2-782/2012 (2-10024/2011) О возложении обязанности заключить договор аренды лесного участка и взыскании экологического ущерба вследствие самовольного использования леся для ведения охотничьего хозяйства от 16.01.2012



Дело № 2-10024/1/2011

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области в составе:

председательствующего – судьи Ивановой И.Н.,

при секретаре – Санаторовой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калуге 16 января 2012 года гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Калужской области, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Министерству лесного хозяйства Калужской области, ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково» о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, взыскании экологического ущерба вследствие самовольного использования леса для ведения охотничьего хозяйства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ульяновского района Калужской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что в ходе прокурорской проверки использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, выявлены нарушения в деятельности ответчиков - Министерства лесного хозяйства Калужской области (далее – Министерства) и ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково». В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Калужской области от 07.04.2007г., ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково» выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии О № 000262 со сроком действия с 09.04.2007г. по 09.04.2032г., заключен договор № 193 от 09.04.2007г. «О предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты», которым установлена обязанность охотпользователя заключить договоры аренды земельных участков для ведения охотничьего хозяйства, в соответствии с лесным, водным и земельным законодательством в установленном порядке, и в случаях, предусмотренных законодательством, обязанность своевременно вносить плату в соответствии с утвержденными нормативами. До настоящего времени ответчиками договор аренды лесных участков не заключен, что нарушает принцип платности использования лесов, приводит к неконтролируемому охотпользованию. Прокурор просит: - обязать Министерство лесного хозяйства Калужской области и ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково» заключить договор аренды в отношении лесного участка, используемого Калужской областной общественной организации охотников и рыболовов Российской Ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серия О № 000262 со сроком действия 09.04.2007 г. - 09.04.2032 г., выданной в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Калужской области от 09.04.2007 г., и договора № 193 от 09.04.2007 г. «О предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты», заключенного с Министерством сельского хозяйства Калужской области - в срок до 01.04.2012г.; - взыскать с ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково» в пользу Российской Федерации за период 2008 г. - октябрь 2011 г. включительно в счет возмещения ущерба за самовольное использование лесов для ведения охотничьего хозяйства <данные изъяты> руб.

Определением суда от 2 декабря 2011 года судебное заседание назначено на 16 января 2012 года; сторонам направлены повестки.

Представители ответчиков - Министерства лесного хозяйства Калужской области и ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково», будучи извещенными надлежаще, в судебное заседание не явились. О причинах неявки ответчиков суд не уведомлен.

В судебном заседании прокурор Ульяновского района Калужской области Смирнов Д.Л. иск поддержал, обосновав. Не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

3-лица – Министерство сельского хозяйства Калужской области, ГКУ Калужской области «Ульяновское лесничество», будучи извещенными надлежаще, представителей в суд не направили.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Определение суда о рассмотрении дела в порядке заочного производства занесено в протокол.

Содержание заочного решения определяется правилами ст. 235 ГПК РФ.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьями 9, 36, 52, 48 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, но и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки прокуратурой Ульяновского района Калужской области по соблюдению действующего законодательства, регламентирующего использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, выявлены нарушения в деятельности Министерства лесного хозяйства Калужской области (далее – Министерства) и ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково».

В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Калужской области от 09.04.2007г., ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково» выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии О № 000262 со сроком действия с 09.04.2007г. по 09.04.2032г., заключен договор № 193 от 09.04.2007г. «О предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты», что подтверждается письменными материалами дела.

В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.7, 2.2.8 указанного договора, охотпользователь заключает договоры аренды земельными участками для ведения охотничьего хозяйства в соответствии с лесным, водным и земельным законодательством в установленном порядке; строго соблюдает условия пользования выделенной территорией на участке, указанном в п. 1.1 этого договора, и предусмотренные в согласованиях с собственниками земель, землепользователями, государственными органами управления лесного фонда в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации; в случаях, предусмотренных законодательством, обязан своевременно вносить плату в соответствии с утвержденными нормативами.

В соответствии с п. 4.1 Договора он прекращает действие в случае неисполнения пунктов 2.2.1-2.2.9 этого договора; условий согласований с собственниками земель, землевладельцами и государственными органами управления лесным фондом, что вытекает, в том числе, из требований ст. 24 ЛК РФ, в соответствии с которой невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Судом установлено, не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, что до настоящего времени договор аренды лесных участков ответчиками - Министерством лесного хозяйства Калужской области и ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково» не заключен, что также, подтверждается письменными материалами дела.

В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство и иные, регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: - устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; - сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; - использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; - обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; - обеспечение охраны и защиты лесов; - использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; - платность использования лесов.

