О признании противоречащими законодательству действий по начислению платы за электроэнергию за места общего пользования в многоквартирных домах,возложении обязанности производить расчеты с населением в соответствии с действующим законодательством



Дело № 2-32/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 20 февраля 2012 г.

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Ефимова С.Л.,

При секретаре Сафиуллиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному некоммерческому учреждению «Единая служба муниципального заказчика <данные изъяты>» о признании действий по начислению платы за электроэнергию за места общего пользования в многоквартирных домах противоправными; обязании прекратить указанные действия; обязании довести информацию о решении суда,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному некоммерческому учреждению «Единая служба муниципального заказчика <данные изъяты>» (далее МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>») с требованиями:

1) Признать действия ответчика МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» по начислению платы за электроэнергию за места общего пользования в многоквартирных домах с нарушениями норм действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей: отсутствие необходимой и достоверной информации в платежных документах, неверный норматив потребления электроэнергии в платежных документах, неправильный расчет при начислении платы за электроэнергию в местах общего пользования, противоправными, противоречащим законодательству, ущемляющими интересы неопределенного круга потребителей;

2) Обязать МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» прекратить указанные действия и производить расчеты с населением за коммунальную услугу по электроэнергии за места общего пользования многоквартирных домов в соответствии с действующим законодательством;

3) Обязать МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» в 10-дневный срок довести информацию о решении суда способом, указанным в решении суда.

Иск мотивирован тем, что Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, являясь территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в соответствии с пунктом 5 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» осуществляет контроль и надзор за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Также в соответствии с разделом 3 пп. 8.4.6, п.8 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.08.2006 г. № 261 «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике» Управление в пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, в том числе: обращения в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократные или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает:

- обращение в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.

При осуществлении внеплановой выездной проверки в отношении Муниципального некоммерческого учреждения «Единая служба муниципального заказчика <данные изъяты>», сокращенное название - МНУ ЕСМЗ <данные изъяты>, ОГРН 1021800718983, ИНН 1810002671, ОКВЭД 74.14 (местонахождение учреждения: УР, <данные изъяты>) на основании распоряжения от <данные изъяты> <данные изъяты> начальника ТО Управления Роспотребнадзора по УР в <данные изъяты> Н.1 установлено, что <данные изъяты> с 10 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. МНУ ЕСМЗ <данные изъяты> (УР, <данные изъяты>) в процессе осуществления своей деятельности допустило нарушение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно:

В счетах за услуги за январь 2011 года МНУ ЕСМЗ <данные изъяты> жильцам домов <данные изъяты>, <данные изъяты> по <данные изъяты>; <данные изъяты>, <данные изъяты> по <данные изъяты> начислена плата за освещение мест общего пользования многоквартирного дома в размерах, превышающих размер расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, который составляет 7 кВт.ч в месяц на 1 человека, согласно пункту 25 Приложения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>.

Так, например, жильцам <данные изъяты> начислено: 145,6 кВт.ч - <данные изъяты>, проживающих - 2 человека; 47,9 кВт.ч. - <данные изъяты>, проживающих - 1 чел.; 126,93 кВт.ч. - <данные изъяты>, проживающих - 3 чел.; 70,93 кВт. - <данные изъяты>, проживающих - 2 чел.; 79,29 кВт.ч. - <данные изъяты>, проживающих - 4 чел.; 134,68 кВт.ч. - <данные изъяты>, проживающих - 1 чел.; 141, 87 кВт.ч - <данные изъяты>, проживающих - 1 чел.; жильцам <данные изъяты> начислено: 50,88 кВт.ч. - <данные изъяты>, проживающих - 1 чел.; 312 кВт.ч. - <данные изъяты>, проживающих - 2 чел.

В силу частей 2 и 4 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При осмотре <данные изъяты> с 10 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. мест общего пользования жилых домов <данные изъяты>, <данные изъяты> по <данные изъяты>; жилых домов <данные изъяты>, <данные изъяты> по <данные изъяты> в присутствии бухгалтера МНУ ЕСМЗ <данные изъяты> К.1, техника МНУ ЕСМЗ <данные изъяты> Г.1, электрика ремонтного участка МНУ ЕСМЗ <данные изъяты> С.1 установлено, что указанные многоквартирные дома не оборудованы общедомовыми приборами учета электроэнергии. Факт наличия поквартирных приборов учета электроэнергии в указанных домах МНУ ЕСМЗ <данные изъяты> подтверждается платежными документами (счет за услуги за январь 2011 г.) в котором указано количество электроэнергии по счетчику.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее -Правила) которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

В соответствии с пунктом 2 Правил под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3,4).

В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (п. 30).

Норматив потребления коммунальных услуг определяется либо рассчитывается по формулам, приведенным в приложении к Правилам (п. 14).

В соответствии с пунктами 24, 25 Приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом (формула 8).

Так, согласно пункту 24 Правил норматив потребления электрической энергии внутри жилых помещений с учетом дифференциации в зависимости от количества комнат и количества человек, проживающих в квартире (кВт.ч), определяется по формуле:

,

где:

- годовой расход электрической энергии в 1-комнатной квартире, в которой проживает 1 человек;

K1 - поправочный коэффициент, характеризующий зависимость величины расхода электрической энергии от количества комнат в квартире (таблица 5);

K2 - поправочный коэффициент, характеризующий зависимость величины расхода электрической энергии от количества человек, проживающих в квартире (таблица 6);

i - индекс, отражающий количество комнат в квартире (i = 1, 2, 3, 4);

j - индекс, отражающий количество человек, проживающих в квартире (j = 1, 2, 3, 4, 5);

- расход электрической энергии на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики, дымоудаления;

- расход электрической энергии на работу лифтового оборудования (учитывается для многоквартирных домов, оборудованных лифтами).

