о признании действий Территориальной избирательной Комиссии



Дело № 2-443/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 18 ноября 2011 г.

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Нургалиева Э.В.,

При секретаре Сафиуллиной С.В.,

С участием помощника прокурора Камбарского района УР К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щ. об оспаривании действий Территориальной избирательной комиссии Камбарского района Удмуртской Республики,

Установил:

Щ. обратилась в суд с заявлением и просила признать действия Территориальной избирательной комиссии Камбарского района Удмуртской Республики по подготовке выборов незаконными, признать постановление от хх ноября 2011 года «Об отказе в регистрации Щ. кандидатом в депутаты Камбарского районного Совета депутатов по С. округу №** незаконным и обязать Территориальную избирательную комиссию Камбарского района Удмуртской Республики зарегистрировать заявителя кандидатом в депутаты Камбарского районного Совета депутатов по С. округу №**.

В судебном заседании Щ. представила дополнение к заявлению в котором уточнила требования и просила признать действия ТИК Камбарского района по подготовке выборов в связи с не доведением надлежащей информации по заполнению подписных листов в графе «Адрес, место жительства» указывать субъект РФ, город и т.д. незаконным.

Требования мотивированы тем, что ею xx.10.2011 г. было подано в Территориальную избирательную комиссию Камбарского района УР (далее ТИК) письменное уведомление о выдвижении кандидатом в депутаты по С. округу №** (далее округ № **), заявление о согласии баллотироваться по этому округу, а также сведения о размере и об источниках доходов. Все бланки для оформления ей выдали в ТИК. После сдачи указанных сведений выдали разрешение на открытие счета в Сбербанке и предупредили, что после открытия счета она должна принести подтверждающий документ Сбербанка на открытый счет и что только после этого ей выдадут подписной лист для сбора подписей избирателей, на основании которого должна будет изготовить необходимое количество бланков подписных листов для сбора подписей и протокол.

При выдаче подписного листа ее проинформировали, что исправления при заполнении подписных листов не допускаются, что если что-то неправильно заполнено, при исправлении делать соответствующие отметки, особенно подчеркнули, что дата внесения подписи и сама подпись делаются избирателем собственноручно. Другой какой-либо дополнительной информации, в том числе об указании в строках «адрес места жительства» название региона, района, города не давалось. Нет таких требований в тексте подстрочников подписного листа. Предупредили обо всем, только не про место жительства. Считает, что специально.

Собрав необходимое количество подписей избирателей, она xx.10.2011 г. сдала подписные листы вместе с протоколом в ТИК. При приемке подписных листов и протокола ее также не проинформировали, что в строке «адрес места жительства» не указаны наименование региона, района, населенного пункта (города).

xx.11.2011 г. ее пригласили на комиссию, где объявили, что подписи избирателей являются недействительными, так как неправильно заполнена графа «адрес места жительства», в строках не указаны название региона, района, города и отказывают в регистрации кандидатом в депутаты по округу № **, хотя она предупреждала комиссию и отмечала, что в этой графе не указаны такие требования: отсутствует текст подстрочника с такими требованиями и что в самой графе «адрес места жительства» указано наименование города - г. Камбарка, что при выдаче образца подписного листа и информации по его заполнению такая информация ей не предоставлялась, не доводилась. Такой же образец расположен на стенде ТИК. Ее объяснения во внимание не принимают и вручают протокол об итогах проверки подписных листов … без № от xx.11.2011 г.

Полагает, что ТИК сделано это умышленно, специально, чтобы ее кандидатура не была зарегистрирована кандидатом в депутаты по округу № **.

хх ноября 2011 года принимается постановление ТИК «Об отказе в регистрации…».

Такими действиями нарушены ее конституционные права, предусмотренные ст.ст. 3, 17, 29, 32, а именно:

1. выдача образца подписного листа, несоответствующего законодательству (недостоверная информация);

2. неполучение достоверной (не доведения) информации к требованиям по заполнению подписных листов, в частности графы «адрес места жительства»;

3. быть избранным в органы местного самоуправления - в Совет депутатов МО «Камбарский район» - отказ в регистрации кандидатом в депутаты;

4. на ее заявление в ТИК с просьбой предоставить положение о процедуре проверки и т.д. копий подписных листов.

