Дело №2-369/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 марта 2012 г. г. Камышин. Камышинский городской суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Щербакова А.Б., при секретаре Нестеренко И.В., с участием прокурора Колескиной Т.Я., представителя ответчика по доверенности Трахимович И.А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камышинского района в интересах Беловой Татьяны Александровны к Администрации Камышинского муниципального района о возмещении вреда, связанного с неполучением единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью, УСТАНОВИЛ: Прокурор Камышинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Беловой Т.А., являющейся опекуном несовершеннолетнего ребёнка-сироты ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации Камышинского муниципального района с требованием взыскания с ответчика за счет средств казны Камышинского муниципального района в пользу Беловой Т.А. единовременного пособия в сумме 8000 рублей. В судебном заседании прокурор поддержал свои требования пояснения дал аналогичные изложенным в исковом заявлении. Истец Белова Т.А. телефонограммой просила дело рассмотреть в её отсутствие, поддерживая исковые требования. Третье лицо - ГКУ ЦСЗН просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представитель ответчика исковые требования не признала. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора. Судом установлено, что Постановлением главы городского округа - городKaмышин № ....-п от ДД.ММ.ГГГГ установлена опека над несовершеннолетней воспитанницей ГОУ «<данные изъяты>» Черненко Натальей Николаевной, ДД.ММ.ГГГГ г.р., опекуном назначена истица Белова Т.А. с определением места жительства подопечной по месту жительства опекуна в ..... Частью 1 ст. 31 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей имеет право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей). В силу ст. 12.2 указанного ФЗ единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 8000 рублей. Однако вышеуказанное пособие в размере 8000 руб. Беловой Т.А. получено не было, поскольку ей не было разъяснено ее право на получение данного пособия и необходимость подачи заявления на его получение в ограниченный срок. В частности, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н утверждены Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей. Согласно п. 80 вышеуказанного Порядка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью). Данный срок является пресекательным, возможность его восстановления, даже при наличии уважительных причин пропуска, законодательством не предусмотрена. Из информации ГКУ ЦСЗН по Камышинскому району следует, что вышеуказанное пособие Беловой Т.А. не может быть выплачено, так как срок обращения за назначением пособия истек ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Беловой Т.А. в связи с неразъяснением ей права и условий получения единовременного пособия причинен вред в размере суммы неполученного единовременного пособия 8000 руб. Ответственность за причиненный вред должна быть возложена на администрацию Камышинского муниципального района, исходя из следующего. В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. На основании п. 1 ст. 1 Закона Волгоградской области от 12.12.2005 № 1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделены государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству. Функции органов опеки и попечительства определяются в соответствии с полномочиями и основными задачами органов опеки и попечительства, установленными Законом Волгоградской области «Об органах опеки и попечительства». Согласно ст. 5 Закона Волгоградской области от 15.11.2007 N 1558-ОД «Об органах опеки и попечительства» органы опеки и попечительства, среди прочего, осуществляют подбор, учет и подготовку в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах. В соответствии в п/п «а» п. 14 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423, орган опеки и попечительства обязан подготовить гражданина, выразившего желание стать опекуном, в том числе ознакомить его с правами, обязанностями и ответственностью опекуна, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно п. 4 Правил, гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет необходимые документы для принятия решения о возможности стать опекуном в орган опеки и попечительства по месту жительства. Таким образом, именно на орган опеки и попечительства по месту жительства гражданина, принимающий решение о возможности гражданина стать опекуном, возлагается обязанность ознакомить данного гражданина с правами, обязанностями и ответственностью опекуна, установленными действующим законодательством РФ. Поскольку право на получение единовременного пособия и условия его реализации муниципальными служащими администрации Камышинского муниципального района Беловой Т.А. своевременно разъяснены не были, это повлекло причинение гражданину вреда в виде неполучения данного пособия, и ответственность за причиненный бездействием должностных лиц вред возлагается на администрацию Камышинского муниципального района. Учитывая изложенное, требования прокурора подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Взыскать с Администрации Камышинского муниципального района за счет средств казны Камышинского муниципального района в пользу Беловой Татьяны Александровны 8000 (восемь тысяч) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий А.Б. Щербаков.