Решение суда о перерасчете платы за отопление, компенсации морального вреда



Дело № 2-167/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 15 августа 2012 г.

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Ефимова С.Л.,

При секретаре Дьячковой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.Е.Ю. к Муниципальному некоммерческому учреждению «Е» об обязании обеспечить температуру воздуха в его помещении в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг граждан, обязании произвести перерасчет суммы задолженности за услугу отопление, компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

К.Е.Ю. обратился в Камбарский районный суд УР с иском к Муниципальному некоммерческому учреждению «Е» с требованиями:

1.Обязать МНУ «Е» в срок до хх сентября 2012 года обеспечить температуру воздуха в его помещении, находящемся по адресу: Удмуртская республика г. Камбарка (адрес), в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг граждан.

2.Анулировать его задолженность ответчиком МНУ «Е» в сумме ххххх рублей за услугу - отопление за период его не выплат, так же обязать ответчика произвести перерасчет квартплаты на 2012 год.

3.Взыскать с ответчика МНУ «Е», в его пользу ххххх десять тысяч рублей, сумму морального вреда.

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял и дополнял требования: дополнением к иску от xx.07.2012г., дополнением к иску от xx.08.2012г., дополнением к иску от xx.08.2012 года.

Окончательно истец просил:

1.Обязать МНУ «Е» в срок с хх сентября 2012 года обеспечить температуру воздуха в его помещении, находящемся по адресу: Удмуртская республика г. Камбарка (адрес), в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг граждан.

2. Произвести перерасчет на сумму хххх рублей, то есть списать с него имеющуюся задолженность по счетам за услугу отопления, а также не начислять в будущем плату по счетам за услуги в счет вышеуказанной суммы.

3.Взыскать с ответчика МНУ «Е», в его пользу ххххх десять тысяч рублей, сумму морального вреда.

Иск мотивирован тем, что истец является собственником жилого дома по адресу: г. Камбарка, (адрес). Данный жилой дом обслуживается МНУ «Е».

В течении отопительного сезона 2011-2012 года температура воздуха в его жилом помещении была ниже нормативной, что составляло от +18°С - +20°С. Согласно Приложения №1 к Правилам температура воздуха в жилых помещениях должна быть (в угловых квартирах) не ниже +21 °С.

В середине ноября 2011 года истцом было подано устное обращение сотрудникам МНУ «Е», с претензиями о ненадлежащем предоставлении услуги по отоплению. На что со стороны ответчика никаких мер по устранению не принималось, замеры температуры воздуха не производились.

xx.11.2011 года истцом было подано письменное заявление с претензиями о ненадлежащем предоставлении услуги по отоплению. На что ответчик всячески игнорировал, мер по устранению не принимал, замеры температуры воздуха не производил.

xx.12.2011 года истцом было подано письменное заявление с претензией о том, что услуга по отоплению также не предоставляется, что оплата им будет производиться частично. Что им не будет производиться оплата услуги за отопление, согласно перечню извещений «Счет за услуги», что составляет ежемесячно ххх, хх руб. По причине того, что квартира будет обогреваться электрообогревателем. На что позже в его квартире сотрудниками МНУ «Е» были произведены замеры температуры воздуха, где было зафиксировано согласно Актам от xx.12.2011 года +19 °С, от xx.12.2011 года +19 °С. После никаких мер снова не принимались.

На протяжении 2008 года по декабрь 2011 года, истцом не была допущена задолженность по оплате за коммунальные услуги, на данный момент ответчик исправно продолжает начислять оплату за услугу по отоплению, не реагируя на его обращения. У истца образовалась задолженность в сумме х ххх,хх руб. согласно извещению «счет за услуги март 2012 года» (расчет).

Согласно ст. 4 Закона РФ от xx.09.1992 года № 2300-1 и п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от xx.05.2006 года № 307 (далее - Правила), исполнитель (ответчик) обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.

В дополнении к исковому заявлению от xx.08.2012 года истец уточнил требования и просит ответчика произвести перерасчет на сумму хххх рублей, т.е. списать с него имеющуюся задолженность по счетам за услугу отопление, а так же не начислять в будущем плату по счетам за услуги в счет вышеуказанной суммы. Данная сумма – хххх рублей, рассчитанная истцом за некачественно предоставленную услугу по отоплению с момента подачи заявления ответчику хх ноября 2011 года по конец отопительного сезона хх апреля 2012года.

