Ликвидация ГПКГ`Фараон`



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Камбарка 13 августа 2012 года

Судья Камбарского районного суда Удмуртской Республики Мавлиев С.Ф., рассмотрев исковое заявление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам к КПКГ о ликвидации, возложении обязанности на КПКГ произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией в шестимесячный срок, возложении на учредителей КПКГ обязанности по осуществлению ликвидации КПКГ,

УСТАНОВИЛ:

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам (далее РО ФСФР) обратилось в Камбарский районный суд УР с иском к КПКГ с требованиями:

1) ликвидировать КПКГ и обязать КПКГ произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок;

2) возложить на учредителей КПКГ обязанности по осуществлению ликвидации КПКГ.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 г. № 717 (далее - Положение о Службе) ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и пунктом 5.4.22 Положения о Службе. ФСФР России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Законом.

РО ФСФР на основании пункта 2.1.10 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного Приказом ФСФР России от 27.06.2012 г. №12-192/пз (далее - Положение о РО ФСФР) обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Законом.

Согласно части 1 статьи 35 Закона саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов (далее также - саморегулируемые организации), создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций. При этом в соответствии с частью 3 статьи 35 Закона кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов.

В соответствии с частью 4 статьи 35 Закона кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с Законом, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию ФСФР России в случае нарушения требования о вступлении (членстве) в саморегулируемую организацию.

КПКГ был зарегистрирован Федеральной налоговой службой 22.05.2008 г.

При этом, согласно полученных от саморегулируемых организаций сведений и имеющейся в Региональном отделении информации, КПКГ по состоянию на дату подачи настоящего искового заявления не является членом ни одной из 10 саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории РФ.

Изучив исковое заявление и представленные материалы, судья считает, что в принятии заявления необходимо отказать по следующим основаниям.

04 августа 2011 г. в соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Закон N 190-ФЗ) вступила в силу часть 3 статьи 35 Закона N 190-ФЗ, в соответствии с которой кредитные потребительские кооперативы (далее - кредитные кооперативы), за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

Таким образом, кредитные кооперативы, не являющиеся членами саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов, начиная с 04 августа 2011 г., не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

Кредитные кооперативы, нарушающие требования части 3 статьи 35 Закона N 190-ФЗ, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с частью 4 статьи 35 Закона N 190-ФЗ.

В силу пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Несоблюдение требований ч. 3 статьи 35 Закона N 190-ФЗ является грубым нарушением законодательства, и по этому основанию кредитные кооперативы могут быть ликвидированы согласно решению суда в порядке, предусмотренном нормой п. 2 ст. 61 ГК РФ.

КПКГ зарегистрирован Федеральной налоговой службой 22.05.2008 г.. Место нахождения: город, что подтверждается приложенной к иску справкой от 11.07.2012 г.

При этом, из приложенных к заявлению документов следует, что КПКГ фактически прекратил свою деятельность, о чем свидетельствует отсутствие ответчика по месту своего нахождения (в том числе невозможность установления места пребывания органов управления КПКГ). Данное обстоятельство подтверждается возвратом почтовой корреспонденции (первое письмо - исход. от 16.11.2011 г., второе письмо - исход. от 12.03.2012 г.), направленной истцом в адрес директора КПКГ, содержащей требования истца о предоставлении ответчиком информации о выполнении требований ч.3 ст. 35 Закона N 190-ФЗ, а так же направленным в адрес Камбарского районного суда УР (по запросу суда) письмом Камбарского РО СП УФССП России по УР, согласно которого на исполнении в Камбарском РО СП за период с 2008 г. по 2012 г. находилось 42 исполнительных производства, возбужденных на основании исполнительных листов судебного участка Камбарского района, Камбарского районного суда, Постановлений ГУ ПФ РФ о взыскании общей суммы долга -------- тыс. руб. в отношении КПКГ зарегистрированного по адресу: г. Камбарка, пер. Прудовской, 15. В ходе совершения исполнительных действий установлено: по ответам регистрирующих органов имущество, принадлежащее должнику на праве собственности, отсутствует. Денежные средства на счетах в кредитных организациях отсутствуют. Выходом в адрес установлено, должник-организация финансово-хозяйственной деятельности не ведет, имущество для описи и ареста отсутствует.

Из разъяснений Высшего Арбитражного Суда РФ изложенных в п. 4. Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 г. N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 ГК РФ, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо. Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, заявление о ее ликвидации следует оставить без рассмотрения применительно к пункту 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.

Таким образом, поскольку проведение ликвидации в общем порядке ввиду отсутствия лиц, обязанных провести процедуру ликвидации невозможно, у суда не имеется оснований для рассмотрения требований истца о ликвидации ответчика в общем порядке, поскольку они должны быть рассмотрены в деле о банкротстве.

Согласно пункту 1 статьи 227 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в случаях, если гражданин - должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

Ст. 22 ГПК РФ предписывает, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 3 указанной статьи к подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

В силу пункта 10 статьи 10 Закона N 190-ФЗ отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных кооперативов, регулируются законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о банкротстве действие указанного Закона распространяется на все юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. С учетом предусмотренных статьей 65 ГК РФ правил, действие Закона о банкротстве распространяется и на деятельность потребительского кооператива граждан, являющегося юридическим лицом.

В соответствии со статьей 32 Закона о банкротстве и частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Из толкования вышеуказанных норм следует, что законодатель четко зафиксировал подсудность споров о несостоятельности (банкротстве) арбитражному суду.

Согласно ч.1 ст.134 ГПК РФ, судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 134, 224-225 ГПК РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в принятии к производству искового заявления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам к КПКГ о ликвидации, возложении обязанности на КПКГ произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок, возложении на учредителей КПКГ обязанности по осуществлению ликвидации КПКГ.

Разъяснить истцу, что с требованием о ликвидации КПКГ следует обратиться в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Разъяснить истцу, что отказ в принятии заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд с заявлением к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.

На определение может быть подана частная жалоба в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 15 дней через Камбарский районный суд Удмуртской Республики.

Судья Мавлиев С.Ф.