О возложении обязанности произвести замену вышедшего из строя прибора учета электроэнергии



Дело № 2-417/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 24 декабря 2010 года

Камбарский районный суд УР в составе председательствующего судьи Нургалиева Э.В. при секретаре Дьячковой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булухто Г.В. к Администрации МО «Камбарское», ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» о замене прибора учета электроэнергии, взыскании судебных расходов

УСТАНОВИЛ:

Первоначально истец Булухто Г.В. обратилась в Камбарский районный суд с иском к МО «Камбарское» с требованиями о возложении обязанности на ответчика произвести замену вышедшего из строя прибора учета электроэнергии по АДРЕСУ, взыскании в ее пользу расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В ходе рассмотрения дела истец уточнила наименование ответчика МО «Камбарское», суд принял уточнение и признал ответчиком по делу Администрацию МО «Камбарское».

К участию в деле в качестве соответчика было привлечено ранее выступавшее по делу третьим лицом - ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» (далее по тексту УЭСК)

Впоследствии истец Булухто Г.В. дополнила исковые требования и окончательно просила возложить на Администрацию МО «Камбарское» и ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» обязанность по замене прибора учета электроэнергии не ниже 2 класса точности, расположенного на лестничной площадке по АДРЕСУ.

Исковые требования с учетом дополнения мотивированы следующими доводами.

Истец проживает в квартире по АДРЕСУ, на основании договора найма, т.е. не является собственником квартиры. Квартира является муниципальной собственностью.

"дата обезличена" она обнаружила, что электросчетчик поврежден и в ее квартире нет электричества. Счетчик был разбит неизвестными лицами. По данному факту она обратилась в Камбарский РОВД. В возбуждении уголовного дела ей было отказано по причине небольшого ущерба. Виновное лицо до настоящего времени не найдено.

Истец обратилась в <данные изъяты> с просьбой заменить электросчетчик. Ей прислали электрика и он прикрутил счетчик на старое место, хотя счетчик болтался на проводах и был разбит. Диск счетчика вращался, но целостность прибора была нарушена. В таком виде счетчик просуществовал до новогодних праздников 2010 г., а в Новый Год диск счетчика остановился. О повреждении счетчика она ставила в известность управляющую и энергоснабжающую организации.

Электросчетчик неисправен до настоящего времени. Электроэнергию, согласно п.4.6 Договора электроснабжения, она оплачивает по среднемесячной норме и регулярно.

С просьбой заменить счетчик электрической энергии она обратилась в управляющую организацию, где ей дали ответ, что заменой счетчика должно заниматься МО «Камбарское».

Письмом Главы МО «Камбарское» от "дата обезличена" ей разъяснили, что заменой счетчика должна заниматься обслуживающая организация.

На сегодняшний день дом, в котором истец проживает, передан в МО «Камбарское» и находится у него на балансе.

Прокурор Камбарского района письмом от разъяснил, что замену счетчика необходимо производить за счет истца.

ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» на запрос истца ответила, что счетчик она должна заменить самостоятельно и за свой счет, сославшись на Постановление Правительства от 31 августа 2006 года №530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период формирования электроэнергетики» п. 139: Владелец объекта, на котором установлен данный прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. В данном случае прибор учета установлен не в жилом помещении, а на лестничной клетке. Владельцем же объекта, т.е. квартиры истца, на сегодняшний день является МО «Камбарское».

В п.2 ст. 543 ГК РФ указано, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В договоре электроснабжения, заключенного между истцом и энергоснабжающей организацией п.3.1.5 на нее, как на Абонента возложена обязанность обеспечения сохранности и целостности приборов учета э/энергии. И лишь при повреждении приборов учета по вине Абонента, последний оплачивает их ремонт и возмещает материальный ущерб.

По мнению истца, счетчик был поврежден не по ее вине. Следовательно, у нее не возникает безусловной обязанности по возмещению ущерба. Случай же возмещения ущерба либо замены счетчика при его повреждении третьими лицами в данном договоре не прописан. Замена счетчика должна быть произведена за счет энергоснабжающей организации.

Также в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением ГосКомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №170 от 27.09.2003 года в п. 5.6.10 указано, что в связи с имеющимися различиями в балансовой принадлежности приборов учета электрической энергии и систем автоматического контроля и учета электроэнергии у бытовых потребителей в муниципальных домах и домах, принадлежащих кондоминиумам, ТСЖ, ЖСК, ЖКК, а также являющимся частными, предлагается обозначить места (пункты) разграничения электросетей в каждом конкретном случае. Организация, эксплуатирующая жилищный фонд, обязана обеспечить сохранность приборов учета электроэнергии, установленных вне квартир (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах и других общедомовых помещениях)».

По мнению истца, нарушаются ее права тем, что она не может оплачивать электроэнергию по фактическому расходу, поэтому возможна оплата в большем размере. В договоре энергоснабжения в п.3.2.4. абоненту дано право на устранение Энергоснабжающей организацией выявленных недостатков в снабжении электроэнергией.

Считает, что ответственность по установке счетчика должны нести ответчики.

В судебном заседании истец Булухто Г.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и дополнении к нему, суду пояснила, что договор на предоставление электроэнергии у нее заключен с Удмуртэнерго, правопреемником которой является ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» (далее по тексту УЭСК). Сейчас оплату за электроэнергию она вносит непосредственно в УЭСК. Она производит оплату по среднесуточному потреблению энергии, как это оговорено в договоре. Но могут брать плату исходя из количества электророзеток в квартире, то ей насчитают в три раза больше. Она не приватизирует квартиру только из-за того, что у нее нет электросчетчика. Если бы в квартире стоял электросчетчик, она могла бы учитывать электроэнергию и в связи с этим больше экономить, так как квартира холодная и в ней она практически не живет. В управляющую организацию она производит плату за квартиру. Способ управления жилым домом у них не выбран, управляющей компанией является «Служба заказчика», но договора с ними не заключали. Считает, что МО «Камбарское» является собственником жилья, поэтому должен ей заменить счетчик.

Представитель ответчика Администрация МО «Камбарское» Щ.., действующий на основании доверенности исковые требования не признал, возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном возражении.

В письменном возражении указано, что п. 5.6.10 Правил и норм технической эксплуатации, утвержденных 27 сентября 2003 г. Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №170 предусматривается, что организация, эксплуатирующая жилищный фонд, обязана обеспечить сохранность приборов учета электроэнергии, установленных вне квартир (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах и других общедомовых помещениях).

"дата обезличена" истец обнаружила, что электросчетчик поврежден, разбит неизвестными лицами и просуществовал в разбитом виде до нового 2010г. В данный период эксплуатирующей организацией было «Служба заказчика», которая не обеспечила сохранность прибора учета, а следовательно несет ответственность по его замене.

В соответствии с п. 13 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утв. 23.05.2006г. Постановлением Правительства РФ №307, обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных сетей, входящих в состав общего имущества, а также, …электрического... оборудования, возлагается на привлекаемых исполнителей в соответствии с договором». На период выхода электросчетчика из строя исполнителем предоставления коммунальных услуг являлось «Служба заказчика».

В соответствии с п.2 ст. 543 ГК РФ обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние приборов учета потребления энергии, к которым относится электросчетчик, возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Договором электроснабжения с Абонентом (гражданином), использующим электроэнергию для бытового потребления, предусматривается, что «абонент» обязан обеспечить сохранность и целостность приборов учета электрической энергии…

Абонент, как следует из искового заявления, не обеспечил сохранность и целостность электросчетчика.

П.7 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утв. 13.08.2006 г. Постановлением Правительства РФ №491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения … до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии…, отсюда следует, что электросчетчик не входит в состав общего имущества, то есть собственник жилого помещения не несет бремя по содержанию (замене) электросчетчика, не являющегося его собственностью.

Управляющей организацией, в обязанность которой входит надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, является «Служба заказчика».

На основании изложенного, Администрация МО «Камбарское» не несет ответственности за целостность и сохранность электросчетчика, обязанности по его замене и поэтому является ненадлежащим ответчиком по исковому заявлению Булухто Г.В.

