Иск о взыскании денежной компенсации вместо положенного вещегого имущества



Дело № 2-164/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 14 апреля 2011 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Ефимова С.Л.,

При секретаре Балакиной С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каракулина В.В. к Государственному учреждению «Центр управления силами федеральной противопожарной службы при ГУ МЧС России по Удмуртской Республике» о взыскании денежной компенсации взамен вещевого имущества, процентов за нарушение сроков выплат при увольнении, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Каракулин В.В. обратился в Камбарский районный суд УР с настоящим иском к ответчику о взыскании 29376 рублей 20 копеек суммы денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования за весь период службы, 1381 рубль 38 копеек суммы денежной компенсации в связи с нарушением установленного срока выплат денежных средств при увольнении причитающихся работнику, 5000 рублей суммы компенсации причиненного морального вреда, 700 рублей судебных расходов по оплате услуг адвоката за составление искового заявления, 3500 рублей суммы судебных расходов по оплате услуг адвоката за представительство интересов в суде.

В обосновании иска истец указал, что он Приказом МВД УР с «дата обезличена» был принят на службу в органы внутренних дел в государственную противопожарную службу. С «дата обезличена» государственная противопожарная служба МВД России преобразована в государственную противопожарную службу МЧС России Центра управления силами федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республики. В соответствии с Приказом Центра управления силами Федеральной противопожарной Службы ГУ МЧС России по Удмуртской Республике с «дата обезличена» уволен по ограничению состояния здоровья.

В настоящее время является пенсионером с «дата обезличена». Службу проходил непосредственно в пожарной части № ГУ «1 отряд ФПС по УР» <адрес> УР Центра управления силами ФПС по УР, расположенной по адресу. Наличие специального стажа по службе № лет № месяцев № дня, при наличии общего трудового стажа для выслуге лет № года № месяцев № дней.

При увольнении истцу было начислено единовременное пособие в размере 20 месячных окладов денежного содержания, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года за период с «дата обезличена» по «дата обезличена» в размере 100% от трех месячных окладов денежного содержания, премия за образцовое исполнение служебных обязанностей в 3 квартале № года за период с «дата обезличена» по «дата обезличена» включительно в размере 0,75 оклада денежного содержания, пропорционально времени службы.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 05.05.2008г. № 339 «О выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования» - Установлено, что вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться денежная компенсация отдельным категориям сотрудников, имеющих специальное звание внутренней службы: Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в порядке, устанавливаемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Приказом от 06.10.2008г. № 600 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении порядка выплаты отдельным категориям сотрудников государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования» п.1 - Денежная компенсация вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться с разрешения руководителя организации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий увольняемым сотрудникам ГПС МЧС РФ, имеющим специальные звания внутренней службы, при наличии задолженности за предметы вещевого имущества личного пользования, которые не получены на день увольнения включительно по независящим от них причинам. Денежная компенсация может быть получена в размере стоимости предметов вещевого имущества личного пользования, устанавливаемой Правительством Российской Федерации.

Со службы истец уволен в специальном звании старший прапорщик, в связи, с чем он имеет право на получение денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования.

Сумма задолженности по компенсации составляет 29 376 рублей 20 коп., что ему стало известно в декабре «дата обезличена» после предоставления ответчиком справки №.

В силу ст.236 ТК РФ - при нарушении работодателем установленного срока выплат при увольнении причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.

В соответствии с ниже представленным расчетом и учетной ставкой рефинансирования ЦБ РФ 7,75%, утвержденной Указанием ЦБР от 31 мая 2010г. N 2450-У "О размере ставки рефинансирования Банка России", подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца сумма денежной компенсации составляет 1381 руб. 38 копеек (Расчет).

Неправомерными действиями ответчика в части нарушения сроков выплаты причитающихся денежных средств истцу причинен моральный вред, который подлежит компенсации в денежной форме. Считает, что подлежащий взысканию в его пользу с ответчика размер денежной компенсации должен составлять 5000 рублей, что будет являться разумной и соразмерной суммой характера причиненного морального вреда.

В соответствии с положениями ст.ст. 98, 100 ГПК РФ истец просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг адвоката за составление искового заявления в сумме 700 рублей, а также расходы по оплате услуг адвоката за представительство интересов в суде в сумме 3 500 рублей.

