Дело № 2-444/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе: Председательствующего судьи Ефимова С.Л., При секретаре Дьячковой Т.Г., С участием помощника прокурора Климко А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заявителя об оспаривании действий ТИК. Установил: Заявитель обратился в суд с заявлением и просил признать действия ТИК по подготовке выборов незаконными, признать постановление от 02 ноября 2011 года «Об отказе в регистрации заявителя кандидатом в депутаты незаконным» и обязать ТИК зарегистрировать заявителя кандидатом в депутаты. Требования мотивированы тем, что им 26.10.2011 г. было подано ТИК письменное уведомление о выдвижении кандидатом в депутаты заявление о согласии баллотироваться по этому округу, а также сведения о размере и об источниках доходов. Все бланки для оформления ему выдали у ТИК. После сдачи указанных сведений выдали разрешение на открытие счета в Сбербанке и предупредили, что после открытия счета он должен принести подтверждающий документ Сбербанка на открытый счет и что только после этого ему выдадут подписной лист для сбора подписей избирателей, на основании которого должен будет изготовить необходимое количество бланков подписных листов для сбора подписей и протокол. При выдаче подписного листа его проинформировали, что исправления при заполнении подписных листов не допускаются, что если что-то неправильно заполнено, при исправлении делать соответствующие отметки, особенно подчеркнули, что дата внесения подписи и сама подпись делаются избирателем собственноручно. Другой какой-либо дополнительной информации, в том числе об указании в строках «адрес места жительства» название региона, района, города не давалось. Нет таких требований в тексте подстрочников подписного листа. Предупредили обо всем, только не про место жительства. Специально ?! Собрав необходимое количество подписей избирателей, он 29.10.2011 г. сдал подписные листы вместе с протоколом ТИК. При приемке подписных листов и протокола его также не проинформировали, что в строке «адрес места жительства» не указаны наименование региона, района, населенного пункта (города). 01.11.2011 г. его пригласили на комиссию, где объявили, что подписи избирателей являются недействительными, так как неправильно заполнена графа «адрес места жительства», в строках не указаны название региона, района, города и отказывают в регистрации кандидатом в депутаты хотя он предупреждал комиссию и отмечал, что в этой графе не указаны такие требования: отсутствует текст подстрочника с такими требованиями и что в самой графе «адрес места жительства» указано наименование города, что при выдаче образца подписного листа и информации по его заполнению такая информация ему не предоставлялась, не доводилась. Такой же образец расположен на стенде ответчика. Его объяснения во внимание не принимают и вручают протокол об итогах проверки подписных листов … без № от 01.11.2011 г. Полагает, что ответчиком сделано это умышленно, специально, чтобы его кандидатура не была зарегистрирована кандидатом в депутаты по. 2 ноября 2011 года принимается постановление ответчика «Об отказе в регистрации…». Такими действиями нарушены его конституционные права, предусмотренные ст.ст. 3, 17, 29, 32, а именно: 1. выдача образца подписного листа, несоответствующего законодательству (недостоверная информация); 2. неполучение достоверной (не доведения) информации к требованиям по заполнению подписных листов, в частности графы «адрес места жительства»; 3. быть избранным в органы местного самоуправления - в Совет депутатов - отказ в регистрации кандидатом в депутаты; 4. на его заявление ответчик с просьбой предоставить положение о процедуре проверки и т.д. копий подписных листов. Заявителем в судебном заседании представлены дополнения к заявлению, согласно которым в соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…», комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав, осуществляют подготовку и проведение выборов. Часть 6 - комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий связанных с подготовкой референдума. В соответствии с ч. 9 ст. 26 этого же закона территориальная комиссия осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав, обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и поведением выборов, и правовым обучением избирателей. В соответствии с ч. 2 ст. 30 этого же закона решения комиссией, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов публикуются в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях, либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации. В соответствии с частью 2 статьи (статья заявителем не указана) закона УР от 13.12.2006г. № 58-Р3 «О территориальных избирательных комиссиях в УР» комиссии в своей деятельности руководствуются конституцией РФ и др. Согласно части 1 статьи 4 деятельность ТИК при подготовке и проведении выборов осуществляется открыто