Решение о понуждении к опубликованию распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты городского округа - город Камышин от 01 сентября 2009 года



Дело № 2-47/2011      

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Камышинский федеральный городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Коробицына А.Ю.

прокурора Холодельщикова В.В.

представителя ответчика в лице Контрольно-счетной палаты городского округа г.Камышин Бочкарева С.В.

представителя третьего лица Администрации городского округа г.Камышин Поляковой И.О.

при секретаре Дорониной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камышине 29 декабря 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Камышина в защиту интересов государства и интересах неопределенного круга лиц к Контрольно-счетной палате городского округа г.Камышин о понуждении к опубликованию нормативного правового акта, суд

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Камышина Волгоградской области обратился в суд с иском к Контрольно-счетной палате городского округа г.Камышин, в котором просит понудить контрольно - счетную палату городского округа - город Камышин опубликовать в соответствии с требованиями п.8.1 Устава городского округа - город Камышин распоряжения №4 от 03.10.2011г. и №3 от 01.09.2009г. председателя Контрольно - счетной палаты городского округа - город Камышин.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле исковые требования поддержал и пояснил, что проведенной прокуратурой года Камышина проверкой исполнения законодательства о противодействии коррупции было установлено, что в ходе реализации положений Закона России от 25.12.2008г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции» допускаются нарушения прав неопределенного круга лиц и интересов государства.

Согласно требованиям ч.2 ст.15 Конституции России органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, и их объединения обязаны соблюдать Конституцию России и Законы.

Часть 4 ст.12 Закона России от 25.12.2008г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции» устанавливает, что работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами России, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами России.

Неисполнение данной обязанности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП России - привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащегс (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающей (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленные нормативными правовыми актами России, с нарушением требований предусмотренных Законом России «О противодействии коррупции».

Во исполнение требований Указа Президента России от 18.05.2009г №557 и ст.8 Закона России от 25.12.2008г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции» органом местного самоуправления - Контрольно - счетной палатой городского округа - город Камышин распоряжениями №4 о 03.10.2011г. и №3 от 01.09.2009г. был утвержден перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и пpи замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательства: имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. На лиц, замещающих должности муниципальной службы, включение в вышеуказанный перечень, распространяются ограничения предусмотренные ст. 12 Закона России от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Работодатели при заключении трудовых договоров с гражданином, ранее замещавшим должности муниципальной службы в контрольно -счетной палате городского округа - город Камышин, перечень которых: установлен вышеуказанными распоряжениями председателя контрольно -счетной палаты городского округа - город Камышин, в течение двух лет после его увольнения с муниципальной службы обязаны в десятидневный срок сообщить о заключении такого договора представителю нанимателю (работодателю) муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, установленном Постановлением Правительства России с 08.09.2010г. №700.

Рассматриваемые правовые акты затрагивают интересах неопределенного круга лиц - потенциальных работодателей граждан, ранее замещавших включенные в перечень должности муниципальной службы ответчика, на которые налагаются ограничения при заключении трудового договора. Не опубликование данных актов может повлечь невозможность, привлечения к административной ответственности виновных лиц, что затрагивает интересы государства в области неукоснительного соблюдения законодательства о противодействии коррупции.

В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного суда PФ от 29.11.2007г. №49 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» вышеуказанные распоряжения председателя контрольно - счетной палаты являются нормативными правовыми актами. Согласно требованиям п.8.1 Устава городского округа - город Камышин нормативно - правовые, акты органа местного самоуправления подлежат обязательному официальному опубликованию. Это же правовое требование следует из п.7 ст.7 Закона России от 25.12.2008г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции», согласно которому муниципальные органы обязаны принимать меры по обеспечению доступа граждан к информации об их деятельности.

Между тем до настоящего момента названные требования законодательства о противодействии коррупции не исполнены, распоряжения председателя контрольно - счетной палаты городского Округа - город Камышин 4 от 03.10.2011г. и №3 от 01.09.2009г. не опубликованы.

Уклонение от обязанности по опубликованию распоряжений препятствует исполнению работодателем требований федерального законодательства о необходимости информировать при приеме на работу бывшего муниципального служащего муниципальный орган, в котором он ранее проходил муниципальную службу, и способствует совершению работодателями, круг которых не определен, административных правонарушений.

Представитель ответчика в лице Контрольно-счетной палаты городского округа г.Камышин Бочкарев С.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что указанные распоряжения председателя контрольно счетной палаты не являются нормативными правовыми актами и не отвечают признакам нормативности. Это всего лишь распоряжения которые были изданы для доведения до работников самой контрольно- счетной палаты. Следовательно они не должны публиковаться в открытой печати. Требование о понуждении опубликовать эти распоряжения в печати являются необоснованными и нарушают конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Представитель третьего лица Администрации городского округа г.Камышин Полякова И.О. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с федеральным законодательством органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, устанавливающие либо изменяющие обязательные правила или имеющие индивидуальный характер. Оспариваемыми распоряжениями утвержден перечень должностей при замещении которых муниципальные служащие КСП обязаны предоставлять сведения о доходах. Однако они не являются нормативными правовыми актами.

Выслушав представителя прокуратуры, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно требованиям ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и Законы.

Часть 4 ст.12 ФЗ от 25.12.2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции» устанавливает, что работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Как установлено в судебном заседании во исполнение требований Указа Президента России от 18.05.2009г №557 и ст.8 ФЗ от 25.12.2008г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции» органом местного самоуправления - Контрольно - счетной палатой городского округа - город Камышин распоряжениями №4 о 03.10.2011г. и №3 от 01.09.2009г. был утвержден перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и пpи замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательства: имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

При этом на лиц, замещающих должности муниципальной службы, включение в вышеуказанный перечень, распространяются ограничения предусмотренные ст. 12 Закона России от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Кроме того работодатели при заключении трудовых договоров с гражданином, ранее замещавшим должности муниципальной службы в контрольно -счетной палате городского округа - город Камышин, перечень которых: установлен вышеуказанными распоряжениями председателя контрольно -счетной палаты городского округа - город Камышин, в течение двух лет после его увольнения с муниципальной службы обязаны в десятидневный срок сообщить о заключении такого договора представителю нанимателю (работодателю) муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ с 08.09.2010г. №700.

Указанные обстоятельства не отрицались сторонами в судебном заседании.

В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимает представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Согласно требованиям п.8.1 Устава городского округа - город Камышин нормативные правовые акты органа местного самоуправления подлежат обязательному официальному опубликованию.

В судебном заседании прокурор настаивал на том, что рассматриваемые правовые акты затрагивают интересах неопределенного круга лиц - потенциальных работодателей граждан, ранее замещавших включенные в перечень должности муниципальной службы ответчика, на которые налагаются ограничения при заключении трудового договора и требуют официального опубликования.

Представители ответчика и третьего лица напротив утверждали, что данные распоряжения не должны опубликовываться, поскольку по своему смыслу и содержанию не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, в силу ч.2 ст.56 ГПК РФ суд находит, что юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного дела является наличие признаков нормативности у изданных муниципальным органом правовых актов.

В целях выяснения, являются ли оспариваемые распоряжения председателя КСП городского округа г.Камышин нормативными правовыми актами, судом направлялся запрос для дачи письменного заключения в адрес Государственно-правового управления аппарата главы Администрации Волгоградской области.

Как следует из письменного заключения начальника указанного управления от 19.12.2011 года, имеющегося в материалах дела, распоряжение Контрольно-счетной палаты городского округа - город Камышин от 01.09.2009 № 3 «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (с изм. от 03.10.2011) изданы в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".

Названным законодательством установлено, что органы местного самоуправления определяют перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Таким образом, указанные правовые акты являются нормативными, поскольку имеет следующие признаки:

изданы органом местного самоуправления и должностным лицом местного самоуправления,

направлены на урегулирование общественных отношений, связанных с замещением должностей, указанных в данном перечне или поступлением на муниципальную службу по этим должностям,

устанавливают обязательные правила поведения - обязанность лиц, указанных в перечне, представлять соответствующие сведения о доходах,

распространяют действие на неопределенный круг лиц - на граждан, поступающих на указанные в перечне должности и муниципальных служащих, замещающих должности согласно перечню,

рассчитаны на неоднократное применение.

Индивидуально-правовым актом, реализующим данные нормы права, будет правоприменительный акт соответствующего должностного лица о назначении на указанную в перечне должность конкретного лица при условии представления последним сведений о доходах.

У суда нет оснований не доверять заключению данному представителем государственного органа отвечающего за правовую экспертизу нормативных правовых актов издаваемых на территории Волгоградской области.

Как следует из разъяснений п.9 Постановления Пленума Верховного суда PФ от 29.11.2007г. №49 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что распоряжения председателя контрольно - счетной палаты городского округа - город Камышин №4 от 03.10.2011г. и №3 от 01.09.2009г., являются нормативными правовыми актами, однако до настоящего времени не опубликованы, и считает необходимым обязать орган местного самоуправления опубликовать данные распоряжения в соответствующем печатном органе.

На основании изложенного, ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Понудить контрольно - счетную палату городского округа - город Камышин опубликовать в соответствии с требованиями п.8.1 Устава городского округа - город Камышин распоряжения №4 от 03.10.2011 года и №3 от 01.09.2009 года председателя Контрольно - счетной палаты городского округа - город Камышин.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Камышинский федеральный городской суд в течение 10 дней.

           Председательствующий                                       А.Ю.КОРОБИЦЫН