Решение по жалобе главы Саломатинского сельского поселения на постановление по делу об административном правонарушении



дело № 12-112/11

РЕШЕНИЕ

г. Камышин 03 мая 2011 г.

Судья Камышинского городского суда Волгоградской области Козионов В.С., с участием защитника лица, привлеченного к административной ответственности, Сухаревой Г.В. Зацепилина М.Ю., государственного инспектора Камышинского района по пожарному надзору Тищенко Д.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном жалобу главы Саломатинского сельского поселения Сухаревой Галины Викторовны на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела,

УСТАНОВИЛ:

Сухарева Г.В. обратилась в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении.

В обоснование своих доводов Сухарева Г.В. указала, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении нее как главы Саломатинского сельского поселения государственным инспектором Отдела надзорной деятельности по Камышинскому району УНД ГУ МЧС России по .... Тищенко Д.Ю. вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей.

В оспариваемом постановлении указано на то, что в помещениях и на территории Саломатинского сельского поселения допущены нарушения статей КоАП РФ; «Правил пожарной безопасности в РФ» ППБ 01-03, Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994, а именно:

1) не разработали генеральный план администрации Саломатинского сельского поселения с учетом требований по размещению объектов пожарной охраны и обеспечению пожарной безопасности в пределах населенного пункта ст. 33,65,76,77 Федерального закона №123 от 22.07.2008 г. НПБ 202-96;

2) не разработали и выполнить (так указано в постановлении) муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности статья 63 пункт 3 Федерального закона №123 от 22.07.2008 г., п.11 ППБ 01-03;

3) не разработали план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Белогорского сельского поселения статья 63 пункт 4 Федерального закона №123 от 22.07.2008 п.п. 11,106 ППБ 01-03;

4) не приспособили водонапорные башни для отбора воды в любое время года п. 95 ППБ 01-03;

5) не выполнили на территории Саломатинского сельского поселения источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения ст. 68 Федерального закона №123-Ф3;

6) не очистили от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. территорию населенного пункта и организаций (Саломатинского сельского поселения), в пределах противопожарных расстояний между зданиями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам п. 21 ППБ 01-03;

7) не установили у гидрантов и других водоисточников, а также по направлению движения к ним указатели объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), указывающие расстояние до водоисточника п. 90 ППБ 01-03;

8) не выполнили наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц, мест размещения пожарного инвентаря, подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения на территории Саломатинского сельского поселения п. 27 ППБ 01-03;

9) не создали в границах населенных пунктов добровольную, муниципальную пожарную охрану ст. 19 ФЗ №69 от 21.12.1994 «О пожарной безопасности»

Считает, что некоторые выводы административного органа противоречат фактическим обстоятельствам и являются незаконными исходя из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 положения указанного Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:

1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;

2) разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;

3) разработке технической документации на объекты защиты.
Административным органом в первом пункте указано на то, что ей нарушены статьи 33, 65, 76 и 77 Федерального закона от 22 июля 2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», однако данные статьи регламентируют отношения связанные со строительством пожарных депо, хотя администрация данные мероприятия не осуществляет, и осуществлять не планирует. Более того, в соответствии со ст.ст. 16, 18 и 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; создание, реорганизация и ликвидация органов управления, подразделений пожарной охраны; осуществление тушения пожаров в населенных пунктах являются полномочиями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, осуществляемые за счет соответствующего бюджета.

В полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений указанные вопросы не входят.

В оспариваемом постановлении указано, что администрация поселения не приспособила водонапорные башни для отбора воды в любое время года, однако на территории с. Саломатино Саломатинского сельского поселения вообще нет водонапорных башен, а также нет и никогда не было централизованного водопровода. В каждом домовладении имеются либо скважины, либо трубчатые колодцы.

Также ей вменяется нарушение статьи 68 Федерального закона №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», что не выполнили на территории Саломатинского сельского поселения источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.

С данными доводами также нельзя согласиться в связи с тем, что на территории Саломатинского сельского поселения имеется пирс для установки пожарных автомобилей который был установлен, с учетом требований правил пожарной безопасности ППБ 01-03. Также администрация полагает, что из смысла статьи 68 Федерального закона №123-Ф3 данная норма регламентирует наличие данных объектов только в том случае, если в поселении ведется градостроительная деятельность.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность это деятельность по развитию территории, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. Администрация Саломатинского сельского поселения не осуществляет данные виды деятельности, более того, как было указано выше, на территории села Саломатино отсутствует водопровод.

Доводы административного органа о том, что администрация не очистила от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. территорию населенного пункта и организаций (Саломатинского сельского поселения), в пределах противопожарных расстояний между зданиями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, так же не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, потому как территория Саломатинского сельского поселения регулярно убирается, также административным органом не указано где конкретно обнаружены горючие отходы, мусор, тара, опавшие листья, сухая трава и т.п.