Истец предоставил следующий расчет:

Начало отопительного сезона хх сентября 2011 года.

Конец отопительного сезона хх апреля 2012 года.

Дата поданного им заявления с претензией ответчику хх ноября 2011года.

1) Период с начала отопительного сезона хх сентября 2011 года по конец отопительного сезона хх апреля 2012 года составляет 216 дней.

2) 12 месяцев х ххх,хх руб. (т.к. в течение всего года истец платит установленную фиксируемую плату за один месяц в сумме ххх,ххруб. )=ххххх,хх рублей.

3) Следовательно, за 216 дней отопительного сезона истцу начисляется плата в сумме ххххх,хх руб., тогда хх,хххх руб. стоимость одного дня отопления.

4) С xx.11.2011 года (даты поданного им заявления) по конец отопительного сезона составляет 150 дней, тогда 150 х ххххх= хххх рублей.

В судебном заседании истец требования с учетом их изменений поддержал, дополнительно суду пояснил, что с ним в данной квартире проживает дочь К., (персональные данные исключены)года рождения. Температура у них в квартире низкая. Режим температуры они наблюдали каждый день, и она составляла +18 - +19 градусов, что ниже нормы. За это время у истца несколько раз болела дочь, и они вынуждены были проживать у его родителей (адрес). Также он работает (персональные данные исключены), по роду своей работы постоянно находится на улице, и, приходя домой, оказывается в таких условиях. Он и его дочь испытывали дискомфорт. Поэтому просит суд взыскать с ответчика моральный вред в размере хх тысяч рублей. Квартира истца угловая, однокомнатная, выходит на восточную сторону. Он обращался в МНУ «Е» в ноябре и декабре 2011 года. По результатам обращения никакой реакции от ответчика не было. хх декабря 2011 года к ним приходили и производили замеры температуры воздуха. В данный день температура была + 19 градусов. Затем хх декабря 2011 года пришел этот же работник МНУ «Е», произвел такую же процедуру, был составлен акт, зафиксирована температура +19 градусов. После этого никаких мер ответчиком не принималось. Дом у истца двухэтажный, один подъезд, он живет на втором этаже. Считает, что ответчик не исполнял п.49 Постановления Правительства РФ № 307 от хх мая 2006г., согласно которого исполнитель обязан устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством РФ и договором. Между ним и ответчиком возникли гражданско-правовые отношения, согласно которым, если в установленном законом порядке не были устранены причины неполадок, заказчик вправе требовать возмещения убытков. Ответчик нарушил договор, на основании которого обязан был предоставлять качественную услугу, в установленный срок не устранил причину неполадки, хотя прописываются сроки. Истец считает, что был вправе отказаться от оплаты услуги, и написал заявление, что отказывается. Считает, что в данном случае налицо несоблюдение договора ответчиком, 19 градусов в квартире - это уже услуга ненадлежащего качества. Считает, что не должен платить, т.к. согласно его заявлению от xx.11.2011г. ответчик не исправлял и не пытался даже выяснить причину неисправности.

Ранее принимавшая участие в деле в качестве представителя ответчика МНУ «Е» А.Л.Р., действующая на основании доверенности от xx.01.2012 года, исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление следующего содержания.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от xx.05.2006г. № 307, по результатам проверки непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. В соответствии с вышеуказанными Правилами в жилых помещениях должна быть обеспечена температура воздуха не ниже + 18 градусов (в угловых комнатах + 20 градусов).

На основании заявлений истца было обследовано жилое помещение, в котором он проживает. Температура воздуха составляла + 19 градусов.

Услугу по теплоснабжению дома, в котором проживает истец, предоставляет МП Камбарского района «Т.». Ответчику предъявляются счета за оказанную услугу по теплоснабжению. Жители дома никогда не жаловались па тот факт, что услуга по теплоснабжению оказывается ненадлежащего качества.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ и п. I9 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от хх января 2006 г. N 25:

В качестве пользователя жилым помещением собственник обязан:

а) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;

б) обеспечивать сохранность жилого помещения;

в) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;

г) нести расходы па содержание принадлежащего ему жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности па имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения;

д) своевременно вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.

Собственник несет иные обязанности, предусмотренные законодательством.

Истец был обязан принимать меры к утеплению помещения, в котором он проживает - утеплять окна и балкон, не загораживать радиаторы.

