Дело № 5-8/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Камбарка 27 июня 2011 года Судья Камбарского районного суда Удмуртской Республики Ефимов С.Л., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении - юридического лица: МУЗ, юридический адрес: Удмуртская Республика, <данные изъяты> номер ИНН: <данные изъяты>, орган, зарегистрировавший юридическое лицо: Администрация Камбарского района, №***, ОГРН <данные изъяты>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности, представитель юридического лица: С., УСТАНОВИЛ: 28 апреля 2011 года оперуполномоченным ОКЛОН УФСКН России по Удмуртской Республике капитаном полиции А., оперуполномоченным Сарапульского МРО КН России по Удмуртской Республике лейтенантом полиции С.А. на основании распоряжения заместителя начальника УФСКН России по Удмуртской Республике О. №*** было проведено гласное оперативно-розыскное мероприятие «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» в отношении МУЗ. Кроме того, также 28.04.2011 г. были проведены оперативно-розыскные мероприятия (далее тексту - ОРМ) «опрос» и «исследование предметов и документов». По результатам проверки юридического лица МУЗ 13.05.2011 года оперуполномоченным ОКЛОН УФСКН России по УР капитаном полиции А. и оперуполномоченным Сарапульского МРО КН России по УР лейтенантом полиции С.А. составлена справка о результатах проведения оперативно-розыскных мероприятий в МУЗ. Установлены следующие нарушения: - нарушение правил хранения НС и ПВ, выразившееся в отсутствии какой-либо охраны процедурного кабинета хирургического отделения, нарушениях хранения термолабильных НС; - нарушения правил перевозки НС и ПВ, выразившееся в отсутствии охраны перевозки НС и ПВ из МУЗ в "Ф", а также оформления неполного пакета документов, необходимых для перевозки; - нарушения правил учета НС и ПВ, выразившееся в отсутствии журнала регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ, предназначенных для уничтожения; - нарушения правил уничтожения НС, выразившееся в несоблюдении сроков списания и уничтожения НС. 31.05.2011 года оперуполномоченным Сарапульского МРО КН России по УР лейтенантом полиции С.А. составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица МУЗ Должностное лицо считает, что в деятельности МУЗ имеются нарушения правил хранения, перевозки, учета и уничтожения наркотических средств и психотропных веществ, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП Российской Федерации. В судебном заседании представитель МУЗ В., действующий по доверенности, пояснил, что производство по делу должно быть прекращено, так как должно быть установлено лицо, в отношении которого ведется протокол. Протокол был подписан ненадлежащим представителем, так как главным врачом является С., а в нем указана С.. В отношении МУЗ можно вынести устное предупреждение, так как все недостатки МУЗ устранены. Заслушав представителя юридического лица, подлежащего административной ответственности, изучив материалы административного дела №***, суд приходит к выводу, что вина МУЗ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП РФ находит свое подтверждения из следующего. Согласно ст. 6.16 КоАП РФ нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой. Судом установлено, что МУЗ осуществляет деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее по тексту - НС и ПВ), на основании лицензий, выданных Управлением по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве УР: - в № ЛО-18-05-05000025 от 04.12.2008 года на осуществление деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ, внесенных в Список II Перечня НС, ПВ и их прекурсоров; разрешенные виды деятельности - хранение, приобретение, использование, перевозка; лицензия действительна до 04.12.2013 года; - № ЛО-18-06000023 от 04.12.2008 года на осуществление деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; разрешенные виды деятельности - хранение, приобретение, использование, перевозка; лицензия действительна до 04.12.2013 года. В соответствии с пунктами 5, 8 приказа главного врача МУЗ №*** «О деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в МУЗ определены места хранения НС и ПВ: - место основного запаса НС и ПВ - помещение, находящееся в здании отделения скорой медицинской помощи; - место для хранения суточного запаса НС и ПВ - процедурный кабинет хирургического отделения. Пунктом 12 приказа главного врача МУЗ №*** «О деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в МУЗ установлено, что месячный запас НС и ПВ хранится в помещении, находящемся в здании отделения скорой медицинской помощи. В данной части приказ главного врача противоречит положениям пункта 4 Правил ранения НС и ПВ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1148, согласно которым, помещения учреждений здравоохранения предназначены для хранения 3-дневного и (или) 5-дневного запаса НС и ПВ (помещения 3-й категории) и (или) суточного запаса (помещения 4-й категории). Судом из материалов дела установлено, что на момент обследования помещения хранения НС и ПВ МУЗ (28.04.2011 г.), находящемся на 1-ом этаже здания отделения скорой медицинской помощи, в не запирающемся холодильнике хранились следующие НС: <данные изъяты>. В ходе опроса фармацевта МУЗ С.Т., проведенного 28.04.2011 года, последняя показала, что наркотические средства (омнопон, промедол) хранятся в холодильнике, потому что являются термолабильными препаратами (температура ранения не выше 15 градусов по Цельсию). Холодильник не запирается на замок. Данное обстоятельство также подтвердили Б. и С. (л.д. 56,58). Согласно п. 15 Правил хранения НС и ПВ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1148 от 31.12.2009 года, специальные требования к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами - устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В соответствии с п. 8 Специальных требований к условиям хранения НС и ПВ, утвержденных приказом Минздравсоцразвития № 590н от 02.08.2010 года, хранение наркотических и психотропных лекарственных средств, требующих защиты от повышенной температуры, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами следует осуществлять: в помещениях 1, 2 или 3-й категорий, специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны - в запирающихся холодильниках (холодильных камерах) или в специальной зоне для размещения холодильников (холодильных камер), отделенной от основного места хранения металлической решеткой с запирающейся решетчатой дверью; в местах временного хранения - либо в термоконтейнерах, размещенных в сейфах, либо в металлических или изготовленных из других высокопрочных материалов контейнерах, помещенных в термоконтейнеры. Таким образом, в нарушение требований пункта 15 Правил хранения НС и ПВ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1148 от 31.12.2009 года, и пункта 8 Специальных требований к условиям хранения НС и ПВ, утвержденных приказом Минздравсоцразвития № 590н от 02.08.2010 года, МУЗ осуществляло хранение НС в не запирающемся холодильнике. На момент обследования сейфа, находящегося в процедурном кабинете хирургического отделения МУЗ, 28.04.2011 года выявлено, что в данном сейфе хранятся <данные изъяты>. Таким образом, осуществляя хранение ампул омнопона не в термоконтейнере, МУЗ нарушило требования пункта 15 Правил хранения НС и ПВ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1148 от 31.12.2009 года, и пункта 8 Специальных требований к условиям хранения НС и ПВ, утвержденных приказом Минздравсоцразвития № 590н от 02.08.2010 года. Согласно п. 3, 4, 10 Правил хранения НС и ПВ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1148 от 31.12.2009 года: «3. Хранение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется в изолированных помещениях, специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны (далее - помещения), и в местах временного хранения. 4. Помещения подразделяются на 4 категории. В отношении помещений каждой из категорий устанавливаются базовые требования к их оборудованию инженерными и техническими средствами охраны, а также к условиям хранения в них наркотических средств и психотропных веществ. К 3-й категории относятся помещения учреждений здравоохранения, предназначенные для хранения 5-дневного и (или) 3-дневного запаса наркотических средств и психотропных веществ и наркотических средств и психотропных веществ, сданных родственниками умерших больных, а также помещения юридических лиц, предназначенные для хранения наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарных, научных, учебных и экспертных целях. К 4-й категории относятся помещения учреждений здравоохранения, предназначенные для хранения суточного запаса наркотических средств и психотропных веществ, а также места временного хранения наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях (машины скорой и неотложной медицинской помощи, посты среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения, ассистентские комнаты аптечных учреждений, аптечки первой помощи на морских, речных, воздушных судах, в поездах и др.). 10. В целях обеспечения сохранности наркотических средств и психотропных веществ помещения подлежат охране. Охрана помещений, относящихся к 3-й и 4-й категориям, осуществляется путем привлечения указанных охранных организаций, либо юридических лиц, имеющих лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности». Так как процедурный кабинет хирургического отделения МУЗ относится к 4-й категории помещений, в которых осуществляется хранение НС и ПВ, он подлежит охране указанными охранными организациями. В нарушение пункта указанных Правил хранения наркотических средств и психотропных веществ в МУЗ охрана процедурного кабинета хирургического отделения не организована. Данный факт подтвердили Г. и С. (л.д.50-оборот, 58). В соответствии с приказом главного врача МУЗ №*** ответственным лицом за получение НС и ПВ из ГУП УР МУЗ, транспортировку по утвержденному маршруту перевозки назначена фармацевт С.Т. 28.04.2011 года фармацевт МУЗ С.Т. пояснила, что в течение 2011 года осуществлено 5 (пять) перевозок: 25.04.2011 года. 04.04.2011 года, 17.03.2011 года, 24.02.2011 года. 18.02.2011 года. С. пояснила, что приказ на каждую перевозку не составлялся, т.к. принимали один приказ на весь год, маршрут также утвержден на год (л.д.59). Согласно п. 5 Правил перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации (далее по тексту - Правила перевозки НС и ПВ), а также оформления необходимых для этого документов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 года № 449, при каждой перевозке наркотических средств руководителем юридического лица, осуществляющего перевозку наркотических средств, издается приказ о назначении лиц, ответственных за их получение, доставку, передачу и сохранность, допущенных в установленном порядке к работе с наркотическими средствами (далее - лица, ответственные за перевозку). В приказе указываются транспортные средства, используемые для перевозки наркотических средств, а также дата и номер договора, если перевозка осуществляется на его основании. Таким образом, МУЗ нарушен пункт 5 Правил перевозки НС и ПВ. МУЗ осуществляет перевозку НС и ПВ, предназначенных для уничтожения, дальнейшее применение которых признано нецелесообразным: это НС, сданные родственниками умерших онкобольных, НС и ПВ, использованные не в полном объеме учетной единицы. В 2010 году в соответствии с пунктом 27 приказа главного врача МУЗ №*** «О деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в МУЗ врачом-терапевтом МУЗ О.Е. было осуществлено три перевозки НС для уничтожения в ГУП УР "Ф" по маршруту: <данные изъяты>: - 02.03.2010 года ей было перевезено <данные изъяты>; - 16.07.2010 года ей было перевезено 10 <данные изъяты>; - 17.11.2010 года ей было перевезено <данные изъяты>. В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил перевозки НС и ПВ «юридическое лицо, осуществляющее перевозку наркотических средств, обеспечивает их охрану. При этом оно должно иметь лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности. В случае ее отсутствия охрана наркотических средств осуществляется путем привлечения к перевозке в установленном порядке: вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации; ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти или организаций; юридического лица, имеющего лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности. Юридическое лицо осуществляет перевозку наркотических средств: на основании заключенного в установленном порядке с другим юридическим лицом договора перевозки, договора поставки, договора передачи на уничтожение или иного договора, в соответствии с которым у одной из сторон договора возникает обязанность осуществить перевозку наркотических средств (далее - договор). Вместе с тем, договоры на оказание услуг охраны НС и ПВ при перевозке НС и ПВ до ГУП УР "Ф" <данные изъяты> с организацией, имеющей право осуществлять охрану, МУЗ в 2010-2011 г.г. не заключались, все перевозки осуществлялись работником МУЗ О.Е. без сопровождения охранной организации, что является нарушением п. 3 и 4 Правил перевозки НС и ПВ на территории Российской Федерации. С. пояснила, что договор на перевозку "Ф" не заключался из-за недостаточности финансирования (л.д.59). Судом установлено, что в МУЗ ведется журнал учета неиспользованных специальных рецептурных бланков на НС, остатков и ПВ по стационару и поликлинике от умерших онкобольных (ответственная Б.). Форма данного журнала соответствует форме, утвержденной приказом Минздрава РФ № 330 от 12.11.1997 года (приложение № 6), исходя из содержания журнала в нем должен фиксироваться факт передачи НС и ПВ от родственников умерших онкобольных врачу, который принимает эти ампулы. В соответствии с пунктами 3, 5 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 года № 644, юридические лица, а также их подразделения, осуществляющие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обязаны вести журналы регистрации по форме согласно приложению №1. При осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, подлежат занесению в журнал регистрации. Вместе с тем, несмотря на то, что МУЗ осуществляется оборот НС и ПВ, журнал регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ (предназначенных для сдачи на уничтожение) не ведется, что является нарушением требований пункта 5 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №644 от 04.11.06 г. Данное обстоятельство подтвердили Б. и С. (л.д.56,58). В силу п. 1.6 Инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ…., утвержденной приказом Минздрава РФ № 127 от 28.03.2003 года, «для уничтожения наркотических средств и психотропных веществ в государственных унитарных предприятиях или государственных учреждениях, имеющих лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ с правом их уничтожения, создаются комиссии, состоящие из представителей органов внутренних дел, органов управления здравоохранением и органов охраны окружающей среды. Юридические лица, не имеющие лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ с правом на их уничтожение, но осуществляющие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, заключают договора с государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями, имеющими такие лицензии, и передают им подлежащие уничтожению наркотические средства и психотропные вещества с оформлением приемо-сдаточного акта». Согласно приказу Минздрава УР № 426 от 16.12.2003 года «О введении порядка уничтожения наркотических средств и психотропных веществ, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным на территории Удмуртской Республики»: 1. Уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным, осуществлять государственным унитарным предприятием "Ф" с учетом имеющейся лицензии на данный вид деятельности. 4.3. Производить списание наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих к уничтожению, по мере их накопления, но не позднее 25 числа каждого месяца приказом по лечебно-профилактическому учреждению и аптечному предприятию (организации), в котором необходимо указать: - название наркотических средств и психотропных веществ с указанием их лекарственных форм, дозировок, фасовок и номеров серий; - вес нетто и брутто наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих списанию и уничтожению; - причины списания и уничтожения; - лицо, ответственное за списание; - номер и дату договора с ГУП УР "Фармация". Судом установлено нарушение МУЗ требования ежемесячного списания и уничтожения НС и ПВ: дата принятия НС и ПВ от родственников онкобольных название НС или ПВ количество дата сдачи на уничтожение в ГУП УР "Ф" отв. лицо за перевозку период хранения НС в МУЗ . 9 Промедол 2% 1мл *** 02.03.2 010 О.Е. 3 месяца . 9 Промедол 2% *** 02.03.2 010 О.Е. 3 месяца . 0 Промедол 2% 1мл *** 02.03.2 010 О.Е. 1 месяц . 0 Промедол 2% 1мл ***. 16.07.2 010 О.Е. 4 месяца . 0 Промедол 2% 1мл *** 16.07.2 010 О.Е. 0 месяцев . 0 Промедол 2% 1мл ***. 17.11.2 010 О.Е. 3 месяца . 0 Промедол 2% 1мл ***. 17.11.2 010 О.Е. 1,5 месяца . Омнопон 2% 1мл ***. . О.Е. 0 месяцев Истек срок Морфина ***. . О.Е. 2,5 месяцев Годности 09.2010 Гидрохлорид 1% 1 мл . Промедол 2% *** *** Не сдано Б. 1 месяц Данный факт подтвердили О.Е., Б. и С. (л.д. 53, 56, 59). Таким образом, в деятельности МУЗ имеются нарушения правил хранения, перевозки, учета и уничтожения наркотических средств и психотропных веществ, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП Российской Федерации. Протокол об административном правонарушении №*** составленный в отношении МУЗ соответствует требованиям и правилам ст. 28.2 КоАП РФ, с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. В протоколе допущена ошибка в части написания отчества законного представителя МУЗ С., что подтверждается сведениями, содержащимися в паспорте С. (л.д.1,103). Данное обстоятельство не может служить основанием для прекращения дела. Вина МУЗ подтверждена материалами дела. Действия юридического лица МУЗ суд квалифицирует по ст.6.16 КоАП РФ, то есть нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Решая вопрос о назначении наказания, суд приходит к следующему. Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения. В соответствии с п. 21 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (пункт 18.1 Постановления N 10). Суд, оценив фактические обстоятельства совершения правонарушения и степень общественной опасности конкретного деяния, и принимая во внимание, что МУЗ ранее к административной ответственности не привлекалось, на момент вынесения настоящего постановления часть выявленных нарушений устранена, отсутствие вреда здоровью граждан, общественным и государственным интересам, приходит к выводу о том, что действия (бездействие) МУЗ не повлекли каких-либо вредных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере охраны здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучия населения и общественной нравственности, поэтому считает возможным освободить учреждение от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду малозначительности правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.1-29.11 КоАП РФ, П о с т а н о в и л : Производство по делу об административном правонарушении в отношении МУЗ по ст.6.16 КОАП РФ прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и ограничиться устным замечанием. Постановление может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней. . . Судья С.Л. Ефимов