О возложении обязанности



Дело № 2-344/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 14 октября 2011 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Камбарского районного суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В.,

при секретаре Сафиуллиной С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Камбарского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к ГУ "О", "М" о признании незаконным бездействия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание и возложении обязанности оборудовать здание пандусами и поручнями

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Камбарского района УР обратился в Камбарский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ГУ "О", "М" с первоначальными требованиями:

1) Признать незаконным бездействие ГУ "О" по обеспечению беспрепятственного доступа граждан-инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-каталки, в здание расположенное по адресу: г. К., ул. Н, д.**;

2) Обязать ГУ "О" устранить препятствия к осуществлению гражданами-инвалидами их права на свободный доступ в здание и оборудовать центральный вход здание ГУ "О" пандусом и поручнями.

В ходе рассмотрения дела прокурор Камбарского района дополнил и уточнил требования, и окончательно просил:

1) Признать незаконным бездействие ГУ "О" и "М" по обеспечению беспрепятственного доступа граждан-нвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-каталки, в здание расположенное по адресу: г. Камбарка, ул. Н., д.**;

2) Обязать ГУ "О" и ГУ "О" устранить препятствия к осуществлению гражданами-инвалидами их права на свободный доступ в здание и оборудовать центральный вход здание ГУ "О" пандусом и поручнями.

В судебном заседании помощник прокурора Климко А.Л. уточнил адрес нахождения здания ответчика, указав, что номер указан ошибочно **, фактически номер **.

Судом принято уточнение требований в этой части.

Исковое заявление с учетом дополнения к иску мотивировано следующими доводами.

Прокуратурой Камбарского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от хх ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Проверкой установлено, что в здание, принадлежащее на праве оперативного управления ГУ "О" не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов, использующих кресла-каталки, в частности при входе в здание (имеется лестница, со стороны улицы Н.) отсутствуют пандусы - приспособления для передвижения инвалидов, что является нарушением требований ст. 15 вышеназванного Закона и п. 3 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей, что законодательств градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условии для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условии, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено, что социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионною обеспечения.

Пунктом 4.3.3 ГОСТ 52496-2005 «Национальный стандарт РФ. Социального обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения.» Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии хх декабря 2005 г. N 533-ст, введенного в действие с хх января 2007 г., установлено, что служебные помещения проверяются на соответствие требованиям, по обязательному оборудованию помещений специальными устройствами, приспособлениями передвижения инвалидов (пандусами, поручнями, расширенными дверными проемами, лифтовыми подъемниками и т.д.), определяющим их качество

Согласно п.3.13 СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. Постановлением Госстроя РФ от xx.07.2001г. №73), в здании должен быть как минимум один вход приспособленный для маломобильных групп населения (далее - МГН) с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

При таких обстоятельствах следует признать незаконным бездействие должностных лиц ГУ "О" по обеспечению беспрепятственного доступа в здание граждан-инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-каталки, и обязать ГУ "О" устранить препятствия к осуществлению гражданами-инвалидами их права на свободный доступ в здание и оборудовать входы в здание ГУ "О" пандусом и поручнями.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Прокурор обращается в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ, в том числе лиц с ограниченными возможностями – инвалидов.

По ходатайству истца, определением суда от xx.09.2011 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: "Т" и "ОС" (л.д.22-23).

Определением суда от хх октября 2011 года допущена замена ответчика - ГУ "О" на правопреемника - ГУ "О".

Ответчик ГУ "О" в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не известил и доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении дела не ходатайствовал. Основываясь на ст. 167 ГПК РФ суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Ответчик ГУ "О" в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не известил и доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении дела не ходатайствовал. Основываясь на ст. 167 ГПК РФ суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Камбарского района Климко А.Л. поддержал доводы искового заявления, пояснил, что поручни должны быть специальные, в рамках пандусов, чего нет. А имеющиеся перила только для того, чтобы подниматься. То есть, перила совершенно другие.

Представитель третьего лица "Т" Б., действующая на основании доверенности № 1 от xx.01.2011 года (л.д.38), в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Представила пояснение на исковое заявление следующего содержания.

Здание ГУ «ГУ "О"» учитывается в реестре федерального имущества и находится в собственности Российской Федерации.

В соответствии ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. 216 Гражданского кодекса РФ вещным правом наряду с правом собственности является и право оперативного управления имуществом. Вышеуказанное здание передано ГУ «ГУ "О"» на праве оперативного управления и учитывается на балансе данного государственного органа. Право оперативного управления ГУ «ГУ "О"» зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от xx.06.2008 серии 18 АА № хххххх.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Соответственно, исходя из содержания права оперативного управления, балансодержатель несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно ст. 15 Федерального закона от xx.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). За уклонение от исполнения данного требования предусмотрена административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 3 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ также предусматривает требование по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Таким образом, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ в случае удовлетворения судом заявленных исковых требований, ГУ «ГУ "О"» необходимо будет произвести реконструкцию указанного здания с соблюдением установленных законодательством строительных норм и правил, подготовив проектную документацию с указанием перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов в данное учреждение (п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).