Щ. в судебном заседании представлены дополнения к заявлению, согласно которым в соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от xx.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…», комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав, осуществляют подготовку и проведение выборов. Часть 6 - комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий связанных с подготовкой референдума.

В соответствии с ч. 9 ст. 26 этого же закона территориальная комиссия осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав, обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, и правовым обучением избирателей.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 этого же закона решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов публикуются в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях, либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации.

В соответствии с частью 2 статьи (статья заявителем не указана) закона УР от xx.12.2006г. № 58-Р3 «О территориальных избирательных комиссиях в УР» комиссии в своей деятельности руководствуются конституцией РФ и др.

Согласно части 1 статьи 4 деятельность ТИК при подготовке и проведении выборов осуществляется открыто и гласно, согласно части 7 статьи 7 ТИК обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий.

Согласно пункту 1 статьи 8 ТИК осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав; пункт 3 - обеспечивает реализацию мероприятий связанных с подготовкой и проведением выборов, правовым обучением избирателей.

Все вышеназванное в законе УР от xx.12.09 г. № 70-Р3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в УР», в частности в пункте 1 части 2 статьи 16, ТИК осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав; в пункте 3 - обеспечивает реализацию мероприятий связанных…, правовым обучением избирателей, в пункте 12 - осуществляет контроль за соблюдением правил информирования избирателей.

Статья 15 Конституции РФ - законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются (это же пункт 3 ст. 7.1 Конституции УР).

Статья 24 Конституции РФ - органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Ведомость и протокол ТИК Камбарского района оформлены с грубейшими нарушениями законодательства и не подлежат восприятию указанные в них сведения.

Протокол об итогах проверки подписных листов от xx.11.2011г. в части пункта 6 не соответствует пункту 15 статьи 29 Закона УР от xx.12.2009г. № 70-РЗ,

Ведомость проверки подписных листов от xx.11.2011г. не соответствует законодательству пункту 15 статьи 29 Закона УР от xx.12.2009г. № 70-РЗ в графе «Основания для признания подписей недостоверными и (или) недействительными и в графе количество достоверных подписей (фактически достоверных 24 пункт 4 протокола) и не подлежит применению. В графе «основания» порядковый номер из протокола указывается только для списка, для самовыдвиженцев обязаны указать (предоставить официальный документ).

Ведомость проверки должна содержать сведения, о том, что количество достоверных подписей 24.

В соответствии с тем, что выявлено 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется предоставить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (п.7 ч.21 ст.29 Закона УР от xx.12.2009г. № 70-РЗ «О выборах депутатов…»)

При проверке недостоверных подписей не обнаружено пункт 4 Протокола, то есть все подписи достоверные – 24 шт., достаточное количество для регистрации ее кандидатом.

Согласно определению Верховного суда РФ от хх ноября 2003г. (дело №25-ГОЗ-9) неполное указание в ряде подписанных листов в графе «Адрес места жительства», не указание субъекта РФ либо района не является основанием для признания подписей недействительными, так как указанный в подписном листе адрес соответствует данным, указанным в паспорте, что позволяет проверять достоверность проживания избирателя, поставившего подпись в подписном листе, и не противоречит требованиям закона. Отсутствие наименования города следует рассматривать как сокращение, не препятствующему однозначному восприятию данных об указанных лицах (определение от xx.12.2003г., дело№84-ГО6-7ВСРФ), тем более, что в самом названии графа «Адрес место жительства» указано название города.

Определением от хх сентября 2006г. (дело №84-ГО6-7) ВС РФ также указал, что отсутствие в подписных листах наименование субъекта РФ в адресе места жительства избирателей и сборщиков подписей не препятствует однозначному восприятию указанных сведений и исключает иное толкование данных об адресе места жительства названных лиц. Так же определения ВС РФ от хх марта 2007г. (дело№19-ГО7-8); от хх ноября 2007г. (дело№73-ГО7-12), определение от хх марта 2006г. (дело№52-ГО6-1).

Необходимо отметить, что ранее в подписном листе к закону УР (приложение № 1) четко указывалось в графе «Адрес места жительства» (наименование субъекта Российской Федерации, района города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), но затем указание этих данных из подписного листа исключили. Пунктом 9 ст. 28 Закона УР не предусматривается в графе «Адрес места жительства» требований по указанию наименования субъекта РФ, района, города иного населенного пункта, поэтому подписные листы без указания каких либо сведений, не требуемых законодательством, не могут признаны недействительными.