Истец оплату за услугу по отоплению не производил, у него имеется задолженность за оказанную услугу в сумме хххх руб., всего задолженность истца за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги составляет хххх руб. 87 коп.

С учетом изложенного, исковые требования не признают, просят в иске отказать.

Представитель ответчика А.Л.Р. дополнительно суду пояснила, что никаких заявлений о перерасчете от истца не было. Только было заявление, что истец не будет оплачивать за отопление. Истцу надо было написать заявление, чтобы проверили систему отопления по всему дому. Если проблема не в системе, то тогда уже нужно обращаться к котельщикам, кто подает тепло. Они могут обнаружить причину, что плохо оказывается услуга по отоплению, только с началом отопительного сезона. Отопительный сезон начинается с даты, которая устанавливается постановлением Главы муниципального образования. Летом они никак не смогут обеспечить замер температуры, смогут только когда начнется отопительный сезон. Зимой нельзя полностью отключить систему отопления, чтоб устранять причину неполадки, от этого пострадают другие квартиры. Истец обязан был сообщать каждый раз о пониженной температуре воздух в квартире, к нему должны были приезжать, делать замеры температуры. Услугу предоставляет другая организация, у МНУ «Е» заключен с ней договор. Система отопления в доме (адрес) принадлежит ООО «Т.». Вся система отопления ремонтируется только летом, потому что пострадают другие квартиры. Совсем аннулировать задолженность истца они не согласны, т.к. всё равно тепло ему предоставлялось. В Постановлении Правительства РФ № 307 от хх мая 2006 г. указано, что потребителем пишется заявление о перерасчёте размера платы за некачественно предоставленную услугу. Зимой никто не будет устранять неполадки в отопительной системе. Если некачественная услуга предоставлена в декабре 2011 года, то за декабрь 2011 г. и делается перерасчёт. Сумма за отопление «раскидывается» на круглый год, а перерасчёт будет сделан только за декабрь 2011г. Если платить только в течение отопительного сезона, то сумма за отопление будет огромная. Фактически услуга по отоплению оказывается в течение 6-7 месяцев в год. Если истцу в декабре 2011г. ненадлежащего качества услугу предоставили, то до конца отопительного сезона ему всё равно будет начисляется плата. Работники МНУ «Е» два раза ездили к истцу, и замеряли температуру воздуха в квартире. Температура в квартире была 19 градусов. По нормам допускается температура воздуха в жилом помещении плюс 18-20 градусов. У истца тепло по нормам предоставляется. Больше замеров не делали. От истца поступило заявление зимой, в это время года смотреть систему никто не будет. Пусть истец пишет заявление летом, и проведут проверку, будут искать причину и её устранять. Потому что зимой, чтобы это сделать, нужно полностью отключать всю отопительную систему. Срок устранения зависит от конкретной причины неполадки. Причина, почему в квартире истца холодно, не выяснена.

Представитель ответчика МНУ «Е» Д.О.Д., действующая на основании доверенности, требования истца не признала и суду пояснила, что услуга отопления истцу оказывалась. За 2 месяца они признают, что услуга предоставлялась некачественная, поэтому сделали перерасчёт. За остальные месяцы не доказано, что услуга предоставлялась некачественная. Заявление истцом написано в конце ноября 2011г., получается, что целый месяц истцу предоставлялась некачественная услуга. Он должен был написать заявление, вызвать комиссию, чтобы произвели замеры температуры воздуха, чего он не сделал. В декабре 2011 года истец также не вызвал комиссию. В соответствии со ст.173 ЖК РФ граждане обязаны вносить плату за коммунальные услуги. Если услуга предоставлена некачественная, то потребитель обязан написать заявление об этом. Когда в 2012 году начнется отопительный сезон, сказать не может, так как всё зависит от температуры атмосферного воздуха. Считает, что до xx.09.2012 года установить оптимальную температуру воздуха в квартире истца невозможно, т.к. сейчас не зимнее время. Сейчас нет возможности проверить систему отопления и устранить неполадки. Как только начнётся отопительный сезон, сразу направят к истцу комиссию для определения, как оказывается услуга по теплоснабжению. Считает компенсацию морального ущерба не доказанной никакими документами.

