Иск о взыскании компенсации морального вреда



Дело № 2-188/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 06 апреля 2011 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Ефимова С.Л.,

При секретаре Корпачевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Л.А.В. к Л.В.М. о компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Л.А.В. обратился в Камбарский районный суд УР с исковыми требованиями к Л.В.М. о компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, взыскании судебных расходов на общую сумму 2500 рублей.

Заявление мотивировано тем, что в соответствии с приговором Верховного суда УР от 15 октября 2010 года ответчик Л.В.М. признан виновным и осужден за совершение в отношении истца преступления, предусмотренного ст. 297 ч.1 УК РФ.

Осужден Л.В.М. за то, что <данные изъяты> в зале судебного заседания Камбарского районного суда по ул. Ленина, д. 52 г. Камбарка, при рассмотрении гражданского дела под председательством судьи Ефимова С.Л., имея умысел на проявление неуважения к правосудию, нарушая нормальную деятельность суда и подрывая авторитет судебной власти, а также унижение его чести и достоинства, публично в присутствии судьи и других участников судебного разбирательства оскорбил истца, назвав «ублюдком» и «свиньей», дав тем самым негативную оценку его личности в связи с рассматриваемым делом, чем проявил свое неуважение к суду, к истцу и унизил его честь и достоинство как человека и участника на тот момент судебного разбирательства.

В результате преступных действий Л.В.М., ему в присутствии посторонних лиц были нанесены оскорбления, которые унизили его честь и достоинство в глазах других лиц.

В связи с этим, вред, причиненный его достоинству, чести и доброму имени, подлежит компенсации в виде выплаты в пользу истца денежной компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика.

Компенсация причиненного ему морального вреда, в результате нанесенного оскорбления, выплачивается в соответствии с требованиями ст. 1101 ГК РФ в денежной форме.

Требование о взыскании указанной компенсации подлежит удовлетворению в силу ст. ст. 150 - 151 Гражданского кодекса РФ, ст. 1099 - 1101 Гражданского кодекса РФ, как моральный вред (нравственные страдания) причиненный действиями, нарушающими мои личные неимущественные права (нематериальные блага) – честь, достоинство и доброе имя истца.

В судебном заседании истец Л.А.В. поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истца адвокат В., участвующий на основании ордера от №**, поддержал требования истца Л.А.В., суду пояснил, что своими действиями ответчик посягнул на нематериальные блага истца - доброе имя, честь и достоинство как личности и участника судебного разбирательства, в связи с чем истец был вынужден обратиться в суд за защитой нарушенного права. Нравственные страдания истца выразились в том, что в ходе выяснения обстоятельств по гражданскому делу, будучи участником процесса и защищая свои права в суде, в адрес истца его отцом - ответчиком Л.В.М. были высказаны безосновательные, немотивированные оскорбления в присутствии судьи и других (посторонних) участников процесса. Полагает, что имеется причинно-следственная связь между причинением истцу вреда высказываниями ответчика и наступившими нравственными страданиями истца. Считает, что сумма денежной компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей является обоснованной.

Ответчик Л.В.М. требования не признал по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление от 05.04.2011 года.

В письменном возражении Л.В.М. указывает, что требование Л.А.В. заявлено необоснованно, беспочвенно, не основано на нормах материального права и сложившейся действительной обстановки.

В исковом заявлении истец ссылается на наличие приговора Верховного Суда УР от 15.10.2010 года, в соответствии с которым он признан виновным и осужден по ст.297 ч.1 УК РФ. Совершенное им преступление было вызвано в результате противоправных действий со стороны самого истца, т.к. ранее ему истцом были нанесены побои. Он нарушил закон, проявил неуважение к суду, за что и был наказан, но не имел какого-либо умысла на унижение чести и достоинства истца Л.А.В.

Истец просит взыскать с него в его пользу 10 000 рублей сумму компенсации причиненного морального вреда, при этом, не указывая, на причины и основания заявленного искового требования и из чего складывается заявленная истцом сумма в размере 10 000 рублей. Поэтому ответчик считает, что заявленная истцом сумма в размере 10 000 рублей является завышенной, т.к. ранее суд удовлетворил его исковые требования к истцу о возмещении причиненного морального вреда в результате нанесенных ему истцом побоев в размере 3 000 рублей, а характер причиненного ему истцом морального вреда складывался из действий истца, направленных на прямое причинение ему физической боли и вреда здоровью, что, по сути, является более большим основанием для возмещения иска в части причиненного морального вреда.

При вынесении решения также необходимо учесть, что в судебном заседании <данные изъяты> истец на высказанные ответчиком в его адрес слова, которые он не считает оскорбительными, никак не отреагировал, был спокоен, что говорит о том, что какого-либо нравственного страдания и восприятия, высказанных им слов в свой адрес, унижающих его честь и достоинство не принял, а иск, по сути, заявлен, в связи с неприязненными отношениями, сложившимися между ними.

Выслушав стороны и представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, о частичном удовлетворении исковых требований Л.А.В. по следующим основаниям.

Обвинительным приговором Верховного суда УР от 15 октября 2010 года по уголовному делу №** года ответчик Л.В.М. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 297 УК РФ, а именно за совершение преступления против правосудия – неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участника судебного разбирательства, при обстоятельствах, имевших место <данные изъяты> в зале судебного заседания Камбарского районного суда по <адрес>, при рассмотрении гражданского дела под председательством судьи Ефимова С.Л., по иску подсудимого к своему сыну – потерпевшему Л.А.В. о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда. В ходе судебного заседания Л.В.М. на почве неприязненных отношений к Л.А.В., умышленно, нарушая нормальную деятельность суда и подрывая авторитет судебной власти, унижая честь и достоинство Л.А.В., публично, в присутствии судьи и других участников судебного разбирательства оскорбил его, назвав «ублюдком» и «свиньей», дав тем самым негативную оценку его личности в связи с рассматриваемым делом, чем проявил свое неуважение к суду.

Приговор Верховного суда УР вступил в законную силу 26 октября 2010 года.

Согласно ч.4 ст.61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

В силу положений ч.4 ст.61 ГПК РФ суд считает установленным и не требующим дополнительных доказательств факт проявления ответчиком Л.В.М. неуважения суду, выразившийся в том, что публично, в присутствии судьи и других участников судебного разбирательства ответчик оскорбил истца Л.А.В., назвав его «ублюдком» и «свиньей», дав тем самым негативную оценку его личности и унизив честь и достоинство истца, что подтверждается вступившим в законную силу приговором Верховного суда УР от 15.10.2010 года.

В силу ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация относится к нематериальным благам, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Статья 151 ГК РФ предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, при определении размера компенсации должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Таким образом, что в результате высказывания ответчиком Л.В.М. в адрес Л.А.В. оскорблений, ответчик посягнул на принадлежащие истцу нематериальные блага – унизил его честь, достоинство и доброе имя, и как следствие причинил истцу моральный вред (нравственные страдания). По-мнению суда нравственные страдания истца выразились в переживаниях, полученных в связи с немотивированной, высказанной в оскорбительной форме, оценки личности Л.А.В. его отцом – ответчиком Л.В.М. в присутствии посторонних лиц (судьи и других участников судебного разбирательства).

Моральный вред, причиненный действиями ответчика Л.В.М., подлежит денежной компенсации.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает содержание высказанных ответчиком оскорблений в адрес истца, которые унижают его доброе имя, честь, достоинство личности, сделаны в присутствии судьи и других участников процесса. Поэтому с учетом вышеуказанных обстоятельств и исходя из принципа разумности и справедливости сумма компенсации морального вреда подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца должна быть определена в сумме 3 000 рублей, которую суд считает обоснованной и адекватной претерпеваемым истцом нравственным страданиям.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с Л.В.М. в пользу истца подлежат возмещению расходы по оплате услуг представителя. Интересы истца представлял адвокат В., что подтверждается ордером №**, размер данных расходов подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру №** на сумму 1500 руб. Суд считает, что требуемая истцом сумма расходов по оплате услуг представителя подлежит снижению. С учетом сложности дела, объема выполненной адвокатом работы, будет разумной сумма в размере 1 000 руб., которую необходимо взыскать с ответчика.

Согласно ст.ст.94, 98 ГПК РФ пропорционально удовлетворенным исковым требованиям с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные им расходы по оплате услуг адвоката за составление иска в размере 500 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру №**.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Л.А.В. удовлетворить частично.

Взыскать с Л.В.М. в пользу Л.А.В. компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

Взыскать с Л.В.М. в пользу Л.А.В. расходы по оплате услуг адвоката за составление иска в размере 500 рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере 1000 рублей.

В удовлетворении исковых требований Л.А.В. в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2011 года.

.

.

Судья С.Л. Ефимов