Дело № 2-418/12 Именем Российской Федерации 26 апреля 2012 года г. Камышин Камышинский городской суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Холод А.Ю., при секретаре Шепелевой Е.А., с участием истца Линкевич О.Е., представителей УПФР Кошовец А.Н., Большаковой С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Линкевич Ольги Евгеньевны к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Камышине и Камышинском районе Волгоградской области, Министерству Обороны РФ о назначении пенсии в конкретном размере, взыскании компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: С ДД.ММ.ГГГГ (приказ № .... от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № .... от ДД.ММ.ГГГГ) Линкевич О.Е. проходила военную службу по контракту в Камышинском Высшем Военном Командно-Инженерном Училище (КВВКИСУ) в звании младшего сержанта, в должности «линейного надсмотрщика» взвода связи. В связи с расформированием указанного училища ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Командующего Северо-Кавказского Вооруженного Округа (СКВО) она была переведена в войсковую часть .... ..... От куда ДД.ММ.ГГГГ уволена в запас по п.п. <данные изъяты> ст. 51 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья) без назначения пенсии, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» от ДД.ММ.ГГГГ № ..... Из сообщения Архива штаба СКВО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ведомости начисления денежного довольствия военнослужащих училища за ДД.ММ.ГГГГ годы ошибочно уничтожены в училище. При сдаче документов в Архив штаба СКВО представлен Акт расследования КВВКИСУ по данному факту. В настоящее время Линкевич О.Е. обратилась в суд с иском, в котором просит: - установить размер начисленного ей денежного довольствия в период военной службы в Камышинском ВВКИСУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений Департамента социальных гарантий МО РФ: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = № .... руб. № .... коп.; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = № .... руб. № .... коп.; - обязать Управление пенсионного фонда в .... и .... произвести начисление ее трудовой пенсии по старости с учетом установленного размера денежного довольствия в период военной службы в Камышинском ВВКИСУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - взыскать в ее пользу в счет компенсации морального вреда № .... (№ ....) рублей - по № .... (пятнадцать тысяч) рублей с Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Камышине и Камышинском районе и с Министерства Обороны РФ. В судебном заседании истец поддержала заявленные требования в полном объеме, указав, что в УПФР она может предоставить документы о наиболее высоком среднемесячном заработке за ДД.ММ.ГГГГ месяцев подряд лишь за период военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку до этого времени длительно проживала с мужем военнослужащим на территории Украины, работу имела не постоянную, низкооплачиваемую. За период службы в № .... ей выдана справка о начисленном денежном довольствии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть размер, получаемого ею среднемесячного заработка за ДД.ММ.ГГГГ месяцев подряд подтверждается первичными бухгалтерскими документами. В Управлении пенсионного фонда в .... и районе изначально отказали ей в оказании содействия в запросе документов из Главного финансово-экономического управления МО РФ по причине того, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными органами на основании первичных документов, и справка, подготовленная расчетным путем из-за отсутствия документов в архиве МО РФ, не является косвенным, подтверждением ее индивидуального заработка в период службы. ДД.ММ.ГГГГ Комиссия УПФР приняла решение отказать ей в исчислении трудовой пенсии по старости с учетом справки о денежном довольствии в период службы в Камышинском ВВКИСУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подготовленной расчетным путем, уменьшив, по ее мнению, на 1/3 размер предполагаемой трудовой пенсии по старости. Ее вины в ошибочном уничтожении раздаточных ведомостей нет. Отказ УПФР в принятии справки о денежном довольствии, подготовленной расчетным путем из-за отсутствия документов в архиве, считает неправомерным, ссылаясь на Письмо Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ...., Приказы и Директивы МО РФ. Ответчики, поступая незаконно, многократно отказывали ей в оказании содействия - в запросе и выдачи документов необходимых для начисления моей пенсии, что в итоге привело к судебным разбирательствам и причинению ей морального вреда, который выразился в нравственных и физических страданиях, соразмерной компенсацией которого считает денежную сумму в размере № .... рублей. Представители УПФР исковые требования не признали, пояснив, что в соответствии с действующим законодательством исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится на основании документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке гражданина. Указанные документы выдаются организацией, в которой работал гражданин, обратившийся за пенсией, на основании первичных документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке (лицевых счетов, платежных ведомостей и других первичных документов по оплате труда). Использование сведений о тарифных ставках (окладах), данных о среднемесячной заработной плате работников конкретного предприятия, отрасли или региона для подтверждения заработка законодательством не предусмотрено. Справки о среднемесячном заработке, подготовленные расчетным путем, исходя из тарифных сеток по денежному довольствию военнослужащих не могут быть приняты во внимание в целях пенсионного обеспечения. Основанием для определения размера пенсии гражданина могут быть исключительно документы, позволяющие прямо или косвенно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Просят в удовлетворении исковых требований отказать. Министерство обороны РФ, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, дело было рассмотрено в его отсутствие. Заслушав явившиеся в судебное заседание стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца. При этом суд исходит из следующего. По ходатайству истца была допрошена свидетель ФИО7, однако судом данные показания не могут быть приняты как допустимые доказательства ввиду того, что их суть сводится к определению, из каких компонентов состояло денежное довольствие Линкевич О.Е., работавшей в аналогичной должности одновременно с ней, какие надбавки и единовременные выплаты производились и т.п., т.е. по сути, показания свидетеля были направлены на установление размера денежного довольствия, однако подтверждение размера получаемой работником ежемесячной заработной платы свидетельскими показаниями законом не предусмотрено. Первым требованием истца является установление размера начисленного ей денежного довольствия в период военной службы в Камышинском ВВКИСУ с 01.01.1997 г. по 08.09.1998 г. на основании сведений Департамент социальных гарантий МО РФ. Однако данная справка не содержит сведений о денежном довольствии именно истца. В соответствии с ответом Департамента финансового планирования МО РФ на запрос суда (л.д. 53), использование сведений о среднемесячной заработной плате на предприятии, в отрасли и в регионе для подтверждения заработка конкретного работника действующим законодательством не предусмотрено. Справки о заработке, подготовленные расчетным путем исходя из норм денежного довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала, не могут быть приняты для расчета пенсий. Указанные положения определены пунктом 26 перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. № 16/19па, согласно которому справка о размере выплаченного военнослужащему (работнику) денежного довольствия (заработка) должна составляться только на основании первичных бухгалтерских документов. Департамент финансового планирования Минобороны России первичными бухгалтерскими документами по выплате О.Е.Линкевич денежных средств не располагает, в связи с чем выдать справу о размере полученного заработка возможности не имеет. Истец требует установить размер пенсии на основании ее личных расчетов. Согласно положениям статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Таким образом, законодателем предоставлена возможность застрахованному лицу выбрать вариант определения своего среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002. Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 16/19па (зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2002 № 3488), установлено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органамина основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится на основании документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке гражданина. Указанные документы выдаются организацией, в которой работал гражданин, обратившийся за пенсией, на основании первичных документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке (лицевых счетов, платежных ведомостей и других первичных документов по оплате труда). Поскольку основным принципом пенсионного обеспечения является установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его трудового стажа и заработка, подтверждение (даже по косвенным признакам) индивидуального характера является обязательным. В этой связииспользование сведений о тарифных ставках (окладах), данных о среднемесячной заработной плате работников конкретного предприятия, отрасли или региона для подтверждения заработка законодательством не предусмотрено. Одновременно статьей 17 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательское деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частью 1 статьи 23 указанного Федерального закона. Организации могут устанавливать сроки хранения документов, образующихся в процессе их деятельности, но вместе с тем, установленные ими сроки хранения, не могут быть меньше сроков хранения, предусмотренных действующим законодательством. Кроме того, статьей 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» закреплена обязанность организации по хранению, в том числе первичных учетных документов, в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Сроки хранения конкретных видов бухгалтерских документов установлены разделом 4.1 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденных Росархивом 06.10.2000, в соответствии с подпунктами 153 и 155 которого лицевые счета, расчетные (расчетно-платежные) ведомости (при отсутствии лицевых счетов) хранятся 75 лет. Учитывая изложенное,справки о среднемесячном заработке, подготовленные расчетным путем, исходя из тарифных сеток по денежному довольствию военнослужащих не могут быть приняты во внимание в целях пенсионного обеспечения. Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В связи с чем заявитель вправе защитить свои права, нарушенные работодателем, в установленном законом порядке, в том числе и судебном. При невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Соответствующие разъяснения территориальным органам Пенсионного фонда РФ были даны Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ в письме от ДД.ММ.ГГГГ г. N № ..... В письме от ДД.ММ.ГГГГ г. № .... указано, что в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, основанием для определения размера пенсии гражданина могут быть исключительно документы, позволяющие прямо или косвенно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Согласно исковому заявлению, истец просит установить размер начисленного денежного довольствия на основании сведений Департамента социальных гарантий МО РФ. Однако в письме Департамент социальных гарантий МО РФ указал, что сведениями о выплаченном военнослужащим денежном довольствии не располагает и представить справку о выплаченном истцу денежном довольствии за период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ возможности не имеет. Расчет начисленного денежного довольствия, приложенный к исковому заявлению, составлен истцом самостоятельно, на основании сведений Департамента социальных гарантий МО РФ об окладе по воинскому званию «младший сержант», окладу по воинской должности «линейный надсмотрщик». В письме Департамента социальных гарантий МО РФ № .... от ДД.ММ.ГГГГ указано, что конкретные размеры должностных окладов военнослужащим в пределах от минимума до максимума устанавливались приказами соответствующих командиров (начальников) в зависимости от сложности, объема работы и отношения к выполнению служебных обязанностей. Таким образом,письмо Департамента социальных гарантий МО РФ № .... от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о фактическом заработке истца, не относится к документам, прямо или косвенно подтверждающим индивидуальных характер заработка истца. Соответственно, в силу ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ....па, письма Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8389№ .... не являются основанием для определения размера начисленного истцу денежного довольствия в период военной службы в КВВКИСУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, в удовлетворении указанного требования суд отказывает. Что касается требований об обязании УПФР произвести начисление трудовой пенсии истца по старости с учетом установленного размера денежного довольствия в период военной службы в Камышинском ВВКИСУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и требования о взыскании компенсации морального вреда, суд усматривает, то они являются производными от требования об установлении размера начисленного денежного довольствия на основании сведений Департамент социальных гарантий МО РФ, а соответственно, ввиду недоказанности обстоятельств, на которые истец ссылается, суд отказывает и в удовлетворении данных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований Линкевич Ольги Евгеньевны об: - установлении размера начисленного ей денежного довольствия в период военной службы в Камышинском ВВКИСУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений Департамента социальных гарантий МО РФ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = № .... коп.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = № .... коп.; - обязании Управления пенсионного фонда в г. Камышине и Камышинском районе произвести начисление ее трудовой пенсии по старости с учетом установленного размера денежного довольствия в период военной службы в Камышинском ВВКИСУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - взыскании в ее пользу в счет компенсации морального вреда 30 000 (тридцать тысяч) рублей - по 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей с Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Камышине и Камышинском районе и с Министерства Обороны РФ, ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд в апелляционном порядке в течении месяца с момента вынесения мотивированного решения. Председательствующий судья А.ХОЛОД