Допрошенный в предварительном судебном заседании свидетель Д. показала, что истец К.Е.Ю. ее брат, и за время зимнего периода 2011-2012 года он со всей своей семьёй проживали у мамы, 3 раза за зиму. Ребёнок у них болел, у девочки была высокая температура, это было в декабре 2011 года, и еще когда-то болела зимой, точно сказать не может. Она бывала у К.Е.Ю. в квартире, зимой у них в квартире очень холодно. Им постоянно приходится переезжать к маме жить, ребёнок заболевает из-за холодной температуры в квартире.

Допрошенный в предварительном судебном заседании свидетель К.О.Н. показала, что работает экономистом в МНУ «Е». Если услуга предоставлена ненадлежащего качества, то на основании п.60 Постановления Правительства РФ от xx.05.2006г. № 307 они должны сделать перерасчёт. На основании заявления их техники ходят в жилое помещение и смотрят температурный режим, затем составляется акт. Если температурный режим меньше 18 градусов, тогда уже делают перерасчёт, потому что согласно п.15 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам к Постановлению Правительства РФ № 307 обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях должно быть не ниже плюс 18 градусов. У истца температура в квартире была + 19 градусов, поэтому перерасчёт истцу они не делали. Перерасчёт делается на 0,15 процента размера оплаты, согласно занимаемой площади квартиры. Считает, что истец за декабрь 2011 года ничего не должен платить за отопление, так как согласно перерасчету на 1 градус получается сумма х ххх,хх рублей, а истец платит ххх,хх рублей. При превышении размера оплаты за конкретный месяц по расчёту с применением коэффициента потребитель услуг не должен оплачивать. Сумма за отопление раскидывается и на летний период времени для того, чтобы было удобно населению, имеются общепринятые нормы везде по России, что плата делится на 12 месяцев, чтобы не так накладно было. Они делают перерасчёт только на основании актов, которые составляются на основании заявлений после замера температурного режима. Считает, что К.Е.Ю. должен был каждый месяц обращаться с заявлением о несоответствии температурного режима, а если нет заявления, то у потребителя все нормально. Им достаточно для перерасчета составленных актов об измерении температуры. Не согласна с тем, что они должны аннулировать задолженность, т.к. услуга предоставлялась, отопление в этом доме было, и другие жильцы не жаловались. Полностью аннулировать задолженность К.Е.Ю. они не могут. Если бы были от истца заявления каждый месяц, тогда бы они делали перерасчёт.

Суд, установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Истец К.Е.Ю. является собственником однокомнатной квартиры общей площадью 35,7 кв.м. по адресу: Удмуртская Республика, г. Камбарка, (адрес), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от хх мая 2008 года серия 18 АА № хххххх (л.д.8).

Квартира расположена на втором этаже двухэтажного кирпичного дома и является угловой (л.д.56).

Совместно с истцом в данной квартире проживает его дочь К., (персональные данные исключены)года рождения, что подтверждается справкой о составе семьи от xx.05.2012г. (л.д.57) и выписками из лицевого счета (л.д.58, 76).

Общедомового прибора учета отопления в (адрес)г. Камбарка и индивидуального прибора учета в квартире истца (тепловых счётчиков) не имеется.

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от xx.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от xx.12.2006 N 251-ФЗ) ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VII Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ответчик МНУ «Е» является управляющей организацией, отвечающей за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома по адресу: Удмуртская Республика, г. Камбарка, (адрес). Данное обязательство у ответчика возникло до вступления в силу ЖК РФ.

Истец по хх декабря 2011 года производил оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в полном объеме в установленные законом сроки. С хх декабря 2011 года истец перестал производить оплату за отопление, все остальные услуги продолжал оплачивать, что подтверждается квитанциями и чекам об оплате услуг. Задолженность истца за услугу отопления по состоянию на xx.05.2012 г. составляет х ххх руб.

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (п. 4, 7, ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации, влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением комплекса функций по подаче в жилое помещение коммунальных ресурсов.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ от xx.05.2006 г. № 307, «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В данном случае исполнителем услуги по отоплению является МНУ «Е». Договор на предоставление услуги по отоплению между истцом и ответчиком в письменной форме заключен не был, но между ними фактически сложились отношения по предоставлению услуги по отоплению и истец оплачивает данную услугу.

Оплата услуг истцом производится в Муниципальное автономное учреждение «Расчетно-кассовый центр Камбарского района» (МАУ «РКЦ Камбарского района»).