и гласно, согласно части 7 статьи 7 Ответчик обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий. Согласно пункту 1 стать 8 ответчик осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав; пункт 3 - обеспечивает реализацию мероприятий связанных с подготовкой и проведением выборов, правовым обучением избирателей. Все вышеназванное в законе УР от 22.12.09г. № 70-Р3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в УР», в частности в пункте 1 части 2 статьи 16, ТИК осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав; в пункте 3 - обеспечивает реализацию мероприятий связанных…, правовым обучением избирателей, в пункте 12 - осуществляет контроль за соблюдением правил информирования избирателей. Статья 15 Конституции РФ - законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются (это же пункт 3 ст. 7.1 Конституции УР). Статья 24 Конституции РФ - органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Согласно определению Верховного суда РФ от 28 ноября 2003г. (дело №25-ГОЗ-9) неполное указание в ряде подписанных листов в графе «Адрес места жительства», не указание субъекта РФ либо района не является основанием для признания подписей недействительными, так как указанный в подписном листе адрес соответствует данным, указанным в паспорте, что позволяет проверять достоверность проживания избирателя, поставившего подпись в подписном листе, и не противоречит требованиям закона. Отсутствие наименования города следует рассматривать как сокращение, не препятствующему однозначному восприятию данных об указанных лицах (определение от 25.12.2003г., дело№84-ГО6-7ВСРФ), тем более, что в самом названии графа «Адрес место жительства» указано название города. Определением от 25 сентября 2006г. (дело №84-ГО6-7) ВС РФ также указал, что отсутствие в подписных листах наименование субъекта РФ в адресе места жительства избирателей и сборщиков подписей не препятствует однозначному восприятию указанных сведений и исключает иное толкование данных об адресе места жительства названных лиц. Так же определения ВС РФ от 9 марта 2007г. (дело№19-ГО7-8); от 16 ноября 2007г. (дело№73-ГО7-12), определение от 10 марта 2006г. (дело№52-ГО6-1). Необходимо отметить, что ранее в подписном листе к закону УР (приложение № 1) четко указывалось в графе «Адрес места жительства» (наименование субъекта Российской Федерации, района города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), но затем указание этих данных из подписного листа исключили. Пунктом 9 ст. 28 Закона УР не предусматривается в графе «Адрес места жительства» требований по указанию наименования субъекта РФ, района, города иного населенного пункта, поэтому подписные листы без указания каких либо сведений, не требуемых законодательством, не могут признаны недействительными. При выдаче образца подписного листа, для изготовления и сбора подписей не давалось указания (не обращали внимания) по заполнению строк в графе «Адрес места жительства» наименование субъекта, района, города и т.д., как избиратели посчитали, что достаточно названия улицы, дома, квартиры, если дом многоквартирный. В постановлении от 2 ноября 2011г. ТИК делает ссылку на пункт 7 части 21 статьи 29 Закона УР «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в УР», при этом не указывает номер закона и дату его принятия. Таких законов Удмуртия за последний год напринимала столько, что избиратели, кандидаты толком не знают к которому закону обратиться, так в одном из последних редакций в части в статьи 28 «Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов» установлен порядок, что при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутому по одномандатному избирательному округу, в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, место работы, занимаемая должность кандидата, место жительства, а не адрес места жительства, как указано в выданном образце подписного листа. В пункте 7 части 21 статьи 29, на который делает ссылку ТИК также установлено что «Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется предоставить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Для его регистрации требовалось менее 200 подписей. Согласно протоколу об итогах проверки подписных листов от 01.11.2011г. количество подписей, признанных недостоверными - нет, следовательно, для его регистрации достоверных подписей достаточно. Далее: подпись признается недействительной только по основаниям указанным в пункте 6 ст.37 ФЗ№67-Ф3. Других оснований (причин) федеральное законодательство не предусматривает. Протокол итоговый составлен с нарушениями федерального и регионального законодательства в части пункта 6, достоверными признанны все подписи, а не 9 как указано в протоколе. В судебном заседании ТИК поддержал заявление по основаниям и доводам, указанным в заявлении и дополнениям к нему. Дополнительно пояснил, что ему дали подписные листы и объяснили, что писать избиратель должен своей рукой. Он подписал вверху адрес места жительства. Подпункта в подписных листах не было. Это когда уже распечатали подписные листы по Закону «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов», там были подстрочники, что должны быть указаны и город, и район, а ему какие бланки дали, такие он и заполнил. Они с супругой приходили, отдавали подписные листы избирателям, которые заходили домой и писали. Когда собрали подписи и 29 октября 2011г. сдали подписные листы ответчику, у них приняли их, посмотрели и сказали, что всё нормально. А 2 ноября 2011г. вызвали на заседание к ответчику и сказали, что подписные листы оформлены не так, как надо. Огласили постановление. Сказали: «Нам не понятно, в каком вы городе собирали». Он ответил, что собирал подписи, потому округу где баллотировался, там и проходил по улицам. В заголовке написано, что он собирал подписи по городу. Кто собирал в районе, они так и указывали населённый пункт. В подписных листах было всего 3 строчки для фамилий избирателей, на другой стороне ничего не было. Им объяснили, что они могут скопировать и расширить сами, дали образец, который сами расширили и сами редактировали. У ответчика даже на доске информации висит образец такого же подписного листа, как у них. Основанием для признания действий ответчика по подготовке выборов незаконными является выдача образца подписного листа, не соответствующего законодательству. В судебном заседании представитель заявителя – Щ. поддержал заявление по основаниям и доводам, указанным в заявлении и дополнениям к нему. Дополнительно пояснил, что основанием для признания действий ТИК по подготовке выборов незаконными является то, что в соответствии с Федеральным и Удмуртским законодательством информация должна быть доведена до всех избирателей и кандидатов в депутаты в полном объёме, в том числе и по оформлению подписных листов. Подписные листы были выданы без подстрочников. Где подстрочники были, там указан адрес места жительства, наименование субъекта Российской Федерации, города, населённого пункта. В выданных заявителю бланках таких подстрочников нет, тогда должны были проинформировать или вывесить надлежащий образец в соответствии с Удмуртским законодательством. Хотя в выданном постановлении ТИК ссылается на Закон Удмуртской Республики, но не указывает, какой. Вызывает сомнение, есть ли вообще такой закон сейчас. То есть до кандидатов и избирателей не доведена информация в полном объёме в соответствии с законодательством. Если посмотреть протокол об итогах проверки подписных листов, написано количество проверенных подписей избирателей «20». В графе «Количество подписей, признанных недостоверными», написано «Нет». Однако в пункте 6 протокола «Количество подписей, признанных достоверными», пишут только «11». Куда-то исчезли 9 достоверных подписей. Такую же и ведомость сейчас предоставили. Из количества проверенных подписей достоверных только 11, недействительных 9. А достоверных, судя по протоколу, 20. То есть в протоколе и ведомости разница. Значит, протокол составлен с нарушениями законодательства, как и ведомость. В постановлении они называют только часть той статьи Закона, на которую ссылаются, по каким основаниям могут отказать в регистрации, а во второй части этой статьи указано, что если подписи, необходимые для регистрации, являются достоверными, то недействительные не берутся во внимание. Это указано в ст.38 ч.4 п. «д» Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан». Т.е. выявление 10 и более процентов недостоверных или недействительных подписей, в том числе и количество подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. В протоколе указано, что недостоверных подписей нет. Представитель ТИК, действующая на основании доверенности, с заявлением заявителя не согласилась по основаниям и доводам, указанным в письменном возражении, согласно которому решением Совета депутатов от 09.09.2011 года назначены выборы депутатов пятого созыва на 04 декабря 2011 года. Согласно ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 28 Закона УР от 22.12.2009 N 70-РЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике" в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей. Число избирателей по избирательному округу составляет 988 человек согласно утвержденной схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов пятого созыва (решение Совета депутатов от 30.06.2011 года). 2% от числа избирателей по избирательному округу - 20 подписей избирателей. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участие членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей не допускается. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7 и 8 к Федеральному закону (ч.8 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). В приложении № 8 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ содержится форма подписного листа при самовыдвижении или выдвижения от избирательного объединения кандидата в депутаты. Как образец указанная форма подписного листа была выдана заявителю у ТИК. Заявителем в ТИК были представлены подписные листы, соответствующие приложению № 8 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ. У ответчика отсутствуют претензии к форме подписных листов, представленных истцом, имеются замечания по заполнению подписных листов. Правила оформления подписного листа содержатся в ч. 11, 12, 14 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и ч.9, 10,11 статьи 28 Закона УР от 22.12.2009 N 70-РЗ. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Подпись и дату ее внесения избиратель ставят собственноручно. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. После окончания сбора подписей избирателей в поддержку кандидата подсчитывают количество собранных подписей избирателей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей, который подписывается самим кандидатом. Заявитель представил в ТИК подписные листы (количество 2) и протокол об итогах сбора подписей. В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, ч. 6 ст. 29 Закона УР от 22.12.2009 N 70-РЗ постановлением ТИК от 22.09.2011 года № 1.1 для проведения проверки подписных листов была создана рабочая группа из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Рабочая группа осуществляла проверку подписных листов 01.11.2011 г. При проведении рабочей группой проверки подписных листов присутствовал заявитель. В соответствии с постановлением ТИК от 22.09.2011 г. проверке подлежат подписи избирателей в количестве, необходимом для регистрации кандидата - 2% от количества избирателей в избирательном округе. Согласно п. 6.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, ч. 9 ст. 29 Закона УР от 22.12.2009 N 70-РЗ по результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной. В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, частью 15 статьи 29 Закона УР от 22.12.2009 N 70-РЗ по результатам проверки подписных листов составлен протокол об итогах проверки. Согласно протоколу количество заявленных подписей избирателей 22, количество проверенных подписей избирателей 20, количество подписей, признанных недействительными - 9, количество подписей признанных достоверными - 11. 9 подписей избирателей (номер строки 2-6, 9-12 подписного листа № 1) признаны недействительными. В соответствии с п.3 ч. 11 статьи 29 Закона УР от 22.12.2009 N 70-РЗ недействительными считаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Законом сведений. Как указывалось выше избиратель в подписном листе должен указать адрес места жительства. Под адресом места жительства в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. 9 подписей избирателей, признанных недействительными, содержат не полные данные касательно адреса места жительства избирателей, а именно, отсутствует указание на наименование субъекта РФ, и населенного пункта - официальное наименование субъекта РФ и все населенные пункты на территории имеют свое наименование. В соответствии с частью 17 статьи 29 Закона УР от 22.12.2009 N 70-РЗ соответствующая избирательная комиссия обязана в течение 7 дней проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона и принять решение о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В соответствии с пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, частью 21 статьи 29 Закона УР от 22.12.2009 N 70-РЗ основанием отказа в регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. 9 недействительных подписей составляет 45% недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (от 20 подписей). Учитывая, что 11 достоверных подписей не достаточно для регистрации истца в качестве кандидата в депутаты постановлением ответчика от 02.11.2011 года истцу. отказано в регистрации кандидатом в депутаты в связи с выявлением 10 и более процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки. В дополнении к заявлению от 09.11.2011 года заявитель указывает на то, что неполное указание в ряде подписных листов в графе адрес места жительства, не указание субъекта или района не является основанием для признания подписи недействительными, ссылаясь на определения Верховного суда РФ от 2003, 2006, 2007 года. В определениях Верховного суда РФ 2009 года напротив отмечается, что не указание в подписном листе в адресе места жительства избирателя наименования субъекта РФ, наименования города является нарушением закона и основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты (определения Верховного суда РФ от 19.02.2009 года № 83-Г09-6, от 11.02.2009 года № 1-Г09-7). Как уже отмечалось выше по результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана: 1) достоверной; 2) недостоверной или недействительной. Понятие недостоверной и недействительной подписи содержится в части 10 и 11 статьи 29 Закона УР от 22.12.2009 N 70-РЗ. Соответственно, достоверная подпись - это подпись, которая не является недостоверной и недействительной. Поскольку 9 подписей признано недействительными, то указанные подписи достоверными не являются. Оставшиеся 11 подписей избирателей признанных достоверными, недостаточно для регистрации. Количество подписей необходимое для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу - 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. Заявитель обвиняет ТИК в ненадлежащем информировании его по избирательному законодательству. Прежде всего, сам кандидат заинтересован в изучении законодательства, регулирующего порядок проведения выборов депутатов. Не изучение избирательного законодательства либо его неправильное толкование истцом привело к тому, что неправильно были оформлены документы (подписные листы), что явилось в последующем основанием отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты. ТИК информирует всех кандидатов по избирательному законодательству, никому не отказывают в разъяснении положений законодательства. От заявителя не поступали вопросы по заполнению подписного листа, в том числе графы подписного листа «адрес места жительства». ТИК считает, что все действия совершаются в соответствии с действующим избирательным законодательством и отсутствуют основания для признания постановления ответчика от 02.11.2011 года. «Об отказе в регистрации истцу кандидатом в депутаты незаконным и соответственно для регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты. Свидетель Щ., ранее допрошенная в судебном заседании, показала, что они с заявителем хотели баллотироваться в качестве кандидатов в депутаты по разным избирательным участкам, 26 октября 2011г. ими были поданы в ТИК все данные, заявления, и т.д. Каждый раз уточнялось, что каждый следующий этап действий им будет разъясняться. То есть они делали всё так, как диктовал ТИК. Первая стадия - это когда открыли счёт для избирательной кампании, и им был выдан бланк подписного листа. Каких-либо указаний по его оформлению не было. Было только указание, чтобы избиратели писали всё сами, своей рукой. Не было вообще никакой уточняющей информации, как именно должен быть указан адрес. Подписи собирали сами. Для людей, которые подписывали эти подписные листы, информация, что они живут в городе, очевидна. Избирательный округ был только в одном населённом пункте и люди, которые подписывали подписные листы, писали всё собственноручно. Если бы они сразу знали, как нужно заполнять подписные листы, всё было бы дописано. А избиратели, которые проживают в городе, посчитали, что достаточно только указать улицу, дом и паспортные данные. Когда пришли сдавать подписные листы ответчику, им могли бы указать, какие у них претензии к подписным листам, они могли бы дописать, т.к. ещё было время. Позже, когда они сказали об этом, им заявили, что вообще не обязаны ничего объяснять. Суд, выслушав заявителя и его представителя, представителя заинтересованного лица, помощника прокурора Климко А.Л., полагавшего, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства. Постановлением Центральной избирательной комиссии УР (далее по тексту - ЦИК) от 08.12.2010 г. № 65.37-4 сформирована территориальная избирательная комиссия в количестве 10 человек. В дальнейшем на основании постановлений ЦИК УР от 21, 29 апреля и 09 ноября 2011 г. изменялся её состав, председателем ответчика с 09.11.2011 г. Б. Решением Совета депутатов от 30.06.2011 г. утверждена представленная ТИК схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов пятого созыва. Согласно приложению к указанному решению в числе избирательных округов значится избирательный округ (число избирателей - 988) и описана его территория. Решением Совета депутатов от 09.09.2011 г. назначены выборы депутатов пятого созыва на 04 декабря 2011 г. Постановлением ТИК от 22.09.2011 г. создана Рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых ТИК кандидатами при проведении выборов депутатов пятого созыва; утверждено Положение о Рабочей группе (Приложение № 1); одобрен порядок приема и проверки документов, представляемых ТИК кандидатами при проведении выборов депутатов пятого созыва (Приложение № 2). Согласно Списку членов Рабочей группы ими являются. Постановлением ТИК от 22.09.2011 г. установлено, что в представленных кандидатами подписных листах проверке подлежат подписи избирателей в количестве необходимом для регистрации кандидата - 2% от количества избирателей в избирательном округе. 25 октября 2011 г. заявитель подал заявление в ТИК о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты. 28 октября 2011 г. им сдано в ТИК два подписных листа с 22 подписями избирателей, что подтверждается протоколом об итогах сбора подписей избирателей. Согласно протоколу заседания ТИК от 02.11.2011 г. и постановлению ТИК от 02 ноября 2011 года заявителю отказано в регистрации кандидатом в депутаты в связи с выявлением 10 и более процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Данные обстоятельства установлены судом из пояснений участников процесса, письменных доказательств и никем не оспариваются. В удовлетворении заявления заявителя следует отказать по следующим основаниям. Заявитель называет несколько оснований, по которым необходимо удовлетворить его заявление: - что при выдаче ему ТИК подписного листа, комиссия не довела до него информацию, что при его заполнении строк в графе «место жительства» должно было быть указано наименование субъекта и населенного пункта; - что в выданном ему для образца подписном листе отсутствовал текст подстрочника с указанием субъекта и населенного пункта, то есть подписной лист не соответствовал законодательству; - что в постановлении ТИК от 02.11.2011 г. не указан номер закона и дата его принятия, хотя таких законов принято в Удмуртской Республике несколько; - что в итоговом протоколе проверки подписных листов не указано о наличии подписей, признаных недостоверными, поэтому для его регистрации достаточно достоверных подписей в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 29 Закона; - что пункт 6 итогового протокола проверки подписных листов составлен с нарушением федерального и регионального законодательства, так как достоверными признаны все подписи, а не 9. Основанием для признания действий ТИК по подготовке выборов незаконными заявитель и его представитель называют выдачу образца подписного листа, не соответствующего законодательству, и не доведение до всех избирателей и кандидатов в депутаты информации по оформлению подписных листов. В удовлетворении данного требования следует отказать, так как действующее законодательство не предусматривает обязанности избирательных комиссий разъяснять кандидатам положения избирательного закона и выдавать образцы правильного оформления подписных листов. Ссылки заявителя в обоснование своего первого требования на положения Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона УР от 13.12.2006г. № 58-Р3 «О территориальных избирательных комиссиях в УР» и Закона УР от 22.12.2009 г. № 70-Р3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в УР» суд считает несостоятельными, поскольку данные нормы обязывают комиссии информировать о сроках и порядке осуществления избирательных действий и обеспечивать правовое обучение избирателей, а не кандидатов в депутаты. В судебном заседании установлено, что форма подписного листа была выдана заявителю комиссией исходя из приложения № 8 к Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ, в котором в графе «Адрес места жительства» не расшифровано, что под этим понимается. Между тем, согласно ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в редакции от 25.07.2011 N 263-ФЗ) форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. В приложении № 1 к Закону УР от 22.12.2009 г. № 70-Р3 имеется форма подписного листа при выдвижении кандидата путем самовыдвижения. В графе «Адрес места жительства» в скобках указано, что под этим понимается - наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры. Таким образом, заявителю была выдана форма, в которой отсутствовали сведения о том, что понимается под адресом места жительства избирателей. Между тем, данное обстоятельство не может являться основанием для удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям. Согласно ч. 9 ст. 28 Закона УР от 22.12.2009 г. № 70-Р3 избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта, а также адрес места жительства, указанный в паспорте. В Законе УР от 22.12.2009 г. № 70-Р3 отсутствует понятие адреса места жительства. Частью 2 статьи 2 Закона УР от 22.12.2009 г. № 70-Р3 предусмотрено, что основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории. Проанализировав положения вышеприведенных норм федерального и республиканского законодательства, разъяснения Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу о том, что наименование субъекта Российской Федерации и населенного пункта в избирательных документах является необходимым элементом адреса места жительства избирателя. Таким образом, независимо от того, какую форму подписного листа использовал заявитель при сборе подписей и независимо от того, разъяснялось ему или нет как должна заполняться графа «Адрес места жительства», в его подписных листах, которые он сдал заявителю, в обязательном порядке должны были быть указаны субъект Российской Федерации (Удмуртская Республика) и населенный пункт в силу прямого указания об этом закона. Препятствий к этому у заявителя не имелось. Как ранее установлено судом заявитель 28 октября 2011 г. представил в избирательную комиссию 2 подписных листа, содержащих 22 подписи избирателей, собранных в его поддержку и протокол об итогах проверки подписей избирателей. В соответствии с ч. 17 ст. 29 Закона УР от 22.12.2009 г. № 70-Р3 соответствующая избирательная комиссия обязана в течение 7 дней проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Согласно ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и ст. 28 Закона УР от 22.12.2009 N 70-РЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике" в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей. Исходя из положений ч. 1 ст. 28 Закона УР от 22.12.2009 г. № 70-Р3, количества проживающих на территории Д избирательного округа избирателей (988 человек), постановления ТИК от 22.09.2011 г. для регистрации кандидатом в депутаты необходимо представить 20 подписей избирателей, то есть 2% от числа избирателей. В соответствии с ч. 7 и 14 ст. 29 Закона УР от 22.12.2009 г. № 70-Р3 рабочей группой по приему и проверке избирательных документов от кандидатов в депутаты ответчиком были проверены с участием истца. 20 подписей, собранных в его поддержку, из 22 представленных подписей. Из пояснений участников процесса и материалов дела следует, что членами рабочей группы были проверены подписные листы, составлены протокол об итогах проверки и ведомость проверки подписных листов. В первом подписном листе было проверено 10 подписей: с 1 по 6 и с 9 по 12 строки. Строки 7-8 не проверялись. Действительной признана одна подпись в строке 1 - избиратель К., и недействительными признаны 9 подписей - строки со 2 по 6, и с 9 по 12. Во втором подписном листе все подписи признаны действительными. Изучив подписные листы, суд установил, что подписные листы выглядят следующим образом: имеется таблица, состоящая из 6 граф, в которых указаны - № п/п; фамилия, имя, отчество; год рождения; адрес места жительства; серия и номер паспорта; дата внесения подписи; подпись. Ниже имеются строки, которые заполнены избирателями, с указанием сведений, указанных выше. В первом подписном листе избиратели в заполненных ими строках в графе «Адрес места жительства» указали лишь наименование улиц, номера домов и квартир, в которых они проживают. Во втором подписном листе избирателями указан также населенный пункт. В первом подписном листе ниже машинописного текста «Адрес места жительства» рукописным текстом дописано а еще ниже идет первая строка, заполненная избирателем К. Из пояснений представителя ТИК Л. следует, что первая подпись была признана действительной, так как комиссия отнесла указание «город» к этой подписи, поскольку каждая подпись должна содержать указание адреса места жительства, они посчитали, что указание сверху «город» просто не вместилось в строку, и посчитали, что указание есть, поэтому признали её действительной. Во втором подписном листе все подписи признали действительными, так как была спорная практика, поэтому брали за основу, есть ли указание «город», или нет. Хотя указание субъекта РФ тоже должно быть. В данном случае истолковали в пользу заявителя, поскольку если есть указание «город», это указание приняли. Согласно протоколу заседания ТИК от 02.11.2011 г. Д. рассказал ТИК о результатах рабочей группы по проверке подписных листов в поддержку кандидата в депутаты заявителя. В подписных листах в графе «адрес места жительства» девять избирателей, ставившие подпись в поддержку выдвижения кандидата не указали название города, в котором проживает избиратель, указано только название улицы и номер дома. Рабочей группой 9 проверенных подписей избирателей были признаны недействительными, так как подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» признаются недействительными. ТИК постановил: отказать заявителю в регистрации кандидатом в депутаты в связи с выявлением 10 и более процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Согласно протоколу от 01.11.2011 г. об итогах проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты заявителю количество заявленных подписей - 22 (пункт 1), количество представленных подписей - 22 (п. 2), количество проверенных подписей - 20 (п. 3), количество подписей, признанных недостоверными - нет (п. 4), количество подписей, признанных недействительными - 9 - по основанию: подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 5, подпункт 4); количество подписей, признанных достоверными - 11 (п. 6). Согласно ведомости проверки подписных листов от 01.11.2011 г. в поддержку выдвижения кандидата в депутаты заявителя по первому подписному листу указано: количество подписей всего - 10, количество достоверных подписей - 1, количество недостоверных и (или) недействительных подписей - 9, номера строк 2-6, 9-12; основания для признания подписей недостоверными и (или) недействительными - п. 5.4. По второму подписному листу указано: количество подписей всего - 10, количество достоверных подписей - 10, количество недостоверных и (или) недействительных подписей - нет. Итого: количество подписей всего - 20, количество достоверных подписей - 11, количество недостоверных и (или) недействительных подписей - 9. В ведомости проверки подписных листов соответственно указан номер подписного листа, количество подписей на этом подписном листе, количество достоверных подписей, количество недостоверных и недействительных подписей, номера строк и основания для признания подписей недостоверными или недействительными со ссылкой на итоговый протокол. Исходя из этих двух документов видно, что из 20 проверенных подписей 9 подписей признаны недействительными. Каких-либо нарушений при составлении членами рабочей группы протокола об итогах проверки и ведомости проверки подписных листов судом не установлено. Требования ч. 15 ст. 29 Закона УР от 22.12.2009 г. № 70-Р3 комиссией соблюдены. Постановлением ответчика 02.11.2011 г. заявителю отказано в регистрации кандидата в депутаты в связи с выявлением 10 и более процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Согласно п. 7 ч. 21 ст. 29 Закона УР от 22.12.2009 г. № 70-Р3 основанием отказа в регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу может быть недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Аналогичное положение закреплено в п. «д» ч. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с п.3 ч. 11 статьи 29 Закона УР от 22.12.2009 N 70-РЗ недействительными считаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Законом сведений. Как установлено судом выше, избиратель в подписном листе должен указать адрес места жительства, а именно наименование субъекта РФ. Вследствие не указания в подписных листах населенного пункта ТИК признало недействительными 9 подписей или 45% от подписей избирателей, отобранных для проверки, что превышает минимальный десяти процентный барьер на 35% и является основанием к отказу в регистрации по п. 7 ч. 21 ст. 29 Закона УР от 22.12.2009 г. № 70-Р3. Поскольку заявителем представлено ТИК 11 действительных (достоверных) подписей, что на 9 подписей меньше необходимого количества для регистрации, то решение ТИК об отказе в регистрации кандидатом является обоснованным, поэтому оснований для удовлетворения заявления не имеется. Из материалов дела видно, что ТИК не было допущено нарушений, которые бы повлияли на существо принятого решения. Заявитель в обоснование своих требований также ссылается на норму, содержащуюся в п. 7 ч. 21 ст. 29 Закона УР от 22.12.2009 г.: выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Заявитель утверждает, что ему требовалось представить менее 200 подписей, комиссией недостоверных подписей не обнаружено, о чем указано в протоколе об итогах проверки, поэтому не имелось оснований для отказа в регистрации кандидата. Данный довод основан на неправильном понимании заявителем норм избирательного права, поскольку недействительные подписи избирателей не могут быть признаны достоверными. Установленное пунктом 7 части 21 статьи 29 Закона УР от 22.12.2009 г. № 70-Р3 правило для регистрации кандидатов на основании менее двухсот представленных в избирательную комиссию подписей избирателей подразумевает возможность использования в качестве достоверных только тех подписей избирателей, которые не признавались избирательной комиссией недостоверными и недействительными. Соответственно имеющихся 11-ти достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата, так как для регистрации требуется 20 подобных подписей. Довод заявителя, что в постановлении ТИК от 02.11.2011 г. не указан номер закона и дата его принятия, хотя таких законов принято в Удмуртской Республике несколько, не является основанием для удовлетворения его требований, так как в судебном заседании установлено, что таковым законом является Закон УР от 22.12.2009 г. № 70-Р3, на основании положений которого заявителю было отказано в регистрации. Суд считает необходимым отметить, что указание в подписном листе субъекта Российской Федерации и населенного пункта является обязательным требованием избирательного законодательства, а отсутствие таких сведений влечет за собой признание всех подписей в подписных листах недействительными. При проверке подписных листов и вынесении оспариваемого постановления ответчиком данные положения не учтены, поскольку ни в одном из 20 проверенных подписей не имеется указания на субъект РФ Согласно ч. 2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным. Поскольку судом не установлено незаконного бездействия ТИК в отношении заявителя, а также установлено, что оспариваемое постановление является законным, то в удовлетворении заявления следует отказать в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении заявления заявителя о признании действий ТИК по подготовке выборов незаконными, о признании постановления от 02 ноября 2011 года «Об отказе в регистрации заявителя кандидатом в депутаты незаконным» и понуждении ТИК зарегистрировать заявителя кандидатом в депутаты - отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Камбарский районный суд УР в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Полный текст решения изготовлен 23 ноября 2011 года. Судья С.Л. Ефимов