При выдаче образца подписного листа, для изготовления и сбора подписей не давалось указания (не обращали внимания) по заполнению строк в графе «Адрес места жительства» наименование субъекта, района, города и т.д., как избиратели посчитали, что достаточно названия улицы, дома, квартиры, если дом многоквартирный.

В постановлении от хх ноября 2011г. №10.1.2 ТИК Камбарского района делает ссылку на пункт 7 части 21 статьи 29 Закона УР «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в УР», при этом не указывает номер закона и дату его принятия. Таких законов Удмуртия за последний год напринимала столько, что избиратели, кандидаты толком не знают к которому закону обратиться, так в одном из последних редакций в части 6 статьи 28 «Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов» установлен порядок, что при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутому по одномандатному избирательному округу, в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, место работы, занимаемая должность кандидата, место жительства, а не адрес места жительства, как указано в выданном образце подписного листа.

В пункте 7 части 21 статьи 29, на который делает ссылку ТИК Камбарского района также установлено что «Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется предоставить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Для ее регистрации требовалось менее 200 подписей. Согласно протоколу об итогах проверки подписных листов от xx.11.2011г. количество подписей, признанных недостоверными - нет, следовательно, для ее регистрации достоверных подписей достаточно.

Далее: подпись признается недействительной только по основаниям указанным в пункте 6 ст.37 ФЗ№67-Ф3. Других оснований (причин) федеральное законодательство не предусматривает.

Протокол итоговый составлен с нарушениями федерального и регионального законодательства в части пункта 6, достоверными признанны все подписи, а не «нет» как указано в протоколе.

В судебном заседании Щ. поддержал заявление по основаниям и доводам, указанным в заявлении и дополнениям к нему. Дополнительно пояснила, что в заголовке подписных листов написано, что она собирала подписи по городу Камбарке.

В судебном заседании представитель заявителя - Щ. поддержал заявление по основаниям и доводам, указанным в заявлении и дополнениям к нему. Дал показания аналогичные по содержанию заявлению и дополнениям к нему.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Камбарского района Удмуртской Республики (далее по тексту - ТИК) Л., действующая на основании доверенности, с заявлением Щ. не согласилась по основаниям и доводам, указанным в письменном возражении, согласно которому, Решением Совета депутатов муниципального образования «Камбарский район» от xx.09.2011 года № 391 назначены выборы депутатов Камбарского районного Совета депутатов пятого созыва на хх декабря 2011 года.

Согласно статьи 37 Федерального закона от xx.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 28 Закона УР от xx.12.2009 N 70-РЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике" в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.

2% от числа избирателей по С. округу №** - это 24 подписи избирателей согласно утвержденной схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов МО «Камбарский район» пятого созыва (решение Совета депутатов муниципального образования «Камбарский район» от xx.06.2011 года № 383).

Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участие членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей не допускается.

Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7 и 8 к Федеральному закону (ч.8 статьи 37 Федерального закона от xx.06.2002 N 67-ФЗ). В приложении № 8 Федерального закона от xx.06.2002 N 67-ФЗ содержится форма подписного листа при самовыдвижении или выдвижения от избирательного объединения кандидата в депутаты. Как образец указанная форма подписного листа была выдана Щ. в ТИК Камбарского района. Щ. в ТИК Камбарского района были представлены подписные листы, соответствующие приложению № 8 Федерального закона от xx.06.2002 N 67-ФЗ. У ТИК Камбарского района отсутствуют претензий к форме подписного листа, представленного Щ., имеются замечания к содержанию подписного листа.

Требования к оформлению подписного листа содержатся в ч.11, 12, 14 статьи 38 Федерального закона от xx.06.2002 N 67-ФЗ и ч.9, 10,11 статьи 28 Закона УР от xx.12.2009 N 70-РЗ.

Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Подпись и дату ее внесения избиратель ставят собственноручно. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах.

После окончания сбора подписей избирателей в поддержку кандидата подсчитывают количество собранных подписей избирателей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей, который подписывается самим кандидатом.