Между МНУ «Е» (принципал) и МАУ «РКЦ» (агент) заключен агентский договор на оказание расчетно-сервисного обслуживания № 10 от xx.11.2011 г., согласно которому принципал поручает, а агент берет на себя обязательство начислять оплуту за коммунальные услуги, составлять и доставлять документы на оплату данных услуг, осуществлять прием платежей от потребителей за коммунальные услуги. Денежные средства, поступившие на расчетный счет агента не поступают в собственность агента, являются собственностью принципала и подлежат перечислению принципалу в течение 2 банковских дней (п. 2.1, подп. 2.1.7, 2.1.9, 2.1.4, 3.1.19).

МНУ «Е» и МАУ «РКЦ» располагаются в одном здании по адресу: УР, г. Камбарка, (адрес).

хх ноября 2011 г. от истца к ответчику поступило заявление о том, что в его квартире не предоставляется услуга по отоплению, температура в квартире не превышает 18 градусов. Просит разобраться по данному факту и производить нормальное отопление. Данное заявление зарегистрировано ответчиком в журнале регистрации заявлений граждан за № 1072 в этот же день. Заявление принято Ельшиной.

хх декабря 2011 г. от истца к ответчику поступило заявление о том, что в его квартире не предоставляется услуга по отоплению, температура в квартире не превышает 18 градусов. Просит разобраться по данному факту и производить нормальное отопление. Данное заявление зарегистрировано ответчиком в журнале регистрации заявлений граждан за № 1100 в этот же день. Заявление принято Ельшиной.

Согласно акту от xx.12.2011 г. Комиссия в составе Е.. – техника МНУ «Е» и Д. – инженера МНУ «Е» произвела обследование на соблюдение температурного режима в квартире (адрес). Обследованием установлено, что xx.12.2011 г. температура в квартире истца составляла 19?С, xx.12.2011 г. - 19?С.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, показаниями свидетелей, письменными доказательствами и сторонами не оспариваются.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируют Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от xx.05.2006 года № 307.

В п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг отражено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.

Таким образом, ответчик должен предоставлять истцу коммунальную услугу по теплоснабжению надлежащего качества в соответствии с требованиями установленными Постановлением Правительства РФ от xx.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

К.Е.Ю. требует возложить обязанность на МНУ «Е» в срок с хх сентября 2012 года обеспечить температуру воздуха в его помещении в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг граждан, т.е. по сути, истец требует, чтобы в его квартире хх сентября 2012 года была обеспечена температура воздуха не ниже +20?С.

В судебном заседании представители ответчика пояснили, что в настоящий момент обеспечить температуру воздуха в квартире истца в соответствии с Правилами невозможно по двум причинам:

во-первых, котельные не работают, так как отопительный сезон не начался, и невозможно запустить котельные и коммунальные системы из-за одного дома;

во-вторых, летняя температура воздуха в настоящее время даже после устранения недостатков не позволит установить, за счет чего в квартире будет та или иная температура: за счет температуры наружного воздуха или за счет тепла, исходящего от батарей.

В соответствии с п. 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8?C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8?C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.

Согласно постановлению Администрации Камбарского района УР от xx.09.2011 г. № 637 (л.д.92) отопительный период в Камбарском районе начался с хх сентября 2011 года, а закончился хх апреля 2012 года (постановление Администрации Камбарского района от xx.04.2012г.) (л.д.93).

С учетом этого, невозможно сказать, когда будет открыт отопительный период 2012 года, с началом которого возможно будет проводить измерения в помещении температуры воздуха, обеспечиваемой посредством подачи горячей воды в батареи отопления.

Кроме того, сторонами в судебном заседании не предоставлено сведений, по какой причине температура воздуха в квартире истца ниже на 1 градус от нормативной. Таковыми могут быть разные причины: наличие воздуха (воздушных пробок) в отопительных батареях истца или в системе дома, засоренность батарей истца или отопительной системы дома, подача недостаточно горячей воды (низкая температура теплоносителя) от котельной в отопительную систему дома, в котором проживает истец, проветривание помещений перед производством замеров температуры, плохая утепленность окон и дверей в квартире истца и т.п.

При этом, в соответствии со ст. 210 ГК РФ и ст. ст. 30, 36 Жилищного кодекса РФ бремя содержания имущества, находящегося в квартире (батареи, окна, двери), несет истец как собственник квартиры, который соответственно несет ответственность за их техническое состояние. Жилищным кодексом РФ предусмотрена обязанность собственников жилых помещений по содержанию общего имущества многоквартирного дома, к которому в частности относятся инженерные коммуникации и иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами и внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (ст.36, 39 ЖК РФ).

Правила возлагают на собственников жилых домов, а также привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг (п. 13).

При этом из анализа норм раздела 8 Жилищного кодекса РФ и п. 49 Правил следует, что исполнителем соответствующие работы производятся, во-первых, по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, во-вторых, за плату.

Поскольку причина не установлена, то неизвестно какая температура воздуха в помещении будет обеспечена истцу ответчиком в новом отопительном сезоне, неизвестно будет или не будет она соответствовать установленным нормативам.

В отсутствие сведений о причинах отклонения температуры воздуха в квартире К.Е.Ю. от нормативной суд не может возложить обязанность на ответчика обеспечить температуру воздуха в квартире истца с хх сентября 2012 года в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Также не установлено судом систематичности обращения истца с вопросом об отклонении температуры воздуха в его жилом помещении от нормы в отопительный период. Снижение температуры на 1 градус ниже нормы было зафиксировано только в декабре 2011 года.

Поэтому в удовлетворении требования о возложении обязанности на МНУ «Е» в срок с хх сентября 2012 года обеспечить температуру воздуха в его помещении в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг граждан необходимо отказать.

Истец просит обязать ответчика произвести перерасчет суммы задолженности за услугу отопления на сумму х ххх рублей согласно расчету, содержащемуся в дополнении к исковому заявлению от xx.08.2012г. - л.д.91.

В силу ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Пунктом 5 ч.2 данной статьи предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В силу п.4. ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от xx.05.2006г. № 307 определены, в том числе, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также порядок установления факта непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Согласно п. 51 Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу; получать от исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки.

Пунктом 60 Правил предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.

К числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, в соответствии с пунктом 6 Правил отнесена услуга по отоплению - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам. При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункт 9 Правил).

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением № 1 к Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению.

Согласно п. 15 приложения № 1 Правил, температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18?С (в угловых комнатах - +20?С).

Как видно из материалов дела К.Е.Ю. 28 ноября и хх декабря 2011 года обращался в МНУ «Е» с заявлениями о ненадлежащем предоставлении услуги по отоплению (л.д.5,6). Данные обращения зарегистрированы ответчиком в Журнале регистрации заявлений граждан (л.д.23, 25). Факт устного обращения истца в ноябре 2011 г. им не доказан.

На основании заявлений истца работниками МНУ «Е» было обследовано жилое помещение, согласно проведенным замерам температура воздуха в квартире истца хх декабря 2011 года составляла +19?С, хх декабря 2011 года +19?С (л.д.9).

Данная температура в жилом помещении не соответствует нормативам, так как согласно п. 15 приложения № 1 Правил температура воздуха в квартире истца должна быть не ниже +20?С, поскольку квартира угловая.

Факт предоставления истцу коммунальных услуг ненадлежащего качества с 28 ноября по декабрь (включительно) 2011 года признается ответчиком и подтверждается актом. Следовательно, требования истца в этой части подлежат удовлетворению.

Перерасчет по услуге теплоснабжения за ноябрь и декабрь 2011 года на сумму хххх руб. 61 коп. произведен ответчиком в соответствии с п.15 Приложения № 1 Постановления Правительства РФ от xx.05.2006 года № 307 (л.д.96). Данный расчет проверен судом и является верным.

Ответственность перед истцом-потребителем по перерасчету должна быть возложена в соответствии с настоящими Правилами на МНУ «Е» как исполнителя услуг. В данной ситуации МАУ «РКЦ» не осуществляет реализацию коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при осуществлении расчетов, занимаясь сбором соответствующих денежных сумм с собственников жилья и перечислением их на счет ответчика.

В требовании о перерасчете по услуге теплоснабжения с января 2012 года по хх апреля 2012 года суд считает необходимым отказать, поскольку истцом не представлено доказательств, что в этот период времени ему не предоставлялись коммунальные услуги или предоставлялись коммунальные услуги ненадлежащего качества.

Согласно пунктам 69, 71 Правил факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

При этом пунктами 64, 65, 66 Правил гражданам установлено, что потребитель уведомляет о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, а отметка в журнале регистрации заявок является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Доказательств того, что К.Е.Ю. устно либо письменно обращался по вопросу непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества в МНУ «Е» в период с января 2012 года по хх апреля 2012 года в материалах дела не содержится и судом не установлено. Актов, подтверждающих доводы истца о ненадлежащем оказании услуги, суду представлено не было.