Представитель ответчика администрации МО «Камбарское» Щ. суду дополнительно показал, что права истца не нарушают. Согласно п.139 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утверждённых 31.08.2006г. постановлением Правительства РФ № 530, в случае установки счётчика в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник, либо наниматель жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. В силу п.140 этих же Правил предусмотрено, что замена и установка электросчётчиков осуществляется энергосбытовой или сетевой организацией за счёт граждан-потребителей, если последние являются собственниками приборов учёта, на основании соответствующих договоров. Электросчётчики должны быть установлены за счёт нанимателей жилых помещений, о собственниках не говорится. Чтоб собственник жилого помещения заменял счётчики, не говорится ни в одном нормативном акте. Даже в договоре электроснабжения не говорится об этом. Обязанность по замене счётчика несёт владелец электросчётчика. Согласно Правил абонент несёт ответственность за сохранность и целостность расчётного электросчётчика, установленного в квартире

Представитель ответчика ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» Б., действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что п.140 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» применяется в случае, если энергосбытовая организация, в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электроэнергии, на основании соответствующих договоров обеспечивает за счёт граждан-потребителей установку, замену прибора учета в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание приборов учёта, находящихся в собственности граждан-потребителей. Такого договора с истцом не заключалось. С истцом заключен договор электроснабжения. Договора на оказание услуг по передаче электроэнергии нет. Нет договора с МО «Камбарское», с «Службой заказчика» об оказании услуг по установке и замене вышедших из строя приборов учёта потребления электроэнергии. Имеется договор по обслуживанию и передаче электроэнергии до дома истца. Они применяют п.139 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», т.е. прибор учёта принадлежит тому, кому принадлежит жилое помещение, поскольку пункт 139 говорит, что в случае установки счётчика в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник, либо наниматель жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. Тарифы за электроэнергию устанавливает Региональная энергетическая комиссия. Для населения РЭК устанавливаются тарифы по электроснабжению. Тарифы по передаче электроэнергии устанавливаются для организаций, владеющих электросетями. По этим тарифам они производят расчёт с организациями, а не с населением. Считает, что обязанность по установке приборов учёта электроэнергии лежит на собственнике жилого помещения. Собственник вправе устанавливать приборы учёта для анализа коммерческих приборов учёта. В настоящее время истец платит за электроэнергию исходя из среднесуточного потребления электроэнергии. Если имеется статистика, то берётся плата за среднесуточное потребление электроэнергии, если статистика отсутствует, то плата берётся пропорционально мощности электроприборов. Они имеют возможность брать плату с истца по среднесуточному потреблению электроэнергии. Пока не будет установлен прибор учёта, берётся плата по среднесуточному потреблению. Они не могут обязать установить приборы.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчиков привлечена «Служба заказчика». Представитель указанного третьего лица, Ю., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном пояснении, в котором указывает следующее.

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения - энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

В соответствии с ч. 2 ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Из анализа данных нормы следует, что возможно иное регулирование по договору энергоснабжения, установленное законом или иным правовым актом.

Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 установлено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством РФ (п. 88 Правил).

Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.

В целях выполнения указанной обязанности гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация вправе урегулировать отношения по установке приборов учета и их обслуживанию с сетевой организацией на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии или договора оказания услуг по установке и обслуживанию приборов учета (пункт 140 Правил).

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Иное регулирование, в соответствии с которым бремя содержания энергетических сетей, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, являющихся составной частью жилого помещения, возложено на собственника жилого помещения, предусмотрено Жилищным кодексом РФ.

Статья 8 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом.

Часть 3 ст. 30 ЖК РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п.13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.

Согласно пункту 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 индивидуальные (квартирные) приборы учета электрической энергии не входят в состав общедомового имущества, а в соответствии с пунктами 5.6.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, обслуживающими организациями они не обслуживаются.

В соответствии положениями п. 2.11.16 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" от 13 января 2003 г. N 6, замену и поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и потребителями, осуществляет собственник приборов учета по согласованию с энергоснабжающей организацией. При этом время безучетного потребления электроэнергии и средняя потребляемая мощность должны фиксироваться двусторонним актом.

Учитывая вышеприведенные нормы закона, обязанность по замене спорного индивидуального счетчика лежит на собственнике квартиры по АДРЕСу.