Щ. представила в ТИК Камбарского района подписные листы (количество 3) и протокол об итогах сбора подписей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от xx.06.2002 N 67-ФЗ, частью 6 статьи 29 Закона УР от xx.12.2009 N 70-РЗ постановлением ТИК Камбарского района от xx.09.2011 года № 1.1. для проведения проверки подписных листов была создана рабочая группа из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Рабочая группа осуществляла проверку подписных листов xx.11.2011 года. При проведении рабочей группой проверки подписных листов присутствовала Щ.

В соответствии с постановлением ТИК Камбарского района от xx.09.2011 года № 1.4. проверке подлежат подписи избирателей в количестве необходимом для регистрации кандидата - 2% от количества избирателей в избирательном округе.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от xx.06.2002 N 67-ФЗ, частью 15 статьи 29 Закона УР от xx.12.2009 N 70-РЗ по результатам проверки подписных листов составлен протокол об итогах проверки. Согласно протокола количество заявленных подписей избирателей 26, количество проверенных подписей избирателей 24, количество подписей, признанных недействительными -24, количество подписей признанных достоверными - 0. 24 подписи избирателей (номер строки 1-12 подписного листа № 1, номер строки 1-5 подписного листа № 2, номер строки - 1-7 подписного листа № 3) признаны недействительными. В соответствии с п.3 ч. 11 статьи 29 Закона УР от xx.12.2009 N 70-РЗ недействительными считаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Законом сведений.

Как указывалось выше избиратель в подписном листе должен указать адрес места жительства. Под адресом места жительства в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от хх июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. 24 подписи избирателей, признанных недействительными, содержат не полные данные касательно адреса места жительства избирателей, а именно, отсутствует указание на наименование субъекта РФ, т.е. Удмуртская Республика, и населенного пункта, т.е. г. Камбарка. Удмуртская Республика - официальное наименование субъекта РФ и все населенные пункты на территории Камбарского района имеют свое наименование, в том числе и г. Камбарка.

В соответствии с частью 17 статьи 29 Закона УР от xx.12.2009 N 70-РЗ соответствующая избирательная комиссия обязана в течение 7 дней проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона и принять решение о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В соответствии пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от хх июня 2002 г. N 67-ФЗ, частью 21 статьи 29 Закона УР от xx.12.2009 N 70-РЗ основанием отказа в регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. 24 недействительных подписей составляет 100% недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (от 24 подписей). Учитывая, что 0 достоверных подписей не достаточно для регистрации Щ. в качестве кандидата в депутаты Камбарского районного Совета депутатов по С. округу №**, постановлением ТИК Камбарского района от xx.11.2011 года Щ. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Камбарского районного Совета депутатов по С. округу №** в связи с выявлением 10 и более процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

В дополнении к заявлению от xx.11.2011 года заявитель указывает на то, что неполное указание в ряде подписных листов в графе адрес места жительства, не указание субъекта или района не является основанием для признания подписи недействительными ссылаясь на определения Верховного суда РФ от 2003, 2006, 2007 года.

Определения Верховного суда РФ 2009 года напротив отмечается, что не указание в подписном листа в адресе места жительства избирателя наименования субъекта РФ, наименования города является нарушением закона и основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты (определения Верховного суда РФ от xx.02.2009 года № 83-Г09-6, от xx.02.2009 года№ 1-Г09-7).

Как уже отмечалось выше по результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана: 1)достоверной
либо 2) недостоверной или недействительной.

Понятие недостоверной и недействительной подписи содержится в части 10 и 11 статьи 29 Закона УР от xx.12.2009 N 70-РЗ. Соответственно, достоверная подпись - это подпись, которая не является недостоверной и недействительной. Поскольку 24 подписи признаны недействительными, то указанные подписи достоверными не являются.

Щ. обвиняет ТИК Камбарского района в ненадлежащем информировании его по избирательному законодательству. Прежде всего, сам кандидат заинтересован в изучении законодательства, регулирующего порядок проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального района. Не изучение избирательного законодательства либо его неправильное толкование Щ. привело к тому, что неправильно были оформлены документы (подписные листы), что явилось в последующем основанием отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты Камбарского районного Совета депутатов по С. округу №**. Члены ТИК Камбарского района информируют всех кандидатов по избирательному законодательству, никому не отказывают в разъяснении положений законодательства. От Щ. не поступали вопросы по заполнению подписного листа, в том числе графы подписного листа «адрес места жительства».

