дело №2-1451/12 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Камышин 27 августа 2012 г. Камышинский городской суд Волгоградской области в составе: председательствующего Раптановой М.А., с участием прокурора Матвеева Е.А., при секретаре Заборовской Т.А., с участием истца Чукалина А.В., представителя органа опеки и попечительства администрации Камышинского муниципального района Мирошниченко А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Камышинского района в защиту интересов Чукалина Артема Викторовича к администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Камышинского района обратился в суд с настоящим иском в интересах Чукалина А.В., указав в обоснование своих требований, что Чукалин Артем Викторович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО4 решением Камышинского городского суда .... от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чукалин А.В. обучался в ГБОУ «Профессиональное училище № ....» ..... Постановлением администрации Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района № ....-п от ДД.ММ.ГГГГ Чукалин А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в Усть-Грязнухинском сельском поселении по.... по единому общему списку, по.... по льготному списку (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). ДД.ММ.ГГГГ органом опеки и попечительства администрации Камышинского муниципального района на основании заключения № .... Чукалин А.В. поставлен на учет на внеочередное предоставление жилой площади и внесен в список очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, постановленных на учет по обеспечению вне очереди жилым помещением на территории .... и .... по договору социального найма по...., поскольку не имеет жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Чукалину А.В. выдан диплом ГБОУ «Профессиональное училище № ....» .... о получении начального профессионального образования. В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерациималоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В 2010 году администрации Камышинского муниципального района субвенции из областного фонда компенсаций на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были выделены в размере 2402400 рублей, в 2011 году - 5311000 рублей, в 2012 году - 5148000 рублей, однако из указанных средств жилая площадь Чукалину Артему приобретена не была, в связи с чем нарушены его права. Первоначально прокурор просил обязать администрацию Камышинского муниципального района обеспечить Чукалина Артема Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилым помещением по установленным нормам, заключив с ним договор социального найма. В судебном заседании участвующий в деле прокурор Матвеев Е.А. в интересах Чукалина А.В. исковые требования уточнил в части характеристики жилого помещения, просив обязать администрацию Камышинского муниципального района обеспечить Чукалина Артема Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди благоустроенным жилым помещением, площадью, не ниже установленных социальных норм, с учетом его семейного положения, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающим санитарным и техническим требованиям, заключив с ним договор социального найма. Уточненные требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что исковое заявление предъявлено прокурором в защиту социальных прав, свобод и законных интересов Чукалина А.В. в сфере права на жилище в связи с его обращением в прокуратуру Камышинского района. Истец Чукалин А.В. уточненные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Представитель органа опеки и попечительства администрации Камышинского муниципального района Мирошниченко А.Г. пояснил, что Чукалину А.В. должно быть предоставлено жилое помещение. На эти цели из администрации Волгоградской области им выделяют денежные средства, но недостаточно. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Волгоградской области, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку в судебное заседание своего представителя не обеспечили, не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя администрации Волгоградской области. Ответчик, в лице администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области, будучи надлежащим образом извещенный о месте и дате рассмотрения гражданского дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о причинах неявки суд не известили, не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства. На основании ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Принимая во внимание, что ответчик был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела, однако в суд не явился и о причинах неявки суд в известность не поставил, то судом причина его неявки признана неуважительной, а дело, с учетом мнения сторон, участвующих в рассмотрении дела, рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего. В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3). Соответственно, исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (п.1 ст.27). Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П отметил, что, обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления конституционного права на жилище, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3); тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания вобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Данной позиции корреспондирует абз.2,3 п.1 ст.8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ В судебном заседании установлено, что Чукалин Артем Викторович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО4 решением Камышинского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чукалин А.В. обучался в ГБОУ «Профессиональное училище № ....» ..... ДД.ММ.ГГГГ Чукалину А.В. выдан диплом ГБОУ «Профессиональное училище № ....» .... о получении начального профессионального образования. Постановлением администрации Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района № ....-п от ДД.ММ.ГГГГ Чукалин А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в Усть-Грязнухинском сельском поселении по.... по единому общему списку, по.... по льготному списку (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). ДД.ММ.ГГГГ органом опеки и попечительства администрации Камышинского муниципального района на основании заключения № .... Чукалин А.В. поставлен на учет на внеочередное предоставление жилой площади и внесен в список очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, постановленных на учет по обеспечению вне очереди жилым помещением на территории г. Камышина и Камышинского района Волгоградской области по договору социального найма по...., поскольку не имеет жилого помещения. Частью 1 статьи 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ Согласно ч.2 ст..... «О мерах социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях ....» от ДД.ММ.ГГГГ № ....-ОД дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Согласно ч.1 ст..... от ДД.ММ.ГГГГ № ....-ОД "О наделении органов местного самоуправления В соответствии с ч.2 ст..... Подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № ....-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приемным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приемным родителям мер социальной поддержки" установлено, что органы государственной власти Волгоградской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 данного Закона финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления. Согласно пункту 2 указанной статьи предоставление субвенций муниципальным образованиям производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. В 2010 году администрации Камышинского муниципального района субвенции из областного фонда компенсаций на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были выделены в размере 2402400 рублей, в 2011 году - 5311000 рублей, в 2012 году - 5148000 рублей, однако из указанных средств жилая площадь Чукалину Артему приобретена не была, в связи с чем нарушены его права. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию Камышинского муниципального района Волгоградской области обеспечить Чукалина Артема Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенным жилым помещением, площадью не ниже установленных социальных норм, с учетом ее семейного положения, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающим санитарным и техническим требованиям, заключив с ним договор социального найма. Ответчик вправе подать в Камышинский городской суд, вынесший решение, заявление об отмене заочного решения суда, в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий М.А. Раптанова
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей", в котором также указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся
под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого
помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту
жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных
социальных норм.
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся
под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого
помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту
жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных
социальных норм.
отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда
приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки"
органы местного самоуправления наделены государственными
полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-
сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а следуя части 2
статьи 1 указанного закона, государственные полномочия по
предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, включает в себя, в том числе,
обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшимся без попечения
родителей. Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение.
от ДД.ММ.ГГГГ № ....-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и
обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях
....", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за
ними жилого помещении, после окончания пребывания в образовательном
учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади помещения по договору социального найма.