Основываясь на ст. 167 ГПК РФ суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Представитель третьего лица "ОС" З., действующая на основании доверенности № 13 от xx.12.2010 г. (л.д.39), суду пояснила, что исковые требования должны быть удовлетворены. Таким образом, будет обеспечен доступ инвалидам на колясках в здание ОВД. ОВД является объектом социальной инфраструктуры, т.к. любой гражданин вправе обратиться туда с заявлением. Они обошли всё здание ОВД, но пандусы нигде не установлены. Таким образом, ущемляются права инвалидов. Перила должны быть пониже имеющихся. Лучше, чтобы перила были с двух сторон, но нужно смотреть по расстоянию. К любому зданию должны быть подъезды для инвалидов.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела в полном объеме, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Собственником административного здания по адресу: г. К., ул. Н, д.**, является Российская Федерация.

Указанное здание находится на праве оперативного управления ГУ "О", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от xx.06.2008 г.
серии 18 АА № хххххх (л.д.5)

Входы в административное здание по адресу: г. К., ул. Н, д.** не оборудованы пандусами и поручнями для свободного доступа в здание инвалидов использующих кресла-коляски, что подтверждается справкой "ОС" № 612 от xx.09.2011 г., показаниями сторон, приложенными к заявлению фотографиями.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются.

Суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Камбарского района в интересах неопределенного круга лиц по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Соответственно, исходя из содержания права оперативного управления, балансодержатель несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Статьей 2 Федерального закона от xx.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон № 181-ФЗ) дано понятие социальной защиты инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статья 15 Федеральный закон № 181-ФЗ устанавливает, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Пунктом 1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52496-2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от хх декабря 2005 г. N 533-ст) установлено, что настоящий стандарт распространяется на социальные услуги населению, предоставляемые государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере социального обслуживания населения без статуса юридического лица.

Основные виды социальных услуг приведены в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52143-2003"Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" (принят постановлением Госстандарта РФ от хх ноября 2003 г. N 327-ст).

Прокурором Камбарского района не приведены доказательства, что в спорном здании оказываются социальные услуги и в частности - ГУ "О", установлено, что ГУ "О" - исполнительный орган. Полномочий у ГУ "О" по оказанию социальных услуг населению не имеется, в связи с чем в рассматриваем случае не подлежат применению положения Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52496-2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от хх декабря 2005 г. N 533-ст).

Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности (ст. 2 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно пункту 3.9 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (далее по тексту СНиП 35-01-2001), лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

П.3.14 СНиП 35-01-2001 устанавливает, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Здание, занимаемое ГУ "О", по адресу: г. К., ул. Н, д.** является объектом социальной инфраструктуры, т.к. любой гражданин вправе обратиться туда с заявлением.

Таким образом, с учетом положений ст.15 Федеральный закон № 181-ФЗ и пунктов 3.9, 3.14 СНиП 35-01-2001 входы в здание, занимаемое ГУ "О", по адресу: г. К., ул. Н, д.** подлежат оборудованию пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа в здание инвалидов. Отсутствие пандусов и поручней на здании нарушает права граждан инвалидов использующих кресла-коляски для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

При этом, в рассматриваемом деле, ГУ "О" является ненадлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям поскольку, как установлено в суде:

1) ГУ "О" не является субъектом права в отношении здания расположенного по адресу: г. К., ул. Н, д.**. Здание находится в оперативном управлении ГУ "О" и учитывается на балансе последнего;

2) В соответствии с Положением о ГУ "О":

П.2 ГУ "О" является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне;

П.20 Территориальный орган является юридическим лицом; имеет печать…, самостоятельный баланс, лицевые счета,…, выступает истцом и ответчиком в суде.

В связи с чем, в удовлетворении исковых требований к "М" необходимо отказать в полном объеме.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что имеет место незаконное бездействие ГУ "О" по обеспечению беспрепятственного доступа граждан-инвалидов, в том числе инвалидов использующих кресла-коляски, в здание ГУ "О" расположенное по адресу: г. К., ул. Н, д.**.

На ГУ "О" необходимо возложить обязанность в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу устранить препятствия к осуществлению гражданами инвалидами их прав на свободный доступ в здание и оборудовать здание ГУ "О" расположенное по адресу: г. К., ул. Н, д.**, пандусами и поручнями.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Камбарского района Удмуртской Республики к ГУ "О" о признании незаконным бездействия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание и возложении обязанности оборудовать здание пандусами и поручнями удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ГУ "О" по обеспечению беспрепятственного доступа граждан-инвалидов, в том числе инвалидов использующих кресла-коляски, в здание ГУ "О" расположенное по адресу: г. К., ул. Н, д.**.

Обязать ГУ "О" в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу устранить препятствия к осуществлению гражданами инвалидами их прав на свободный доступ в здание и оборудовать здание ГУ "О" расположенное по адресу: г. К., ул. Н, д.**, пандусами и поручнями.

В удовлетворении исковых требований прокурора Камбарского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к "М" о признании незаконным бездействия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание и возложении обязанности оборудовать здание пандусами и поручнями, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Верховный суд УР в кассационном порядке, через Камбарский районный суд УР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен хх октября 2011 года.

Судья Нургалиев Э.В.