния (Том <данные изъяты>, л.д. 45).
Актом обследования технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, от <данные изъяты> комиссия пришла к выводу: признать дом аварийным, необходим срочный комплексный капитальный ремонт (Том <данные изъяты>, л.д.10.)
Постановлением <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> образована районная межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (Том <данные изъяты>, л.д. 28).
Спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности МО «Камбарский район».
Жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, находится в оперативном управлении МНУ ЕСМЗ <данные изъяты>.
В соответствии с письмом <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> адресованном Ефимова Г. В., последняя состоит четвёртой в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в <данные изъяты> (Том <данные изъяты>, л.д. 58).
В собственности либо в пользовании истцов Ефимов А. Е., Ефимова Г. В. и Ефимов Е. А. другого жилого помещения не имеется.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.
Согласно ст.5 Федерального закона от <данные изъяты> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Истцы обосновывают свои требования тем, что спорное жилое помещение признано непригодным для проживания актом межведомственной комиссии <данные изъяты> и, что в настоящее время проживать в нем невозможно. На дату составления акта обследования спорного дома (<данные изъяты>) действовал Жилищный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР <данные изъяты>). Поскольку правоотношения возникли с <данные изъяты> и носят длящийся характер то Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Исходя из п.1.ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, гражданам жилые помещения которых признаны в установленного порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам с социального найма.
Статья 85 ЖК РФ устанавливает, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: п.3. жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ст.87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В п.7 Постановления Президиума Верховного суда РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» указывается, что судам надлежит иметь в виду, что порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3. 4 статьи 15 ЖК РФ). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 47.
В соответствии с п.4 ст.15 ЖК РФ Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от <данные изъяты> N 160-ФЗ).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от <данные изъяты> N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от <данные изъяты>) ответ на вопрос <данные изъяты>).
Судом установлено, что в установленном законом порядке, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" спорное жилое помещение непригодным для проживания не признавалось.
Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» дом по адресу: <данные изъяты> не признан непригодным для проживания, т.к. среди перечня признанных аварийными и подлежащими сносу домов нет жилого дома по адресу: <данные изъяты>. Поэтому довод истцов, что указанным Постановлением спорный дом признан непригодным для проживания не обоснован.
Акт обследования межведомственной комиссии в отношении спорного жилого помещения составлен <данные изъяты>, во время действия Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ЖК РСФСР устанавливалось, что проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производится в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
В указанный период времени применялось "Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания", утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от <данные изъяты> N 529 (далее - Положение). Согласно п.1.2, 3.2., 3.4 Положения:
1) рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещении для постоянного проживания должно возлагаться на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов
2) подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится междуведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов.
3) комиссия относит жилые дома и жилые помещения к следующим группам по качественным признакам:
пригодные для постоянного проживания;
непригодные для постоянного проживания на момент обследования, которые могут быть приведены в пригодное для постоянного проживания состояние при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции. что подтверждается технико-экономическими обоснованиями:
непригодные, дефекты которых не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно.
В результате работы комиссии оформляется акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания (согласно приложения 4).
4)решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Утвержденные исполкомами акты служат основанием для решении вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселении и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке.
Акт обследования технического состояния жилого дома расположенного в <данные изъяты> от <данные изъяты> составлен межведомственной комиссией, состав которой был утвержден распоряжением <данные изъяты> УР от <данные изъяты> <данные изъяты>, но межведомственная комиссия не признала жилой дом непригодным, дефекты которого не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно, наоборот, комиссия к пришла к выводу, что необходим (возможен) комплексный капитальный ремонт. Акт комиссии не утверждался решением исполкома Совета народных депутатов (как того требует п.3.4. и приложение <данные изъяты> Положения) и соответственно, оснований для дальнейшего определения судьбы жилого помещения у исполкома Совета народных депутатов не имелось.
В свою очередь, акт проверки жилищных условий от <данные изъяты> (Том <данные изъяты>, л.д. 8), в соответствии с которым спорный дом признан аварийным и непригодным для проживания, не может быть принят судом во внимание, поскольку составлен не членами комиссии, созданной распоряжением <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты>.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в настоящее время у Администрации МО «Камбарский район» не имеется обязанности предоставить истцам другое жилое помещение, поскольку не был соблюден порядок признания помещения непригодным для проживания, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований к ответчику необходимо отказать.
Требование о выплате денежных средств на приобретение жилого помещения в размере 28500 рублей за 1 квадратный метр в срок до <данные изъяты>, в случае отсутствия жилого помещения у администрации <данные изъяты> также не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ судом может быть восстановлено нарушенное право в виде предоставления другого жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания (ст.87 ЖК РФ), то есть исполнение требования в натуре. Требование о взыскании денежной компенсации ЖК РФ не предусмотрено. Оно может быть заявлено при изменении способа и порядка исполнения решения суда, а не в качестве самостоятельного искового требования. В удовлетворении основного требования о предоставлении жилого помещения истцам судом отказано.
Ответчиком заявлено о применении исковой давности в порядке ст.196 ГК РФ.
Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения) применяется общий трехлетний срок исковой давности (статья 196 ГК РФ).
Ссылка истцов на ст. 208 ГК РФ в соответствии с которой исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом, является ошибочной.
Поскольку судом установлено, что в установленном законом порядке спорное жилое помещение не признано непригодным для проживания, то срок исковой давности по требованию истцов о предоставлении истцам другого жилого помещения в связи с непригодностью жилого помещения для проживания течь не начал. Срок исковой давности в данном случае применению не подлежит.
Лицам, участвующим в деле было разъяснено положение статьи 56 ГПК РФ в части доказывания сторонами тех обстоятельств, на которые они ссылаются, от представления дополнительных доказательств лица участвующие в деле отказались.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ефимов А. Е., Ефимова Г. В., Ефимов Е. А. к администрации МО «Камбарский район» о предоставлении благоустроенного жилого помещения, а при отсутствии у ответчика жилого помещения выплатить денежные средства на приобретение квартиры, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Камбарский районный суд УР в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2010 года.
Судья подпись Нургалиев Э.В.
Копия верна: судья Нургалиев Э.В.