Истец Каракулин В.В. в судебном заседании требования поддержал по основаниям отраженным в исковом заявлении. Пояснил, что был уволен с «дата обезличена», знал, что при увольнении ему должны выдать денежную компенсацию вместо вещевого довольствия. Для получения компенсация старшина дает сведения в бухгалтерию, которая начисляет сумму компенсации. При увольнении справку о размере компенсации ему не выдали, получил её «дата обезличена».

Представитель истца адвокат Г. иск поддержал и пояснил, что денежная компенсация восполняет те затраты, которые понёс сотрудник при исполнении своих должностных обязанностей. Работодатель обязан при увольнении работника выплатить ему компенсацию, так как после увольнения сотруднику не требуется вещевое довольствие для исполнения тех обязанностей, которые он не исполняет. Срок исковой давности не пропущен, поскольку в «дата обезличена» истцу была предоставлена справка о положенной компенсации взамен неполученного вещевого довольствия. Истец не знал о сумме денежной компенсации. Срок исковой давности течёт с момента, когда истец узнал о сумме задолженности. Длительное неполучение справки о задолженности является уважительной причиной при пропуске срока исковой давности. Положение Постановления Правительства РФ от 05.05.2003 г. является основанием для удовлетворения исковых требований его доверителя. В момент получения справок работники узнают о своих правах по получению денежной компенсации взамен неполученного вещевого довольствия.

Ответчик ГУ «Центр управления силами Федеральной Противопожарной Службы ГУ МЧС России по Удмуртской Республике» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежаще. Представило суду ходатайство о применении трехмесячного срока на обращение в суд для разрешения индивидуального трудового срока. В ходатайстве ответчик указывает, что Каракулин В.В. был уволен «дата обезличена», а обратился в суд с исковым заявлением только «дата обезличена», следовательно, срок обращения в суд пропущен. Ответчик также просит дело рассмотреть в соответствии с ст.167 ГПК РФ.

Ранее допрошенный в судебном заседании свидетель Ш. суду показал, что он служил с истцом в ПЧ-№ уволился в «дата обезличена». Когда уволился, ему выдали денежную компенсацию всю сразу в течение недели. Справку ему тоже давали при увольнении. При увольнении все работники пожарной части знали, что им полагается компенсация взамен вещественного довольствия.

Свидетель М. суду показал, что он проходил службу в ПЧ-№ Уволился в «дата обезличена». За год уволилось трое человек, включая его, никто из них не получил сумму компенсации. Ему не известна была сумма компенсации. Ему при увольнении данная сумма не была выплачена. Через обращение в суд он данную сумму получил. Когда он лично обращался с запросом о предоставлении суммы задолженности, ответ ему не был предоставлен, сумму по компенсации получили после обращения суда. Финансовые документы по выплате заработной платы, денежной компенсации работодателем не предоставлялись. После увольнения сотрудника пожарной части работодатель обязан предоставить компенсацию неполученного обмундирования, разница компенсации сознательно скрывается, и если пропускаешь трехмесячный срок по предъявлению своих требований, то возможность получения компенсации теряется. Он лично знал, что при увольнении полагается компенсация за невыдачу вещевого довольствия, полный расчёт. Работодатель не отказывается от этих требований и обещает выплатить компенсацию, но когда работник забывает, компенсация не выплачивается. Работодатель обязан полностью одеть сотрудника военизированной пожарной части, вплоть до нижнего белья, но это не соблюдалось. Некоторые сотрудники вынуждены были на свои средства приобретать сапоги для работы.

Выслушав истца и его представителя, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Каракулина В.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2008 года № 339 «О выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел РФ, РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования» установлено, что вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться денежная компенсация отдельным категориям сотрудников, имеющих специальные звания внутренней службы:

органов внутренних дел Российской Федерации - в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел Российской Федерации;

Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в порядке, устанавливаемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации.

Выплата денежной компенсации производится в размере стоимости предметов вещевого имущества личного пользования, устанавливаемой Правительством Российской Федерации по представлению Министерства внутренних дел Российской Федерации, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Пунктом 1 Приказа Министерства РФ по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.10.2008 года № 600 «Об утверждении порядка выплаты отдельным категориям сотрудников государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования» установлено, что денежная компенсация вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться с разрешения руководителя организации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий увольняемым сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГПС МЧС России), имеющим специальные звания внутренней службы, при наличии задолженности за предметы вещевого имущества личного пользования, которые не получены на день увольнения включительно по независящим от них причинам.

