Решение о запрете медицинской деятельности до получения лицензии



Дело № 2-107/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 21 февраля 2011 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Нургалиева Э.В.,

При секретаре Сафиуллиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камбарского района УР в защиту интересов неопреде­ленного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Улыбка» д.Н.-Армязь, Администрации МО «Камбарский район» о запрете осуществления медицинской деятельности детским садом до получения лицензии на право ее осуществления с <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Камбарского района УР обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад «Улыбка» д. Н. Армязь, Администрации МО «Камбарский район» о запрете Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Улыбка» д. Н. Армязь с 01.04.2011 года осуществление медицинской деятельности до получения лицензии на право ее осуществления.

Свои требования прокурор Камбарского района УР мотивирует тем, что в соответствии с п. 1, п. 3 Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Улыбка» д. Н. Армязь (далее по тексту - детский сад «Улыбка»), является юридическим лицом и создан в целях осуществления дошкольной образовательной деятельности и реализации прав граждан на дошкольное образование.

Согласно п. 4 Устава, учредителем детского сада «Улыбка» является администрация МО «Камбарский район».

В соответствии с пунктами 1 и 19 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения относятся к компетенции образовательного учреждения.

В соответствии с п.3 ч.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 утверждено "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении" (далее Типовое положение).

В соответствии с п. 25 Типового положения, медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с п. 96 ст. 17 Федерального Закона от 08.08.2001 года №128 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования медицинской деятельности регламентирован Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 года №30.

Проведенной прокуратурой Камбарского района проверкой установлено, что в детском саду «Улыбка» в соответствии с п. 8 Устава штатным медицинским работником осуществляется медицинское обслуживание детей данного детского сада, для чего используется, в том числе и медицинский кабинет, имеющийся в детском саду.

Вместе с тем, в нарушение указанного выше законодательства детский сад «Улыбка» лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеет.

Согласно п. 29, п. 30 Устава детский сад «Улыбка», деятельность детского сада финансируется в соответствии с законодательством. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского сада являются: бюджетные и внебюджетные средства; имущество, переданное детскому саду собственником в лице уполномоченного им органа; средства родителей (законных представителей), добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц, кредиты банков и других кредитов; других источников в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Предъявление заявления прокурора вызвано защитой неопределенного круга лиц в связи с тем, что невозможно индивидуализировать лиц, которые постоянно либо временно находятся в детском саду «Улыбка», поскольку круг лиц пребывающих в учреждении постоянно меняется.

Деятельность образовательного учреждения и его учредителя, выражающееся в осуществлении медицинской деятельности в отсутствие соответствующей лицензии, ставит в опасность жизнь и здоровье воспитанников детского сада «Улыбка».

В дополнении к иску от 14.01.2011 года прокурор Камбарского района УР указывает, что в соответствии со ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В судебном заседании помощник прокурора Камбарского района УР Климко А. Л. поддержал исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. Просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика МДОУ детский сад «Улыбка» д. Н. Армязь К., являющаяся заведующей д/с, исковые требования не признала, суду пояснила, что медицинскую деятельность в детском саде оказывают медики, которые числятся у них в штате. Заработную плату медработники получают у них, но основное место их работы в фельдшерско – акушерском пункте. Они числятся в МУЗ «Камбарская ЦРБ». Лицензии на право осуществления медицинской деятельности у них нет. В настоящее время договор о совместной деятельности между детским садом и МУЗ «Камбарская ЦРБ» заключен, но медицинский работник из штата детского сада еще не выведен.

Представитель ответчика Администрации МО «Камбарский район» Л. с исковыми требованиями прокурора не согласилась, суду пояснила, что они являются учредителями всех детских садов на территории Камбарского района. У них были штатные единицы на штатных медицинских работников. Детские сады не будут получать лицензию на осуществление медицинской деятельности. Считает, что этим должны и будут заниматься МУЗ «Камбарская ЦРБ». На данный момент медицинская деятельность проводится штатными медработниками, без лицензии, но медперсонал у них обучен. Считает, что угрозы для детей и работников нет. После заключения договор с МУЗ «Камбарская ЦРБ» медицинские работники будут исключаться из штатного расписания детских садов. В настоящее время договор о совместной деятельности между детским садом и МУЗ «Камбарская ЦРБ» заключен.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Камбарского района подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям..

В силу ст.41 Конституции Российской Федерации гражданам РФ гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

Статьей 32 Закона РФ «Об образовании» определена самостоятельность образовательного учреждения в осуществлении образовательного процесса в соответствии с Уставом образовательного учреждения, лицензии и свидетельства о государственной аккредитации; подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения.

В соответствии с п.25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ 12.09.2008г. № 666 медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей работников дошкольного образовательного учреждения.

Следовательно, действующим законодательством на дошкольные образовательные учреждения возложена обязанность по обеспечению охраны здоровья учащихся и воспитанников.

Согласно ч.3 ст.49 ГК РФ, право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок.

В соответствии с п.96 ч.1 ст. 17 Федерального закона « О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128 –ФЗ от 18.08.2001 года и Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30 медицинская деятельность, в частности сестринское дело подлежит лицензированию.

Постановление Правительства РФ 12.09.2008г. № 666 не содержит положения о том, что дошкольное образовательное учреждение не имеет права осуществлять медицинскую деятельность в рамках своей компетенции.

Кроме того, п. п. 41, 46 указанного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом учреждения самостоятельно. Также дошкольное образовательное учреждение устанавливает штатное расписание и должностные обязанности работников.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение может получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в случае, если медицинский персонал является штатным персоналом дошкольного образовательного учреждения. В противном случае лицензию на медицинскую деятельность должно получать учреждение здравоохранения, в штат которого включен медицинский персонал для оказания медицинской помощи детям в данном дошкольном образовательном учреждении. В Письме Минздравсоцразвития России от 13.04.2009 N 15-2/10/2-2569 высказаны аналогичные подходы по вопросу организации медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Как следует из пояснений заведующей МДОУ детский сад «Улыбка», права на осуществление медицинской деятельности у МДОУ нет.

В настоящее время между МУЗ «Камбарская ЦРБ» и МДОУ детский сад «Улыбка заключен договор о совместной деятельности от 18.02.2011 года. Согласно п.2.1.3 вышеуказанного договора медицинское учреждение получает лицензию на медицинскую деятельность для оказания медицинской помощи воспитанникам в медицинском кабинете, расположенном в Учреждении. Кроме того, согласно п.2.1.4 отвечает за соблюдение лицензионных требований и условий при оказании медицинской помощи в части квалификации медицинских кадров и соблюдения санитарно – эпидемиологического режима технологического процесса.

Согласно Положения «Об организации медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников) в муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования «Камбарский район», утвержденного постановлением Администрации Камбарского района от 02.02.2011 года <данные изъяты> установлено, что медицинское обслуживание обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен МУЗ «Камбарская ЦРБ» за этими образовательными учреждениями. Основной целью медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях является повышение уровня здоровья и снижение заболеваемости среди обучающихся (воспитанников), проведение лечебно – профилактических мероприятий, соблюдение санитарно – гигиенических норм, контроль за соблюдением режима и качества питания обучающихся (воспитанников).

Из Устава МДОУ детский сад «Улыбка» д. Н. Армязь (п.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) установлено, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» д. Н. Армязь является юридическим лицом, и расположено по адресу: Удмуртская Республика, <данные изъяты>, д. Н. Армязь, <данные изъяты>.

Факт осуществления МДОУ детский сад «Улыбка» д. Н. Армязь медицинской деятельности подтверждается следующими доказательствами:

Пунктом 7 Устава МДОУ детский сад «Улыбка», в котором указано, что медицинское обслуживание детей в Учреждении обеспечивается штатным медицинским работником, которые, наряду с администрацией Учреждения, несет ответственность за здоровье и физическое развитие обучающихся, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания. Учреждение предоставляет помещение и соответствующие условия для работы медицинского персонала (л.д. <данные изъяты>);

В штате МДОУ детский сад «Улыбка» имеется должность медицинской сестры, согласно штатного расписания на 01.09.2010 года (л.д. <данные изъяты>);

Выпиской из приказа о приеме медицинского работника от 01.02.2010 года <данные изъяты> и 01.02.2010 года <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>);

Должностной инструкцией старшей медицинской сестры, в которой указано, что старшая медицинская сестра обеспечивает выполнение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей в детском саду» и соблюдает правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Осуществляет контроль над соблюдением санитарно – гигиенического и санитарно – эпидемиологического режимов во всех помещениях детского сада, участников. Ведет осмотр детей во время утреннего приема. Изолирует заболевших и оказывает первую медицинскую помощь детям и сотрудникам детского сада. Ежемесячно проводит учет часто болеющих детей, инфекционных заболеваний, травматизма и т.д. (л.д. <данные изъяты>);

Пояснениями заведующей МДОУ детский сад «Улыбка» К., которая показала, что в настоящее время договор о совместной деятельности между детским садом и МУЗ «Камбарская ЦРБ» заключен, но медицинский работник из штата детского сада еще не выведен.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что, несмотря на заключенный договор о совместной деятельности между МДОУ детский сад «Улыбка» и МУЗ Камбарская ЦРБ, в МДОУ детский сад «Улыбка» должность медицинской сестры из штата сотрудников Учреждения не исключена, медсестра продолжает работать в детском саду. Следовательно, на момент вынесения решения суда учреждение продолжает осуществлять медицинскую деятельность.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что деятельность МДОУ детский сад «Улыбка» д.Н. Армязь в части медицинской деятельности без лицензии является незаконной, нарушающей основные конституционные права воспитанников и их родителей, а также работников МДОУ на охрану здоровья и надлежащую медицинскую помощь.

Образовательное учреждение может получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, поскольку в настоящее время медицинский персонал является штатным персоналом дошкольного образовательного учреждения.

Осуществление медицинской деятельности без специального разрешения может причинить вред здоровью детей, их жизнедеятельности, а в соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. При таких обстоятельствах, требования прокурора о запрете МДОУ детский сад «Улыбка» д. Н. Армязь осуществлять медицинскую деятельность до получения лицензии на право ее осуществления подлежит удовлетворению.

Не подлежит удовлетворению требование прокурора о запрете указанной деятельности именно с 1 апреля 2011 года, поскольку решение суда исполняется с момента вступления решения суда в законную силу.

Только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм ( ст. 434 ГПК РФ ).

Поэтому вопрос о запрете деятельности с 1 апреля 2011 года может быть рассмотрен после вступления решения суда в законную силу при рассмотрении заявления об отсрочке исполнения решения суда.

Не подлежат удовлетворению требования прокурора Камбарского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Камбарский район» поскольку по заявленным требованиям она является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с Уставом МДОУ д/с «Улыбка» д.Н.Армязь (п.4) Администрация МО «Камбарский район» является учредителем детского сада и осуществляет контрольные функции (п.43 Устава). Медицинскую деятельность Администрация МО «Камбарский район» в указанном детском саду не осуществляет.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Следовательно, в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Улыбка» д. Н. Армязь подлежит взысканию в доход Муниципального образования «Камбарский район Удмуртской Республики» государственная пошлина в размере 200 рублей.

Лицам, участвующим в деле было разъяснено положение статьи 56 ГПК РФ в части доказывания сторонами тех обстоятельств, на которые они ссылаются, от представления дополнительных доказательств лица участвующие в деле

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Камбарского района УР в защиту интересов неопреде­ленного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Улыбка» д.Н.-Армязь о запрете осуществления медицинской деятельности детским садом до получения лицензии на право ее осуществления с 01.04.2011 года удовлетворить частично.

Запретить Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Улыбка» д.Н.-Армязь осуществлять медицинскую деятельность до получения лицензии на право ее осуществления.

В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Камбарского района УР в защиту интересов неопреде­ленного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Улыбка» д.Н.-Армязь отказать.

В удовлетворении исковых требований прокурора Камбарского района УР в защиту интересов неопреде­ленного круга лиц к Администрации МО «Камбарский район» о запрете осуществления медицинской деятельности детским садом до получения лицензии на право ее осуществления с 01.04.2011 года отказать.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Улыбка» д.Н.-Армязь в доход муниципального образования «Камбар­ский район» госпошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Камбар­ский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня приня­тия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2011 года.

Судья <данные изъяты> Нургалиев Э.В.

<данные изъяты>