ТИК Камбарского района считает, что все действия совершаются в соответствии с действующим избирательным законодательством и отсутствуют основания для признания постановления ТИК Камбарского района от xx.11.2011 года «Об отказе в регистрации Щ. кандидатом в депутаты Камбарского районного Совета депутатов по С. округу №**» незаконным и соответственно для регистрации Щ. в качестве кандидата в депутаты.

Суд, выслушав заявителя и ее представителя, представителя заинтересованного лица, заключение помощника прокурора К., полагавшего, что требования Щ. не подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Постановлением Центральной избирательной комиссии УР (далее по тексту – ЦИК УР) от xx.12.2010 г. № 65.37-4 сформирована территориальная избирательная комиссия Камбарского района в количестве 10 человек. Постановлением ЦИК УР от xx.12.2010г. председателем ТИК Камбарского района назначена К. В дальнейшем на основании постановлений ЦИК УР от 21, 29 апреля и хх ноября 2011 г. изменялся её состав, председателем ТИК назначена с xx.11.2011 г. Б.

Решением Совета депутатов МО «Камбарский район» от xx.06.2011 г. № 383 утверждена представленная ТИК схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов МО «Камбарский район» пятого созыва.

Согласно приложению к указанному решению в числе избирательных округов значится С. округу №** (число избирателей - ХХХХ) и описана его территория.

Решением Совета депутатов МО «Камбарский район» от xx.09.2011 г. назначены выборы депутатов Камбарского районного Совета депутатов пятого созыва на хх декабря 2011 г.

Постановлением ТИК от xx.09.2011 г. № 1.1 создана Рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых в ТИК кандидатами при проведении выборов депутатов Камбарского районного Совета депутатов пятого созыва; утверждено Положение о Рабочей группе (Приложение № 1); руководителем группы назначен Д., его заместителем В. ; одобрен порядок приема и проверки документов, представляемых в ТИК кандидатами при проведении выборов депутатов Камбарского районного Совета депутатов пятого созыва (Приложение № 2).

Согласно Списку членов Рабочей группы ими являются: руководитель рабочей группы Д., заместитель руководителя рабочей группы В., члены - Б., П., Л.

Постановлением ТИК от xx.09.2011 г. № 1.4 установлено, что в представленных кандидатами подписных листах проверке подлежат подписи избирателей в количестве необходимом для регистрации кандидата - 2% от количества избирателей в избирательном округе.

хх октября 2011 г. Щ. подала заявление в ТИК о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Камбарского районного Совета депутатов пятого созыва по С. округу №**.

хх октября 2011 г. ею сдано в ТИК три подписных листа с 26 подписями избирателей, что подтверждается протоколом об итогах сбора подписей избирателей.

Согласно протоколу заседания ТИК от xx.11.2011 г. и постановлению ТИК от хх ноября 2011 года Щ. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Камбарского районного Совета депутатов по С. округу №** в связи с выявлением 10 и более процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Данные обстоятельства установлены судом из пояснений участников процесса, письменных доказательств и никем не оспариваются.

В удовлетворении заявления Щ. следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Щ. называет несколько оснований, по которым необходимо удовлетворить ее заявление:

- что при выдаче ей ТИК подписного листа, комиссия не довела до нее информацию, что при его заполнении строк в графе «место жительства» должно было быть указано наименование субъекта и населенного пункта - г. Камбарка;

- что в выданном ей для образца подписном листе отсутствовал текст подстрочника с указанием субъекта и населенного пункта, то есть подписной лист не соответствовал законодательству;

- что в постановлении ТИК от xx.11.2011 г. не указан номер закона и дата его принятия, хотя таких законов принято в Удмуртской Республике несколько;

- что в итоговом протоколе проверки подписных листов не указано о наличии подписей, признаных недостоверными, поэтому для ее регистрации достаточно достоверных подписей в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 29 Закона;

- что пункт 6 итогового протокола проверки подписных листов составлен с нарушением федерального и регионального законодательства, так как достоверными признаны все подписи.