Дополнительно представитель «Службы заказчика» Ю. суду показал, что в материалах дела имеются доказательства, что собственником жилого помещения истца является МО «Камбарское», следовательно, собственником прибора учёта является МО «Камбарское». Индивидуальные либо квартирные приборы учёта электроэнергии не входят в состав общедомового имущества. «Служба заказчика» как управляющая организация является обслуживающей организацией общедомового имущества. Прибор учёта истца не является общедомовым имуществом.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд устанавливает следующие обстоятельства имеющие значение для дела.

На основании договора найма жилого помещения истец Булухто Г.В. является нанимателем квартиры, расположенной по АДРЕСу.

Квартира Булухто Г.В. находится в собственности МО «Камбарское», что подтверждается выпиской из реестра муниципальной казны МО «Камбарское».

Жилой дом по АДРЕСу является многоквартирным. «Служба заказчика» является организацией отвечающей за управление, содержание и ремонт данного жилого дома.

Оплату за коммунальные услуги истец вносит в «Службу заказчика».

На основании договора электроснабжения с Абонентом (гражданином), использующим электроэнергию для бытового потребления, заключенного с энергоснабжающей организацией истец Булухто Г.В. производила расчет объема потребленной электроэнергии по показаниям электросчетчика тип <данные изъяты>

Истец производит оплату электроэнергии в ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания», которое является правопреемником организации, заключившей договор энергоснабжения с Булухто Г.В..

Индивидуальный прибор учета на спорную квартиру (электросчетчик) располагается в подъезде жилого дома по АДРЕСу на лестничной площадке рядом с квартирой истца Булухто Г.В.

"дата обезличена" истец обнаружила, что на лестничной площадке в подъезде дома неизвестными лицами поврежден ее электросчетчик. Постановлением истцу Булухто Г.В. было отказано в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления, предусмотренного ст. 167 УК РФ.

Как следует из акта проверки групп учета, произведенного представителем филиала «Удмуртэнерго» с участием Булухто Г.В., установлено, что электросчетчик тип <данные изъяты>, класс точности 2,5 не пригоден к коммерческим расчетам согласно НТД. При подаче нагрузки диск электросчетчика не вращается.

Согласно выписки из лицевого счета истца за период с "дата обезличена" по "дата обезличена" истец производит оплату электроэнергии не по показаниям электросчетчика, а исходя из постоянной расчетной величины = 75 Кв./в месяц. За указанный период замена электросчетчика Булухто Г.В. не производилась.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании представленными доказательствами, показаниями сторон и сторонами не оспариваются.

Исковые требования Булухто Г.В. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

В соответствии с ч.2 и ч.3 ст. 543 ГК РФ случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Из анализа данной нормы следует, что возможно иное регулирование по договору энергоснабжения, установленное законом или иным правовым актом.

В соответствии с п.139 и 140 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период формирования электроэнергетики» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. №530 (далее по тексту - ПФРР), порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета электроэнергии определяются в договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

Если иное не установлено договором, прибор учета следует судьбе энергопринимающих устройств, энергетических установок или объектов электросетевого хозяйства, для обслуживания которых он используется.

Владелец объекта, на котором установлен данный прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором (п.139 ПФРР).

Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом (п.140 ПФРР).

Установлено, что истец как наниматель жилого помещения по АДРЕСу заключила с Энергоснабжающей организацией договор электроснабжения для бытового потребления.

В соответствии п.3.1.5 Договора на истца, как на Абонента возложена обязанность обеспечения сохранности и целостности приборов учета э/энергии и сообщать в энергоснабжающую организацию о неисправностях в работе электросчетчика.

"дата обезличена" истец Булухто Г.В. обнаружила, что на лестничной площадке неизвестными лицами поврежден электросчетчик, обеспечивающий электроэнергией ее квартиру.

Как пояснила в суде истец, о повреждении электросчетчика третьими лицами она поставила в известность управляющую организацию и энергоснабжающую организацию. Согласно договору и в связи с повреждением прибора учета оплату электроэнергии истец производила исходя из расчетного среднесуточного потребления электроэнергии.