В оспариваемом постановлении указано на то, что администрация Саломатинского сельского поселения не создала в границах населенного пункта добровольную, муниципальную пожарную охрану, с данным доводом также нельзя согласиться, так как в соответствии со статьей 19 Федерального закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, т.е. в данной статье говорится о том, что в полномочия поселений входит только создание условий, а не обязанность создания пожарных формирований.

Вместе с тем часть выявленных нарушений она признает в полном объеме, данные нарушения являются следствием недостаточного финансирования, бюджет Саломатинского сельского поселения является высоко дотационным, и получаемых дотаций не хватает на удовлетворение всех нужд поселения.

По ее мнению при назначении административного наказания административным органом были нарушены общие правила назначения административного наказания, установленные ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрены три вида наказания, в том числе, вынесение предупреждения или наложение административного штрафа. Однако в оспариваемом постановлении отсутствует обоснование применения в отношении нее меры ответственности в виде штрафа.

Считает, что административным органом было назначено наказание без учета смягчающих вину обстоятельств, а именно что бюджет поселения является высоко дотационным, и получаемых дотаций не хватает на удовлетворение всех нужд сельского поселения.

Просит изменить наказание со штрафа на предупреждение.

В судебном защитник заседании защитник лица, привлеченного к административной ответственности, Сухаревой Г.В. Зацепилин М.Ю. полностью поддержал доводы жалобы.

Государственный инспектор Камышинского района по пожарному надзору Тищенко Д.Ю. доводы жалобы не признал и пояснил, что в постановлении по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ имеются орфографические ошибки, пропущены некоторые слова, окончания некоторых слов написаны не правильно. Нарушение п. 21 ППБ 01-03 о том, что не очистили от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. территорию населенного пункта и организаций (Саломатинского сельского поселения), в пределах противопожарных расстояний между зданиями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам он написал без проверки, так как предполагал, что после зимы имеется мусор.

При проверке он установил, что центральный водопровод в с. Саломатино отсутствует.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает, что постановление должно быть изменено. При этом суд исходит из следующего.

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Саломатинского сельского поселения Камышинского муниципального района Сухарева Г.В. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей.

Согласно постановлению ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин. по адресу: .... сельского поселения Сухарева Г.В, являясь ответственным за пожарную безопасность в помещениях и на территории по вышеуказанному адресу, нарушила требования «Правил пожарной безопасности в РФ» ППБ 01-03, Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно:

1) не разработали генеральный план администрации Саломатинского сельского поселения с учетом требований по размещению объектов пожарной охраны и обеспечению пожарной безопасности в пределах населенного пункта ст. 33,65,76,77 Федерального закона № .... от ДД.ММ.ГГГГ НПБ 202-96;

2) не разработали и не выполнили (по пояснениям ФИО5 ранее была допущена описка) муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности статья 63 пункт 3 Федерального закона №123 от 22.07.2008 г., п.11 ППБ 01-03;

3) не разработали план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Белогорского сельского поселения статья 63 пункт 4 Федерального закона №123 от 22.07.2008 п.п. 11,106 ППБ 01-03;

4) не приспособили водонапорные башни для отбора воды в любое время года п. 95 ППБ 01-03;

5) не выполнили на территории Саломатинского сельского поселения источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения ст. 68 Федерального закона №123-Ф3;

6) не очистили от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. территорию населенного пункта и организаций (Саломатинского сельского поселения), в пределах противопожарных расстояний между зданиями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам п. 21 ППБ 01-03;

7) не установили у гидрантов и других водоисточников, а также по направлению движения к ним указатели объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), указывающие расстояние до водоисточника п. 90 ППБ 01-03;

8) не выполнили наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц, мест размещения пожарного инвентаря, подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения на территории Саломатинского сельского поселения п. 27 ППБ 01-03;

9) не создали в границах населенных пунктов добровольную, муниципальную пожарную охрану ст. 19 ФЗ №69 от 21.12.1994 «О пожарной безопасности».

Плановая выездная проверка была проведена на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки плановой, выездной проверки юридического лица от 11.03.2011 № 133, вынесенного начальником Камышинского отдела ГПН УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области. Данным распоряжением проведение проверки было поручено государственному инспектору Камышинского отдела ГНП УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области Тищенко Д.Ю.

Проверка была проведена ДД.ММ.ГГГГ в присутствии главы администрации Саломатинского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, о чем составлен ДД.ММ.ГГГГ акт проверки № ...., в котором указаны выявленные нарушения. По результатам проверки было вынесено предписание № ..../-1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ.

Также по результатам проверки в связи с выявленными нарушениями правил пожарной безопасности на главу администрации Саломатинского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области Сухареву Г.В. как на должностное лицо был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. При этом Сухаревой Г.В. разъяснены права и объявлено о времени и месте рассмотрения административного дела.

Нарушения срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ, в данном случае не является существенным нарушением, поскольку данный срок не является пресекательным.

Нарушения требований пожарной безопасности, указанные в пунктах 2, 3, 7 и 8 постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ защитником Сухаревой Г.В. Зацепилиным М.Ю. не оспариваются.

Суд не может согласиться с доводами защиты о том, что в действиях Сухаревой Г.В. нет нарушений, указанных в пункте 1 постановления, так как согласно п. 6 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий:

1) не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития;

2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.

Таким образом, в администрации Саломатинского сельского поселения либо должен быть генеральный план с указанием состава и функциональных характеристик систем обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, входящих в проектную документацию в виде раздела «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности», либо решение об отсутствии необходимости подготовки генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки. Однако, как пояснил Зацепилин М.Ю., в администрации данных документов нет.

В тоже время, суд полагает, что нарушения требований пожарной безопасности, указанные в пунктах 4, 5, 6 и 9 постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат исключению из данного постановления.

Так, в пунктах 4 и 5 указано, что не приспособили водонапорные башни для отбора воды в любое время года (п. 95 ППБ 01-03); не выполнили на территории Саломатинского сельского поселения источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения ст. 68 Федерального закона №123-Ф3. Однако в соответствии с пунктами 1, 2, и 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих общественных зданиях объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, производственных зданиях с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

Таким образом, поскольку в Саломатинском сельском поселении отсутствует центральный водопровод и поселение имеет количество жителей до 5000 человек, то допустимо иметь в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения не водонапорные башни, а природные или искусственные водоемы. В качестве такового в Саломатинском сельском поселении имеется оборудованный пирс, доступный для забора воды в любое время года.

В п. 6 указано, что не очистили от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. территорию населенного пункта и организаций (Саломатинского сельского поселения), в пределах противопожарных расстояний между зданиями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам п. 21 ППБ 01-03. Однако Тищенко Д.Ю. в судебном заседании пояснил, что он не проверял наличие мусора, а указал данные нарушения, так как думал, что мусор остался после зимы и его не успели убрать.

Таким образом, совершение Сухаревой Г.В. указанного нарушения не доказано.

В п. 9 указано, что не создали в границах населенных пунктов добровольную, муниципальную пожарную охрану ст. 19 ФЗ №69 от 21.12.1994 «О пожарной безопасности». Между тем в ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" указано, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

Таким образом, у администрации Саломатинского сельского поселения имеется только обязанность по созданию условий для организации добровольной пожарной охраны. Кроме того, как следует из административного материла, главой Саломатинского сельского поселения Сухаревой Г.В. вынесено постановление от 19.01.2011 № 1 «Об утверждении Положения о добровольной пожарной охране и деятельности добровольных пожарных на территории Саломатинского сельского поселения» и разработано само Положение, то есть созданы условия для организации добровольной пожарной охраны.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат также обстоятельства, смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ).

В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Как следует из обжалуемого постановления и административного материала, обстоятельства, смягчающие ответственность не учитывались при решении вопроса о назначении Сухаревой Г.В. наказания. Между тем в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, должностным лицом при вынесении постановления не было учтено раскаяние Сухаревой Г.В., что она совершила административное правонарушение впервые. Также не было учтено, что Саломатинское сельское поселение является дотационным. Данные обстоятельства суд признает смягчающими.

С учетом характера и обстоятельств совершенного Сухаревой Г.В. административного правонарушения, с учетом смягчающих обстоятельств и отсутствием отягчающих обстоятельств, а также с учетом фактических обстоятельств дела, суд считает целесообразным изменить Сухаревой Г.В. наказание с административного штрафа на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Камышинского района по пожарному надзору Тищенко Д.Ю. о привлечении Сухаревой Галины Викторовны к административной ответственности по ст.20.4 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях изменить:

1) исключить из постановления указание на нарушение Сухаревой Г.В. следующих требований пожарной безопасности:

- не разработали генеральный план администрации Саломатинского сельского поселения с учетом требований по размещению объектов пожарной охраны и обеспечению пожарной безопасности в пределах населенного пункта (ст. 33,65,76,77 Федерального закона №123 от 22.07.2008 г. НПБ 202-96);

- не приспособили водонапорные башни для отбора воды в любое время года (п. 95 ППБ 01-03);

- не выполнили на территории Саломатинского сельского поселения источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (ст. 68 Федерального закона №123-Ф3);

- не очистили от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. территорию населенного пункта и организаций (Саломатинского сельского поселения), в пределах противопожарных расстояний между зданиями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам п. 21 ППБ 01-03;

- не создали в границах населенных пунктов добровольную, муниципальную пожарную охрану ст. 19 ФЗ №69 от 21.12.1994 «О пожарной безопасности».

2) в части назначения Сухаревой Галины Викторовны по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административного штрафа в размере 1 000 рублей изменить, назначить Сухаревой Галине Викторовне наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд в течение 10 дней.

Судья Козионов В.С.