Основанием для признания действий Территориальной избирательной комиссии Камбарского района по подготовке выборов незаконными заявитель указывает не доведение надлежащей информации по заполнению подписных листов в графе «Адрес, место жительства» указывать субъект РФ, город и т.д.

В удовлетворении данного требования следует отказать, так как действующее законодательство не предусматривает обязанности избирательных комиссий разъяснять кандидатам положения избирательного закона и выдавать образцы правильного оформления подписных листов.

Ссылки Щ. в обоснование своего первого требования на положения Федерального закона от xx.06.2002 г. № 67-ФЗ, Закона УР от xx.12.2006г. № 58-Р3 «О территориальных избирательных комиссиях в УР» и Закона УР от xx.12.09 г. № 70-Р3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в УР» суд считает несостоятельными, поскольку данные нормы обязывают комиссии информировать избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, обеспечивать правовое обучение избирателей, а не кандидатов в депутаты.

В судебном заседании установлено, что форма подписного листа была выдана Щ. комиссией исходя из приложения № 8 к Федеральному закону от xx.06.2002 N 67-ФЗ, в котором в графе «Адрес места жительства» не расшифровано, что под этим понимается.

Между тем, согласно ч. 8 ст. 37 Федерального закона от xx.06.2002 г. № 67-ФЗ (в редакции от xx.07.2011 N 263-ФЗ) форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

В приложении № 1 к Закону УР от xx.12.2009 г. № 70-Р3 имеется форма подписного листа при выдвижении кандидата путем самовыдвижения. В графе «Адрес места жительства» в скобках указано, что под этим понимается - наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры.

Таким образом, Щ. выдана форма, в которой отсутствуют сведения о том, что понимается под адресом места жительства избирателей.

Между тем, данное обстоятельство не может являться основанием для удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям.

Согласно ч. 9 ст. 28 Закона УР от xx.12.2009 г. № 70-Р3 избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта, а также адрес места жительства, указанный в паспорте.

В Законе УР от xx.12.2009 г. № 70-Р3 отсутствует понятие адреса места жительства.

Частью 2 статьи 2 Закона УР от xx.12.2009 г. № 70-Р3 предусмотрено, что основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от xx.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от хх июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.

Проанализировав положения вышеприведенных норм федерального и республиканского законодательства, разъяснения Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу о том, что наименование субъекта Российской Федерации и населенного пункта в избирательных документах является необходимым элементом адреса места жительства избирателя.

Таким образом, независимо от того, какую форму подписного листа использовала Щ. при сборе подписей и независимо от того, разъяснялось ей или нет как должна заполняться графа «Адрес места жительства», в ее подписных листах, которые она сдала в ТИК, в обязательном порядке должны были быть указаны субъект Российской Федерации (Удмуртская Республика) и населенный пункт (г. Камбарка) в силу прямого указания об этом закона. Препятствий к этому у заявителя не имелось.

Как ранее установлено судом, Щ. хх октября 2011 г. представила в избирательную комиссию 3 подписных листа, содержащих 26 подписей избирателей, собранных в ее поддержку и протокол об итогах проверки подписей избирателей.

В соответствии с ч. 17 ст. 29 Закона УР от xx.12.2009 г. № 70-Р3 соответствующая избирательная комиссия обязана в течение 7 дней проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Согласно ст. 37 Федерального закона от xx.06.2002 N 67-ФЗ и статьи 28 Закона УР от xx.12.2009 N 70-РЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике" в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.

Исходя из положений ч. 1 ст. 28 Закона УР от xx.12.2009 г. № 70-Р3, количества проживающих на территории С. округу №** избирателей (1183 человека), постановления ТИК от xx.09.2011 г. № 1.4 для регистрации кандидатом в депутаты по С. округу №** необходимо представить 24 подписи избирателей, то есть 2% от числа избирателей.

В соответствии с ч. 7 и 14 ст. 29 Закона УР от xx.12.2009 г. № 70-Р3 рабочей группой по приему и проверке избирательных документов от кандидатов в депутаты при ТИК были проверены с участием Щ. 24 подписи, собранные в ее поддержку, из 26 представленных подписей.

Из пояснений участников процесса и материалов дела следует, что членами рабочей группы были проверены подписные листы, составлены протокол об итогах проверки и ведомость проверки подписных листов.