Пунктом 4 вышеуказанного Приказа от 06.10.2008 года № 600 МЧС РФ предусмотрено, что увольняемым сотрудникам ГПС МЧС России, за исключением лиц, указанных в пункте 3, по их желанию выдается вещевое имущество личного пользования, предусмотренное нормами снабжения.

Таким образом, из анализа вышеназванного Порядка следует, что сотрудникам, увольняемым из предусмотренных учреждений и органов, предусмотрена выплата денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования, не полученного на день увольнения по не зависящим от них причинам.

Согласно выписке из приказа Противопожарной Аварийно–Спасательной Службы МВД УР от «дата обезличена» № по личному составу истец Каракулин В.В. был назначен на должность «данные изъяты» № пожарной части, по контракту сроком на 3 года, с «дата обезличена», присвоив личный номер, присвоив специальное звание «данные изъяты».

В соответствии с выпиской из приказа ГУ «Центральное управление в кризисных ситуациях Министерства РФ по делам Гражданской обороны, Чрезвычайным ситуация и ликвидации последствий стихийных бедствий по УР» истец Каракулин В.В. уволен «дата обезличена» по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет по состоянию на «дата обезличена» составляет № года. Приказом установлена необходимость выплатить истцу единовременное пособие при увольнении в размере 20 месячных окладов денежного содержания; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам года за период с «дата обезличена» по «дата обезличена» в размере трех месячных окладов денежного содержания; премию за образцовое исполнение служебных обязанностей в 3 квартале № года за период с «дата обезличена» по «дата обезличена» включительно в размере 0,75 оклада денежного содержания, пропорционально времени службы; очередной ежегодный отпуск за № год использовал.

В настоящее время истец Каракулин В. В. является пенсионером с «дата обезличена».

Таким образом, истец Каракулин В.В. имеет право на выплату денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования, как бывший сотрудник государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Трудовой кодекс РФ устанавливает в ст.392 сроки для обращения в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров и порядок восстановления этих сроков в случае их пропуска. Так, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Согласно ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Согласно представленным ответчиком табелям учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за месяцы № года истец Каракулин В.В. в день увольнения («дата обезличена») работал, с ним полный расчет при увольнении не был произведен, о чем работник знал достоверно.

О наличии права на компенсационные выплаты при увольнении истец знал, что он сам не отрицает. Данное обстоятельство также подтвердили опрошенные свидетели Ш. и М, не доверять их показаниям у суда не имеется оснований. Представитель истца также считал, что работодатель был обязан выплатить Каракулину В.В. компенсацию в момент его увольнения. Следовательно, срок, предусмотренный для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора (ст.392 ТК РФ) начал течь для истца с «дата обезличена» и соответственно истек «дата обезличена». Истец обратился в суд только «дата обезличена», то есть с пропуском установленного законом срока.

Истцом не представлено доказательств об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Ссылка истца, что он не знал о размере компенсационных сумм, не свидетельствует об уважительности причин пропуска указанного срока, так как размер компенсации при своевременном обращении истца в суд был бы определен в ходе рассмотрения дела. Отсутствие у истца информации о размере компенсации не являлось препятствием для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Определением суда истцу была вменена обязанность доказать, что срок обращения в суд для разрешения индивидуального трудового спора им не пропущен либо, что указанный срок пропущен по уважительной причине. Было разъяснено истцу о его праве на заявление ходатайства о восстановлении пропущенного срока и обязанность по представлению соответствующих доказательств (болезнь, нахождение в командировке и иные обстоятельства, препятствовавшие ему обратиться в рамках установленного законом срока в суд с заявленными требованиями).

Правом на заявление ходатайства о восстановлении пропущенного срока истец не воспользовался, доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока, им не представлено.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Каракулина В.В. к Государственному учреждению «Центр управления силами федеральной противопожарной службы при Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике» о взыскании денежной компенсации взамен вещевого имущества в сумме 29376 рублей 20 копеек, процентов за нарушение сроков выплат при увольнении в сумме 1381 рубль 38 копеек, компенсации морального вреда в сумме 5000 рублей и взыскании судебных расходов в сумме 4200 рублей, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2011 года.

Судья /подпись/ С.Л. Ефимов