Дело № 2-110/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 21 февраля 2011 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Нургалиева Э.В.,
При секретаре Сафиуллиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камбарского района УР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №3 «Сказка» г.Камбарка, Администрации МО «Камбарский район» о запрете осуществления медицинской деятельности детским садом до получения лицензии на право ее осуществления с 01.04.2011 года
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Камбарского района УР обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад №3 «Сказка» г.Камбарка, Администрации МО «Камбарский район» о запрете Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №3 «Сказка» г.Камбарка с 01.04.2011 года осуществление медицинской деятельности до получения лицензии на право ее осуществления.
Свои требования прокурор Камбарского района УР мотивирует тем, что в соответствии с ч.1, п.11, п.1.5 Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 «Сказка» г.Камбарка (далее по тексту - детский сад №3 «Сказка»), является юридическим лицом и создан в целях осуществления дошкольной образовательной деятельности и реализации прав граждан на дошкольное образование.
Согласно ч.2 п.1.1 Устава, учредителем детского сада №3 «Сказка» является администрация МО «Камбарский район».
В соответствии с пунктами 1 и 19 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения относятся к компетенции образовательного учреждения.
В соответствии с п.3 ч.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 утверждено "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении" (далее Типовое положение).
В соответствии с п. 25 Типового положения, медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с п. 96 ст. 17 Федерального Закона от 08.08.2001 года №128 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности регламентирован Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 года №30.
Проведенной прокуратурой Камбарского района проверкой установлено, что в детском саду №3 «Сказка» штатным медицинским работником осуществляется медицинское обслуживание детей данного детского сада, для чего используется, в том числе и медицинский кабинет, имеющийся в детском саду.
Вместе с тем, в нарушение указанного выше законодательства детский сад №3 «Сказка» лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеет.
Согласно п. 6.1, п. 6.4 Устава детский сад №3 «Сказка» деятельность детского сада финансируется учредителем в соответствии с договором между детским садом и учредителем. Финансовые средства образуются: из бюджетных ассигнований; средств спонсоров; добровольных поступлений; родительской платы; средств заработанных учреждением, банковских кредитов.
Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление заявления прокурора вызвано защитой неопределенного круга лиц в связи с тем, что невозможно индивидуализировать лиц, которые постоянно либо временно находятся в детском саду №3 «Сказка», поскольку круг лиц пребывающих в учреждении постоянно меняется.
Деятельность образовательного учреждения и его учредителя, выражающееся в осуществлении медицинской деятельности в отсутствие соответствующей лицензии, ставит в опасность жизнь и здоровье воспитанников детского сада №3 «Сказка».
В дополнении к иску от 14.01.2011 года прокурор Камбарского района УР указывает, что в соответствии со ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В судебном заседании помощник прокурора Камбарского района УР Климко А. Л. поддержал исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. Просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МДОУ детский сад №3 «Сказка» г.Камбарка А., являющаяся заведующей д/с, исковые требования не признала, суду пояснила, что они не осуществляют медицинскую деятельность. Медицинская сестра у них занимается питанием, а медицинскую помощь оказывает медсестра с детской консультации, которая делает прививки. У них с детской консультацией все согласовано, есть план прививок, и с детской консультации приезжает фельдшер и делает прививки. Раньше, когда не требовалась лицензия, делали и физиолечение, и массаж. На ясельных группах детей смотрят воспитатели, каждое утро замеряют температуру, смотрят кожный покров. В настоящее время договор о совместной деятельности между детским садом и МУЗ «Камбарская ЦРБ» заключен, но медицинский работник из штата детского сада еще не выведен. Штатное расписание на период с 01.09.2010 года до 31.08.2010г. детского сада №3 «Сказка» действует и в настоящее время.