В первом подписном листе было проверено 12 подписей: с 1 по 12 строки. Во втором подписном листе проверено 5 подписей: с 1 по 5 строки. В третьем подписном листе проверено 7 подписей: с 1 по 7 строки. Достоверной не признана ни одна подпись. Недействительными признаны все проверенные 24 подписи.

Изучив подписные листы, судом установлено, что подписные листы выглядят следующим образом: имеется таблица, состоящая из 6 граф, в которых указаны - № п/п; фамилия, имя, отчество; год рождения; адрес места жительства; серия и номер паспорта; дата внесения подписи; подпись.

Ниже имеются строки, которые заполнены избирателями.

Во всех подписных листах по проверяемым строкам избиратели в заполняемых ими строках в графе «Адрес места жительства» указали лишь наименование улиц, номера домов, в которых они проживают. Во всех трех подписных листах ниже машинописного текста «Адрес места жительства» рукописным текстом дописано «г. Камбарка», а далее идет первая строка, заполненная избирателем. Поскольку содержание «г.Камбарка» дописано в подстрочнике, а не в строке, которую должен заполнять избиратель, то нельзя отнести указание «г.Камбарка» к адресу избирателей указанным ниже подстрочника.

Согласно протоколу заседания ТИК от xx.11.2011 г. руководитель рабочей группы Д. рассказал членам ТИК о результатах работы рабочей группы по проверке подписных листов по поддержку кандидата в депутаты Щ. В подписных листах в графе «адрес места жительства» 24 избирателя, ставившие подпись в поддержку выдвижения кандидата не указали название Субъекта Российской Федерации, название города, в котором проживает избиратель, указано только название улицы и номер дома. Рабочей группой 24 проверенных подписи избирателей были признаны недействительными, так как подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» признаются недействительными. ТИК постановила: отказать Щ. в регистрации кандидатом в депутаты Камбарского районного Совета депутатов по С. округу №** в связи с выявлением 10 и более процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Согласно протоколу от xx.11.2011 г. об итогах проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты по С. округу №**Щ. количество заявленных подписей избирателей - 26 (пункт 1), количество представленных подписей - 26 (п. 2), количество проверенных подписей - 24 (п. 3), количество подписей, признанных недостоверными - нет (п. 4), количество подписей, признанных недействительными - 24 - по основанию: подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 5, подпункт 4); количество подписей, признанных достоверными - нет (п. 6).

Согласно ведомости проверки подписных листов от xx.11.2011 г. в поддержку выдвижения кандидата в депутаты по С. округу №**Щ. по первому подписному листу указано: количество подписей всего - 12, количество достоверных подписей - нет, количество недостоверных и (или) недействительных подписей - 12, номера строк 1-12; основания для признания подписей недостоверными и (или) недействительными - п. 5.4. По второму подписному листу указано: количество подписей всего - 5, количество достоверных подписей - нет, количество недостоверных и (или) недействительных подписей – 5, номера строк 1-5; основания для признания подписей недостоверными и (или) недействительными - п. 5.4. По третьему подписному листу указано: количество подписей всего - 7, количество достоверных подписей - нет, количество недостоверных и (или) недействительных подписей – 7, номера строк 1-7; основания для признания подписей недостоверными и (или) недействительными - п. 5.4. Итого: количество подписей всего - 24, количество достоверных подписей - нет, количество недостоверных и (или) недействительных подписей - 24.

В ведомости проверки подписных листов соответственно указан номер подписного листа, количество подписей на этом подписном листе, количество достоверных подписей, количество недостоверных и недействительных подписей, номера строк и основания для признания подписей недостоверными или недействительными со ссылкой на итоговый протокол. Исходя из этих двух документов видно, что из 24 проверенных подписей 24 подписи признаны недействительными.

Довод заявителя, что ведомость проверки подписных листов от xx.11.2011г. не соответствует законодательству пункту 15 статьи 29 Закона УР от xx.12.2009г. № 70-РЗ в графе «основания» порядковый номер из протокола указывается только для списка, для самовыдвиженцев обязаны указать (предоставить официальный документ) необоснован.

В соответствии с пунктом 15 статьи 29 Закона УР от xx.12.2009г. № 70-РЗ кандидат вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.

