Отказано в предоставлении денежной компенсации на приобретение и строительство жилья



Дело № 2-142/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 19 апреля 2011 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ефимова С.Л.,

при секретаре Балакиной С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению П.Л.Т. к Администрации муниципального образования «Камбарское» и Администрации муниципального образования «Камбарский район» о понуждении предоставить единовременную выплату на строительство или приобретение жилья и признании недействительным заключения межведомственной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

П.Л.Т. обратилась в суд с настоящим иском к Администрации муниципального образования «Камбарское» и Администрации муниципального образования «Камбарский район» о понуждении предоставить истцу как ветерану Великой Отечественной Войны и вдове умершего участника Великой Отечественной Войны, ветерана боевых действий единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» и признании недействительным заключения от 15 апреля 2010 года комиссии, назначенной постановлением Администрации Камбарского района от 03 июля 2009 г. №347, о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания.

Исковые требования мотивированы следующими доводами.

Истец является вдовой погибшего участника Великой отечественной войны, ветерана боевых действий П.С.В., о чем свидетельствует справка №**, выданная 26 марта 2001 года Отделом социальной защиты населения Администрации Камбарского района УР.

Кроме того она является ветераном Великой отечественной войны (удостоверение - серия ВОВ №**, выданное 26 декабря 2005 года Камбарским отделом социальной защиты населения Администрации Камбарского района УР).

В настоящее время проживает в доме по адресу: УР, "данные изъяты", в котором зарегистрирована с 16 июня 1953 года. Является собственником земельного участка и указанного дома на основании свидетельства №** на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного 21 апреля 1992 года Горисполкомом, и на основании свидетельства о праве собственности от 04 марта 1987 года ей как пережившей своего супруга П.С.В., с которым они заключили брак 29 сентября 1947 года принадлежало право собственности на 1/2 долю в общем имуществе супругов, приобретенных в течение брака. Кроме того имеется свидетельство о праве на наследство по закону от 11 марта 1987 г.р., оформленное и зарегистрированное нотариусом в реестре за №**.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки, в том числе и лиц являющихся вдовами погибшего, умершего ветерана Великой отечественной войны, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах».

Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной Войны, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений или
членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для
жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма или собственниками жилых помещений,
членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире,
занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной,
страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой
совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими
иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или
принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих
заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В собственности истца находится только земельный участок и построенный на нем жилой дом, в котором проживает в настоящее время.

В связи с вышеизложенным истцом были направлены документы в Муниципальное образование «Камбарское» для принятия на учет в
качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма,
однако в мае 2010 года на ее почтовый адрес пришло письмо от 19 мая 2010
года, подписанное Главой Администрации МО «Камбарское» С.
согласно которому по Указу Президента РФ каждый ветеран, нуждающийся в
улучшении жилищных условий, сможет получить жилищную субсидию.
Право на такую единовременную выплату из федерального бюджета имеют
ветераны Великой отечественной войны, участники боевых действий в
период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года, вдовы погибших и
умерших в послевоенные годы участников Великой отечественной войны,
зарегистрированные в качестве нуждающихся в улучшении жилищных
условий по месту жительства. Нуждающимся в улучшении жилищных
условий признаются ветераны ВОВ и вдовы погибших, у которых площадь
жилого помещения, где они зарегистрированы, составляет менее учетной
нормы площади жилого помещения на одного человека (согласно решения
Камбарского районного Совета депутатов от 20 февраля 2007 года № 30 «О
норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной норме площади жилого помещения» пунктом 2 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 9 кв.м. на одного человека) или зарегистрированные в домах, не пригодных для проживания. В данном случае, по мнению С. оказалось, что общая площадь жилого дома приходящегося на каждого члена составляет 46,1 кв.м. - то есть более учетной нормы площади жилого помещения (9 кв.м.), жилой дом в котором она проживает, признан пригодным для проживания. В связи с этим в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ей было отказано.

По мнению истца, вывод Глава Администрации МО «Камбарское» С. сделал на основании акта проверки жилищных условий заявителя от 15 апреля 2010 года согласно которого комиссия в составе самого Главы Администрации Муниципального образования «Камбарское» С.; специалиста по благоустройству администрации МО «Камбарское» С.А.; ведущего специалиста -эксперта администрации МО «Камбарское» Г., которая проверила жилищные условия истца. Согласно данного акта принадлежащий ей дом построен в 1950 году, жилое помещение общей площадью 46,1 кв.м., жилая площадь 31,4 кв.м. Жилых комнат - одна. На 2010 год по данным учета Камбарского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация» процент износа составляет 57 %. Комнаты смежные, дом деревянный, фундамент ленточный бутовый, кровля шиферная по деревянной обрешетке. Комнаты сухие. Водопровод центральный, водоотведения нет, газоснабжения нет, электроснабжение имеется, отопление дома центральное (имеется печь). Заключение комиссии такое: помещение отвечает установленным к жилому помещению требованиям.

Кроме того, 15 апреля 2010 года дано заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания. В состав комиссии вошли: председатель комиссии Н. - заместитель Главы Администрации Камбарского района УР по экономике, финансам и инвестициям).; заместитель председателя комиссии Р.- начальник отдела строительства и ЖКХ Администрации Камбарского района УР.; секретарь комиссии Х.- главный специалист-эксперт отдела капитального строительства и ЖКХ Администрации Камбарского района УР.; члены комиссии: Б. (ведущий специалист эксперт отдела по торговле и защите прав потребителей Администрации Камбарского района УР).; Д. (дознаватель отделения государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы МЧС России по Камбарскому району).; К.Н. (директор Камбарского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация»).; Н.Е. (начальник отдела архитектуры и градостроительства Администрации Камбарского района).; К. (начальник отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Камбарского района).; О.ВА. (помощник врача по общей гигиене ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии Удмуртской Республики» г. Сарапул). Данная комиссия назначена Постановлением Администрации Камбарского района от 03 июля 2009 года № 347 с изменениями, внесенными Постановлением Администрации от 16 марта 2010 года № 121. Комиссия, рассмотрев ее заявление, акт проверки жилищных условий от 15 апреля 2010 года сделала заключение о том, что помещение по адресу: УР, "данные изъяты" отвечает установленным к жилому помещению требованиям, пригодно для проживания.

Копию заключения комиссии получила 30 мая 2010 года. Те члены комиссии, которые подписали заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания и те должностные лица, которые составляли акт проверки жилищных условий от 15 апреля 2010 года у нее дома не были, ее жилищные условия не проверяли и истцу не непонятно, на основании чего органы местного самоуправления приходят к выводу, что ее жилое помещение пригодно для проживания. Также на 2010 года по данным учета Камбарского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация» процент износа дома составляет 57 %. Истцу не известно, по каким параметрам и оценочным признакам выявлен указанный процент износа дома.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

В силу ч. 2,3,4 ст. 15 и ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.

На основании изложенного следует, что в акте о проверки жилищных условий указано, что водоотведения не имеется, газоснабжения также нет, однако жилищные условия признают пригодными для проживания, хотя согласно п. 12 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Только в случае наличия всех систем коммуникации могло бы привести комиссию к выводу о том, что она действительно не нуждается в улучшении жилищных условий.

То есть у нее в доме отсутствовал газопровод и водоотведение, однако должностные лица органов местного самоуправления по своей небрежности либо по своей невнимательности признали принадлежащий ей дом пригодным для проживания, который удовлетворяет всем санитарно-гигеническим нормам и правилам. Кроме того достоверно известно, что в г. Камбарка газификация проведена, инженерные сети имеются.

Истец П.Л.Т. в судебное заседание не явилась, о дне и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, в деле имеется заявление П.Л.Т. о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя истца А. (л.д.60). С согласия участников процесса дело рассмотрено в отсутствие истца на основании ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца - адвокат А. исковые требования поддержал в полном объеме и по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации МО «Камбарское» Г., действующий на основании доверенности от 19.04.2011года №**, иск не признал.

Представитель ответчика Администрации Камбарского района Л., действующая на основании доверенности от 11.01.2011года №**, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, отражённым в возражениях по иску.

В возражении на исковое заявление от 19.04.2011 года, представитель ответчика указывает, что согласно справке военного комиссариата УР по Камбарскому району от 05.05.2010 года №**, справке Отдела социальной защиты населения Администрации Камбарского района УР от 26.03.2011 года №** П.Л.Т. является вдовой участника ВОВ и имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным законом от 02.01.2000 года № 40-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом УР от 24.06.2010 N 29-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", Постановлением Правительства УР от 25.10.2010 N 320 "О порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения" единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения предоставляется членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

По мнению представителя ответчика, со ссылкой на положения ст. 51 Жилищного кодекса РФ, П.Л.Т. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с письмом Администрации МО «Камбарское» от 19.05.2010 года №**. П.Л.Т. имеет на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты". Общая площадь жилого помещения - 46,1 кв.м. (технический паспорт на жилой дом), зарегистрирован и проживает один человек - П.Л.Т. (справка Администрации МО «Камбарское» от 24.02.2010 года №**). То есть на одного человека приходится более учетной нормы жилого помещения, установленной решением Совета депутатов МО «Камбарский район» от 20.02.2007 N 30 (учетная норма площади жилого помещения в Камбарском районе составляет 9 кв. м и менее общей площади жилого помещения на одного человека). Жилое помещение признано пригодным для постоянного проживания (заключение от 15.04.2010 года).

У П.Л.Т. в соответствии с Постановлением Правительства УР от 25.10.2010 N 320 отсутствуют справка о дате постановки гражданина - получателя выплаты на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания (для граждан, проживающих в жилом помещении, признанном непригодным для проживания). Соответственно она не может быть включена в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Таким образом, на Администрацию МО «Камбарский район» не может быть возложена обязанность предоставить П.Л.Т. как вдове умершего участника ВОВ единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, т.к. она не относится к числу лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Истец также просит признать заключение комиссии назначенной постановлением Администрации Камбарского района от 03.07.2009 года № 347 от 15.04.2010 года о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания недействительным. Согласно заключению от 15 апреля 2010 года районная межведомственная комиссия пришла к выводу, что жилой дом по адресу: "данные изъяты", отвечает установленным к жилому помещению требованиям, пригоден для проживания. Заключение было получено П.Л.Т. 30.05.2010 года. Вплоть до подачи настоящего искового заявления П.Л.Т. не оспаривала заключение районной межведомственной комиссии. Оспаривание решений, действий (бездействий) осуществляется в порядке главы 25 ГПК РФ, а не в порядке искового производства. Статьей 256 ГПК РФ установлен срок обращения с заявлением в суд по указанным требования, который составляет три месяца со дня, когда гражданину стало известно о «нарушении» его прав и свобод. Таким образом, в установленном порядке заключение районной межведомственной комиссии от 15.04.2010 года не оспорено и является действующим.

В исковом заявлении не представлены доказательства, подтверждающие, что жилое помещение по адресу: "данные изъяты", является непригодным для проживания.

При указанных обстоятельствах, Администрация Камбарского района не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований П.Л.Т.

Судом установлены следующие обстоятельства имеющие значение для дела.

Истец П.Л.Т. является ветераном Великой Отечественной Войны (далее - ВОВ), вдовой умершего участника ВОВ и ветерана боевых действий П.С.В., и умершего "данные изъяты"., что подтверждается представленными в деле - справкой военного комиссариата УР по Камбарскому району от 05.05.2010 года №**, справкой Отдела социальной защиты населения Администрации Камбарского района УР от 26.03.2001 года №**, свидетельством о браке №**, свидетельством о смерти П.С.В., выданного 29.08.1986 года р/б ЗАГС г. Камбарка, удостоверением ветерана ВОВ серии ВОВ №**, выданным Камбарском отделом социальной защиты населения от 26.12.2005 года (л.д.28-32).

На основании свидетельства о праве собственности от 04.03.1987 года и свидетельства о праве на наследство по закону от 04.03.1987 года, удостоверенные Камбарской ГНК за №** и №** соответственно, свидетельства №** о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного Горисполкомом от 22.04.1994 года, а также данных технического паспорта и справки Камбарского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация» от 16.03.2010 года - истцу П.Л.Т. на праве собственности принадлежит земельный участок и расположенный на нем жилой дом (общей площадью 46,1 кв.м., жилой -31,4 кв.м.) с надворными постройками по адресу: "данные изъяты" (л.д.31, 35-46, 62).

Согласно справке Администрации МО «Камбарское» от 24.02.2010 года №** и данных домовой книги П.Л.Т., зарегистрирована по адресу: УР, "данные изъяты".

По вышеуказанному адресу истец зарегистрирована и проживает одна.

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований П.Л.Т.следует отказать в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч.4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N 47 (ред. от 02.08.2007года) утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение).

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Из п.8 Положения следует, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан или может делегировать данные полномочия межведомственной комиссии.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления администрации Камбарского района УР от 03.07.2009 года №347, с изменениями внесенными постановлением от 16.03.2010 года №121, создана районная межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно акту от 15 апреля 2010 года, комиссией в составе: Главы Администрации МО «Камбарское» С.; специалиста по благоустройству администрации МО «Камбарское» С.А.; ведущего специалиста - эксперта администрации МО «Камбарское» Г. были проверены жилищные условия истца П.Л.Т. Из акта следует принадлежащий истцу дом построен в 1950 году, жилое помещение общей площадью 46,1 кв.м., жилая площадь 31,4 кв.м. Количество жилых комнат - одна. На 2010 год по данным учета Камбарского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация» процент износа составляет 57 %. Комнаты смежные, дом деревянный, фундамент ленточный бутовый, кровля шиферная по деревянной обрешетке. Комнаты сухие. Водопровод центральный, водоотведения нет, газоснабжения нет, электроснабжение имеется, отопление дома центральное (имеется печь). Комиссией указано, что обследуемое помещение отвечает установленным к жилому помещению требованиям.

На основании заявления собственника П.Л.Т. и акта проверки жилищных условий от 15.04.2010 года районной межведомственной комиссией в составе: председателя комиссии Н. - заместитель Главы Администрации Камбарского "данные изъяты" УР по экономике, финансам и инвестициям.; заместителя председателя комиссии Р. - начальник отдела строительства и ЖКХ Администрации Камбарского района УР.; секретаря комиссии Х.- главный специалист-эксперт отдела капитального строительства и ЖКХ Администрации Камбарского района УР; членов комиссии: Б. (ведущий специалист эксперт отдела по торговле и защите прав потребителей Администрации Камбарского района УР).; Д. (дознаватель отделения государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы МЧС России по Камбарскому району).; К.Н. (директор Камбарского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация»).; Н.Е. (начальник отдела архитектуры и градостроительства Администрации Камбарского района).; К. (начальник отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Камбарского района).; О. (помощник врача по общей гигиене ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии Удмуртской Республики» г. Сарапул) дано заключение о том, что помещение по адресу "данные изъяты", отвечает установленным к жилому помещению требованиям, пригодно для проживания.

Заключение получено истцом 30.05.2010 года, о чем свидетельствует подпись П.Л.Т. в получении данного заключения (л.д.24-оборот).

Оспаривая недействительность заключения, истец в иске и ее представитель в суде указывают, что члены комиссии, которые составляли акт обследования и члены комиссии, которые подписали заключение, фактически жилищные условия истца не проверяли, и заключение вынесли необоснованное.

Данные доводы истца и его представителя опровергаются представленным в деле актом проверки жилищных условий П.Л.Т. от 15.04.2010 года и нормами п.43 Положения, смысл которых сводится к тому, что в случае принятия межведомственной комиссией решения о необходимости проведения обследования, то проводится обследование жилого помещения и составляется акт. При оценке соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания комиссия вправе составить заключение на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте обследования помещения, либо на основании документов, которые были представлены на рассмотрение комиссии.

В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен ведущий специалист-эксперт Администрации МО «Камбарское» Г., который показал, что они могли бы составить заключение, не выходя на место. Если документов достаточно, комиссия вообще может не выезжать на место. Однако он выезжал два раза: первый раз он и С.А., глава МО «Камбарское» С. с ними не выезжал. Это было 15 апреля 2010 г., а может ранее, он не помнит точную дату. Второй раз он выезжал с Р. Акт составили на основании технического паспорта, справки из БТИ. Была представлена справка о проценте износа, раз небольшой процент, то дом пригоден для проживания. В техпаспорте написано, что в данном жилом помещении отопление централизованное, печь имеется. Они в дом не заходили, к ним бабушка выходила сама. Они с Р. также подходили к дому, в дом не заходили, бабушка вышла, всё объяснила, что и как, они посмотрели визуально. С визуального осмотра видно, что ведущие конструкции не покосились, дом не падает, внешне нормальный. Сделали вывод о том, что дом пригоден для проживания.

Свидетель Р. - начальник отдела строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства администрации Камбарского района суду показал, что если говорить о работе межведомственной комиссии, то она проводит осмотр визуально, без применения каких-либо приборов. Но прежде чем межведомственную комиссию приглашать для обследования того или иного дома, рассматриваются документы, имеющиеся на этот дом: технический паспорт, при наличии справка БТИ о техническом состоянии дома, дата ввода дома в эксплуатацию. Комиссия учитывает то, что если срок эксплуатации дома менее 50 лет, они дома даже не рассматривали, а свыше 50 лет дома смотрели. Дом у истца они осмотрели визуально. На период осмотра дома, когда было вынесено постановление №** от 15.04.2010г., в доме на тот период было центральное отопление, газоснабжение, т.е. баллонная установка в доме присутствовала, водоснабжение тоже было.

Суд доверяет показаниям свидетелей Г. и Р., которые были предупреждены в суде об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, свидетели давали четкие и последовательные показания, которые также подтверждаются исследованными по делу письменными доказательствами. Свидетель П.С. значимых по делу обстоятельств не пояснил.

Таким образом, судом достоверно установлено, что на основании технического паспорта, данных Камбарского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация» о процессе износа жилого дома, а также путем выезда и обследования фактического состояния жилого дома членами комиссии Администрации МО «Камбарское» были проверены жилищные условия истца, о чем собственно составлен акт от 15.04.2010 года. При вынесении заключения комиссия правомерно приняла во внимание заявление и акт проверки жилищных условий истца.

Ссылка истца и ее представителя о том, что комиссия необоснованно признала жилое помещение П.Л.Т. пригодным для проживания, поскольку в доме отсутствует водоотведение и газоснабжение, суд признает несостоятельной. Отсутствие в жилом доме водоотведения в соответствии со ст. 41 Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания. Кроме того, как пояснил в суде свидетель Р. 07.04.2011г., он ещё раз осмотрел дом, в доме был сын, он показал дом. На сегодняшний день дом газифицирован, водоснабжение имеется, он в хорошем состоянии внутри, ухожен. Содержится в нормальном состоянии. Признать его непригодным для проживания никак нельзя, оснований нет.

Согласно с п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

В ходе рассмотрения дела судом было разъяснено истцу, что одно из юридически значимых обстоятельств по делу является непригодность жилого помещения для проживания, которая может доказываться заключением экспертизы (л.д.118).

На предложение суда воспользоваться правом предоставить дополнительные доказательства, заявить ходатайство о назначении и проведении судебной строительно-технической экспертизы, истец отказался.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истцом и его представителем не представлено доказательство того, что жилое помещение по адресу: УР, "данные изъяты", является не пригодным для проживания.

При данных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований П.Л.Т. к Администрации МО «Камбарское» и Администрации МО «Камбарский район» о признании недействительным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" обеспечиваются жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Истец указывает, что она подлежит обеспечению жильем как ветеран ВОВ и как вдова ветерана ВОВ.

Согласно удостоверению Камбарского отдела социальной защиты населения серия ВОВ №** от 26.12.2005 г. П.Л.Т. как ветеран ВОВ имеет право на льготы, установленные ст. 20 Закона «О ветеранах» (л.д.32).

Согласно справке военного комиссариата УР по Камбарскому району от 05.05.2010 года №** и справке Отдела социальной защиты населения Администрации Камбарского района УР от 26.03.2011 года №** истец является вдовой участника ВОВ и в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на льготы, установленные статьей 21 (л.д.28-29).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрена мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона.

Статья 23.2. Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" регламентирует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления указанными полномочиями.

Определение порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом УР от 24.06.2010 N 29-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", Постановлением Правительства УР от 25.10.2010 N 320 "О порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения" органы местного самоуправления муниципальных районов (Муниципального образования «Камбарский район» п.2 Закона УР) наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Удмуртской Республики, по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Выплата является формой предоставления меры социальной поддержки граждан по обеспечению жильем, установленной Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно ст. 1 Закона УР от 24.06.2010 N 29-РЗ органам местного самоуправления передаются государственные полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем:

1) граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории Удмуртской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящихся к следующим категориям:

а) инвалиды Великой Отечественной войны;

б) участники Великой Отечественной войны;

в) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в порты других государств;

г) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

д) члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Удостоверением от 26.12.2005 г. П.Л.Т. присвоена категория ветеранов - лицо, проработавшее в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Для указанной категории ветеранов Законом "О ветеранах" не предусмотрена такая мера социальной поддержки как обеспечение жилым помещением. Законом УР от 24.06.2010 N 29-РЗ также не предусмотрены меры по улучшению жилищных условий для категории граждан, к которой относится заявитель.

Вместе с тем, истец П.Л.Т. как вдова умершего участника Великой Отечественной войны (при условии признания нуждаемой в улучшении жилищных условий), имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Указанные полномочия по предоставлению выплат возложены на Муниципальное образование «Камбарский район» в лице его исполнительно-распорядительного органа Администрации Камбарского района.

Категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены статьей 51 Жилищного кодекса РФ, а именно:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В суде установлено, что истец П.Л.Т. имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты". Общая площадь жилого дома - 46,1 кв.м. По вышеуказанному адресу истец зарегистрирована и проживает одна.

Решением Совета депутатов МО «Камбарский район» от 20.02.2007 N 30 установлена учетная норма площади жилого помещения в Камбарском районе, которая составляет 9 кв. м и менее общей площади жилого помещения на одного человека

Таким образом, обеспечение общей площадью жилого помещения на истца приходится более учетной нормы жилого помещения, установленной решением Совета депутатов МО «Камбарский район» от 20.02.2007 г. N 30 на одного человека.

Кроме того, заключением межведомственной комиссии от 15.04.2010 года признано, что жилое дом истца отвечает установленным к жилому помещению требованиям, и является пригодным для постоянного проживания.

Таким образом, П.Л.Т. не относится к числу лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий. Письмом Администрации МО «Камбарское» от 19.05.2010 года №** истцу также было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии с Постановлением Правительства УР от 25.10.2010 г. N 320 для получения выплаты гражданин должен быть включен список получателей выплаты на текущий год, который формируется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан. Для включения в список гражданин представляет в орган местного самоуправления заявление и документы согласно перечню в соответствии с приложением 4 к Положению. Среди перечня указанных документов 1) справка о дате постановки гражданина - получателя выплаты на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; 2) заключение межведомственной комиссии, созданной исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", о признании жилого помещения непригодным для проживания (для граждан, проживающих в жилом помещении, признанном непригодным для проживания).

Установлено, что у П.Л.Т. отсутствуют указанные документы, соответственно, она не может быть включена в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, о том, что ответчиком Администрацией МО «Камбарское» правомерно отказано П.Л.Т. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, т.к. истец не относится к числу лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеется действующее заключение межведомственной комиссии, которым жилое помещение истца было признано пригодным для постоянного проживания. Поэтому на Администрацию МО «Камбарский район» не может быть возложена обязанность предоставить истцу П.Л.Т. как вдове умершего участника ВОВ единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.

Доказательств, подтверждающих обратное, истцом суду не представлено.

При данных обстоятельствах суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований П.Л.Т. к Администрации муниципального образования «Камбарское» и Администрации муниципального образования «Камбарский район» в полном объеме.

Довод Администрации Камбарского района о пропуске истцом пропуска срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, судом отклоняется, так как дело рассматривалось в исковом производстве.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований П.Л.Т. к Администрации муниципального образования «Камбарское» и Администрации муниципального образования «Камбарский район» о понуждении предоставить истцу как ветерану Великой Отечественной Войны и вдове умершего участника Великой Отечественной Войны, ветерана боевых действий единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» и признании недействительным заключения от 15 апреля 2010 г. комиссии, назначенной постановлением Администрации Камбарского района от 03 июля 2009 г. № 347, о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в через Камбарский районный суд УР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2011 г.

.

.

Судья С.Л. Ефимов