Таким образом, истец Булухто Г.В. надлежащим образом исполняла возложенные на нее договором энергоснабжения обязанности Абонента по обеспечению сохранности и целостности электросчетчика. Суд не усматривает вину истца в том, что в результате совершения им ненадлежащих действий по сохранности электросчетчика, последний был поврежден третьими лицами. Доказательства обратного сторонами не представлено.

Актом проверки групп учета установлено, что счетчик электроэнергии не пригоден к коммерческим расчетам согласно НТД, при подаче нагрузки диск электросчетчика не вращается.

Следовательно, в связи с повреждением электросчетчика третьими лицами данный прибор учета электроэнергии является неисправным и подлежит замене, его невозможно использовать по прямому назначению и производить контроль, расчет израсходованной электроэнергии.

По общему правилу (ч.2 ст.543 ГК РФ), обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние, т.е. поддерживать исправное состояние, и безопасность приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, что не означает, что на энергоснабжающую организация возлагается обязанность и по замене прибора учета (понятие замены не входит в понятие обеспечение технического состояния). Порядок технического обслуживания (замены) и эксплуатации прибора учета электроэнергии может быть определен в договоре энергоснабжения (ст. 139 ПФРР). В заключенном истцом договоре энергоснабжения не установлены порядок обслуживания приборов учета, обязанность истца или энергоснабжающей организации по замене неисправного электросчетчика. В договоре имеется условие о том, что при повреждении приборов учета по вине Абонента, последний оплачивает затраты на их ремонт и возмещает материальный ущерб, нанесенный энергоснабжающей организации (п.3.1.5 договора). Установлено, что вины истца в неисправности прибора учета не имеется. Условия возмещения ущерба Абонентом (истцом) либо замены счетчика за счет истца при его повреждении третьими лицами в договоре также не указаны.

Судом установлено, что спорный прибор учета на балансе ответчика УЭСК не состоит, что подтверждается письмом.

Оплату за электроэнергию истец производит по тарифам установленным Постановлением РЭК УР от 26.11.2009 N 14/5 "О тарифах на электрическую энергию для населения Удмуртской Республики и потребителей, приравненных к категории население" исходя из тарифа - 2,20, что подтверждается выписками из лицевого счета истца. Плата за замену счетчика в тариф не входит.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 8 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом.

Часть 3 ст. 30 ЖК РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Пунктом 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 установлено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Приборы учета предназначены для обслуживания одной квартиры.

Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N307, установлено, что обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.

Из анализа п. 139 и п.140 ПФРР следует, что расположенный на лестничной площадке электросчетчик обеспечивает учет потребления электроэнергии спорной квартиры, поэтому следует судьбе энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства, для обслуживания которых он используется. Поэтому электросчетчик можно отнести к продолжению и к составной части электрооборудования, находящегося в этой квартире.

Таким образом, на собственника жилого помещения (квартиры) возложено бремя содержания жилого помещения, энергетических сетей и электрического оборудования, являющихся составной частью жилого помещения, а также общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом электросчетчик истца не входит в состав общего имущества многоквартирного дома, но входит в состав электрического оборудования спорной квартиры и является частью этой квартиры, для обслуживания которой предназначен электросчетчик.

Владелец квартиры, на которую установлен электросчетчик на площадке (вне квартиры), будет являться и владельцем этого электросчетчика.

В соответствии положениями п. 2.11.16 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. N 6, замену и поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и потребителями, осуществляет собственник приборов учета по согласованию с энергоснабжающей организацией.

Поэтому суд признает необоснованной ссылку ответчика администрации МО «Камбарское» о том, что электросчетчик входит в состав общего имущества дома и на «Службу заказчика» как на эксплуатирующую дом организацию возложена обязанность по замене поврежденного электросчетчика, поскольку она противоречит установленным обстоятельствам дела.

В подтверждение изложенного, пункт 7 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» указывает, что индивидуальные (квартирные) приборы учета электрической энергии не входят в состав общедомового имущества, а в соответствии с пунктом 5.6.2. «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, обслуживающими организациями они не обслуживаются.

