О признании бездействия государственного органа



Дело №2-218/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 30 мая 2011 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего - судьи Нургалиева Э.В.,

при секретаре Сафиуллиной СВ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голиковой Л. А. к юр. лицу 1 о признании незаконным бездействия связанного с назначением пенсии, возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии, взыскании судебных расходов

УСТАНОВИЛ:

Голикова Л.А. обратилась в Камбарский районный суд с иском к юр. лицу 1 о признании незаконным бездействия, связанного с назначением Голиковой Л.А. трудовой пенсии по старости, как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста, отработавшему в образовательном учреждении не менее 25 лет, в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ»; возложении обязанности на ответчика назначить трудовую пенсию по старости начиная с 08 ноября 201 года, как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста, отработавшему в образовательном учреждении не менее 25 лет, в соответствии с п.п. Ю п.1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ»; взыскании судебных расходов по оплате услуг адвоката за составление искового заявления в сумме 1000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины по заявленному иску в сумме 200 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что она работает в должности музыкального руководителя и воспитателя в юр. лице 2.

08 ноября 2010 года, она обратилась юр. лицо 1 с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости (ранее пенсия за выслугу лет) как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста, отработавшему в образовательном учреждении не менее 25 лет, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173 - ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».

До настоящего времени указанным органом – юр. лицо 1 трудовая пенсия по старости ей не назначена, какого-либо решения удовлетворяющего заявленное требование о назначении пенсии, либо решение об отказе в ее назначении данным органом не принято.

Указанные действия юр. лица 1 нарушают положения ст. 19 Федерального закона № 173 - ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с положениями которой, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Части 2 и 3 данной статьи указывают, что днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, а в соответствии с положениями ч.5 приведенной статьи (нормы), установлено, что заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), заявление о переводе на трудовую пенсию или заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

Вместе с тем на дату обращения в юр. лицо 1 ее выслуга в педагогических должностях связанных с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста составляет более 25 лет, а именно 26 лет 09 месяцев 28 дней (согласно проведенных расчетов).

По мнению истца, ей может быть назначена трудовая пенсия по старости (ранее пенсия за выслугу лет) как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста, отработавшему в образовательном учреждении не менее 25 лет, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173 - ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», а бездействие УПФ (ГУ) в Камбарском районе УР, связанное с не назначением данной пенсии является незаконным.

В судебном заседании истец Голикова Л.А. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель истца адвокат Войтко А.Г., действующий на основании ордера и соглашения, поддержал исковые требования Голиковой Л.А., в суде пояснил, что юр. лицо 1 не дал им ответ на заявление истца в установленной форме. Ими не доказан факт направления данного ответа. Все эти обстоятельства указывают на бездействие юр. лица 1. Поэтому на сегодняшний день на ответчика должна быть возложена обязанность по назначению истцу досрочной трудовой пенсии. 18 мая 2011 года у истца были приняты документы о назначении пенсии, то есть сейчас данный вопрос находится на рассмотрении юр. лица 1.

Ответчик юр. лицо 1 представило в суд письменный отзыв на иск от 04.05.2011 года №05-08-534, в котором ответчик считает, что исковые требования Голиковой Л.А. не подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам:

08 ноября 2010г. в адрес юр. лица 1 по почте поступило «Заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую)» от истца - Голиковой Л. А., какие - либо дополнительно приложенные к заявлению документы, в конверте отсутствуют.

Для определения права на пенсию орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязан руководствоваться законодательными актами, действующими в момент обращения граждан за назначением пенсии.

Федеральный закон от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №173-Ф3), введенный в действие с 1 января 2002г., устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, ст.ст. 18, 19 установлен порядок назначения трудовых пенсий.

Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, определен Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда России от 27.02.2002г. № 16/19 па «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Документы, приложенные к заявлению при обращении за назначением пенсии по старости, в соответствии с Перечнем, являются основной формой удостоверения юридических фактов для целей пенсионного обеспечения, доказательства права на пенсию

В соответствии с Законом №173-Ф3 процедуру обращения за трудовой пенсией и процедуру рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений, регулируют и определяют порядок назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую - «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральные законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных Постановлением от 27 февраля 2002г. Министерства труда и социального развиты Российской Федерации №17 и Пенсионного фонда РФ №19/пб.

Если исходить из вопроса назначения пенсии, истцом направлены по почте в адрес Управления документы ненадлежащей формы:

1. заявление несоответствующей формы;

2. не указано, на какую пенсию претендует заявитель в соответствии с Законом №173-
ФЗ (пенсия за выслугу лет, как указано истцом, в Законе №173-Ф3 - отсутствует)

3. к заявлению не приложены документы, определенные Перечнем (паспорт, справки, подтверждающие стаж работы на соответствующих видах работ и т.д.).

Данное обращение истца в адрес юр. лица 1 нельзя рассматривать как обращение за назначением пенсии, а у юр. лица 1 в данной ситуации нет оснований для принятия решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии.

Следовательно, между сторонами отсутствует предмет спора и у суда нет оснований возложить на юр. лицо 1 обязанность назначить истцу досрочную трудовую пенсию.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" истцу в установленные законом сроки был дан мотивированный ответ от 09.11.2010г. за №04-11/1480, что подтверждается регистрацией данного документа в журнале «Регистрация исходящей документации».

Представитель ответчика - юр. лица 1, участвующая по доверенности, просила в удовлетворении исковых требований Голиковой Л.А. отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Суду дополнительно пояснила, что у них был месяц на дачу ответа истцу на ее заявление. Есть конверт со штемпелем подтверждающий, что заявление истца к ним поступило 9 ноября, в журнале регистрации исходящих документов указано, что ответ они отправили 10 ноября, т.е. они дали ответ на следующий день. Со слов специалиста истец неоднократно обращалась к ним в 2006 году. Ей были даны консультации, разъяснено какие справки необходимо собрать. Истец знала, какие документы ей следовало приложить к заявлению, однако она при обращении с заявлением о назначении досрочной пенсии не собрала необходимые документы.

Третье лицо – юр. лицо 3 своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрении дела уведомлено надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.

Выслушав истца, представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Голиковой Л.А. следует отказать в полном объеме по следующим основаниям.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 №173-Ф3 (ред. от 27.07.2010) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту Закон №173-Ф3) устанавливает основания назначения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в частности ст. 18 Закона №173-Ф3 предусматривает, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации ( ч.2 ст. 18 Закона №173-Ф3).

Постановлением Правительства РФ от 21.01.2002г. №30 «О реализации Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» делегировано право Министерству труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Совместным постановлением Минтруда РФ N 17, Пенсионного Фонда РФ N 19пб от 27.02.2002 (ред. от 28.04.2010) утверждены «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила).

Перечень документов, необходимых для установления трудовых пенсий определен Постановлением Минтруда РФ N 16, Пенсионного фонда РФ N 19па от 21.022002 (ред. от 12.03.2010) «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Перечень).

Согласно п. 5 Правил под обращением за пенсией понимается подача гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации и о назначении пенсии, и о перерасчете ее размера, и о переводе с одной пенсии на другую.

В соответствии с п. 6 и 7 Правил, граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. При этом они могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Согласно п.2 Перечня, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы:

- удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

- о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

- о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.

Пункт 5 Перечня устанавливает, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 27.1 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в пункте 2 настоящего Перечня, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ (пункт 1 статьи 27, пункт 1 статьи 27.1 и подпункт 13 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Таким образом, из анализа вышеперечисленным норм следует, что для установления трудовой пенсии гражданину необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его жительства с соответствующим письменным заявлением и приложением к нему документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение.

