Дело № 2-1710\1\12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Калужский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Дулишкович Е.В. при секретаре Алешиной И.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 07 февраля 2012 года гражданское дело по иску Артамоновой Л.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Калуге Калужской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: 23 января 2012г. Артамонова Л.В., уточнив исковые требования, обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Калуге Калужской области от 30 декабря 2011 года № 2113 ей было необоснованно оказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального педагогического стажа 25 лет в связи с исключением периодов работы: 02.09.1978г. по 10.12.1980г. – учеба в Калужском государственном институте им. К.Э. Циолковского, с 15.01.1981г. по 14.12.1981г. – в должности старшей пионервожатой в Обуховской вспомогательной школе-интернате, с 11.11.1994г. по 01.06.1996г. в должности учителя-логопеда в ДК «Улыбка», ДОУ № 109, Центр дошкольного образования г. Калуги, МУ «Центр дошкольного образования «Детство» (по совместительству), с 03.09.1996г. по 30.05.1997г. – в должности учителя-логопеда м ДОУ № 109, МУ «Центр дошкольного образования «Детство» (по совместительству), с 01.09.1997г. по 21.10.1997г. – в должности логопеда в ДОУ № 41. Просила признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать ответчика включить в педагогический стаж указанные период работы и досрочно назначить трудовую пенсию с момента обращения 11 октября 2011 года. В судебном заседании истец Артамонова Л.В. уточненные исковые требования поддержала, настаивала на назначении трудовой пенсии с 11.10.2011г. В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Алешина М.А. исковые требования не признала, полагала их необоснованными по доводам, указанным в решении ответчика № 2113. Выслушав объяснения сторон, исследовав пенсионное дело Артамоновой Л.В., письменные материалы настоящего дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно пункту 2 статьи 27 того же Закона с соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее 5 лет, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданином до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе и права на досрочное назначение пенсии. В судебном заседании установлено, что 11 октября 2011 года истец обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 11 октября 2011года в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как имеющий на указанную дату необходимый для назначения такой пенсии 25-летний стаж педагогической деятельности. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Калуге Калужской области от 30.12.2011 г. № 2113 Артамоновой Л.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости вследствие того, что не могут быть засчитаны в специальный стаж педагогической деятельности следующие периоды: - 02.09.1978г. по 10.12.1980г. – учеба в Калужском государственном институте им. К.Э. Циолковского, - с 15.01.1981г. по 14.12.1981г. – в должности старшей пионервожатой в Обуховской вспомогательной школе-интернате, -с 11.11.1994г. по 01.06.1996г. в должности учителя-логопеда в ДК «Улыбка», ДОУ № 109, Центр дошкольного образования г. Калуги, МУ «Центр дошкольного образования «Детство»( по совместительству), -с 03.09.1996г. по 30.05.1997г. – в должности учителя-логопеда м ДОУ № 109, МУ «Центр дошкольного образования «Детство»( по совместительству), - с 01.09.1997г. по 21.10.1997г. – в должности логопеда в ДОУ № 41. Отказ ответчика основан на том, что наименование должности «старшая пионервожатая» и наименование учреждений «Детское образовательное учреждение», «Детский комбинат», «Центр дошкольного образования» не предусмотрены Списком учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., а также ранее действовавшим пенсионным законодательством – Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999г. и Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991г. Судом установлено, что с 23.08.1977г. истца принята на должность - учительницы русского языка и литературы восьмилетней Подкопаевской школы в Мещевском районе Калужской области, 2.09.1978г. по 10.12.1980г. – обучалась в Калужском государственном институте им. К.Э. Циолковского, с 15.01.1981г. по 14.12.1981г. назначена на должность старшей пионервожатой в Обуховской вспомогательной школе-интернате, что следует из записей в трудовой книжке истицы. Так, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает пенсию за выслугу лет» в педагогический стаж, дающий право на пенсию засчитывалась работа в должности воспитателя, старшего воспитателя, логопеда, учителя-логопеда в детских дошкольных учреждениях всех типов ( детские сады, сады-ясли, детские ясли). Данное постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии с указанным выше Списком, а периоды работы после 1 ноября 1999 года, - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, именно, в педагогический стаж, дающий право на пенсию засчитывалась работа в должности воспитателя, старшего воспитателя, логопеда, учителя-логопеда в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждениях. В соответствии с пунктами 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. № 25 « О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 67 ФЗ «О трудовых пенсиях», периода работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде учреждения, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельства дела, установленных в судебном заседании ( характера и специфик, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям). При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Учитывая это, а также, принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Согласно Приказа Министерства просвещения СССР № 103 о 31.12.1971г. не предусматривалось детского дошкольного учреждения в виде детского комбината. Периоды работы Артамоновой Л.В. в должности учителя-логопеда в ДК «Улыбка», ДОУ № 109, Центр дошкольного образования г. Калуги, МУ «Центр дошкольного образования «Детство» ( по совместительству), логопеда в ДОУ № 41 подтверждаются записями в трудовой книжке истицы, функции детского комбината, центра дошкольного образования, дошкольного образовательного учреждения тождественны функциям детского дошкольного учреждения, работа в котором дает право на досрочное назначение трудовой пенсии. В части требований о включении в педагогический стаж периода с 02.09.1978г. по 10.12.1980г. учебы в Калужском государственном институте им. К.Э. Циолковского обоснованны в силу положений Постановления Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1957г. ( в ред. от 1984г. № 313) «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», согласно которому учителям в стаж работы по специальности засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему предшествовав и непосредственно за ним последовала педагогическая деятельность. Судом установлено, что до и после обучения истица работала в должности учителя и пионервожатой, то есть, занималась педагогической деятельностью. Требования Артамоновой Л.В. о включении в педагогический стаж работы в должности с 15.01.1981г. по 14.12.1981г. в должности старшей пионервожатой в Обуховской вспомогательной школе-интернате суд удовлетворят в связи со следующим. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 в стаж, дающий право на получение пенсии за выслугу лет лицам, занимающимся педагогической деятельностью, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. В соответствии с Разъяснениями Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 г. N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27, 28, 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития РФ, при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона от 17.12.2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. В соответствии с положениями статей 15, 19 и 39 Конституции Российской Федерации правовым основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение ими определенной профессиональной деятельности. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что является незаконным отказ ответчика о включении Артамоновой Л.В. в педагогический стаж следующих периодов работы: 02.09.1978г. по 10.12.1980г. – учеба в Калужском государственном институте им. К.Э. Циолковского, с 15.01.1981г. по 14.12.1981г. – в должности старшей пионервожатой в Обуховской вспомогательной школе-интернате, с 11.11.1994г. по 01.06.1996г. в должности учителя-логопеда в ДК «Улыбка», ДОУ № 109, Центр дошкольного образования г. Калуги, МУ «Центр дошкольного образования «Детство»( по совместительству), с 03.09.1996г. по 30.05.1997г. – в должности учителя-логопеда м ДОУ № 109, МУ «Центр дошкольного образования «Детство»( по совместительству), с 01.09.1997г. по 21.10.1997г. – в должности логопеда в ДОУ № 41, итого, не включено в педагогический стаж 4 года 10 месяцев 01 день. На основании статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, при этом днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Из материалов дела следует, что истец обратилась с заявлением о назначении пенсии 11 октября 2011 года о назначении пенсии с 11 октября 2011 года. Оспариваемым решением подтверждено наличие педагогического стажа 21 год 02 мес.07 дней, с учетом педагогического стажа, не включенного ответчиком, у истицы имеется педагогический стаж более 25 лет. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Артамоновой Л.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Калуге Калужской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области включить в стаж Артамоновой Л.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период с 02.09.1978г. по 10.12.1980г. – учеба в Калужском государственном институте им. К.Э. Циолковского, с 15.01.1981г. по 14.12.1981г. – в должности старшей пионервожатой в Обуховской вспомогательной школе-интернате, с 11.11.1994г. по 01.06.1996г. в должности учителя-логопеда в ДК «Улыбка», ДОУ № 109, Центр дошкольного образования г. Калуги, МУ «Центр дошкольного образования «Детство»( по совместительству), с 03.09.1996г. по 30.05.1997г. – в должности учителя-логопеда м ДОУ № 109, МУ «Центр дошкольного образования «Детство»( по совместительству), с 01.09.1997г. по 21.10.1997г. – в должности логопеда в ДОУ № 41, и досрочно назначить трудовую пенсию с 11 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца. Судья подпись Е.В.Дулишкович Копия верна. Судья: