Дело № 2-425/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Камбарка 05 декабря 2011 года Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего - судьи Нургалиева Э.В., при секретаре – Сафиуллиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Камбарского района в интересах Д.1, Д.2, Д.3, к ответчику о признании незаконным бездействия по предоставлению благоустроенного жилого помещения, возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма УСТАНОВИЛ: Прокурор Камбарского района первоначально обратился в суд с иском в интересах Д.1, Д.2, Д.3 к ответчику 1 и ответчику 2 о признании незаконным бездействия по предоставлению благоустроенного жилого помещения, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение. В связи с частичным отказом прокурора Камбарского района и истцов от иска, определением суда от 22.11.2011г. прекращено производство по делу в части исковых требований к ответчику 1 о признании бездействия по непредставлению благоустроенного жилого помещения незаконным и возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения (квартиры). В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил основания, и изменил предмет иска и окончательно просил: 1) Признать бездействие ответчика по не предоставлению Д.1, Д.2, Д.3 благоустроенного жилого помещения, незаконным; 2) В целях устранения нарушения закона обязать ответчика предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение (квартиру) по договору социального найма Д.1, Д.2, Д.3 на семью из 3 человек не менее 11 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Иск с учетом дополнения мотивирован тем, что Прокуратурой Камбарского района проведена проверка по обращению Д.1 о нарушении ее жилищных прав в части бездействия органов местного самоуправления по обследованию жилого помещения межведомственной комиссией по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В ходе проведенной проверки установлено, что жилой многоквартирный дом находится в оперативном управлении и обслуживается МНУ. На основании договора купли-продажи жилого помещения Д.1 и Д.2 приобрели в равной долевой собственности жилое помещение. Техническое состояние вышеуказанного дома проверено комиссией МНУ. Согласно составленному акту техническое состояние жилого дома, неудовлетворительное: потолочная балка прогнила, потеряла свою несущую способность, вследствие чего потолочная конструкция провисла, происходит давление на межкомнатную перегородку. В летний период производились работы по укреплению несущих конструкций перекрытия. Вновь установленная поддерживающая балка лопнула, дав трещину по всей длине балки. Балки потеряли свою несущую способность, ветхое состояние крыши. Капитальный ремонт не производился с момента постройки дома. Вывод комиссии: капитальный ремонт не целесообразен. В соответствии с заключением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания жилое помещение признано непригодным для проживания. Исходя из п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Согласно п.3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Согласно ст.40 Конституции РФ от 12.12.1993 г., органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п.5 ст. 2 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года №188-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище. Пункт 1 Решения Камбарского районного Совета депутатов от 20 февраля 2007 г. N 30 «О норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной норме площади жилого помещения» устанавливает норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 11 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Несмотря на вышеизложенное, по состоянию на 26 сентября 2011 года Д.1, Д.2, Д.3 другого благоустроенного помещения для проживания органами местного самоуправления не предоставлено. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если основанием для обращения к прокурору послужило нарушение социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Обращение прокурора в суд обусловлено защитой прав жильцов дома, а так же восстановлению их нарушенного права на предоставление им благоустроенного жилого помещения для дальнейшего проживания. Дополнение к иску мотивировано тем, что в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. В ходе рассмотрения данного гражданского дела установлено, что Д.1, Д.2, Д.3 Постановлением ответчика включены в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Уточнение оснований иска и изменение предмета иска в том, что жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма, принято судом определением от 22.11.2011 г. В судебном заседании помощник прокурора Камбарского района Климко А.Л. исковые требования поддержал с учетом дополнения по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнении к иску. Истец Д.1 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнении к иску. Суду дополнительно показала, что проживает с дочерью Д.2 и внучкой Д.3. Состояние квартиры подвергает их жизнь опасности, крыша может рухнуть в любой момент. Их дом состоит из 6 квартир. Она участвовала в капитальном ремонте жилья тем, что оплачивала за содержание и ремонт. С 1994 года капитального ремонта в доме не было. Им никто не предлагал инициировать и решить вопрос по капитальному ремонту дома. Они оплачивают услуги в МНУ. У них в доме 6 квартир, две пустуют, три квартиры муниципальные, три квартиры в собственности граждан. Она 8 лет ходила и добивалась ремонта, но ничего не делали. Если у ответчика нет средств на новую квартиру, то пусть им предоставят дом, но с удобствами, сливом, газом, так как они там сами все сделали. Если им дадут новое жилье, то от этой квартиры они откажутся. Им, конечно, не хочется из квартиры уходить, но там аварийное жилье. Истец Д.2 действующая за себя и несовершеннолетнюю Д.3 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнении к иску. Суду дополнительно показала, что поддерживает показания истца Д.3 Ответчик будучи надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения спора в суд своего представителя не направила, о причинах неявки суд не известила. Ранее участвуя в судебном заседании, представитель ответчика, действующий на основании доверенности, с иском не согласился и пояснил, что истец является собственником жилого помещения. У ответчика отдельных квартир не имеется, часть квартир находится в собственности граждан, часть в собственности у ответчика. Вопрос об отселении граждан из этого дома должен решать собственник помещения, то есть ответчик 1. У них в собственности данный дом не находится, поэтому если будет решение суда, то ими какие-то меры приниматься будут. Но в настоящее время свободных благоустроенных помещений у них нет. Они являются неправомочными отселить жильцов из этого жилого помещения. Суд, с учетом мнения явившихся участников процесса, в порядке ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при указанной явке. Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора по следующим основаниям. Судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела. Собственниками жилого помещения, являются Д.1 и Д.2 на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан. Квартира передана в собственность бесплатно, приватизирована. Договор зарегистрирован БТИ. В соответствии со справкой № ГУП, за Д.1 зарегистрирована доля недвижимого имущества. Согласно уведомлений Управления Федеральной регистрационной службы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения об объектах недвижимого имущества, имеющихся у Д.1, Д.2, Д.3. Д.2 приходится матерью Д.3, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка. Д.1 проживает в жилом помещении с членами своей семьи: Д.2 и Д.3, что подтверждается справкой МНУ. Данные обстоятельства установлены в судебном заседании показаниями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если основанием для обращения к прокурору послужило нарушение социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Обращение прокурора в суд обусловлено защитой прав жильцов дома, а так же восстановлению их нарушенного права на предоставление им благоустроенного жилого помещения для дальнейшего проживания, на основании обращения к прокурору от истца Д.1. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В силу ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В силу п. 1 ч. 2. ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Часть 5 ст.57 ЖК РФ устанавливает, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Таким образом, действующее законодательство предусматривает предоставление жилого помещения по договорам социального найма, в том числе и имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения, лицам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении. Прокурор уточняя основания иска просит предоставить истцам жилое помещение в соответствии с положениями ст.57 ЖК РФ, то есть вне очереди по договору социального найма в г.Камбарка Удмуртской Республики на семью из 3 человек не менее 11 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, а не по основаниям ст.85 ЖК РФ. Из положений ст. 85, 87 и 89 ЖК РФ следует, что при выселении граждан из жилого помещения признанного непригодным для проживания им предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Прокурор просит предоставить жилое помещение вне очереди по норме предоставления, то есть по ст.57 ЖК РФ. Жилое помещение по договору социального найма может быть представлено гражданину, нуждающемуся в жилье, также в соответствии со ст. 49 ЖК РФ при признании его в установленном порядке малоимущим. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Прокурор полагает, что истцы имеют право на получение жилого помещения вне очереди по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ. Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение). Согласно пункту 7 Положения признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. Пункт 47 Положения устанавливает, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Жилое помещение в установленном законом порядке, заключением межведомственной комиссии, признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания в соответствии с Положением. В заключении указано, что ранее указанный дом был признан ветхим по состоянию на 01.01.2004г., согласно постановлению Правительства РФ от 04.09.2003г. «Об утверждении положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания. Заключение межведомственной комиссии составлено по результатам рассмотренных документов, в том числе и на основании акта обследования жилищных условий. Следовательно, исходя из содержания п.47 Положения, межведомственная комиссия пришла к выводу, что ремонту и реконструкции жилое помещение не подлежит. Согласно техническому паспорту, помещение, имеет общую площадь 48,8 кв.м, в том числе жилую 32, 5 кв.м Постановлением ответчика Д.1. и члены её семьи признаны малоимущими. Постановлением ответчика Д.1 и члены её семьи поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Судом установлено, что истцы другого жилого помещения не имеют, что подтверждается уведомлениями Управления Федеральной регистрационной службы. Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселений относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством (п.6 ч.1 ст.14). В соответствии со ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ, в собственности поселений должен находиться жилищный фонд социального использования. Таким образом, к вопросам местного значения Муниципального образования «Камбарское» в лице его распорядительного органа Администрации Муниципального образования «Камбарское» относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 3, ст. 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев. В соответствии с пунктом первым части второй данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Поэтому малоимущим гражданам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, если эти помещения в установленном порядке признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, взамен могут быть вне очереди предоставлены жилые помещения по договору социального найма. ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010) Таким образом, поскольку семья истца Д.1 признана малоимущей, то есть неспособной приобрести на свои личные средства жилое помещение, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, у ответчика в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма. При этом не имеет правового значения то, по чьей вине жилое помещение, расположенное, в котором проживает Д.1, Д.2, Д.3, пришло в непригодное для проживания состояние. В соответствии с п. 1 Решения Камбарского районного Совета депутатов от 20.02.2007 N 30 "О норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной норме площади жилого помещения", норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Камбарке установлена в размере не менее 11 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Таким образом, имеются все основания для возложения обязанности на ответчика по предоставлению истцам жилого помещения по договору социального найма в соответствии со ст. 49 и пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ. С учетом изложенного, необходимо обязать ответчика предоставить Д.1, Д.2, Д.3 вне очереди, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее 11 кв.м. общей площади на каждого члена семьи, общей площадью не менее 33 кв.м. (11 кв.м. х 3 чел). Поскольку судом сделан вывод, что лицом обязанным предоставить истцам жилое помещение является ответчик, то доводы данного ответчика, что вопрос об отселении граждан из этого дома должен решать собственник помещения, то есть ответчик 1, является не обоснованным. К тому же собственником жилого помещения являются истцы Д.1 и Д.2, а не ответчик 1, что установлено судом. Не подлежат удовлетворению требования прокурора Камбарского района в интересах истцов к ответчику о признании незаконным бездействия по предоставлению благоустроенного жилого помещения. Поскольку бездействие ответчика не является самостоятельным предметом судебного разбирательства, а является основанием иска о предоставлении жилого помещения. К тому же бездействие ответчика не усматривается, поскольку истцы признаны малоимущими и поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении ответчика только 21 октября 2011 года, с этой даты прошло незначительное время. Лицам, участвующим в деле было разъяснено положение статьи 56 ГПК РФ в части доказывания сторонами тех обстоятельств, на которые они ссылаются, от представления дополнительных доказательств лица участвующие в деле отказались. руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Камбарского района в интересах Д.1, Д.2, Д.3 к ответчику о признании незаконным бездействия по предоставлению благоустроенного жилого помещения, возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма удовлетворить частично. Обязать ответчика предоставить Д.1, Д.2, Д.3 вне очереди, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее 11 кв.м. общей площади на каждого члена семьи, общей площадью не менее 33 кв.м. В остальной части в удовлетворении исковых требований прокурора Камбарского района в интересах Д.1, Д.2, Д.3 к ответчику отказать. Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Верховный суд УР в кассационном порядке, через Камбарский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2011 года. Судья Нургалиев Э.В.