При этом, ч. 1 и 2 ст. 19 Закона №173-Ф3 предусматривают, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Часть 3 ст. 19 Закона №173-Ф3 устанавливает, что в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости" считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенею по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федерально! почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Как установлено в судебном заседании 08 ноября 2010 года истец Голикова Л.А направила посредством почтовой связи в адрес юр. лица 1 заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую), в котором содержится просьба о назначении ей трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста, отработавшему в образовательном учреждении не менее 25 лет. Какие-либо дополнительные документы к заявлению истцом приложены не были. Указанное заявление поступило в юр. лицо 1 09.11.2010 года, что также подтверждается датой почтового штемпеля на конверте истца.

10 ноября 2010 года Голиковой Л.А. от юр. лица 1 со ссылкой на ч.2 ст. 19 Закон №173-Ф3 и на постановление Минтруда РФ и ПФ РФ от 27.02.2001г. №16/19па был направлен ответ о том, что истцом к заявлению о назначении пенсии не приложены, определенные в Перечне документы. Перечень - это процессуально важный нормативный правовой акт, поскольку пенсионные документы являются основной формой удостоверения юридических фактов для целей пенсионного обеспечения, доказательства права на пенсию. Поэтому заявление будет зарегистрировано только после предоставления истцом необходимых для назначения пенсии документов.

Таким образом, при данных обстоятельствах суд не усматривает бездействия юр. лица 1, связанного с назначением Голиковой Л.А. трудовой пенсии по старости по ее заявлению, поскольку не весь пакет документов был приложен к заявлению.

В иске и в судебном заседании истец ссылается на то, что ответ на заявление о назначении пенсии ею получен не был. Ссылка истца опровергается представленными в деле данными журнала регистрации исходящей документации, содержащими сведения по отправлению письма с ответом юр. лица 1 в адрес истца Голиковой Л.А. 10 ноября 2010 года. Кроме того, указанный ответ был вручен истцу лично в судебном заседании 13.05.2011 года.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что истцом не соблюдена процедура обращения за трудовой пенсией, поскольку к заявлению не приложены необходимые документы, установленные п. 2 и 5 Перечня (паспорт, сведения о стаже педагогической деятельности, справки о среднемесячном заработке и т.д.). Недостатки заявления в юр. лица 1 истцом не были устранены на момент обращения в суд, в связи с чем ответчик, не мог решить вопрос о назначении пенсии истцу.

Установлено, что решение об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении в отношении истца Голиковой Л.А. юр. лицом 1 не принималось. Поэтому у суда не имеется оснований для назначения в судебном порядке Голиковой Л.А. трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста, отработавшему в образовательном учреждении не менее 25 лет.

К тому же в судебном заседании установлено, что истец и ее представитель вновь подали в юр. лицо 1 заявление о назначении пенсии с приложением всех необходимых для ее назначения документов.

В связи с отказом в удовлетворении иска не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании в ее пользу с ответчика судебных расходов.

Лицам, участвующим в деле было разъяснено положение статьи 56 ГПК РФ в части доказывания сторонами тех обстоятельств, на которые они ссылаются, от представления дополнительных доказательств лица участвующие в деле отказались.

руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Голиковой Л. А. к юр. лицу 1 о признании незаконным бездействи связанного с назначением Голиковой Л. А. трудовой пенсии по старости, как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста отработавшему в образовательном учреждении не менее 25 лет, в соответствии с п.п.10 п. ст.28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» возложении обязанности на юр. лицо 1 назначить трудовую пенсию по старости начиная с 08 ноября 2010 года, как работнику осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальным учреждениях для детей независимо от их возраста, отработавшему в образовательном учреждении не менее 25 лет, в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ»; взыскании судебных расходов пс оплате услуг адвоката за составление искового заявления в сумме 1000 руб., расходов по оплате государственной пошлины по заявленному иску в сумме 200 руб., отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Верховный суд Удмуртской Республики в кассационном порядке, через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 08 июня 2011 года.

Судья Нургалиев Э.В.