Дело № 2-1261\1\12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Калужский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Дулишкович Е.В. с участием прокурора Меркуловой Ю.И. при секретаре Алешиной И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 28 февраля 2012 года гражданское дело по иску Калужского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов, установил: ДД.ММ.ГГГГ Калужский транспортный прокурор обратился в Мещанский районный суд г. Москвы суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») об устранении нарушения законодательства, обеспечивающего инвалидам равный доступ беспрепятственного пользования объектами железнодорожного транспорта на ст. Калуга-2 и ст. Тихонова Пустынь. Определением Мещанского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по указанному иску передано в Калужский районный суд Калужской области по месту нахождения большинства доказательств. Впоследствии исковые требования прокурорам были уточнены, прокурор просит обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» устранить нарушения законодательства, обеспечивающего инвалидам равный с другими гражданами доступ беспрепятственного пользования объектами железнодорожного транспорта: - на ст. Калуг-2 установить переходные настилы между платформами и платформы, туалет на перроне ст. Калуга-2 оборудовать пандусами уклоном не менее 1:12 в соответствии с п. 3.1.17 СП и ст. 15 ФЗ № 181; - в вокзале на ст. Калуга-2 определить места для инвалидов- - на ст. Тихонова Пустынь установить переходные настилы между платформами, платформы и выходы (входы) на перрон со стороны вокзала, вход (выход) в вокзал, туалет на перроне ст. Тихонова Пустынь со стороны населенного пункта, оборудовать пандусами уклоном не менее 1:12 в соответствии с п. 3.1.17 СП и ст. 15 ФЗ № 181; - в вокзале на ст. Тихонова Пустынь определить места для инвалидов- Прокурор Меркулова И.Ю. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по доводам, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, о чем свидетельствует запись в справочном листе дела. В судебном заседании 21.02.2012г. представитель ответчика по доверенности Зверева О.В. исковые требования не признала, пояснив, что Свод Правил 2.5.1198-03 применяется к вновь построенным объектам, станции Калуга-2 и Тихонова Пустынь были построены до введения в действие указанного Свода Правил. После выделения денежных средств при реконструкции железнодорожных станций требования указанного нормативного документы будут исполнены. Просила учесть, что оборудование настилов между платформами пандусами противоречит политике ОАО «РЖД» в части строительства мостов или тоннелей. Просила в иске отказать. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения специалиста Роспотребнадзора на железнодорожном транспорте Сиденко В.Н., исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему. Калужской транспортной прокуратурой проверкой в рамках предоставленных Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка соблюдения должностными лицами Калужского центра по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Пригородной дирекции Московской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» законодательства о защите прав пассажиров-инвалидов. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. На основании ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Согласно преамбуле Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (далее-ФЗ № 181) настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Статьей 3 Федерального Закона № 181 законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Федерального Закона № 181 Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Статьей 80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ установлено, что перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания, должны содержаться в исправном состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. Частью 1 ст. 22.1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 №17-ФЗ установлено, что на железнодорожном транспорте общего пользования работы по обеспечению экологической безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны труда, единства измерений, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п. 1.1 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача № 12 от 04.03.2003 (далее - СП) настоящие Санитарные правила распространяются на комплекс стационарных объектов и подвижной состав железнодорожного транспорта, составляющих систему обеспечения пассажирских перевозок и являются обязательными для всех юридических и физических лиц, связанных с обеспечением пассажирских перевозок (п. 2.1 СП). Пунктом 3.1.17 СП (Санитарных правил) установлено, что для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (размер кабины 110 х 140 см), места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок (длина НО см, ширина 70 см, высота сиденья 52 см), специальные кабины в общественных туалетах размером 225 х 155 см, передвижные подъемники и пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. Согласно п.3.1.18 СП в системе зрительной информации на вокзале предусматриваются пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников. Вместе с тем, как было установлено прокурорской проверкой, и что не оспаривалось представителем ОАО «РЖД» в судебном заседании, указанные требования законов при осуществлении услуг не соблюдаются - не созданы условия для беспрепятственного пользования инвалидами железнодорожным транспортом. Так, переходные настилы между платформами и платформы на ст. Калуга-2 Калужского центра по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Пригородной дирекции Московской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» имеют ступеньки, что не позволяет беспрепятственно инвалидам-колясочникам перемещаться на платформы через железнодорожные пути, места для инвалидных колясок в зале ожидания не определены, в системе зрительной информации на вокзале не предусмотрены пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников. Кроме того, туалет на перроне ст. Калуга-2 не имеет каких либо устройств, позволяющих инвалидам- колясочникам въехать не по ступенькам в помещение туалета. На ст. Тихонова Пустынь Калужского центра по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Пригородной дирекции Московской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» переходные настилы между платформами, платформы и выходы (входы) на перрон со стороны вокзала имеют ступеньки, что не позволяет беспрепятственно инвалидам-колясочникам перемещаться на платформы, места для инвалидных колясок в зале ожидания не определены, в системе зрительной информации на вокзале не предусмотрены пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, вход (выход) в Вокзал со стороны населенного пункта не оборудован пандусами. Кроме того, туалет на перроне ст. Тихонова Пустынь не имеет каких либо устройств позволяющих инвалидам-колясочникам въехать не по ступенькам в помещение туалета. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 29.03.2004г. ОАО «РЖД» является собственником производственно-технологического комплекса Калужской дистанции пути Московско-Смоленского отделения Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» по объектам г. Калуга. По представленному ответчиком перечню объекты недвижимости железнодорожного транспорта на станциях Калуга-2, и Тихонова Пустынь являются собственностью ОАО «РЖД» и введены в эксплуатацию 1957-1987году. За период эксплуатации объектов на ст. Калуга-2, Тихонова Пустынь реконструкция, капитальный ремонт настилов, платформ, туалетов и вокзалов не производился. Доводы представителя ответчика о невозможности приведения объектов железнодорожного транспорта в соответствие со Санитарными Правилами из-за отсутствия технической возможности и необходимости значительных финансовых затрат, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора. Каких-либо доказательств необходимости вложения значительных денежных сумм для выполнения требований прокурора ОАО «РЖД» суду не предоставлено. Положения ст. 15 Федерального Закона № 181 и Санитарных правил 2.3.1198-03 в части создания условий доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры обязательны для выполнения организациями всех форм собственности, и не содержат положений о применении указанных требований к вновь построенным объектам. В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учитывая указанные требования законодательства и невозможность иным способом обеспечить инвалидам равный доступ к объектам социальной инфраструктуры суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 204 Гражданского процессуального кодекса РФ мероприятия по определению мест на вокзале на ст. Тихонова Пустынь и Калуга-2 для инвалидов-колясочников, в системе зрительной информации на вокзалах предусмотреть пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов- Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ суд взыскивает с ОАО «РЖД» государственную пошлину, от которой прокурор был освобожден при подаче иска. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования Калужского транспортного прокурора удовлетворить. Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» устранить нарушения законодательства, обеспечивающего инвалидам равный с другими гражданами доступ беспрепятственного пользования объектами железнодорожного транспорта: - на ст. Калуга-2 установить переходные настилы между платформами; платформы и туалет на перроне ст. Калуга-2 оборудовать пандусами уклоном не менее 1:12 в соответствии с п. 3.1.17 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03. - в вокзале на ст. Калуга-2 определить места для инвалидов- - на ст. Тихонова Пустынь установить переходные настилы между платформами; платформы и выходы (входы) на перрон со стороны вокзала, вход (выход) в вокзал, туалет на перроне ст. Тихонова Пустынь со стороны населенного пункта, оборудовать пандусами уклоном не менее 1:12 в соответствии с п. 3.1.17 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03. - в вокзале на ст. Тихонова Пустынь определить места для инвалидов- Мероприятия по определению мест на вокзале на ст. Тихонова Пустынь и Калуга-2 для инвалидов-колясочников, в системе зрительной информации на вокзалах предусмотреть пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов- Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в размере 200 рублей в доход местного бюджета. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение одного месяца через Калужский районный суд Калужской области. Судья: Е.В.Дулишкович
колясочников, в системе зрительной информации на вокзале предусмотреть
пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-
колясочников в соответствии с п. п.3.1.18 СП и ст. 15 ФЗ № 181.
колясочников, в системе зрительной информации на вокзале предусмотреть
пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-
колясочников в соответствии с п. п.3.1.18 СП и ст. 15 ФЗ № 181. Мероприятия по устранению нарушений законодательства, не требующие значительных материальных затрат, произвести в течение 2 месяцев.
колясочников в соответствии с п. п.3.1.18 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03 как не требующие значительных материальных затрат, суд возлагает на ответчика произвести в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
колясочников, в системе зрительной информации на вокзале предусмотреть
пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-
колясочников в соответствии с п. п.3.1.18 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03.
колясочников, в системе зрительной информации на вокзале предусмотреть
пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-
колясочников в соответствии с п. п.3.1.18 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03.
колясочников в соответствии с п. п.3.1.18 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03 открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» произвести в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.