Согласно пункту 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:

В отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт. ч в месяц на 1 человека.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 «Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.04.2007 г. № 59 «Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению населением Удмуртской Республики при отсутствии приборов учета» утверждены нормативы потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению населением Удмуртской Республики в отсутствии приборов учета, согласно которому в норматив потребления услуг по электроснабжению населением УР при отсутствии приборов учета включен расход электрической энергии на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь в размере - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.

Во исполнение Постановления Правительства Удмуртской Республики от 23.04.2007 г. № 59 Постановлением Администрации Камбарского района от 21.02.2008 г. «Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Камбарского района при отсутствии приборов учета» также определен расход электрической энергии на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь в размере - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.

Так как, жилые <данные изъяты>, <данные изъяты> по <данные изъяты> и жилые <данные изъяты>, <данные изъяты> по <данные изъяты> оборудованы поквартирными приборами учета электроэнергии, следовательно, в соответствии с пунктом 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>, порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги: при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. И установленная абзацем 2 пункта 25 Приложения Правил величина - 7 кВт.ч в месяц является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения.

Таким образом, вопреки требованиям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением РФ от 23.05.2006 г. № 306 МНУ ЕСМЗ <данные изъяты> жильцам квартир <данные изъяты> и <данные изъяты> <данные изъяты>; жильцам квартир <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты> и другим жильцам указанных жилых домов <данные изъяты> рассчитало размер расхода электрической энергии на освещение мест общего пользования в многоквартирных домах, превышающий величину расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, которая составляет 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.

Пунктом 4 статьи 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 закреплена правовая презумпция об отсутствии у потребителя специальных познаний о товарах, работах, услугах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона РФ за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом.

Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. МНУ ЕСМЗ <данные изъяты> осуществляет свою деятельность на основании устава. Пунктом 2.2.5 устава МНУ ЕСМЗ <данные изъяты> определена функция учреждения по организации предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в муниципальном фонде, а также пунктом 2.2.9 устава - взимание платы за содержание объектов жилищной сферы, найм жилых помещений и предоставляемые коммунальные услуги с потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Многоквартирные дома расположенные по адресам: <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты> на основании договора управления многоквартирным домом, находятся под управлением МНУ ЕСМЗ <данные изъяты>.

При рассмотрении дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей, а именно: материала внеплановой выездной проверки по распоряжению от <данные изъяты> <данные изъяты>, о нарушении установленном в Муниципальном некоммерческом учреждении «Единая служба муниципального заказчика <данные изъяты>» место нахождения: УР, <данные изъяты>, при оказании жилищно-коммунальных услуг населению, выразившихся в несоблюдении требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.25 Приложения 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306. На основании статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (с дополнениями и изменениями) и статьи 17 Федерального Закона от <данные изъяты> № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» директору МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» было вынесено предписание, о том, что в срок до 15.05.2011 г. прекратить нарушение требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 25 Приложения 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306, которое выражается: в несоблюдении требований указанных нормативных актов Российской Федерации при начислении платы за коммунальные услуги гражданам, т.е. в обсчете потребителей коммунальных услуг (электроснабжение) при начислении платы за электроэнергию за места общего пользования многоквартирного дома. По данному предписанию ответ от Муниципального некоммерческого учреждения «Единая служба муниципального заказчика <данные изъяты>» не поступил.

В Арбитражный суд Удмуртской Республики МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» подало заявление об оспаривании постановления ТОУ Роспотребнадзора в <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> ОЗПП-ЖКУ-4/1 1 о привлечении к административной ответственности. В ходе заседания арбитражного суда и оценив доказательства по установленным правилам ст. 71 АПК РФ, суд оснований для удовлетворения заявления не нашел, и вынес решение об отказе в признании недействительным предписания <данные изъяты> от <данные изъяты> ТОУ Роспотребнадзора в <данные изъяты> и отмене постановления ТОУ Роспотребнадзора в <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> ОЗПП-ЖКУ-4/1 1 о привлечении к административной ответственности МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>»

Таким образом, начисление платы за коммунальные услуги при начислении платы за электроэнергию за места общего пользования многоквартирных домов Муниципальное некоммерческое учреждение «Единая служба муниципального заказчика <данные изъяты>», осуществляет в нарушении действующего законодательства, установленного порядка и при отсутствии правовых оснований при расчете платы - методика расчета не обоснована Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона РФ за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом.

В ходе внеплановой выездной проверки и анализа представленных документов установлено виновное лицо, допустившее указанные нарушения: юридическое лицо Муниципальное некоммерческое учреждение «Единая служба муниципального заказчика <данные изъяты>».

Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что Муниципальным некоммерческим учреждением «Единая служба муниципального заказчика <данные изъяты>» не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей, при начислении платы за электроэнергию за места общего пользования многоквартирных домов Муниципальным некоммерческим учреждением «Единая служба муниципального заказчика <данные изъяты>».

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и окончательно просил (л.д.183-184):

1) Признать действия ответчика МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» по начислению платы за электроэнергию за места общего пользования в многоквартирных домах, по адресам <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>, за период с <данные изъяты> по настоящее время, с нарушениями норм действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей: отсутствие необходимой и достоверной информации в платежных документах, неверный норматив потребления электроэнергии в платежных документах, неправильный расчет при начислении платы за электроэнергию в местах общего пользования, противоправными, противоречащим законодательству, ущемляющими интересы неопределенного круга потребителей;

2) Обязать МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» прекратить указанные действия и производить расчеты с населением за коммунальную услугу по электроэнергии за места общего пользования многоквартирных домов в соответствии с действующим законодательством;

3) Обязать Муниципальное некоммерческое учреждение «Единая служба муниципального заказчика <данные изъяты>» в 10-ти дневный срок довести информацию о решении суда способом, указанным в решении суда.

В судебном заседании представитель истца Б.1, действующий на основании доверенности (л.д.165) (срок действия доверенности до <данные изъяты>), исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, указанным в иске, и уточнении к иску.

Представитель истца П.3, действующая на основании доверенности (л.д.166) (срок действия доверенности до <данные изъяты>), принимая ранее участие в предварительном судебном заседании, состоявшемся <данные изъяты> (л.д.179-181), суду пояснила, что в ходе выездной проверки ими были осмотрены места общего пользования многоквартирных домов в <данные изъяты> 23, и по <данные изъяты> 106. Все дома не оборудованы общедомовыми приборами учета электроэнергии. Никаких решений собственники данных жилых помещений не принимали. То есть, этот вопрос рассматривался ими вместе с прокуратурой <данные изъяты> еще в 2010 году, этот вопрос длящийся. В домах по <данные изъяты>, и Суворова, 23 ВРУ находятся в подвальных помещениях. По <данные изъяты> - это отдельный вход, который был завален снегом. А по <данные изъяты> стоит один прибор учета в отдельно стоящем помещении, то есть прибор вообще располагается вне дома. Начальник Южных электросетей Силин пояснил, что МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» решение собрания собственников данных жилых помещений о согласии на установку общедомовых приборов учета, не представляло. То есть, расходы на приборы учета были за счет Южных электросетей и собственники жилых помещений никаких расходов не несли, и эти счетчики не могут являться общедомовыми. При расстановке данных приборов учета согласие собственников не истребовалось. Есть письмо по 106 дому по <данные изъяты>, что делали запрос в Южные электрические сети <данные изъяты>, которые отвечали в прокуратуру. То есть, если бы эти решения были, то в ходе проверки МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» им бы предоставило решения. Раз такого решения нет, значит, собственники решения не принимали и не несут бремя расходов по содержанию прибора. Поэтому считает, что это не приборы общедомового учета. Также есть акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» и сетевой организации ОАО «МРСК Центра и Приволжья», поэтому установленные приборы учета на электрических сетях данных жилых многоквартирных домов являются приборами коммерческого учета. Постановление Правительства РФ № 530 предусматривает установку коммерческого прибора учета для контроля поставленного количества электроэнергии. В Постановлении Правительства РФ № 307 говорится, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Также в данном Постановлении предусмотрен расчет размера платы за электроэнергию при условии оборудования многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме. Считает, что в этих домах данные приборы не являются общедомовыми, являются коммерческими, поэтому ответчик должен был производить расчет из расчета 7 кВт в час в месяц на одного человека. Разница между коммерческим прибором учета и суммарными показаниями поквартирных приборов учета идет 7700 кВт в час. Когда они осмотрели эти дома, то в домах было пять лампочек в подъезде и одна около подъезда. С учетом того, что дом четырехподъездный, они посчитали, то это где-то 1700 кВт в час круглосуточно на лампочки в 100 кВт. Но это очень много, так не бывает, так как свет не горит круглосуточно, днем выключают, да и лампочки там висят не на 100 кВт. То есть, получается примерно 1200 кВт. Из расчета видно, что за освещение мест общего пользования начислено 6792,43 рублей. И это на 4 лампочки в доме, то есть получается фактически треть всей начисленной суммы, и это очень много. Договор энергоснабжения был от 2008 года и был пролонгирован на 2009 год. В 2010 году Щ.1, проживающий по адресу: <данные изъяты>, подавал в суд, что был незаконно поставлен прибор учета. Есть решение суда, что данный прибор учета не является общедомовым. Если смотреть плательщика С.3, то в данной квартире количество проживающих -1, то есть 7 кВт за места общего пользования, тариф 2,42 рублей, то есть должно быть начислено 16,94 рублей. Если смотреть плательщика Е.1, то количество проживающих 2 человека, то есть 14 кВт за места общего пользования, и получается сумма 33,88 рублей. Эти документы за электроэнергию предоставляет ресурсоснабжающая организация в МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>». То есть, это документ по расчетам между МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» и поставщиком электроэнергии. Они их приобщали с той целью, чтобы показать, что договор действующий, поставка электроэнергии осуществляется, и расчеты между юридическими лицами ведутся.

