Дело № 2-63/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Камбарка 24 февраля 2011 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики, в составе председательствующего судьи Нургалиева Э.В., при секретаре Сафиуллиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.Е.С. к Администрации Муниципального образования «Камбарский район», Администрации Муниципального образования «Михайловское» о восстановлении в очереди как гражданина нуждающегося в жилом помещении, предоставлении жилого помещения на территории Камбарского района УР как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
УСТАНОВИЛ:
Истец Ш.Е.С. обратилась в Камбарский районный суд УР с первоначальными исковыми требованиями к Администрации МО «Камбарский район» о предоставлении жилого помещения как лицу, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика определением суда от 15 февраля 2011 года привлечена администрация МО «Михайловское».
В ходе рассмотрения настоящего дела истец неоднократно уточняла и дополняла исковые требования и окончательно просила обязать ответчиков обеспечить Ш.Е.С., вне очереди благоустроенным жильем на территории Камбарского района УР жилой площадью в размере не ниже установленных социальных норм, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Удмуртской Республики от 06.03.2007 года № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в соответствии с Жилищным кодексом РФ; обязать восстановить истца в очереди как гражданина нуждающегося в жилом помещении; взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей 00 копеек.
Свои требования истец, с учетом дополнений и уточнений к иску, мотивирует тем, что Ш.Е.С., является лицом из числа детей – сирот и детей, ставшихся без попечения родителей. Ее родители, П.Г.В. и П.С.В., были лишены родительских прав решением Камбарского районного суда от 15.01.2001 года.
С 03.09.1987 года по 31.08.2002 года она воспитывалась на полном государственном обеспечении в государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида Каракулинская школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Каракулинского района УР. А далее продолжила учеба в ГОУ «Профессиональное училище № 14» пос. Кварса Воткинского района, находясь на полном государственном обеспечении.
В соответствии с Постановлением Администрации Камбарского района УР от 28.12.2004 года № 588 «О закреплении жилой площади за несовершеннолетними П.С.С. и П.Е.С.» за истцом была закреплена жилая площадь по адресу: с.О В соответствии с актом обследования жилищно – бытовых условий от 06.10.2005 года жилое помещение признано непригодным для проживания. В 2005 году истец обратилась в орган опеки Камбарского района с просьбой предоставить ей жилое помещение, ей ответили, что ее поставят на очередь для получения жилья. В последствие она не обращалась в орган опеки, думая, что ей сообщат о выделении квартиры. Когда в декабре 2009 года она вновь обратилась в орган опеки и попечительства УНО администрации Камбарского района с просьбой предоставить жилое помещение, ей ответили отказом в связи с тем, что на тот момент ей уже исполнилось 23 года.
В соответствии со ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти жилой площадью по месту жительства вне очереди.
В соответствии с п.2 ст.3 гл.2 Закона Удмуртской Республики № 2-РЗ от 06.03.2007 года «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется вне очереди в случае, если закрепленное за ними жилое помещение признано в соответствии с законодательством непригодным для проживания и не подлежащим ремонту.
03.04.2008г. она была снята с учета граждан нуждающихся в жилом помещении Администрации МО «Михайловское». Данные действия считает незаконными по следующим основаниям. В соответствии с п.2 ст.56 Жилищного кодекса РФ ей не было направлено решение о снятии ее с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении.
В судебном заседании истец Ш.Е.С. поддержала исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к иску. Просила иск удовлетворить в полном объеме. Суду пояснила, что после окончания Каракулинской школы – интернат она поступила в 2002 году в училище, которое закончила в 2004 году, затем в 2004 году поступила в другое училище, которое закончила в 2006 году. За ней было закреплено жилое помещение в д. Октябрьское, потом она выписалась из этого помещения и зарегистрировалась у мужа, так как нужно было прописывать ребенка. Им в администрации Камбарского района сказали, что ее поставили на учет, сказали ждите, должны прийти средства на покупку жилья, но кому приобретать не знают. В настоящее время она нигде не зарегистрирована. До этого была зарегистрирована в деревне Кварса Воткинского района, в доме матери мужа. Когда она снялась с регистрационного учета в с.О, то в дер. Кварса она не обращалась с заявлением о постановке ее на учет, как ребенка – сироту. Она обратилась в Камбарский районный суд, так как здесь стояла на учете, и жилье было закреплено здесь. У нее в собственности нет никакого жилья.
Представитель истца Ш.А.В., действующий на основании устного заявления истца, занесенного в протокол судебного заседания, исковые требования поддержал в полном объеме, высказал аналогичную истцу позицию. На удовлетворении требований настаивал. Дополнительно суду показал, что согласно выписки из книги регистрации граждан нуждающихся в жилом помещении, указано, что истец снята с учета 03.04.2008г. в связи с выбытием. Они писали заявление о снятии с регистрации, а не снятии истца с учета как нуждающегося в жилом помещении. Истца не уведомили, что ее сняли с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, также не было направлено решение о снятии с учета.
Представитель ответчика Администрации МО «Михайловские» С., действующая по доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что истца поставили на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по постановлению администрации района. Поскольку в квартире они давно не проживали, то квартира была непригодна для проживания. Истца поставили как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Есть акт обследования жилищно-бытовых условий, что закрепленное жилое помещение не было пригодно для проживания, поэтому поставили истца на учет. По поводу снятия с учета не было никакого решения. Ей сказали, что истец автоматически снимается с очереди, так как снимается с регистрационного учета. Когда истец выписывалась, то она сказала, что ей дают квартиру, поэтому она выписывается, это она сама не слышала, ей передала О.М., которая выписывала истца. Истец была снята с учета на следующий день после снятия с регистрационного учета. Ей сказали, что нужно снять истца с учета. Никакого решения принято не было. Истец не извещалась, что она снята с учета. В МО «Михайловское» практически во всех домах есть водопровод, отопление печное, канализация центральная только в одном восемнадцати квартирном доме. В селе Михайловка вообще нет центрального отопления, весь сектор частный. В МО «Михайловское» практически во всех домах есть водопровод, отопление печное, канализация центральная только в одном восемнадцати квартирном доме. Всего у них 406 домов. В селе Михайловка вообще нет центрального отопления, весь сектор частный.
В судебное заседание ответчик Администрация МО «Камбарский район» своего представителя не направила, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежаще. Дело рассмотрено в отсутствие указанного ответчика на основании ст.167 ГПК РФ. Ранее принимая участие в судебном заседании, представитель Администрации МО «Камбарский район» Л., действующая на основании доверенности исковые требования не признала. Суду показала, что истец была поставлена в очередь, потом она снялась с регистрационного учета. Ей нужно снова встать в очередь. Если жилье закрепляют, то оно было пригодным для проживания. Потом, если жилье признается непригодным отменяется это постановление.
Представитель третьего лица УНО Администрации Камбарского района В., действующая на основании доверенности суду показала, что если истец в первичном учете записана у них, то значит первично выявлена у них в районе. Если истцу предоставлять жилье, то дали бы жилье в Камбарском районе, где она захочет в Камбарке или районе. В журнале первичного учета несовершеннолетних оставшихся без попечения родителей Камбарского РОНО принята на учет за № 28 от 15.08.1995г. П.Е.С. Не указан определенный населенный пункт, но это первичный учет по Камбарскому району.
Допрошенная в качестве свидетеля Ж., работающая социальным педагогом ПУ-14 д. Кварса, суду показала, что истец училась у них 4 года и получила две профессии. Когда она училась второй раз с 2004 года по 2006 год, то приезжала в г. Камбарку, осматривала закрепленное за ней жилье. Когда она приехала к ним, то сказала, что в жилье, которое за ней закреплено, жить невозможно. Они с ней поехали в г. Камбарка, откопировали акт обследования, и когда они уезжали, то были уверены, что ее поставили в очередь. Акт обследования жилья был составлен в 2005 году, а они приезжали в 2006 году. Когда появился акт о непригодности, то они должны были обратиться в отдел опеки, который должен был назначить межведомственную комиссию для обследования дома. Когда они приехали, то их уверили, что они составят такую комиссию и обследуют жилье. Это было в конце июля 2006 года. Бумаг у них никаких не было, только написали заявление, оставили копию паспорта, копию акта. Поскольку Ш.Е.С. обучалась у них, постановления о закреплении жилья в личном деле не было, но был дом, в котором они все прописаны, поэтому она писала письмо, чтобы за ней было закреплено жилье. Поэтому в 2004 году пришло письмо, что жилье за ней закреплено. Когда они приезжали в г. Камбарку, то Ш.Е.С. было уже более 18 лет, и она была совершеннолетняя, но их заверили, что создадут комиссию и ее поставят на учет. У нее спросили, что может у нее есть где пожить, а потом ей предоставят жилье. Ш.Е.С., сказала, что ей есть где пожить. По закону жилье должно закрепляться с момента вынесения постановления. Считает, что в данном случае можно вынести постановление о поставке на учет по достижению восемнадцати летнего возраста, так как им письмо пришло в 2004 году.
Выслушав явившихся участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Ш.Е.С. по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 1 указанного закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дает понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно паспорту <данные изъяты>, истец является Ш.Е.С. (л.д. № 5).
Согласно свидетельству о заключении брака <данные изъяты>, П.Е.С., вступила в брак с Ш.А.В., после заключения брака присвоена фамилии мужу Ш.Е.С., жене Ш.Е.С., составлена запись акта о заключении брака № 91 (л.д. № 12).
В соответствии с решением Камбарского районного суда УР от 15.01.2001 года по гражданскому делу по иску Каракулинской (коррекционной) школы – интерната для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей П.С.В. и П.Г.В. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: П.Е.С. и П.С.С. (л. д. № 6).
В соответствии с журналом первичного учета несовершеннолетних оставшихся без попечения родителей Камбарского РОНО П.Е.С. принята на учет за № <данные изъяты>. Суд приходит к выводу, что поставлена на учет именно истец, поскольку совпадает фамилия, отчество и практически полностью имя с истцом, совпадает дата рождения. К тому же представитель третьего лица УНО Камбарского района ссылалась, что под указанными данными поставлена на учет истец.
Согласно справке Директора Каракулинской специальной школы – интерната от 01.06.2002 года, П.Е.С., воспитывалась в Каракулинской специальной (коррекционной) школе – интернат с 03.09.1996 года по 31.08.2002 года и находилась на полном государственном обеспечении. Окончила 8 классов (л.д. № 9).
В соответствии с выпиской из приказа № <данные изъяты> по ГОУ «ПУ № 14» П.Е.С., была зачислена в состав учащихся ГОУ «Профессиональное училище № 14» и поставлена на полное государственное обеспечение с 01.09.2004 года, на основании приказа МНО УР <данные изъяты>л.д. № 7).
Согласно справке №116 от 20.12.2010 года Директора ГОУ НПО «ПУ – 14», П.Е.С. действительно обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище – 14» д. Кварса с 01.09.2002 года по 30.06.2004 года, на очной форме обучения профессии «Мастер отделочных строительных работ» (Приказ «О зачислении» <данные изъяты> и приказ «О выписке» <данные изъяты>) и обучалась с 01.09.2004 года по 30.06.2006 года на очной форме обучения профессии «Повар, кондитер» (Приказ «О зачислении» <данные изъяты> и приказ «О выпуске» <данные изъяты>) и находилась на полном государственном обеспечении (л.д. № 30).
Таким образом, из представленных доказательств следует, что до 18 лет истец являлась ребенком оставшимся без попечения родителей, с 18 до 23 лет относилась к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и на нее распространял свое действие Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". 18 лет истцу исполнилось 04.11.2004 года, а 23 года 04.11.2009г.
В силу ч.1 и ч.2 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения в муниципальном жилом фонде предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ). Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).
В силу ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В части 2 ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает предоставление жилого помещения по договорам социального найма, в том числе и имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения, лицам, состоявшим и продолжающим состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Согласно письменных ответов, представленных из МО «Михайловское» от 19.01.2011 года № 7 и от 01.02.2011 года № 19 установлено, что Ш.Е.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на основании п.1 и 2 ст.29 ЖК РСФСР и Постановления Администрации Камбарского района УР «О закреплении жилой площади за несовершеннолетними П.С.С. и П.Е.С.» от <данные изъяты>. На учет поставлена 18.01.2005 года, снята с учета 03.04.2008 года, при снятии с регистрационного учета по месту жительства по личному заявлению (л.д. № 43, 53).
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Представитель ответчика Администрации МО «Михайловское» в судебном заседании подтвердила, что истца поставили на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку закрепленное жилое помещение было непригодно для проживания.
Согласно справке МО «Михайловское» № 237 от 10.12.2010 года Ш.Е.С., была зарегистрирована по адресу: с.О с 31.07.1991 года по 03.04.2008 года (л.д. 25).
На основании Постановления Главы Администрации Камбарского района № <данные изъяты> за П.С.С. и П.Е.С. закреплена жилплощадь по адресу: с.О (л. д. № 8).
Согласно акта обследования жилого дома, находящегося в с.О от 17.12.2004 года, проведенного специалистами Администрации Михайловского сельсовета, установлено, что в данной квартире зарегистрирована семья П.. Жилой дом находится на балансе СПК (к-з) «Единство», в квартире в настоящее время никто не проживает. Семья П. выехала из квартиры в 1995 году без снятия с регистрационного учета. Квартира требует ремонта. В сенях необходимо заменить полы. Нет вторых рам. Отключен водопровод. В квартире печное отопление. Плату за квартиру не вносят с момента выезда из квартиры (л.д. № 10).
Согласно акта обследования жилищно – бытовых условий П.Е.С. от 06.10.2005 года установлено, что последняя зарегистрирована постоянно по адресу с.О. Квартира принадлежит колхозу СПК «Единство». Дом построен в 1972 году. Квартира для проживания не пригодна. В сенях провалился пол, крыша протекает. Печь требует капитального ремонта (нет дверей, плиты, задвижек, растрескались, труба упала). Пол на кухне провалился. Штукатурка и обои отпали. Вторых рам нет, а первые без стекол. Свет отключен. Счетчика нет. Надворные постройки упали полностью. За квартирой хозяева не присматривали, поэтому квартира пришла в непригодность (л.д. № 11).
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что за истцом изначально было закреплено жилое помещение не пригодное для проживания. Истец не имела возможности возвратиться по окончании учебного заведения в ранее занимаемое жилое помещение, что не соответствует положениям ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку не соблюдены дополнительные гарантии прав истца на жилое помещение. Поэтому нельзя считать, что за истцом было закреплено жилое помещение. Именно то, что жилое помещение было непригодным для проживания, послужило основанием для постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенка оставшегося без попечения родителей. При таких обстоятельствах суд считает, что за истцом не было закреплено именно «жилое» помещение, и она считается лицом, не имеющим закрепленное жилое помещение.
В соответствии со ст.30 Жилищного кодекса РСФСР (утратил силу с 1 марта 2005 года) действующего на момент постановки истца на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, ст. 30 ЖК РСФСР предусматривала, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
В соответствии с книгой граждан, нуждающихся в жилом помещении Администрации МО «Михайловское» П.Е.С. состояла на учете на основании заявления от 18.01.2005г. за номером <данные изъяты>, адрес занимаемого жилого помещения: с.О, и включена в список на предоставление жилого помещения <данные изъяты>.
Истца на учет поставил Михайловский сельсовет Камбарского района Удмуртской Республики в пределах их компетенции, то есть по последнему месту жительства истца (до отправления ее в специализированное учреждение), как ребенка оставшегося без попечения родителей.
Постановка на учет истца в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий сторонами не оспаривается.
Закон УР от 08.12.2004 N 81-РЗ "Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Камбарского района Удмуртской Республики" вступивший в законную силу с 1 января 2005 года наделил муниципальное образование "Михайловское" в составе населенных пунктов: село Михайловка (административный центр муниципального образования), деревня Гоголи, деревня Октябрьская, село Балаки, деревня Новокрещенка статусом сельского поселения. То есть Михайловский сельсовет Камбарского района Удмуртской Республики стал наделен статусом сельское поселение Муниципальное образование "Михайловское".
На момент снятия истца с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, 03.04.2009г., действовал Жилищный кодекс РФ.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 6 указанного Закона установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Согласно части 2 статьи 56 ЖК РФ, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Из показаний представителя ответчика Администрации МО «Михайловское» следует, что по поводу снятия с учета истца в качестве нуждающейся в жилом помещении не было никакого решения. Истец была снята на следующий день после снятия с регистрационного учета и не извещалась, что она снята с учета.
Сведения о том, что истец снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении были предоставлены только по запросу суда при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с книгой граждан, нуждающихся в жилом помещении Администрации МО «Михайловское» в отношении П.Е.С. состоящей на учете и включенной в список на предоставление жилого помещения <данные изъяты>, в графе «Решение о снятии с учета» указано, что выбыла с территории поселения 03.04.2008г. по личному заявлению.
Таким образом, судом установлено, что решение о снятии истца с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не принималось и истцу не направлялось, истец не извещалась о снятии с учета. Поэтому снятие Ш.Е.С. с указанного учета является незаконным. Необходимо обязать Администрацию Муниципального образования «Михайловское» восстановить Ш.Е.С. на учете граждан нуждающихся в жилом помещении по Муниципальному образованию «Михайловское».
В соответствии с письменным ответом Начальника УНО Администрации Камбарского района № 905-ои от 22.12.2010 года Ш.Е.С., не состоит на учете лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилого помещения (л.д. № 27).
Согласно письменного ответа и. о. Главы администрации Камбарского района № 01-18/836 от 04.02.2011 года следует, что в учетных документах имеющихся в распоряжении Администрации Камбарского района, Ш.Е.С. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит. Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ранее осуществлялся и осуществляется в настоящий момент по месту жительства. Место жительства Ш.Е.С. до устройство в учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – с.О, то есть МО «Михайловское» (л.д. № 58).
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона УР от 06.03.2007 N 2-РЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие право на внеочередное получение жилой площади, учитываются в органах местного самоуправления отдельно от остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку истец стояла на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в администрации МО «Михайловское», а не в администрации МО «Камбарский район» и снята с указанного учета Администрацией МО «Михайловское», то Администрация МО «Камбарский район» по требованию о восстановлении на указанном учете является не надлежащим ответчиком. В удовлетворении данного требования к администрации МО «Камбарский район» необходимо отказать.
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.2 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту;
Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.
Согласно статей 2,15,16 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" отдельными государственными полномочиями, предусмотренными п.1 ст.2 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ наделено муниципальное образование "Камбарский район"
Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. При расчете норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются.
Согласно решения Камбарского районного Совета депутатов от 20.02.2007г.N 30 "О норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной норме площади жилого помещения» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена не менее 11 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2006 года, по вопросам применения жилищного законодательства, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.
Таким образом, поскольку истец встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до 23 лет и снятие ее с указанного учета признано судом незаконным, то она имеет право на предоставление ей жилого помещения с момента окончания ею образовательного учреждения ГОУ НПО «ПУ – 14» д. Кварса Воткинского района, то есть с 30.06.2006 года.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что на момент подачи заявления в суд истец Ш.Е.С. была зарегистрирована постоянно по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, д. Кварса, <данные изъяты> На момент вынесения решения суда истец регистрации по месту жительства не имеет, по указанному адресу с регистрационного учета снята 10 февраля 2011 года, что подтверждается отметкой в паспорте истца.
Письменными ответами Федеральной Службы Государственной Регистрации, Кадастра и Картографии по УР Камбарского и Воткинского отделов от 15.02.2011 года и 09.02.2011 года соответственно, подтверждается, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объекты недвижимого имущества Ш.Е.С. (л. д. № 63-64).
Согласно справке Отдела социальной поддержки и охраны детства РУО Администрации МО «Воткинский район» установлено, что Ш.Е.С., не имеющая регистрации по месту жительства и проживающая по адресу: УР, Воткинский район, д. Кварса, <данные изъяты>, с заявлением о предоставлении ей как лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения вне очереди по договору социального найма в Администрацию муниципального образования «Воткинский район» не обращалась. На учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в МО «Воткинский район» не состоит (л. д. № 65).
Таким образом, установлено, что истец на праве собственности жилого помещения не имеет, по договору социального найма ей жилое помещение не предоставлялось.
Истец в судебном заседании просила предоставить ей жилое помещение в Камбарском районе.
Как установлено судом истец как ребенок оставшийся без попечения родителей, была выявлена в Камбарском районе.
Таким образом, в связи с невозможностью определения места жительства истца, жилое помещение ей должно быть предоставлено по месту ее выявления, то есть в Камбарском районе.
Часть 3 статьи 4 Закона УР от 06.03.2007 N 2-РЗ указывает, что финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в текущем году осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.
Часть 1 статьи 20 Закона УР от 06.03.2007 N 2-РЗ устанавливает, что финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год в виде субвенций.
С учетом изложенного, необходимо обязать Администрацию Муниципального образования «Камбарский район» предоставить Ш.Е.С. благоустроенное жилое помещение на территории Муниципального образования «Камбарский район» по договору социального найма общей площадью не менее 11 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Удмуртской Республики на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В удовлетворении требования истца к Администрации МО «Михайловское» о предоставлении жилого помещения необходимо отказать, поскольку этими полномочиями в силу статей 2,15,16 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" наделено муниципальное образование "Камбарский район".
В связи с частичным удовлетворением иска на основании ст.98 ГПК РФ с ответчиков в пользу Ш.Е.С. в солидарном порядке подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) руб., которые подтверждаются чеком-ордером № 119 от 11.11.2010г.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ш.Е.С. к Администрации Муниципального образования «Камбарский район», Администрации Муниципального образования «Михайловское» о восстановлении в очереди как гражданина нуждающегося в жилом помещении, предоставлении жилого помещения на территории Камбарского района УР как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Михайловское» восстановить Ш.Е.С. на учете граждан нуждающихся в жилом помещении по Муниципальному образованию «Михайловское».
Обязать Администрацию Муниципального образования «Камбарский район» предоставить Ш.Е.С. благоустроенное жилое помещение на территории Муниципального образования «Камбарский район» по договору социального найма общей площадью не менее 11 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Удмуртской Республики на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В удовлетворении требований Ш.Е.С. к Администрации Муниципального образования «Камбарский район» о восстановлении в очереди как гражданина нуждающегося в жилом помещении, отказать.
В удовлетворении требований Ш.Е.С. к Администрации Муниципального образования «Михайловское» о предоставлении жилого помещения на территории Камбарского района УР как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, отказать.
Взыскать с Администрации Муниципального образования «Камбарский район» и Администрации Муниципального образования «Михайловское» в пользу Ш.Е.С. в солидарном порядке судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) руб.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Верховный суд УР в кассационном порядке, через Камбарский районный суд УР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 09 марта 2011 года.
Судья подпись Нургалиев Э.В.
.