Постановление в ЗАО `Камышинский стеклотарный завод`



                                                  ПОСТАНОВЛЕНИЕ                  дело № 5-43/12

04 июня 2012 г.                                                                       г. Камышин

Судья Камышинского городского суда Волгоградской области Иванцов С.В., с участием представителя прокуратуры г. Камышина старшего помощника прокурора г. Камышина Говорова М.В., законных представителей юридического лица ЗАО « Камышинский стеклотарный завод» юрисконсульта Черновой Галины Петровны, действующей на основании доверенности № .... от ДД.ММ.ГГГГ, главного инженера Перова Егора Николаевича, действующего на основании доверенности № .... от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании, административный материал в отношении юридического лица ЗАО « Камышинский стеклотарный завод», юридический адрес: ...., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 ч.3 КоАП РФ,

                                            У С Т А Н О В И Л:

Юридическое лицо ЗАО « Камышинский стеклотарный завод» допустилогрубые нарушения требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ при проведении прокуратурой города проверки ЗАО «Камышинский стеклотарный завод» были установлены грубые нарушения требований промышленной безопасности и условий эксплуатации опасного производственного объекта, выразившиеся в следующем.

На ЗАО « Камышинский стекольный завод» недостаточно эффективно организован и осуществляется производственный контроль за организацией проведения газоопасных работ. Так, при проведении проверок технического состояния и условий эксплуатации сети газопотребления на предприятии не проверяется правильность организации выполнения газоопасных работ в нарушение п. 4 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999г. № 263, (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49,) ст. 9 ч. 2, ст. 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 27 июля 1997 года №116-ФЗ.

Перед ремонтом газовое оборудование не отключается от газопроводов с установкой заглушек после запорной арматуры, а именно:

- чистка фильтра перед газоиспользующим оборудованием в котельной № 1 04.04.2012 г.;

- чистка горелок 1 и 2 зоны второго фидера, замена прокладок;

- чистка горелки на чаше в 3 зоне;

- чистка горелок на фидере 1-7;

- устранение утечки газа на горелке №1 в котельной № 8;

- демонтаж горелок, газопроводов и узла учета газа с «Лера» №5 26.03.12г.;

- на «Лера» № 7 чистка горелок, замена клапана и шланга 23.03.2012г.;

- разборка и промывка газового клапана на 2 горелке в зоне 2 «Лера» №11,

Данные обстоятельства является нарушением требований ст. 9, ст. 10 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 5.9.16, п. 10.44 ПБ 12-529-03 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.03 №9, и приводят к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Кроме того, на производство газоопасных работ юридическим лицом не выдается наряд-допуск, предусматривающий разработку и последующее осуществление комплекса мероприятий по подготовке и безопасному проведению этих работ, а именно:

- перед котельными № 13, № 14 на ШРП выполнено понижение давления газа и произведены продувка и пуск газа в газоиспользующее оборудование 08.04.2012 г.; - устранение утечки газа на «Лере» № 8 во второй зоне; - устранение утечки газа на фланцевом соединение узла учета газа в котельной № 3 06.04.2012г.;- чистка фильтра перед газоиспользующим оборудованием в котельной № 1 04.04.2012г.; - устранение утечки газа на запорной арматуре линии №8 03.04.2012г.; - устранение утечки газа во второй зоне на горелке № 3 «Лера» №1 03.04.2012г.; - чистка горелок 1 и 2 зоны второго фидера, замена прокладок; - чистка горелки на чаше в 3 зоне; - устранение утечки газа на узле учета газа в котельной № 14 27.03.2012г.; - чистка горелок на фидере 1-7; - устранение утечки газа на запорной арматуре ГРУ 1 на «Лера» №1; - устранение утечки газа на горелке №1 в котельной № 8; - устранение утечки газа на горелке №2 второй зоны «Лера» №8 25.03.12г.; - на «Лера» № 7 чистка горелок, замена клапана и шланга 23.03.2012г.; - устранение утечки газа на запорной арматуре котельной № 2; - устранение утечек газа на ГРУ В/П №2 21.03.2012г.; - устранение утечки газа на запорной арматуре подачи газа в котельной № 11; - разборка и промывка газового клапана на 2 горелке в зоне 2 «Лера» №11; - устранение утечки газа на узле учета газа «Лера» № 6 - устранение утечки газа на газопроводе ГРУ В/П №3; - устранение утечки газа в цехе реставрации на узле учета газа с помощью замены прокладки; - устранение утечки газа на фильтре «Лера» №3; - устранение утечки газа на узле учета газа «Лера» №3.

Указанные обстоятельства также является нарушением ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 10.4 ПБ 12-529-03 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.03 №9 и приводят к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

В ЗАО « Камышинский стеклотарный завод» не ведутся эксплуатационные паспорта на наружные газопроводы (последняя запись была произведена в 1991г.). Эксплуатационные паспорта на наружные газопроводы не в полной мере отражают все необходимые характеристики (пересечение и параллельная прокладка с естественными и искусственными преградами и коммуникациями, характеристики грунта на уровне заложения, характеристики изоляционного покрытия, характеристики по защите газопроводов от электрохимической защиты и т.д.), что является нарушением п. 5.1.6 ПБ 12-529-03 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.03 №9, формы 7Э ОСТ 153-39.3-053-2003 стандарта отрасли «Техническая эксплуатация газораспределительных систем», разработанные Министерством энергетики РФ, дата введения в действие которых, определена 27 июня 2003 года.

Юридическим лицом, в нарушение положений ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 5.7.10, п. 5.7.11 ПБ 12-529-03 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.03 №9., не проводится ежемесячная проверка срабатывания устройств защиты, блокировок и сигнализации сигнализаторов загазованности контрольными смесями (последняя проверка проведена в декабре 2011 г.)

В нарушение требований п. 11.5. ПБ 12-529-03 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 №9, информационных писем Госгортехнадзора России, план локализации и ликвидации аварийных ситуаций, имеющийся у юридического лица, не в полной мере соответствует требованиям действующих НТД, в нем не в полном объеме определена технологическая последовательность действий обслуживающего персонала при локализации аварийных ситуаций в нарушение требований п. 11.5. ПБ 12-529-03 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 №9, информационных писем Госгортехнадзора России.

Менеджер по безопасности ФИО5, участвующий в проверках технического состояния и условий эксплуатации сети газопотребления (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ) не обучен по вопросам безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов сети газопотребления, что является нарушением требований ст. 9 ФЗ №116-ФЗ от 21.07.1997г. Федерального Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 3, п. 4 РД 03-19-2007 «Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007г. №37.

Согласно требованиям ч.6 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года №599 (далее - Положение) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" и "ж" пункта 5 настоящего Положения. Подпунктом «а» п.5 Положения установлено, что лицензионными требованиями и условиями при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов являются соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленных статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Данной статьей установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями, допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

         Таким образом, в ЗАО «Камышинский стеклотарный завод» допускаются грубые нарушения требований и условий эксплуатации опасного производственного объекта, которые, в том числе, приводят к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя прокурора г. Камышина в отношении юридического лица ЗАО « КСЗ» возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.1 ч.3 КоАП РФ.

В судебном заседании законный представитель юридического лица Чернова Г.П. признала некоторые нарушения, имевшие место в ЗАО « КСЗ», изложенные в постановлении заместителя прокурора г. Камышина, однако не считает правильной квалификацию правонарушения их действий по ст. 9.1 ч.3 КоАП РФ, поскольку данные нарушения не создают реальную опасность для жизни и здоровья людей. Она считает необоснованным утверждение прокуратуры г. Камышина, что на предприятии недостаточно эффективно организован и осуществляется контроль за организацией проведения газоопасных работ. Организация и контроль за данными работами на предприятии осуществляется в соответствии с Положением от ДД.ММ.ГГГГ, согласованном с Межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору. Нарушения, изложенные в пункте 2 постановления прокуратуры г. Камышина, действительно имели место на предприятии, ремонт газового оборудования производился без предварительного отключения от газопроводов и установлении заглушек, однако она считает, что данные обстоятельства не являются нарушениями, поскольку не создают реальную угрозу для жизни и здоровью людей. Действительно на предприятии не выдавался на производство некоторых работ наряд-допуск, однако согласно Правил безопасности системы газораспределения и газопотребления, данные обстоятельства не являются нарушениями, поскольку не было необходимости выдавать наряды- допуска. На предприятии ведутся эксплуатационные паспорта на наружные газопроводы в соответствии с требованиями нормативных актов, отражение в паспортах характеристик газопроводов носят рекомендательных характер. На предприятии действительно три месяца не проводилась проверка срабатывания устройства защиты, блокировок и сигнализации сигнализаторов загазованности контрольными смесями, которые необходимо проводить ежемесячно. План локализации и ликвидации аварийный ситуаций на предприятии соответствует всем требованиям. Менеджер по безопасности ФИО5, не прошедший обучение по вопросам безопасности при эксплуатации опасных требований, не входит в комиссию, поэтому она считает, что указание прокуратуры г. Камышина на то, что он должен пройти обучение по данным вопросам, необоснованным.

Законный представитель юридического лица Перов Е.Н. полностью поддержал доводы Черновой Г.П., считает, что ЗАО « КСЗ» необоснованно привлечено к административной ответственности, дополнив, что при выполнении ремонтов газового оборудования, указанных в постановлении прокуратуры г. Камышина, не требуется отключение от газопроводов и установление заглушек, поскольку оборудование не разбирается.

Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник Камышинского территориального отдела Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО6 суду показал, что он участвовал в проверке соблюдения правил безопасности систем газораспределения и газопотребления в ЗАО « КСЗ», проводимой прокуратурой г. Камышина. На предприятии были выявлены грубейшие нарушения вышеуказанных правил. Помимо прочего было установлено, что ремонт газового оборудования на предприятии производился в нарушение правил без отключения от газопроводов. Данные обстоятельства создают реальную опасность и угрозу для жизни и здоровья людей, поскольку при производстве ремонта газового оборудования, указанного в акте проверке от ДД.ММ.ГГГГ, возможен выход газа в атмосферу. Также на предприятии на производство газоопасных работ не выдавался наряд-допуск, предусматривающий разработку и последующее осуществление комплекса мероприятий по подготовке и безопасному проведению этих работ.      

Выслушав старшего помощника прокурора г. Камышина Говорова М.В., опросив законных представителей юридического лица, привлеченного к административной ответственности, а также специалиста, исследовав материалы проверки, суд приходит к выводу, что совокупность представленных доказательств является достаточной, для признания юридического лица ЗАО            « КСЗ» виновным в совершении административного правонарушения, изложенного в описательной части постановления.

Помимо частично признательных показаний законных представителей юридического лица в части, имевшихся на предприятии нарушений, указанных в акте проверки, объективно вина ЗАО « КСЗ» в совершении вышеуказанного правонарушения подтверждается совокупностью, исследованных в судебном заседании доказательств, а именно: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным компетентными должностными лицами, с участием законного представителя юридического лица, ксерокопией журнала, в котором указаны, производимые на предприятия ремонтные работы газового оборудования без отключения от газопроводов.

В соответствии с примечанием к ст. 9.1 ч.3 КоАП РФ под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства, свидетельствует о том, что совокупность выявленных нарушений требований промышленной безопасности в ЗАО « КСЗ» явно может привести к возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровью, как работников самого предприятия, так и посторонних лиц, и действия юридического лица ЗАО « КСЗ» суд находит верным квалифицировать по ст. 9.1 ч.3 КоАП РФ, как грубые нарушения требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Доводы законных представителей юридического лица о том, что выявленные на предприятии нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов не приводят к возникновению непосредственной угрозы для жизни или здоровья людей, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами проверки, показаниями, опрошенного в судебном заседании специалиста ФИО6

При назначении вида и размера наказания юридическому лицу, суд учитывает положения ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, а именно характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ЗАО « КСЗ», суд не усматривает.

Учитывая изложенное, обстоятельства дела, суд не находит оснований для назначения юридическому лицу наказания в виде административного приостановления деятельности, и считает возможным назначить наказание в виде штрафа в доход государства, предусмотренного санкцией ст. 9.1 ч.3 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23.1, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л

Признать юридическое лицо ЗАО « Камышинский стекольный завод» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.1 ч.3 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в доход государства в размере 800000 ( восемьсот тысяч) рублей.

Штраф должен быть уплачен в месячный срок по реквизитам: БИК 041806001, КБК 77711690030000000140, ИНН 3436107646, КПП 343601001, № получателя счета 40101810300000010003 в ГРКЦ ГУ Банка РФ по Волгоградской области, получатель платежа УФК по Волгоградской области (управление финансов Администрации городского округа г. Камышина по Волгоградской области), Код ОКАТО 18415000000.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд в течение 10 суток.

Судья                                                                                 Иванцов С.В.