В материалах дела нет сведений, что в доме по адресу: УР, г. Камбарка, (адрес), в спорный период времени было холодно и к ответчику с подобными заявлениями обращались другие жители дома.

Суд, частично удовлетворяя иск по данному требованию, учитывает также следующие обстоятельства.

Согласно подп. "и" п. 49 Правил исполнитель обязан в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа.

Из материалов дела не следует, что общество направило в течение 2-х дней К.Е.Ю. извещение о приеме его заявлений, хотя они были зарегистрированы.

Вместе с тем, суд отмечает, что ответчик не совершал умышленного бездействия, направленного на уклонение от исполнения обязанности по предоставлению потребителю К.Е.Ю. необходимой информации по его заявлениям, т.к. ответчик заблуждался относительно того, что истцу оказывается услуга надлежащего качества. Так, из пояснений представителя ответчика А.Л.Р.(л.д.61-оборот) и показаний свидетеля К.О.Н. (л.д.69) следует, что они полагали, что температура в помещении истца соответствовала нормам, упуская тот факт, что квартира истца является угловой и температура отклонялась на 1 градус.

Из пп. "н" п. 49 Правил следует, что исполнитель обязан по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.

Судом не установлено, что истец обращался к ответчику с требованием направить своего представителя для выяснения причин предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и составления соответствующего акта.

Подлежат частичному удовлетворению требования истца о компенсации морального вреда. Истец ссылается, что в связи с необеспечением надлежащего теплового режима в квартире он и члены его семьи испытывали дискомфорт, дочь болела, были вынуждены жить у родителей.

Статья 151 ГК РФ предусматривает, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В пункте 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от xx.05.2006 года № 307 предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять коммунальные услуги в необходимых для потребителя объеме и надлежащего качества.

В жилом помещении по адресу: Удмуртская Республика, г. Камбарка, (адрес), в установленный судом период температура воздуха в квартире истца не соответствовала нормативам.

Таким образом, ответчиком оказывалась истцу ненадлежащая услуга по теплоснабжению, в связи с чем, в соответствии со ст. 151 ГК РФ и ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» от xx.02.1992 N 2300-1 имеются основания для компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание характер причиненных истцу нравственных страданий, непродолжительный период оказания услуги по отоплению ненадлежащего качества (3 дня ноября и декабрь 2011 года), отклонение температуры от норматива всего на 1 градус, отсутствие каких-либо серьезных последствий для истца. Исходя из данных обстоятельств и с учетом принципа разумности, суд полагает размер компенсации морального вреда, заявленный истцом, завышенным и оценивает размер компенсации морального вреда, причиненного истцу в хххх рублей, которые считает адекватными понесенным им нравственным страданиям.

Поскольку решение состоялось в пользу истца, который был освобожден от уплаты государственной пошлины, то в силу ч.1 ст.103 ГПК РФ и подп.1,3 п.1 ст.333.19, подп. 8 п.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за требование имущественного характера о перерасчете суммы задолженности в размере ххх рублей, за требование неимущественного характера о компенсации морального вреда в размере ххх рублей.

Лицам, участвующим в деле было разъяснено положение статьи 56 ГПК РФ в части доказывания сторонами тех обстоятельств, на которые они ссылаются, от представления дополнительных доказательств лица участвующие в деле отказались.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования К.Е.Ю. к Муниципальному некоммерческому учреждению «Е» удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное некоммерческое учреждение «Е» произвести К.Е.Ю. перерасчет платы за услугу отопление за ноябрь 2011 г. в размере ххх руб. 72 коп. и за декабрь 2011 г. в размере ххх руб. 89 коп., всего на сумму х ххх руб. 61 коп.

Взыскать с Муниципального некоммерческого учреждения «Е» в пользу К.Е.Ю. компенсацию морального вреда в размере х ххх руб.

В удовлетворении исковых требований К.Е.Ю. к Муниципальному некоммерческому учреждению «Е» в остальной части отказать.

Взыскать с Муниципального некоммерческого учреждения «Е» госпошлину в доход бюджета МО «К.Р.» в сумме ххх руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен хх августа 2012 года.

Судья С.Л. Ефимов