Дело № 2-10270/1/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Калужский районный суд Калужской области в составе: председательствующего судьи Сидоровой О.А., при секретаре Утешевой Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 30 января 2012 года гражданское дело по иску Юрковой В.М. к Министерству по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, УСТАНОВИЛ: Юркова В.М. обратившись 09 декабря 2011 года в суд с иском к Министерству по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области просит признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата на семью из двух человек и обязать Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области выдать государственный жилищный сертификат. В обоснование требований истица ссылается на то, что она относится к категории граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1050. Ей необоснованно отказано в выдаче государственного жилищного сертификата как участнику данной подпрограммы в 2011 году, поскольку не представлено обязательство об освобождении жилого помещения. Однако выполнить данное требование она не может, так как в квартире проживает иной наниматель, не являющийся членом ее семьи. Истец Юркова В.М. в судебном заседании поддержала заявленные требования. Представитель Министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области по доверенности Столяров Ю.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на правомерность отказа в выдаче государственного жилищного сертификата по мотиву непринятия всех нанимателей квартиры обязательства по освобождению жилья. Третье лицо Мароха Н.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, в предыдущем судебном заседании не возражала против удовлетворения иска. Представитель третьего лица Городская Управа города Калуги, надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 7 статьи 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Юркова В.М. согласно удостоверению от 02 ноября 2011 года имеет право на льготы, установленные действующим законодательством, для граждан добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение, в результате аварии на Чернобыльской АЭС. На основании Постановления Администрации Московского округа города Калуги от 06 мая 2003 года № 240 Данченко (Юркова) В.М. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи из одного человека. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, согласно которой реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» осуществляется по правилам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153. В соответствии с подп. «е» пункта 5 указанного Постановления, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска. В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание. Согласно пункту 7 Правил из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. В силу пункта 13 Правил, социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности. Согласно пункту 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере 42 кв. м - на семью из двух человек. На основании подпункта «б» пункта 16.1 и подпункта «ж» пункта 44, пункта 16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения по установленной форме. В случае если гражданином участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма занимаемого жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится. Пункт 17 указанных Правил предусматривает, что применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), дети и родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке. Судом установлено, что истец и член ее семьи – Юрков С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын) на основании договора социального найма зарегистрированы в кв. №, общей площадью 29,8 кв.м, в том числе жилой – 17,5 кв.м., в <адрес>. В настоящее время в указанной квартире также зарегистрирована третье лицо Мароха Н.В. Указанное жилое помещение предоставлялось истцу и Мароха Н.В. в виде койко-место каждой в комнате общежития № (кв. № после изменения нумерации) в <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются договором социального найма, выписками из домовой книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки жилищных условий, отметками о регистрации в паспортах истца и третьего лица, объяснениями последних, письмом КП «Бюро технической инвентаризации Калужской области», свидетельствами о регистрации брака, о рождении ребенка. На основании заявлений истицы от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в связи с рождением ребенка, Юркова В.М. составом семьи из двух человек (сын Юрков С., ДД.ММ.ГГГГ г.р.) включена в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Юркова В.М. в 2011 году была признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и включена в список на получение жилищного сертификата под № и подпадала по очереди для рассмотрения вопроса о выдаче ей государственного жилищного сертификата с составом семьи из двух человек. Однако в выдаче жилищного сертификата в 2011 году Юрковой В.М. было отказано ответчиком в связи с тем, что не предоставлено обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения всеми лицами, проживающими в <адрес>. Указанное подтверждается отказом ответчика в выдаче государственного жилищного сертификата от 22 ноября 2011 года, письменными возражениями на иск, приказом о выдаче государственных жилищных сертификатов от 27 сентября 2011 года. Согласно справке Управления городского хозяйства города Калуги Юркова В.М. на основании постановления главы админстрации Московского округа города Калуги от 06 мая 2003 года составом семьи из двух человек поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 9). Судом установлено, что Мароха Н.В. не является членом семьи истца и ее ребенка. Фактически в квартире зарегистрированы отдельные семьи (семья истца и Мароха Н.В.), которые не имеют общего бюджета, ведут раздельное хозяйство, отдельно производят оплату за пользование жилым помещением. Указанное подтверждается пояснениями истца, третьего лица, договором социального найма жилого помещения, из которого следует, что родственные отношения между истцом и третьим лицом отсутствуют, справкой о составе семьи. Кроме этого, Мароха Н.В. не является членом семьи истца применительно к условиям пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы. Указанные доказательства, по мнению суда, в своей совокупности с достоверностью свидетельствуют об отсутствии семейных отношений между семьей истицы и третьим лицом. В связи с чем, последняя, не являясь участниками подпрограммы, не должна давать обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения, как лицо, имеющее самостоятельное право пользования жилым помещением. Таким образом, истец относится к категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом в рамках подпрограммы. В связи с чем, по мнению суда, является незаконным отказ ответчика в предоставлении истцу гарантированной государством меры социальной поддержки. Доводы ответчика, о недостаточности бюджетных средств, выделенных в 2011 году для выдачи государственного жилищного сертификата, по мнению суда, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку истец, согласно сводному списку, входила в число лиц имевших право в порядке очередности получить жилищный сертификат в 2011 году, что ответчиком не оспаривалось. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Юрковой В.М. удовлетворить. Обязать Министерство Калужской области по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области выдать государственный жилищный сертификат в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» за счет средств федерального бюджета на состав семьи из двух человек – Юркову В.М., Юркова С.И.. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме Председательствующий Мотивированное решение составлено 31 января 2012 года. Копия верна О.А.Сидорова