Решение о понуждении к предоставлению жилого помещения



Дело №2-248/12             

                                          РЕШЕНИЕ

                           Именем Российской Федерации

26 января 2012                                                                              г. Камышин.

Камышинский городской суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Щербакова А.Б.,

при секретаре Нестеренко И.В.,

с участием прокурора Матвеева Е.А.

истца Дураковой Т.М.,

представителя третьего лица - территориального органа опеки и попечительства Камышинского муниципального района - по доверенности Завьяловой Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Камышинского района в интересах Дураковой Татьяны Михайловны к Администрации Камышинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения, суд

                                       УСТАНОВИЛ:

Прокурор Камышинского района обратился в суд в интересах Дураковой Т.М. с иском к Администрации Камышинского муниципального района, в котором просит суд обязать ответчика обеспечить Дуракову Татьяну Михайловну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением по установленным нормам, заключив с ней договор социального найма, так как над несовершеннолетней Дураковой Т.М., оставшейся без попечения родителей, Постановлением администрации Камышинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ....-п была установлена опека, опекуном назначена ФИО2, поскольку отец несовершеннолетней - ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать - ФИО3, отказалась от воспитания и содержания дочери, и решением Быковского районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении её родительских прав.

Территориальным органом опеки и попечительства Камышинского муниципального района Дуракова Т.М., на основании заключения ДД.ММ.ГГГГ № .... поставлена на учет с целью внеочередного предоставления жилой площади по договору социального найма на территории Камышинского района г. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, однако, до настоящего времени жилье ей не предоставлено.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования в интересах Дураковой Т.М. поддержал, пояснения дал аналогичные изложенным в исковом заявлении, истец Дуракова Т.М. согласна с предъявленным прокурором в её интересах иском.

Ответчик - Администрация Камышинского муниципального района и третье лицо, не заявляющее самостоятельных исковых требований на предмет спора - Администрация Волгоградской области, о времени и месте рассмотрения данного дела извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание своих представителей не направило, и суд, в порядке требований ч.3 ст.167 ГПК РФ, полагает рассмотреть данное дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица - территориального органа опеки и попечительства Камышинского муниципального района, возражений по требованиям прокурора не имеет, полагает рассмотреть дело на усмотрение суда, сообщила о предпринимаемых мерах по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, несовершеннолетняя Дуракова Татьяна Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находилась под опекой ФИО2 на основании Постановления администрации Камышинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ....-п, поскольку осталась без попечения родителей.

В июне 2011 года Дуракова Т.М. окончила обучение в <данные изъяты> № ...., в настоящее время вынуждена снимать квартиру для проживания, так как жилое помещение ей администрацией района не предоставлено.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу требований части 1 статьи 8 Федерального Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области «О мерах социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области» от 15.12.2005 № 1147-ОД, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Территориальным органом опеки и попечительства Администрации Камышинского муниципального района Дуракова Т.М., как оставшаяся без попечения родителей, на основании заключения органов опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет с целью внеочередного предоставления жилой площади по договору социального найма на территории г. Камышина и Камышинского района.

Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя, в том числе, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение (ч. 2 ст. 1 указанного закона).

Финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предоставление субвенций муниципальным образованиям производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год и зачисляются ежемесячно в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных образований (ч.1, 2 ст.6 указанного закона).

Однако, несмотря на указанные положения действующего законодательства, администрация Камышинского муниципального района жилое помещение Дураковой Т.М. до настоящего времени не предоставила, чем нарушены её права.

Так, в 2009 году администрации Камышинского муниципального района субвенции из областного фонда компенсаций на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были выделены в размере 7 804 000 рублей, в 2010 - 2 598 000 рублей, в первом полугодии 2011 года 5311400 рублей, но из указанных средств жилая площадь Дураковой Т.М. приобретена не была.

При таких данных суд приходит к убеждению, что Дуракова Т.М. имеет право на внеочередное обеспечение жильем как оставшаяся без попечения родителей, и обязанность по обеспечению её жильем должна быть возложена на Администрацию Камышинского муниципального района.

При этом доводы представителя третьего лица - территориального отдела органа опеки и попечительства Камышинского муниципального района в той части, что на приобретение жилья детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей не поступают денежные средства из областного бюджета, для суда являются не убедительными, так как именно на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, как следует из приложения к Закону Волгоградской области от 20.12.2010 года №2139-ОД «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жильем детей-сирот Камышинскому муниципальному району выделено 5311400 руб. и их несвоевременное поступление в адрес муниципального органа не может служить основанием для неисполнения возложенной законом обязанности по обеспечению детей-сирот жильем.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора в интересах Дураковой Т.М. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

                                          РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Камышинского муниципального района Волгоградской области обеспечить Дуракову Татьяну Михайловну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением по установленным нормам, заключив с ней договор социального найма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                           Щербаков А.Б.