Представитель ответчика МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» А.1, действующая на основании доверенности (срок действия доверенности до <данные изъяты>) (л.д.167), в судебном заседании иск не признала и пояснила, что ответчик является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов № <данные изъяты>, 23, по <данные изъяты>, <данные изъяты>, 106 по <данные изъяты>, а по смыслу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее Правила № 307) является исполнителем коммунальных услуг и осуществляет действия по приобретению коммунальных ресурсов и заключению договоров энергоснабжения с ресурсоснабжающими организациями. К коммунальным услугам относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях (пункт 3 Правил № 307). Согласно пункту 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно ч.1 ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении. На основании п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии сданными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно п.1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Поскольку в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным, на него распространяется указание пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам. К таким правилам относятся в том числе «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31.08.2006 г. (далее - Правила №530), «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г (далее Правила № 307). Обязанность ответчика как исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды предусмотрена подпунктом "в" пункта 49 Правил № 307 и пунктом 89 Правил N 530. С целью обеспечения потребителя коммунальной услугой энергоснабжения МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» заключило с ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» договор энергоснабжения № К 8051 от 01.02.2008 г. При этом, в общий объем отпуска электроэнергии, включены объемы электроэнергии, потребляемые местами общего пользования многоквартирных домов, а также включены в приложение № 2 к договору № К 8051 от 01.02.2008 г. места установки общедомовых счетчиков и счетчиков, учитывающих потребления электроэнергии на освещение подъездов. Условия договора № К 8051 от 01.02.2008 г. являлись предметом исследования и оценки арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу № А71-1931/2008, их обоснованность отражена в судебных актах с изложением соответствующих мотивов. Указанные судебные акты не имеют преюдициального значения, но свидетельствуют о сложившейся судебной практике. Независимо от того, установлены или нет в многоквартирном доме коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета, потребители должны оплачивать коммунальные услуги, в том числе технологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (данные доводы нашли свое подтверждение в определении Верховного суда РФ от 17 апреля 2008 г. № КАС08-116). Указанный судебный акт не имеет преюдициального значения, но свидетельствует о сложившейся судебной практике. Пунктом 3 Приложения N 2 к Правилам № 307 определено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги (в отношении электроснабжения) в жилом помещении определяется по формуле (9). Согласно пункту 3 Правил № 307 коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Из установленного приложением N 2 к Правилам № 307 порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Истец указывает, что многоквартирные дома № <данные изъяты>, 23, по <данные изъяты>, №№ 51. 106 по <данные изъяты> не оборудованы общедомовыми приборами учета электроэнергии. Данные доводы являются надуманными и несоответствующими действительности. Так, многоквартирные дома № <данные изъяты>, 23, по <данные изъяты>, № <данные изъяты>, 106 по <данные изъяты> оборудованы общедомовыми приборами учета (приложение № 2 к договору N К8051 от 01.02.2008г.). Для расчета размера платы за электроснабжение в указанных домах заявитель пользуется формулой (9) (приложение N 2 к Правилам № 307). Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ своим Постановлением от 23 мая 2006 г. N 306 (далее Правила № 306) определило порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требовании к их формированию, в соответствии с которым при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных услуг и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Устанавливаемые в соответствии с данными Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункт 3 Правил № 306). Ссылка истца на пункт 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, в подтверждение своего довода об обмане потребителей не обоснована, поскольку спорные многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета. Дополнительных соглашений или иных дополнений к договору энергоснабжения от 2008 года не было, то есть получается, что договор действует по настоящее время.

Свидетель К.1, работающая бухгалтером МАУ РКЦ <данные изъяты>, опрошенная в предварительном судебном заседании, состоявшемся <данные изъяты> (л.д.179-181), суду показала, что данные дома оборудованы общедомовыми приборами учета. Считает, что данные приборы учета общедомовые, так как там стоят приборы учета, снимаются с них показания. В <данные изъяты> прибор находится в подвале, а по <данные изъяты> рядом есть дверь, где в подвале и находится этот прибор. По <данные изъяты> стоит один прибор на три дома. Этот прибор представляет собой коробочку, в которой стоит счетчик и идут показания со всего дома. Им уже передали эти приборы учета с 1 января 2009 года. С этого времени они и стали производить расчет электроэнергии по местам общего пользования по показаниям данного прибора учета. До этого учеты вела Удмуртская энергосбытовая компания. Она сама ходила и снимала показания с данных приборов. Она берет предыдущие показания и текущие, вычитает, так и получаются показания. Расчет производится на основании Постановления Правительства РФ № 307. Такой расчет идет только по домам, оборудованным общедомовыми приборами учета. Им передали только оборудованные данными приборами учета дома. А где нет общедомового прибора учета, там идет по тарифу 7 кВт в час. Им каждый месяц выставляют счет-фактуру по всем домам, которая отражает эти же суммы, и они по счетам-фактурам производят оплату. Она, как потребитель, наверное, тоже была бы возмущена этими цифрами. Сейчас у них коэффициенты уже выравниваются, стали ниже 1,1 и 1,05. Они работу ведут по этим потерям. У них постоянно ходят электрики и проверяют потери. Она не может сказать, часто обнаруживают незаконную врезку или нет, этим занимается техотдел. То, что им предъявляет поставщик, им приходится оплачивать. Чтобы совсем не было оплаты, то некоторые жители оплачивают по старинке, по 7 кВт. Она готовила расчет размера платы за электроснабжение жильцам, проживающим по адресу: <данные изъяты> – лист дела 161. Это получаются потери дома и жильцы должны потери оплачивать, так как у неё 307 Постановление Правительства РФ и в доме имеется общедомовой прибор учета. Для неё основания начисления - это счет - фактура и показания счетчика. Почему так происходят начисления, она не может сказать, она только исполнитель, и не решает такие вопросы. Эти расчеты, которые они высылают гражданам с января 2009 года, у них сохранены в компьютере. В принципе они расчеты могут предоставить суду.

Выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального Закона от 29.12.2004 г. № 18-ФЗ «О внесении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» ранее возникшие обязательств организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента обязательств, связанных с управлением многоквартирных домок в соответствии с положением раздела VIII Жилищного Кодекса Российской Федерации (часть вторая введена Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 252-ФЗ).

Многоквартирные дома в <данные изъяты> 23, <данные изъяты> 106 (далее по тексту – многоквартирные дома), до июля 2010 года входили в перечень домов, обслуживаемых МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>», так как жители домов указанных домов не выбрали способ управления многоквартирным домом, конкурс по выбору управляющей организации не проводился. МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» являлось организацией, отвечающей за управление, содержание и ремонт указанных многоквартирных домов. Данное обстоятельство у МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» возникло до момента вступления в силу Жилищного Кодекса РФ.

Согласно Уставу МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» к его функциям относится осуществление непосредственного управления объектами жилищной сферы, формирование муниципального заказа на предоставление услуг жилищно-коммунального хозяйства для граждан, проживающих в муниципальных жилых домах, организация технического обслуживания, а также сохранности и надлежащего использования объектов жилищной сферы, организация предоставления коммунальных услуг гражданам в муниципальном жилом фонде.

В соответствии с пунктом 2.2.9. Устава МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» к его функциям относится взимание платы за содержание объектов жилищной сферы и предоставляемые коммунальные услуги. Для выполнения возложенных функций МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» осуществляет взимание платежей за содержание объектов жилищной сферы, найм жилых помещений и предоставляемые коммунальные услуги с потребителей жилищно-коммунальных услуг, что подтверждается платежными документами, предъявляемыми МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» гражданам проживающих в многоквартирных домах для оплаты за содержание и ремонт жилья и предоставленные коммунальные услуги (л.д.91).

В июне 2010 г. собственниками помещений многоквартирных домов: г.
Камбарка, <данные изъяты>, были проведены общие собрания собственников многоквартирных домов, выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией и были заключены договоры управления многоквартирными домами: договор управления многоквартирным домом по адресу: <данные изъяты>, от <данные изъяты>, заключенный между уполномоченным представителем собственником Ш.1 и МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>»; договор управления многоквартирным домом <данные изъяты> от <данные изъяты>, заключенный между уполномоченным представителем собственником П.2 и МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>»; договор управления многоквартирным домом <данные изъяты>, от <данные изъяты>, заключенный между уполномоченным представителем собственником Г.2 и МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>»; договор управления многоквартирным домом <данные изъяты>, от <данные изъяты>, заключенный между уполномоченным представителем собственником С.2 и МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» (л.д.56-63, 66-87).

С указанных дат и по указанным домам МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» является исполнителем жилищно-коммунальных услуг на основании договоров.

Целью договоров является обеспечение управления строением, надлежащей эксплуатации и ремонта его инженерных систем и оборудования, в том числе мест общего пользования и придомовой территории, обеспечение получения собственниками жилищно-коммунальных и прочих услуг.

Предметом договора управления многоквартирным домом является, что Управляющая организация (МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>») по поручению собственников управляет эксплуатацию общим имуществом многоквартирного дома, заключает договоры с жилищно-коммунальными предприятиями, а также договоры на по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту жилищного фонда, включающие в себя расходы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Согласно п.п. «в» пункта 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утв. Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. (с изменениями и дополнениями) исполнитель услуг (МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>) обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям.

Между МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» (потребитель) и ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» (гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения К8051 от 01.02.2008 года, согласно которому гарантирущий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется принимать и своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказываемые услуги. Учет электроэнергии осуществляется приборами учета указанными в перечне приложения № 2 к договору энергоснабжения № 8051 от 01.02.2008 г. В соответствии с договором расчетные группы учета находятся на балансе территориальной сетевой организации (ТСО). А также договором установлено, что потребитель (МНУ «ЕСМЗ «Камбарского района») обязан самостоятельно урегулировать с ТСО вопросы взаимодействия в части определения границ балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электросетей, организацию коммерческого учета, порядка снятия и передачи показаний приборов коммерческого учета.

Договор заключен сроком с 01.02.2008 г. по 31.12.2008 г. Договор считается ежегодно продленным на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия не последует заявления одной из сторон о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора (пункты 10.1,10.2). В дальнейшем стороны заключили соглашение о пролонгации договора на 2009 г. Из пояснений представителя ответчика следует, что каких-либо новых соглашений или договоров между сторонами более не заключалось, они руководствуются данным договором.

Таким образом, поскольку новые договоры заключены не были, то отношения сторон в соответствии с пунктом 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются ранее заключенным договором. Данное обстоятельство в частности подтверждается счетом № К8051-121 от 31.01.2011 г., выставленным Поставщиком ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» покупателю МНУ "ЕСМЗ <данные изъяты>". Основанием предъявления счета указан договор К8051 (л.д.142).

Согласно Актам разграничения эксплуатационной ответственности сторон МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» и сетевой организацией ОАО «МРСК Центра и Приволжья», установленные приборы учета на электрических сетях жилых многоквартирных домов (по адресам: <данные изъяты>, 12, 13), являются приборами коммерческого учета, о чем указано в самих актах – пункт 5.4 актов (л.д.41-47,52-55,64-65).

У жильцов многоквартирных домов установлены поквартирные приборы учета электрической энергии. Данный факт подтверждается сальдовыми ведомостями (л.д. 120-141).

МНУ "ЕСМЗ <данные изъяты>" является исполнителем услуг по электроснабжению по данным многоквартирным домам, что подтверждается счетами на оплату и выписками из лицевых счетов потребителей (л.д.193-200).

Судом установлено, что в Территориальный отдел Роспотребнадзора по УР в <данные изъяты> поступили многочисленные обращения граждан, проживающих в домах <данные изъяты>, <данные изъяты> по <данные изъяты>; <данные изъяты>, <данные изъяты> по <данные изъяты> о том, что Управляющей организацией МНУ "ЕСМЗ <данные изъяты>" им предъявляется необоснованно высокая плата за освещение мест общего пользования многоквартирных жилых домов? которая в некоторых случаях превышает размер платы, исчисленный по показаниям внутриквартирных счетчиков учета электрической энергии. К заявлениям приложены счета на оплату услуг по электроснабжению (л.д. 92-104).

На основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республики в <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> проведена внеплановая выездная проверка в отношении МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» по вопросу соблюдения стандартов и законодательства о защите прав потребителей (л.д.28-29).

<данные изъяты> при осмотре многоквартирных домов с участием представителя Роспотребнадзора и представителей ответчика было установлено, что приборы учета, которые отражены в Актах разграничения эксплуатационной ответственности сторон (ВРУ), в домах по <данные изъяты> и 51, <данные изъяты>, находятся в подвальных помещениях. По <данные изъяты>, прибор располагается вне дома в отдельно стоящем здании и на который идут показания с трех домов по <данные изъяты> - №№ 11, 12 и 13. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями представителя истца П.3, свидетеля К.1, а также фотографиями (л.д.175-177).

По результатам проверки составлен акт <данные изъяты> от <данные изъяты>, в котором указано, что вышеназванные дома не оборудованы общедомовыми коллективными приборами учета электрической энергии, дома оборудованы поквартирными приборами учета электрической энергии. Жильцам квартир в многоквартирных домах дома №№ 13,23 по <данные изъяты>, <данные изъяты>, 106 по <данные изъяты> размер расхода электрической энергии на освещение мест общего пользования предъявляется в завышенном размере против норматива потребления, который составляет 7 кВтч, в месяц на 1 человека. Так жильцам 51 дома по <данные изъяты> за январь 2011г. начислено: <данные изъяты> -145,6 кВт.ч (проживает 2 человека); <данные изъяты>,9 кВт.ч. (проживает 1 человек); <данные изъяты>,93 кВт.ч (проживает 3 человека); <данные изъяты>- 70,93 кВт.ч. (проживает 2 человека); <данные изъяты>- 79,29 кВт.ч. (проживает 4 человека); <данные изъяты>- 134,68 кВт.ч. (проживает 1 человек). Жильцам <данные изъяты> по Суворова <данные изъяты> за январь 2011г. начислено: <данные изъяты>,88 кВт.ч. (проживает 1 человек); <данные изъяты> кВт.ч (проживает 2 человека) (л.д.30-32).

<данные изъяты> Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в городе Сарапуле составлен протокол об административном правонарушении <данные изъяты>, ответственность за которое установлена статьей 14.7 КоАП РФ (л.д.33-35).

<данные изъяты> ТО Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в городе Сарапуле вынесено предписание <данные изъяты> о прекращении нарушения в срок до <данные изъяты>, выразившегося в несоблюдении требований нормативных актов РФ при начислении платы за коммунальные услуги гражданам. Согласно предписанию МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» предписано производить расчет за предоставленные коммунальные услуги гражданам, проживающим в жилых многоквартирных домах по адресам <данные изъяты> в соответствии с требованиями ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, п. 25 Приложения <данные изъяты> Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д.40).

<данные изъяты> по результатам рассмотрения материалов административного дела ТО Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в городе Сарапуле вынесено постановление <данные изъяты>-ОЗПП-ЖКУ-4/1 1 ЮЛ, согласно которому МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.7 КоАП РФ «обман потребителей», и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 15000 рублей (л.д.36-39).

Данные обстоятельства установлены судом исходя из пояснений сторон, показаний свидетеля, письменных доказательств и сторонами в целом не оспариваются, за исключением того, что истец считает, что осмотренные <данные изъяты> в многоквартирных домах приборы учета электрической энергии являются коммерческими, а ответчик утверждает, что они являются общедомовыми.

В соответствии с ч. 3 ст.61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 августа 2011 года по делу № А71-4398/2011, вступившим в законную силу с 20 сентября 2011 г., по заявлению муниципального некоммерческого учреждения «Единая служба муниципального заказчика <данные изъяты>» к ТО Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в городе Сарапуле и Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике о признании недействительным предписания от <данные изъяты> <данные изъяты> и об отмене постановления от <данные изъяты> о привлечении к административной ответственности, в котором принимали участие стороны, участвующие при рассмотрении настоящего дела, установлены следующие обстоятельства, которые имеют преюдициальное значение для данного дела и не подлежат доказыванию.

Арбитражный суд при рассмотрении дела на основании представленных в заседание доказательств:

- письма начальника Камбарского РЭС (филиала Удмуртэнерго») от <данные изъяты> из которого следует, что приборы учета были установлены в 2008 г. по инициативе ПО «Южные электрические сети» подрядной организацией с согласия МНУ "ЕСМЗ <данные изъяты>";

- объяснения директора МНУ "ЕСМЗ <данные изъяты>" П.1, данного в прокуратуру <данные изъяты>, в котором он указал, что общедомовые приборы учета находятся на балансе РЭС;

- актов разграничения эксплуатационной ответственности сторон,

установил, что:

- многоквартирные дома по адресам: <данные изъяты>, оборудованы приборами учета электрической энергии (ВРУ-0,4 кВ, ВРУ-0,2 кВ), которые, установлены на границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ответчиком, и сетевой организации ОАО «МРСК Центра и Приволжья», являются приборами коммерческого учета электрической энергии (ст. 2 Федерального закона «Об электроэнергетике»), что прямо указано в актах разграничения эксплуатационной ответственности сторон;

- в соответствии с пунктом 3 Правил <данные изъяты> "коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. В то же время согласно акту <данные изъяты> от <данные изъяты> разграничения эксплуатационной ответственности сторон один прибор коммерческого учета электроэнергии установлен на 3 дома по <данные изъяты>: дома №№ 11, 12, 13. Указанные сведения об установке одного электросчетчика на 3 дома приведены также в пункте 38 приложения <данные изъяты> к договору с гарантирующим поставщиком;

- указанные приборы не являются общедомовыми коллективными приборами учета электрической энергии (мощности), которыми должны быть оснащены жилые многоквартирные дома их собственниками в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Жилищным кодексом РФ, Правилами № 307;

- отсутствие общедомовых коллективных приборов учета электрической энергии в спорных домах подтверждено актом проверки Управления Роспотребнадзора, протоколом об административных правонарушениях, отсутствием решений собраний собственников жилых домов, объяснениями директора МНУ П.1 о том, что электросчетчики стоят на балансе РЭС, объяснениями начальника Камбарского РЭС о том, что в РЭС соответствующие решения собственников жилых домов об установки коллективных приборов учета, не направлялись (л.д. 185-189).

В Камбарский районный суд УР истцом также представлены доказательства об отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета.

Так, согласно ответу МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты> (исх.№ 69 от <данные изъяты>), направленного в адрес начальника ТО Управления Роспотребнадзора по УР в <данные изъяты> Н.1, общедомовых собраний среди жильцов по установке электросчетчиков в жилом фонде <данные изъяты> не производилось.

В заявлениях граждан многоквартирных домов, адресованных в Роспотребнадзор, указывается, что:

- никого из жителей дома не удовлетворяют ссылки на показания якобы какого-то общедомового счетчика, который поставлен неизвестно где, без всякого на то согласия жильцов дома - <данные изъяты> (л.д.92).

- электрического счетчика общего пользования нет - <данные изъяты> (л.д.97).

- общедомового счетчика нет - <данные изъяты> (л.д.100,103).

- установленный общий счетчик в доме был поставлен обманным путем - <данные изъяты> (л.д.102).

Суд также считает необходимым отметить, что непосредственно в содержании самих Договоров управления многоквартирными домами отсутствует упоминание об общедомовых приборах учета. В Приложении <данные изъяты> к договору «Состав общего имущества многоквартирного дома» упомянуты общедомовые приборы учета: воды, тепловой энергии и электрической энергии. Вместе с тем, Приложения <данные изъяты> договорам не подписаны ни одной из сторон, не указаны номера и даты договоров, к которым они являются приложением. Все Приложения к договорам идентичны друг другу, то есть являются типовыми. Общедомовой прибор учета электрической энергии не описан и не указано назначение объекта. Из чего суд приходит к выводу, что данные Приложения не могут свидетельствовать о наличии в данных многоквартирных домах общедомовых приборов учета электрической энергии. В решениях общих собраний также не содержится сведений о принятии решений об установке в домах общедомового прибора учета электрической энергии или даче согласия кому-либо на такую установку.

В соответствии с частью 10 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

МНУ "ЕСМЗ <данные изъяты>", оказывающая услуги по электроснабжению, уведомлений в адрес потребителей, содержащих предложения по установке приборов учета энергетических ресурсов жилых домов, в судебное заседание не представило. Напротив, как следует из ответов начальника Камбарского РЭС от <данные изъяты> и <данные изъяты>, приборы учета электрической энергии были поставлены по инициативе ПО Южные электрические сети в 2008 г. с согласия МНУ "ЕСМЗ <данные изъяты>", установкой групп учета занималась подрядная организация по договору с ПО ЮЭС, решения собрания собственников помещений жилых домов о согласии по установке общедомового прибора МНУ "ЕСМЗ <данные изъяты>" в ПО ЮЭС не представляло (л.д.48-51).

Таким образом, исходя из исследованных доказательств и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что в многоквартирных домах отсутствую общедомовые коллективные приборы учета электрической энергии (мощности).

Считая, что в многоквартирных домах установлены общедомовые приборы учета электрической энергии МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» производит расчет коммунальных услуг в соответствии с п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307, согласно которым при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Согласно подпункту 1 пункта 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:

где:

VD - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час);

Vn.p. - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период вжилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час);

Vn.n. - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 2 пп0 настоящих Правил (куб. м, кВт час);

Vi - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 0 настоящих Правил (куб. м, кВт-час);

Тку- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения -руб./кВт-час);

МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» фактически производит расчет электроэнергии за места общего пользования, используя данные коммерческого прибора учета, то есть применяет при этом законодательство, регулирующее отношения между юридическими лицами, а именно Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 - «исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи) (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых помещений коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутри домовых электрических сетях.

При этом отношения между потребителями в лице собственников жилья и исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей компании МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» регламентированы Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», и постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Согласно пункту 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 г. № 307, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена статьей 154 ЖК РФ, исходя из которой, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, равно как и для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом, а именно пунктом 2 статьи 157 ЖК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

Согласно п. 4 Правил № 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3, подп. "в" п. 49 Правил № 307 управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг, в их обязанности входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями либо самостоятельное производство коммунальных ресурсов с целью оказания потребителям коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 16 Правил № 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Поскольку в спорных домах отсутствуют коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, то размер платы по электроэнергии за места общего пользования в соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ должен определяться по нормативам потребления, то есть по нормативам потребления, которые установлены:

- Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г.,

- Нормативами потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Удмуртской Республики при отсутствии приборов учета, утвержденных Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.04.2007 г. № 59;

- Нормативами потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением <данные изъяты> при отсутствии приборов учета, утвержденными Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты>,

согласно которым расход электрической энергии на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь в размере - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.

Согласно ответу Министра Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики от 13.04.2011 г. № 11/1640 на запрос Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в <данные изъяты> в случаях, когда отсутствуют общедомовые приборы учета энергетических ресурсов, предъявление гражданам платы за электроэнергию мест общего пользования должно осуществляться на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 23.04.2007 г. № 59 «Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению населением Удмуртской Республики при отсутствии приборов учета. Оплата гражданами услуг по электроэнергии мест общего пользования, проживающими в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, законодательно обосновано и составляет 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.

Таким образом, исполнитель услуг (МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>) при расчете с потребителями (собственниками жилых помещений) не вправе использовать показания коммерческого прибора учета, установленного по инициативе и на сетях (по территории разграничения полномочий) энергоснабжающей организации, и применять расчеты согласно пункту 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 г. № 307, которым предусмотрен расчет размера платы за коммунальную услугу (электроснабжение) при условии оборудования многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме.

В то же время, как следует из платежных извещений об оплате услуг за январь 2011 г., направленных жителям спорных домов на оплату коммунальных услуг к оплате, и сальдовых ведомостей предъявлено количество электроэнергии за освещение мест общего пользования значительно (в разы), превышающее нормативы потребления, установленные вышеназванными нормативно-правовыми актами.

Так, например:

- по <данные изъяты>, с количеством проживающих 1 и тарифом 2,42 руб. за освещение мест общего пользования начислено 289,11 руб. (количество 119,47 х 2,42), по индивидуальному счетчику начислено 387,20 руб. (количество 160,00 х 2,42) (л.д.93);

- по <данные изъяты>, с количеством проживающих 1 и тарифом 1,70 руб. за освещение мест общего пользования начислено 228,96 руб. (количество 134,68 х 1,70), по индивидуальному счетчику начислено 170,00 руб. (количество 100,00 х 1,70) (л.д.95);

- по <данные изъяты>, с количеством проживающих 2 и тарифом 2,42 руб. за освещение мест общего пользования начислено 755,26 руб. (количество 312,09 х 2,42), по индивидуальному счетчику начислено 605,00 руб. (количество 250,00 х 2,42) (л.д.101);

- по <данные изъяты>, с количеством проживающих 1 и тарифом 2,42 руб. за освещение мест общего пользования начислено 123,14 руб. (количество 50,88 х 2,42), по индивидуальному счетчику начислено 133,10 руб. (количество 55,00 х 2,42) (л.д.99).

Факт того, что ответчиком осуществлялись действия по применению вышеуказанного расчета и соответствующему начислению платы за электроэнергию за места общего пользования в многоквартирных домах по адресам: <данные изъяты>, за период с <данные изъяты> по день вынесения настоящего решения, исходя из показаний приборов учета, подтверждается выписками из лицевых счетов жителей указанных домов (л.д.190-200), а также пояснениями, данными в судебном заседании представителем ответчика МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» А.1 и свидетелем К.1 Оснований не доверять показаниям свидетеля в данной части у суда не имеется оснований, так как её показания согласуются с вышеназванными выписками.

Суд приходит к выводу, что действия ответчика по начислению платы за электроэнергию за места общего пользования в многоквартирных домах за период с <данные изъяты> по день вынесения настоящего решения с нарушениями норм действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей: отсутствие необходимой и достоверной информации в платежных документах, неверный норматив потребления электроэнергии в платежных документах, неправильный расчет при начислении платы за электроэнергию за места общего пользования – являются противоправными и ущемляющими интересы неопределенного круга потребителей.

При таких обстоятельствах, ответчик обязан прекратить указанные действия и производить расчеты с населением за коммунальную услугу по электроэнергии за места общего пользования в многоквартирных домах по адресам: <данные изъяты>, в соответствии с действующим законодательством.

В дальнейшем ответчик должен производить расчеты с населением за коммунальную услугу по электроэнергии за места общего пользования в данных многоквартирных домах вплоть до установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии в соответствии с п. 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, и Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.04.2007 г. № 59 «Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению населением Удмуртской Республики при отсутствии приборов учета», то есть расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определять исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт в час в месяц на одного человека.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации решение суда до потребителей.

Так как действия ответчика признаны судом противоправными, то подлежат удовлетворению требования истца о понуждении ответчика довести информацию о решении суда. МНУ "ЕСМЗ <данные изъяты>" обязано опубликовать информацию о решении суда по настоящему делу в течение 10 дней после вступления его в законную силу через районную газету «Камская новь», так как потребители проживают в <данные изъяты>.

Согласно п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, обращающиеся в защиту государственных и общественных интересов.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты который истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, к взысканию с МНУ «ЕСМЗ <данные изъяты>» подлежит госпошлина в доход Муниципального образования «Камбарский район Удмуртской Республики» в размере 200 рублей.

Лицам, участвующим в деле было разъяснено положение статьи 56 ГПК РФ в части доказывания сторонами тех обстоятельств, на которые они ссылаются, от представления дополнительных доказательств лица участвующие в деле отказались.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному некоммерческому учреждению «Единая служба муниципального заказчика <данные изъяты>» удовлетворить.

Признать действия Муниципального некоммерческого учреждения «Единая служба муниципального заказчика <данные изъяты>» по начислению платы за электроэнергию за места общего пользования в многоквартирных домах по адресам: <данные изъяты>, за период с <данные изъяты> по день вынесения настоящего решения, с нарушениями норм действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей: отсутствие необходимой и достоверной информации в платежных документах, неверный норматив потребления электроэнергии в платежных документах, неправильный расчет при начислении платы за электроэнергию за места общего пользования - противоправными и ущемляющими интересы неопределенного круга потребителей.

Обязать Муниципальное некоммерческое учреждение «Единая служба муниципального заказчика <данные изъяты>» прекратить указанные действия и производить расчеты с населением за коммунальную услугу по электроэнергии за места общего пользования в многоквартирных домах по адресам: <данные изъяты>, в соответствии с действующим законодательством.

Обязать Муниципальное некоммерческое учреждение «Единая служба муниципального заказчика <данные изъяты>» довести до сведения потребителей информацию о решении суда по настоящему делу в течение 10 дней после вступления его в законную силу через газету «Камская новь».

Взыскать с Муниципального некоммерческого учреждения «Единая служба муниципального заказчика <данные изъяты>» госпошлину в доход бюджета МО «Камбарский район» в сумме 200 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2012 года.

.

.

Судья С.Л. Ефимов