В рассматриваемом случае, поскольку в подписных листах не указан адрес места жительства избирателей, то никаких официальных документов не требовалось.

Наличие официальных документов требуется лишь в случае указанном в п. 2 ч. 11 ст. 29 Закона УР от xx.12.2009 года, когда подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 6 настоящей статьи.

Основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными в ведомости указаны со ссылкой на пункты протокола об итогах проверки подписных листов, что нарушение не является.

Каких-либо нарушений при составлении членами рабочей группы протокола об итогах проверки и ведомости проверки подписных листов судом не установлено. Требования ч. 15 ст. 29 Закона УР от xx.12.2009 г. № 70-Р3 комиссией соблюдены.

Постановлением ТИК xx.11.2011 г. Щ. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Камбарского районного Совета депутатов по С. округу №** в связи с выявлением 10 и более процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Согласно п. 7 ч. 21 ст. 29 Закона УР от xx.12.2009 г. № 70-Р3 основанием отказа в регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу может быть недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Аналогичное положение закреплено в п. «д» ч. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с п.3 ч. 11 статьи 29 Закона УР от xx.12.2009 N 70-РЗ недействительными считаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Законом сведений.

Как установлено судом выше, избиратель в подписном листе должен указать адрес места жительства, а именно наименование субъекта РФ, т.е. Удмуртская Республика, и населенного пункта, т.е. г. Камбарка.

Вследствие не указания в подписных листах субъекта Российской Федерации (Удмуртская Республика) и населенного пункта (г. Камбарка) ТИК признала недействительными 24 подписи или 100 % от подписей избирателей, отобранных для проверки, что превышает минимальный десяти процентный барьер и является основанием к отказу в регистрации по п. 7 ч. 21 ст. 29 Закона УР от xx.12.2009 г. № 70-Р3.

Поскольку Щ. не представлено в ТИК действительных (достоверных) подписей, необходимых для регистрации, то решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом является обоснованным, поэтому оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Из материалов дела видно, что избирательной комиссией не было допущено нарушений, которые бы повлияли на существо принятого ею решения.

Щ. в обоснование своих требований также ссылается на норму, содержащуюся в п. 7 ч. 21 ст. 29 Закона УР от xx.12.2009 г.: выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Заявитель утверждает, что ей требовалось представить менее 200 подписей, комиссией недостоверных подписей не обнаружено, о чем указано в протоколе об итогах проверки, поэтому не имелось оснований для отказа в регистрации кандидата.

Данный довод основан на неправильном толковании заявителем норм избирательного права, поскольку недействительные подписи избирателей не могут быть признаны достоверными.

Установленное пунктом 7 части 21 статьи 29 Закона УР от xx.12.2009 г. № 70-Р3 правило для регистрации кандидатов на основании менее двухсот представленных в избирательную комиссию подписей избирателей подразумевает возможность использования в качестве достоверных только тех подписей избирателей, которые не признавались избирательной комиссией недостоверными и недействительными. Соответственно 24 недействительные подписи не могут быть отнесены к достоверным. Достоверных подписей Щ. в ТИК не представила.

Довод заявителя, что в постановлении ТИК от xx.11.2011 г. не указан номер закона и дата его принятия, хотя таких законов принято в Удмуртской Республике несколько, не является основанием для удовлетворения ее требований, так как в судебном заседании установлено, что таковым законом является Закон УР от xx.12.2009 г. № 70-Р3, на основании положений которого Щ. было отказано в регистрации.

Поскольку оспариваемое решение и действия ТИК являются законными, то в силу ч.2 ст.261 ГПК РФ в удовлетворении заявления Щ. следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Щ. о признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии Камбарского района Удмуртской Республики по подготовке выборов в связи с не доведением надлежащей информации по заполнению подписных листов в графе «Адрес, место жительства» указывать субъект РФ, город и т.д.; о признании постановления от хх ноября 2011 года «Об отказе в регистрации Щ. кандидатом в депутаты Камбарского районного Совета депутатов по С. округу №**» незаконным и понуждении Территориальную избирательную комиссию Камбарского района Удмуртской Республики зарегистрировать заявителя кандидатом в депутаты Камбарского районного Совета депутатов по С. округу №** - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Камбарский районный суд УР в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен хх ноября 2011 года.

Судья: Нургалиев Э.В.