В соответствии со ст. 25 ЛК РФ, одним из видов использования лесов является осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Согласно ст. 36 ФЗ «О животном мире» предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.

Пользователи животным миром имеют право получать земельные участки в производственных и иных целях в порядке, установленном гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации (ст. 40 ФЗ «О животном мире».

Положениями статьи 36 ЛК РФ регламентирован порядок использования леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Согласно указанной правовой нормы, лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.

В соответствии с требованиями ст. 53 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", охотничья инфраструктура включает в себя охотничьи базы, дома охотника, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. К охотничьей инфраструктуре также относятся лесные дороги и другие линейные объекты, необходимые для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

В соответствии с требованиями ст. 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата.

Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым определены основы охотпользования и порядок его регламентации, содержит аналогичные положения.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым определены основы охотпользования, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.

В соответствии со статьей 27 названного Закона, условием заключения охотхозяйственного соглашения является предоставление в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельных участков и лесных участков. При этом, само охотхозяйственное соглашение включает в себя в числе прочего и условие о годовом размере арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки; и обязательства по предоставлению земельных участков и лесных участков; и ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение охотхозяйственного соглашения.

В соответствии со ст. 72 Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за исключением отдельных его положений вступил в законную силу с 1 апреля 2010 года. Согласно ФЗ «О животном мире» (в редакции до вступления в силу ФЗ «Об охоте…»), деятельность по использованию охотничьих ресурсов осуществлялась на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира и заключаемым в соответствии с ней договором о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром.

Статьей 71 ФЗ «Об охоте…» установлено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

В соответствии со ст. 1 Закона Калужской области № 418-03 от 27.03.2008 г. «Об установлении правил использования лесов для ведения охотничьего хозяйства на территории Калужской области» использование лесов для ведения охотничьего хозяйства осуществляется на основании договоров аренды лесных участков в соответствии с лесохозяйственным регламентом, проектом освоения лесов, законодательством об охране и использовании животного мира, правилами, установленными настоящим Законом.

Использование лесов для ведения охотничьего хозяйства осуществляется с учетом необходимости обеспечения сохранности экологического и ресурсного потенциала лесов, биологического разнообразия лесных экосистем, соблюдения установленного порядка и правил, действующих в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Использование лесов для ведения охотничьего хозяйства не должно снижать продуктивность лесов, ухудшать их санитарное состояние и повышать пожароопасность.

Лица, осуществляющие использование лесных участков для ведения охотничьего хозяйства, имеют право проводить комплекс биотехнических мероприятий (устройство подкормочных площадок, посев кормовых и защитных растений, устройство искусственных гнездовий и укрытий для зверей и птиц и другие мероприятия) в соответствии с лесохозяйственным регламентом.

Лица, осуществляющие использование лесных участков для ведения охотничьего хозяйства, обязаны: - осуществлять использование земель лесного фонда способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, предотвращающими деградацию, загрязнение, захламление, нарушение земель, другие негативные (вредные) воздействия хозяйственной деятельности, исключающими негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов; -осуществлять на лесных участках меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; - не допускать нарушений прав других лиц, использующих леса для других целей; - выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Таким образом, заключение договора аренды лесного участка с лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, влечет важнейшие последствия для регламентации этой деятельности, предполагает целый комплекс природоохранных мер и предоставляет эффективные механизмы осуществления государственного лесного контроля за соблюдением законодательства в этой сфере.

В соответствии со ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса, предусматривающей освоение лесов.

В соответствии с п. 3 Состава проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минсельхоза России от 08.02.2010 г. № 32 проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.

В подразделе проекта освоения лесов "Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" должны содержаться сведения об основных параметрах и нормативах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства в соответствии с лесохозяйственным регламентом; сведения о видах животного мира, отнесенных к объектам охоты, допустимый объем добычи и проектируемые мероприятия по их охране; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется проведение биотехнических мероприятий; сведения о мерах пожарной безопасности; мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов; мероприятия по охране объектов растительного мира с указанием конкретной локализации; мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; сведения о наличии очагов вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на леса и т.д.

Использование лесов для видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, с учетом указанных выше договора аренды и проекта освоения лесов, предполагает и соответствующий контроль со стороны органов, уполномоченных на осуществление государственного лесного контроля, в частности, по соблюдению заявленных видов деятельности путем проверки подаваемых лесных деклараций.

В соответствии со ст. 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

В соответствии с Порядком заполнения и подачи лесной декларации, утвержденным приказом Минсельхоза России от 08.12.2008 г. № 529, лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования и должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год, в том числе в части ведения охотничьего хозяйства и осуществление охоты, с приведением схемы расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах кварталов и выделов.

Использование лесного участка лицом, не подавшим Лесную декларацию в установленные сроки, является незаконным.

В соответствии со статьей 83 ЛК РФ, пунктом 1.5 Положения о Министерстве лесного хозяйства Калужской области, утвержденного постановлением Губернатора Калужской области от 01.04.2011 г. № 107, Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере осуществления переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, полномочий Калужской области в данной сфере деятельности.

Согласно пункту 2 Положения, задачами Министерства являются обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов Калужской области для удовлетворения потребностей в лесных ресурсах исходя из принципов устойчивого управления лесами, сохранения их биологического разнообразия и повышения потенциала; осуществление государственного управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов; осуществление государственного лесного контроля и надзора.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство осуществляет: - обращение в соответствии с законодательством в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; - предъявление в соответствии с законодательством исков о возмещении вреда
окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области
использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; - государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда, за
исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством; -предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду; - привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение
законодательства в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (п.п.
3.9.3, 3.9.4, 3.9.7, 3.13, 3.20 Положения).

Для выполнения возложенных на него задач и реализации функций и полномочий Министерство в пределах компетенции имеет право проводить проверки, составлять протоколы об административных правонарушениях, выдавать обязательные для исполнения субъектами правонарушений предписания, запрашивать и получать материалы, необходимые для работы, и др. (п. 4 Положения).

В соответствии с п. 1.4 Положения Министерство является правопреемником министерства природных ресурсов Калужской области в части осуществления переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и полномочий Калужской области в данной сфере деятельности.

В соответствии с п. 10 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановления Правительства РФ от 22 июня 2007 г. N 394, должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор в установленной сфере деятельности, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лесного законодательства.

В соответствии со ст. 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка в целях использования лесов для осуществления видов пользования в сфере охотничьего хозяйства заключается без аукциона и является следствием предоставления объектов животного мира в пользование.

В соответствии со ст. 73 ЛК РФ по договору аренды лесного участка осуществляется арендная плата, определяемая на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 этой статьи.

В соответствии с частями 3 и 4 ст. 73 ЛК РФ при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 310 от 22.05.2007 г. установлена условная ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при ведении охотничьего хозяйства и осуществления охоты, равная 0,03 рубля за гектар в год для всей территории Российской Федерации.

Таким образом, основной целью заключения договора аренды лесного участка с лицами, использующими его для осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, является не получение прибыли, а контроль за рациональным, неистощительным использованием лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Исполнение обязанностей лесопользователями подлежит государственному контролю, осуществляемому органом, уполномоченным на управление в лесной сфере, вытекающего из заключенного договора аренды лесных участков, что в частности, следует и из ст. 24ЛК РФ, в соответствии с которыми, невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.

Поскольку между ответчиками - ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково» и Министерством лесного хозяйства договор аренды лесных участков не заключен, арендная плата в указанным выше законом случаях и в целях не осуществляется, что нарушает принцип платности использования лесов, а также, приводит к неконтролируемому охотпользованию, нарушает требования лесных регламентов и требований по охране и защите лесов, предусмотренные ст. 51 ЛК РФ.

При этом, Министерством лесного хозяйства и подведомственными ему учреждениями, уполномоченными осуществлять государственный лесной контроль, не в полной мере реализуются задачи, стоящие перед ним. Не используются меры к понуждению к заключению договора аренды, в том числе, в судебном порядке; не подается исковых заявлений о приостановлении экологически вредной деятельности, осуществляемой с нарушением лесного законодательства; ослаблена организация лесного контроля в сфере использования лесов для видов деятельности, связанных с ведением охотничьего хозяйства.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле материалами прокурорской проверки: письмом Министерства лесного хозяйства Калужской области от 26.10.2011г., согласно которому, договоры аренды с лицами, использующими лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства не заключались, строительство объектов на лесных участков, не предоставленных в аренду, не согласовывалось; письмом ГКУ КО «Ульяновское лесничество» от 21.10.2011г.; письмом Министерства сельского хозяйства Калужской области от 21.10.2011г. и письмом ГБУ КО «Калугаоблохота» от 20.10.2011г., согласно которым, мер по выявлению нарушений законодательства, связанных с использованием лесных участков и лесов, в действиях лиц, осуществляющих охотничье хозяйство, в том числе, в части исполнения охотпользователями обязательств, вытекающих из заключенных с Министерством договоров, не предпринималось; письмом ГКУ КО «Ульяновское лесничество», согласно которому, в 2008-2011г.г. проверок соблюдения лесного законодательства охотпользователями, имеющими долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, не планировалось и не проводилось, ущерб, причиненный лесному фонду такими охотпользователями, не рассчитывался; заключением Управления Росприроднадзора по Калужской области № 214 от 13.10.2003г. экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по экологическому обоснованию на получение долгосрочной лицензии ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково»; письмом Управления Росприроднадзора по Калужской области № 03-57 от 15.02.2007г. «О согласовании проекта внутрихозяйственного охотустройства ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково», описывающим проводимые биотехнические мероприятия, используемые материально-технические средства.

Таким образом, использование лесов ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково» следует признать самовольным.

Изложенные выше обстоятельства, установленные судом на основании представленных прокурором доказательств, ответчиками в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не опровергнуты.

Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (в ред. от 26.11.2007г.) утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 4.

В соответствии с приложением 4 к указанному выше постановлению Правительства РФ, в случае самовольного использования лесов в целях ведения охотничьего хозяйства исчисляется ущерб, равный 5-кратному размеру годовой арендной платы, исчисленной по ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при соответствующем виде использования и размере затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

В соответствии со ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Таким образом, с ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково» подлежит взысканию вред, причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства, вследствие самовольного использования лесов для ведения охотничьего хозяйства, исчисленный в соответствии таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.

В соответствии с расчетом прокурора, принцип которого, стороной ответчика не оспорен и, в соответствии со ст. 56 ГПК не опровергнут, за период с 2008 года по октябрь 2011 года, с ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково» подлежит взысканию <данные изъяты> рублей.

При этом, согласно расчету, площадь охотугодия, предоставленная ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково» определена на основании сведений, содержащихся в письме Управления Росприроднадзора по Калужской области № 03-57 от 15.02.2007г. «О согласовании проекта внутрихозяйственного охотустройства ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково», в соответствии с долгосрочной лицензией, в размере 22128 га лесных угодий; ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при ведении охотничьего хозяйства и осуществления охоты, установленные постановлением Правительства РФ № 310 от 22.05.2007г.; коэффициенты, устанавливаемые ежегодно Федеральными законами «О федеральном бюджете…», а также, 5-кратный размер, в соответствии с Приложением 4 к постановлению Правительства РФ от 08.05.2007г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства». Расчет произведен без учета размера затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

За 2008 год: 22 128 га х 0,03 руб. х 1,07 х 5 = <данные изъяты> рубля.

За 2009 год: 22 128 га х 0,03 руб. х 1,13 х 5 = <данные изъяты> рублей.

За 2010 год: 22 128 га х 0,03 руб. х 1,13 х 5 = <данные изъяты> рублей.

За 10 месяцев 2011 года: <данные изъяты>.

Всего за период с 2008 года по октябрь 2011 года – <данные изъяты>.).

Проверив расчет, суд признает принцип расчета правильным. С ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково» подлежит взысканию в счет возмещения ущерба, вследствие самовольного пользования лесами, <данные изъяты> рублей.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

Таким образом, суд признает исковые требования прокурора Ульяновского района Калужской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково», Министерству лесного хозяйства Калужской области о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, взыскании экологического ущерба вследствие самовольного использования леса для ведения охотничьего хозяйства, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом, в целях ясности относительно порядка и срока исполнения решения суда, суд считает необходимым определить срок исполнения решения истечением периода – 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ульяновского района Калужской области, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Министерство лесного хозяйства Калужской области и ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково» заключить договор аренды в отношении лесного участка, используемого ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково» для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серия О № 000262, сроком действия с 09.04.2007 г. по 09.04.2032 г., выданной в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Калужской области от 09.04.2007 г. № 100, и договора № 193 от 09.04.2007 г. «О предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты», заключенного с Министерством сельского хозяйства Калужской области - в срок 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ООО «Агропромышленная фирма «Хотьково» за период 2008 г. - октябрь 2011 г. включительно в счет возмещения ущерба за самовольное использование лесов для ведения охотничьего хозяйства <данные изъяты> руб.

Денежные средства подлежат зачислению:

Получатель УФК по Калужской области (Управление Росприроднадзора по Калужской области) ИНН 4027065926 К0ПП 402701001 счет 40101810500000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Калужской области, г. Калуга, БИК 042908001, ОКАТО 29210000000, КБК 048 1 16 25071 01 0000 140.

Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе обратиться в Калужский районный суд Калужской области с заявлением об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калужского областного суда через Калужский районный суд Калужской области в течение 1 месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 27.01.2012г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: