Дело № 2-334/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Камбарка 01 сентября 2011 года Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Нургалиева Э.В., при секретаре Балакиной С.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Камбарского района Удмуртской Республики в интересах Ш. о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарский район» по оценке жилого помещения на предмет его пригодности (непригодности) для проживания, составлению акта и заключения о признании его непригодным (пригодным) для проживания УСТАНОВИЛ: Прокурор Камбарского района в интересах Ш. обратился в Камбарский районный суд УР с заявлением, в котором просит: 1. Признать бездействие межведомственной комиссии по признанию жилых 2. Обязать межведомственную комиссию по признанию жилых помещений Заявление мотивировано следующими доводами. Прокуратурой Камбарского района проведена проверка по обращению Ш. о нарушении его жилищных прав в части бездействия органов местного самоуправления по обследованию жилого помещения, расположенного <адрес> межведомственной комиссией по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В ходе проведенной проверки установлено, что жилой многоквартирный дом, расположенный <адрес> находится в оперативном управлении и обслуживается МНУ «ЕСМЗ Камбарского района». На основании договора найма жилого помещения от "дата обезличена" Ш. в бессрочное пользование предоставлено изолированное жилое помещение общей площадью № кв.м. по <адрес> Согласно информации предоставленной из администрации МО «Камбарский район», жилой дом <адрес> является ветхим, износ его конструкций составляет 100 %. В соответствии с п.5 ст. 2 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года №188-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище. Согласно п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47) (далее - Положение), орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В соответствии с п.46 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. Как установлено проверкой, на направленные от жильцов указанного дома заявления о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, действий со стороны администрации МО «Камбарский район», а также межведомственных комиссий по обследованию жилого помещения и предоставлению акта комиссии и заключения заявителям, не предпринято. В связи с чем, нарушаются права и законные интересы заявителя на оценку жилых помещений на предмет пригодности для проживания. Бездействием межведомственной комиссии при администрации МО «Камбарский район» нарушены права и свободы проживающих в доме граждан, вследствие чего, созданы препятствия к осуществлению гражданам их прав и свобод на предоставление благоустроенного жилья. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В силу ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В судебном заседании помощник прокурора Камбарского района Климко А.Л. заявление поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям. Заявитель Ш. в судебном заседании поддержал заявление по изложенным в нем основаниям, поддержал ранее данные показания. Принимая участие в предварительном судебном заседании, суду пояснил, что в доме проживает 40 лет, с "дата обезличена". Последний ремонт был в "дата обезличена". Последние 10 лет окна и двери в квартире зимой промерзают. Хотя зимой и топишь печку, но температура в квартире не более 10-12 градусов. Дом ветшает, он старой постройки, отопление печное, воды, газа, слива нет, все удобства во дворе. Председатель районной межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарский район» Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что статьи 14-15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» охватывает полномочия поселений. Обследование жилого дома на территории МО «Камбарское» их комиссия производить не может. Если суд примет решение произвести обследование жилого дома по <адрес>, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 47 «О признании помещений пригодными или непригодными для проживания и подлежащим реконструкции», межведомственная комиссия запросит обоснования этого заявления, а именно - заключение специализированной организации о техническом состоянии указанного дома. Заявитель Ш. такого обоснования предоставить не сможет, так как это стоит дорого. Администрация г.Камбарка могла бы заказать специализированную организацию и произвести обследование дома. В соответствии с законом плата за ветхий жилой фонд не взимается, у них нет средств для оплаты услуг специализированной организации по обследованию ветхого жилья. Привлеченная судом в качестве заинтересованного лица - Администрация МО «Камбарский район» в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, о причинах неявки суд не известила. Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации района, на основании ст.167 ГПК РФ. Принимая участие в предварительном судебном заседании, представитель Администрации МО «Камбарский район» Б., действующая на основании доверенности, требования не признала, суду пояснила, что не имеется оснований для проведения осмотра дома межведомственной комиссией, т.к. у комиссии в соответствии с №131-ФЗ нет на это полномочий. Данное помещение находится в реестре муниципальной казны Камбарского района, все квартиры данного дома находятся в собственности района. Выслушав прокурора, заявителя, представителя органа чье бездействие оспаривается, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства имеющие значение для дела. На основании договора найма жилого помещения от "дата обезличена" Ш. в бессрочное пользование предоставлено изолированное жилое помещение общей площадью № кв.м. по <адрес>. По указанному адресу Ш. проживает один. Жилой дом, в том числе квартира № по <адрес> находится в муниципальной собственности МО «Камбарский район», а также в оперативном управлении и обслуживании МНУ «ЕСМЗ Камбарского района». Районная межведомственная комиссия по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарский район» создана постановлением Администрации Камбарского района от "дата обезличена" №. Постановлением Администрации Камбарского района от "дата обезличена" № председателем комиссии назначен Н. В состав комиссии входит заместитель председателя Р. Положения о Межведомственной комиссии при администрации МО «Камбарский район» не имеется. Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются. Из содержания ч.1 ст.45 ГПК РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если основанием для заявления является обращение к нему граждан об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В заявлении в прокуратуру Камбарского района от "дата обезличена" Ш. просит принять меры к Администрации МО «Камбарский район» по решению проблемы ветхого жилья. "дата обезличена" им было направлено заявление в Администрации МО «Камбарский район» о признании жилого помещения по <адрес> пригодным или непригодным для проживания. Согласно полученного ответа Главы администрации должных мер по решению его вопроса не принято (л.д.№) Таким образом, прокурор имеет полномочия на обращение в суд в интересах заявителя. Заявление прокурора Камбарского района в интересах Ш. подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Согласно п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года (далее по тексту Положение) признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. Согласно п.42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Пунктом 44 Положения в процедуру проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включается: составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. В соответствии с п.46 того же Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п.47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В силу положений п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Пункт 48 Положения указывает, что по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Поскольку в суде установлено, что спорное жилое помещение, расположенное по <адрес> находится в собственности Муниципального образования «Камбарский район», при администрации МО «Камбарский район» создана и функционирует Межведомственная комиссия по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, то именно в ее компетенции находится решение вопроса по обследованию спорного жилого помещения и оценке соответствия помещения установленным требованиям, составление акта обследования и основанного на нем заключения о признании помещения по <адрес> пригодным (непригодным) для постоянного проживания. В связи с изложенным является необоснованным довод представителя межведомственной комиссии при администрации Камбарского района Р. о том, что у них не имеется компетенции по обследованию жилого помещения истца. К компетенции МО «Камбарский район» в лице ее распорядительного органа Администрации МО «Камбарский район» в силу требований п. 49 Положения относится принятие решения (на основании полученного заключения) и издание распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. В соответствии с ответом на вопрос № 2, содержащимся в Разъяснениях по вопросам, возникающим в судебной практике "Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009) судам дано разъяснение, что в силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ (…) граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В связи с указанным, заявление прокурора в интересах Ш. об оспаривании бездействия межведомственной комиссии, созданной при органе местного самоуправления по проведению оценки на предмет пригодности для проживания жилого помещения и принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», поскольку спор о праве отсутствует. Судом установлено, что "дата обезличена" Ш. обратился к главе администрации МО «Камбарский район» и председателю межведомственной комиссии с заявлением о проведении оценки соответствия жилого помещения установленным требованиям и признании жилого помещения пригодным либо непригодным для проживания, а также признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Заявление мотивировано тем, что дом по <адрес>, в котором он проживает с "дата обезличена" по договору социального найма "дата обезличена" года постройки. За все время проживания дом не ремонтировался и находился в состоянии непригодном для проживания. Основания и несущие конструкции дома имеют разрушения и повреждения, снижающие их несущую способность: провисание потолка, оседание и искривление полового покрытия, прогнившие оконные и дверные проемы, разрешение и оседание печки, прогнивание пазов стен дома и дощатого пристроя, ветхость дома и его конструкций, отсутствие тепло, -водо, и -газоснабжения и канализации (л.д№). "дата обезличена" на заявление Ш. администрацией МО «Камбарский район» был дан ответ №, из которого следует, что в Камбарском районе 57 домов отнесены к категории ветхого жилья, в том числе в списке ветхого жилья значится дом по <адрес>, который аварийным не признан. Администрация по решению проблемы ветхого жилья обратилась в республиканские органы власти. Президент УР ФИО9 поручил руководителям Минстроя УР и Камбарского района внести предложения по решению проблемы ветхого жилья. Вопрос до настоящего времени прорабатывается. О принятом решении заинтересованное население будет оповещено дополнительно (л.д.№). Часть 1 статьи 256 ГПК РФ устанавливает, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Согласно разъяснений содержащихся в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Суд полагает, что по требованиям прокурора в интересах Ш. к Межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарский район» трехмесячный срок для обращения в суд не пропущен. "дата обезличена" Ш. обратился в Администрацию МО «Камбарский район» и Межведомственную комиссию с заявлением об оценке состояния жилого помещения на предмет пригодности к дальнейшему проживанию по <адрес>. О нарушении его прав и свобод по оценке жилого помещения на предмет пригодности для проживания на поданное им заявление Ш. узнал из письма Администрацией МО «Камбарский район» от "дата обезличена" исх. №. Иск подан в суд "дата обезличена". С момента составления ответа до подачи иска в суд прошло менее трех месяцев. Согласно имеющейся в материалах дела информации, предоставленной из администрации МО «Камбарский район», по состоянию на "дата обезличена" жилой дом по <адрес> является ветхим, износ по бухгалтерским данным составляет 100 % (л.