Представитель ответчика Администрации МО «Камбарский район» Л. исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что медицинское обслуживание детей в муниципальных образовательных учреждениях МО «Камбарский район» будет осуществляться МУЗ «Камбарская ЦРБ». В настоящий момент будут проводится организационные мероприятия по переводу штатных медицинских работников в МУЗ «Камбарская ЦРБ», и соответственно заключение договоров на оказание медицинских услуг. В настоящее время такой договор заключен.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Камбарского района подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу ст.41 Конституции Российской Федерации гражданам РФ гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
Статьей 32 Закона РФ «Об образовании» определена самостоятельность образовательного учреждения в осуществлении образовательного процесса в соответствии с Уставом образовательного учреждения, лицензии и свидетельства о государственной аккредитации; подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения.
В соответствии с п.25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ 12.09.2008г. № 666 медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей работников дошкольного образовательного учреждения.
Следовательно, действующим законодательством на дошкольные образовательные учреждения возложена обязанность по обеспечению охраны здоровья учащихся и воспитанников.
Согласно ч.3 ст.49 ГК РФ, право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок.
В соответствии с п.96 ч.1 ст. 17 Федерального закона « О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128 –ФЗ от 18.08.2001 года и Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30 медицинская деятельность, в частности сестринское дело подлежит лицензированию.
Постановление Правительства РФ 12.09.2008г. № 666 не содержит положения о том, что дошкольное образовательное учреждение не имеет права осуществлять медицинскую деятельность в рамках своей компетенции.
Кроме того, п. п. 41, 46 указанного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом учреждения самостоятельно. Также дошкольное образовательное учреждение устанавливает штатное расписание и должностные обязанности работников.
Таким образом, дошкольное образовательное учреждение может получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в случае, если медицинский персонал является штатным персоналом дошкольного образовательного учреждения. В противном случае лицензию на медицинскую деятельность должно получать учреждение здравоохранения, в штат которого включен медицинский персонал для оказания медицинской помощи детям в данном дошкольном образовательном учреждении. В Письме Минздравсоцразвития России от 13.04.2009 N 15-2/10/2-2569 высказаны аналогичные подходы по вопросу организации медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Как установлено судом, лицензии на осуществление медицинской деятельности у МДОУ детский сад №3 «Сказка» нет.
В настоящее время между МУЗ «Камбарская ЦРБ» и МДОУ детский сад №3 «Сказка» заключен договор о совместной деятельности от 21.02.2011 года. Согласно п.2.1.3 вышеуказанного договора медицинское учреждение получает лицензию на медицинскую деятельность для оказания медицинской помощи воспитанникам в медицинском кабинете, расположенном в Учреждении. Кроме того, согласно п.2.1.4 отвечает за соблюдение лицензионных требований и условий при оказании медицинской помощи в части квалификации медицинских кадров и соблюдения санитарно – эпидемиологического режима технологического процесса.
Согласно Положения «Об организации медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников) в муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования «Камбарский район», утвержденного постановлением Администрации Камбарского района от 02.02.2011 года № установлено, что медицинское обслуживание обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен МУЗ «Камбарская ЦРБ» за этими образовательными учреждениями. Основной целью медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях является повышение уровня здоровья и снижение заболеваемости среди обучающихся (воспитанников), проведение лечебно – профилактических мероприятий, соблюдение санитарно – гигиенических норм, контроль за соблюдением режима и качества питания обучающихся (воспитанников).
Судом установлено, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Сказка» г.Камбарка является юридическим лицом.
Факт осуществления МДОУ детский сад №3 «Сказка» г.Камбарка медицинской деятельности подтверждается следующими доказательствами:
В штате МДОУ детский сад №3 «Сказка» имеется должность старшей медицинской сестры, согласно штатного расписания на период с 01.09.2010 года до 31.08.2010г. Представитель детского сада №3 «Сказка» А. в судебном заседании показала, что данное штатное расписание действует и в настоящее время.
Выпиской из приказа №-к по РОНО от 03.07.1984г. о приеме на работу старшей медицинской сестры;
Должностной инструкцией старшей медицинской сестры, в которой указано, что старшая медицинская сестра обеспечивает выполнение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей в детском саду» и соблюдает правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Осуществляет контроль над соблюдением санитарно – гигиенического и санитарно – эпидемиологического режимов во всех помещениях детского сада, участников. Ведет осмотр детей во время утреннего приема. Изолирует заболевших и оказывает первую медицинскую помощь детям и сотрудникам детского сада. Ежемесячно проводит учет часто болеющих детей, инфекционных заболеваний, травматизма и т.д.;
Пояснениями заведующей МДОУ детский сад №3 «Сказка» А., которая показала, что в настоящее время договор о совместной деятельности между детским садом и МУЗ «Камбарская ЦРБ» заключен, но медицинский работник из штата детского сада еще не выведен.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что, несмотря на заключенный договор о совместной деятельности между МДОУ детский сад №3 «Сказка» и МУЗ Камбарская ЦРБ, в МДОУ детский сад №3 «Сказка» должность старшей медицинской сестры из штата сотрудников Учреждения не исключена, медсестра продолжает работать в детском саду. Следовательно, на момент вынесения решения суда учреждение продолжает осуществлять медицинскую деятельность.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что деятельность МДОУ детский сад №3 «Сказка» в части медицинской деятельности без лицензии является незаконной, нарушающей основные конституционные права воспитанников и их родителей, а также работников МДОУ на охрану здоровья и надлежащую медицинскую помощь.
Образовательное учреждение может получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, поскольку в настоящее время медицинский персонал является штатным персоналом дошкольного образовательного учреждения.
Осуществление медицинской деятельности без специального разрешения может причинить вред здоровью детей, их жизнедеятельности, а в соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. При таких обстоятельствах, требования прокурора о запрете МДОУ детский сад №3 «Сказка» г.Камбарка осуществлять медицинскую деятельность до получения лицензии на право ее осуществления подлежит удовлетворению.
Не подлежит удовлетворению требование прокурора о запрете указанной деятельности именно с 1 апреля 2011 года, поскольку решение суда исполняется с момента вступления решения суда в законную силу.
Только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм ( ст. 434 ГПК РФ ).
Поэтому вопрос о запрете деятельности с 1 апреля 2011 года может быть рассмотрен после вступления решения суда в законную силу при рассмотрении заявления об отсрочке исполнения решения суда.
Не подлежат удовлетворению требования прокурора Камбарского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Камбарский район» поскольку по заявленным требованиям она является ненадлежащим ответчиком. Медицинскую деятельность Администрация МО «Камбарский район» в указанном детском саду не осуществляет.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Следовательно, в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 «Сказка» г.Камбарка подлежит взысканию в доход Муниципального образования «Камбарский район Удмуртской Республики» государственная пошлина в размере 200 рублей.
Лицам, участвующим в деле было разъяснено положение статьи 56 ГПК РФ в части доказывания сторонами тех обстоятельств, на которые они ссылаются, от представления дополнительных доказательств лица участвующие в деле
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Камбарского района УР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №3 «Сказка» г.Камбарка о запрете осуществления медицинской деятельности детским садом до получения лицензии на право ее осуществления с 01.04.2011 года удовлетворить частично.
Запретить Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №3 «Сказка» г.Камбарка осуществлять медицинскую деятельность до получения лицензии на право ее осуществления.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Камбарского района УР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №3 «Сказка» г.Камбарка отказать.
В удовлетворении исковых требований прокурора Камбарского района УР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Камбарский район» о запрете осуществления медицинской деятельности детским садом до получения лицензии на право ее осуществления с 01.04.2011 года отказать.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 «Сказка» г.Камбарка в доход муниципального образования «Камбарский район» госпошлину в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2011 года.
Судья <данные изъяты> Нургалиев Э.В.
<данные изъяты>