П. 5.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утвержденых постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170) устанавливает, что в связи с имеющимися различиями в балансовой принадлежности приборов учета электрической энергии и систем автоматического контроля и учета электроэнергии у бытовых потребителей в муниципальных домах и домах, принадлежащих кондоминиумам, ТСЖ, ЖСК, ЖКК, а также являющимся частными, предлагается обозначить места (пункты) разграничения электросетей в каждом конкретном случае. Организация, эксплуатирующая жилищный фонд, обязана обеспечить сохранность приборов учета электроэнергии, установленных вне квартир (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах и других общедомовых помещениях)».

Из содержания пункта 5.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170) и пункта 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии не предусмотрена обязанность организации, эксплуатирующей жилищный фонд, устанавливать и проводить замену квартирных приборов учета, установленных на площадках лестничных клеток. Пунктом 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда на организацию по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность обеспечить эксплуатацию этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии.

Установлено, что истец является нанимателем жилого помещения, электросчетчик расположен на лестничной клетке, вне квартиры истца, поэтому Булухто Г.В. не является владельцем или собственником электросчетчика, как следствие она не обязана обеспечивать его обслуживание. В материалах дела отсутствуют доказательства заключения истцом с энергоснабжающей организацией договора на установку или обслуживание прибора учета. В заключенном договоре энергоснабжения условий по замене энергоснабжающей организацией за счет истца вышедшего из строя прибора учета также не имеется.

Таким образом, ни договором, ни законодательством не возложена на истца обязанность по замене за ее счет поврежденного электросчетчика, который не находится в собственности истца и расположен вне квартиры.

Учитывая вышеизложенное, обязанность по замене спорного электросчетчика лежит на собственнике квартиры, которым является ответчик администрация МО «Камбарское» как представительно-распорядительный орган МО «Камбарское».

Бездействие ответчика по не исполнению обязанности по замене индивидуального прибора учета подтверждается представленным в деле ответом администрацией МО «Камбарское» на обращение истца Булухто Г.В., в котором истцу предложено обратиться с вопросом замены электросчетчика в обслуживающую многоквартирный дом «Службу заказчика».

Бездействие ответчика Администрации МО «Камбарское» по замене электросчетчика нарушает права истца Булухто Г.В. на получение электрической энергии (коммунальной услуги по электроснабжению) в соответствии с заключенным договором электроснабжения, на расчет и оплату электроэнергии по прибору учета исходя из фактического потребления электроэнергии истцом, а не по расчетному среднесуточному нормативу потребления, которая может быть завышенной по сравнению с фактическим расходом электроэнергии истцом.

Нарушение прав истца выражается и в том, что в силу п.4 ч.2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Таким образом, наниматель в отсутствие прибора учета электроэнергии получает услугу по электроснабжению по нормативу, а не в необходимых для него объемах.

В связи с чем, подлежат удовлетворению исковые требования Булухто Г.В. к Администрации МО «Камбарское» о замене прибора учета электроэнергии.

Согласно акту проверки групп учета, по своим техническим характеристикам поврежденный электросчетчик тип <данные изъяты> имел класс точности 2,5.

Пункт 141 ПФРР определяет, что для учета электрической энергии, потребляемой гражданами потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше.

Следовательно, на ответчика Администрацию МО «Камбарское» должна быть возложена обязанность заменить прибор учета электроэнергии, установленного на лестничной площадке на квартиру истца по АДРЕСу, на прибор учета электрической энергии соответствующий классу точности не ниже 2.0.

В удовлетворении исковых требований Булухто Г.В. к ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» следует отказать в полном объеме, поскольку оно является ненадлежащим ответчиком, т.к. обстоятельствами дела установлено, что обязанность по замене электросчетчика несет Администрация МО «Камбарское».

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с Администрации МО «Камбарское» подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб., что подтверждается чек-ордером.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Булухто Г.В. к Администрации МО «Камбарское» о замене прибора учета электроэнергии, взыскании судебных расходов удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Камбарское» заменить прибор учета электроэнергии, установленный на лестничной площадке на квартиру по АДРЕСу, на прибор учета электрической энергии соответствующий классу точности не ниже 2.

Взыскать с администрации МО «Камбарское» в пользу Булухто Г.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

В удовлетворении исковых требований Булухто Г.В. к ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» о замене прибора учета электроэнергии отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Камбарский районный суд УР в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.

Полный текст решения изготовлен 18 января 2011 года.

Судья подпись Нургалиев Э.В.