д.№). Судом установлено, что до момента обращения Ш. с заявлением в Администрацию МО «Камбарский район», фактический осмотр технического состояния квартиры по <адрес>, не осуществлялся. Дом "дата обезличена" года постройки, последний ремонт производился в "дата обезличена" году. Дом входит в перечень ветхого жилищного фонда и его износ составляет 100 %. Поэтому у заявителя имелись основания для обращения в Администрацию МО «Камбарский район» о проведении обследования (оценки технического состояния) занимаемого им жилого помещения на предмет его пригодности (непригодности) для проживания. Между тем в установленный законом срок, в течение 30 дней, с момента получения заявления Ш. ("дата обезличена") о проведении оценки жилого помещения по <адрес>, на предмет его пригодности (непригодности) для проживания, межведомственная комиссия при администрации МО «Камбарский район» соответствующую оценку не провела и не предпринимала мер к ее проведению, заключение по результатам оценки не составила. В связи с чем ее бездействие является незаконным. Бездействие нарушает права и законные интересы Ш. на оценку жилого помещения установленным требованиям. В этой части заявление прокурора в интересах Ш. подлежит удовлетворению. Довод представителя Межведомственной комиссии, что заявителю необходимо будет предоставить заключение специализированной организации о техническом состоянии указанного дома судом не принимается. Прокурор в интересах Ш. просит обследовать не жилой дом, а жилое помещение в этом доме, квартиру. В соответствии с абз. 4 п. 45 Положения, только для рассмотрения вопроса о признании дома аварийным заявитель предоставляет заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома. В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В связи с чем суд считает необходимым в полном объеме восстановить нарушенное право Ш. и обязать межведомственную комиссию по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарский район» в течении 30 дней после вступления решения суда в законную силу провести оценку соответствия жилого помещения по <адрес> на предмет его пригодности (непригодности) для проживания и составить заключение о признании жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания. Требования прокурора о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии при администрации МО «Камбарский район» по составлению акта о признании жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания не подлежит удовлетворению, поскольку в силу п. 44 Положения в процедуру проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включается: составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. То есть проведение обследования жилого помещения и составление акта является правом комиссии, а не ее обязанностью. Поэтому суд не может обязать межведомственную комиссию при администрации МО «Камбарский район» составить акт о признании жилого помещения по <адрес> непригодным (пригодным) для проживания. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Камбарского района Удмуртской Республики в интересах Ш. о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарский район» по оценке жилого помещения на предмет его пригодности (непригодности) для проживания, составлению акта и заключения о признании его непригодным (пригодным) для проживания, удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарский район» по оценке жилого помещения по <адрес> на предмет его пригодности (непригодности) для проживания и составлению заключения о признании его пригодным (непригодным) для проживания Обязать межведомственную комиссию по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарский район» в течении 30 дней после вступления решения суда в законную силу провести оценку соответствия жилого помещения по <адрес> на предмет его пригодности (непригодности) для проживания и составить заключение о признании жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания. В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Камбарского района Удмуртской Республики в интересах Ш. отказать. Об исполнении решения суда межведомственной комиссией по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарский район» и администрацией МО «Камбарский район» должно быть сообщено в Камбарский районный суд не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда вступившего в законную силу. Разъяснить, что в противном случае, при неисполнении решения суда будут применены меры, предусмотренные Федеральным законом. Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Верховный суд УР в кассационном порядке, через Камбарский районный суд УР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Полный текст решения изготовлен 05 сентября 2011 года. Судья подпись Нургалиев Э.В. <данные изъяты>
помещения непригодным для проживания и многоквартирных домов аварийными
и подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарский
район» по оценке жилого помещения <адрес> на предмет его пригодности (непригодности) для проживания, составлению акта и заключения о признании его непригодным (пригодным) для проживания, незаконным.
непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и
подлежащим сносу или реконструкции при администрации МО «Камбарский
район» произвести оценку соответствия жилого помещения <адрес> на предмет его пригодности (непригодности) для проживания, составить акт и заключение о признании его непригодным (пригодным) для проживания.