Дело № 2-1650/1/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 6 марта 2012 года г.Калуга Калужский районный суд Калужской области в составе: председательствующего судьи Астаховой Л.Н. при секретаре Трахачевой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калуге гражданское дело по заявлению Мосеевой-Элье Л.А. о признании регламента Общественной наблюдательной комиссии Калужской области в части недействительным, у с т а н о в и л : 27 декабря 2012 года Мосеева-Элье Л.А. в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК Российской Федерации, обратилась в суд с заявлением о признании недействительными в части Регламента работы Общественной наблюдательной комиссии Калужской области (далее ОНК Калужской области), принятого 20 мая 2011 года Общественной наблюдательной комиссией Калужского области второго созыва по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, считая, что содержащиеся в регламенте положения о том, что на председателя ОНК Калужской области возложена обязанность по уведомлению заинтересованных лиц о проведении визитов в учреждения в порядке предварительного уведомления (п.п.5.3. и 8.2); о выборе руководителя рабочей группы посещения учреждения и наделения правом председателя и (или) его заместителей согласования посещений и выезде в учреждение в случае возникновения экстренных ситуаций (п.8.1); в части принятия решения о проведении экстренного посещения учреждения председателем ОНК, а в его отсутствие одним из заместителей, а также согласование указанного решения и внесение изменений в план посещений с территориальным органом мест принудительного содежания (п.8.3); в части установления посещения учреждения в период с 08.00 час. до 18.00 час. (п.9.1); а также в части распределения задач в посещении учреждения, не соответствующими положениям ст.ст.8,10,15 и 16 Федерального закона № 76-ФЗ от 10 июня 2008 года «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», поскольку данные положения ограничивают права заявительницы, являющейся членом ОНК Калужской области, предусмотренные федеральным законодательством, нарушая принцип равноправия членов комиссии и причиняя ущерб правам и законным интересам членов ОНК Калужской области. В судебном заседании заявительница доводы заявления поддержала. Представители ОНК Калужской области – председатель ОНК Калужской области Пахомова Л.В. и член ОНК Калужской области Григоренко Г.В. возражали против удовлетворения заявления в связи с его необоснованностью, считая, что оспариваемый заявительницей регламент не относится к нормативно-правовым актам, а является внутренним документом, определяющим порядок работы ОНК Калужской области, при этом, п.4.2 предусмотрено право членов ОНК внести изменения в регламент, которым заявительница до обращения в суд не воспользовалась. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявление необоснованным и подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям. В соответствии со ст. 251 ГПК Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативно-правового акта, в том числе нормативно-правового акта органа государственной власти, противоречащим закону полностью или в части В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Федеральный закон от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (далее - Закон) устанавливает правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе. Согласно ст. 5 Закона общественный контроль осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образуемые в субъектах Российской Федерации в порядке, установленном статьей 10 настоящего Федерального закона и члены общественных наблюдательных комиссий. В соответствии со ст. 8 Закона общественная наблюдательная комиссия осуществляет свою деятельность в порядке, установленном регламентом общественной наблюдательной комиссии, который утверждается на ее первом заседании большинством голосов от общего числа ее членов. Регламент общественной наблюдательной комиссии устанавливает порядок: 1) проведения заседаний общественной наблюдательной комиссии, их периодичность и правомочность; 2) подготовки и рассмотрения вопросов на заседании общественной наблюдательной комиссии; 3) принятия и оформления решений общественной наблюдательной комиссии; 4) осуществления иных форм деятельности общественной наблюдательной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом. Регламент представляет собой правила, регулирующие и определяющие порядок какой-либо деятельности, порядок и время проведения мероприятий и действий, осуществления деятельности, ограничивающие их четкими рамками. 2. При создании любой организации должен быть принят регламент, который позволит действовать в правовых рамках. Заявительница Мосеева-Элье Л.А., являющаяся членом ОНК Калужской области с действующими полномочиями до 28 апреля 2012 года, обратилась в суд с заявлением в порядке главы 24 ГПК Российской Федерации. При этом, судом установлено и заявительницей не оспаривается то обстоятельство, что оспариваемый регламент ОНК Калужской области опубликован не был. Таким образом, Регламент работы Общественной наблюдательной комиссии Калужской области признаками нормативного акта не обладает. Между тем, в порядке, предусмотренном гл. 24 ГПК Российской Федерации, могут быть оспорены только опубликованные в установленном порядке нормативные правовые акты, поскольку в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Поэтому к заявлению об оспаривании нормативного правового акта должна быть приложена копия опубликованного нормативного правового акта с указанием, в каком средстве массовой информации и когда был опубликован этот акт. В случае если нормативный правовой акт не зарегистрирован, не опубликован в установленном порядке, рассмотрение дела об оспаривании такого акта может осуществляться по правилам гл. 25 ГПК - в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК Российской Федерации, регулирующей порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, устанавливает необходимость указания в заявлении на то, чем конкретно оспариваемый акт нарушает права и свободы лиц, обращающихся за судебной защитой. В статье 255 ГПК Российской Федерации содержится перечень решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства. Так, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Председатель ОНК Калужской области Пахомова Л.В. в судебном заседании подтвердила, что ранее с ее стороны всегда предпринимались меры для своевременного уведомления администраций учреждений о посещении и выезде в учреждение члена ОНК Калужской области Мосеевой-Элье Л.А. Мосеевой-Элье Л.А. при соблюдении положений, установленных Регламентом ОНК Калужской области, предоставлялся доступ в места принудительного содержания, права заявительницы как члена ОНК Калужской области ни со стороны членов ОНК Калужской области, ни стороны администраций учреждений, нарушены не были. Данные обстоятельства подтвердила в судебном заседании и сама заявительница Мосеева-Элье Л.А. Таким образом, суд считает, что оспариваемыми положениями Регламента ОНК Калужской области права и законные интересы непосредственно Мосеевой-Элье Л.А. не нарушены. В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое разбирательство дела независимым и беспристрастным судом. В то же время, согласно части 1 статьи 3 ГПК Российской Федерации закреплено право на обращение в суд, согласно которой заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок. Поскольку заявительница не обладает правом на оспаривание принятого регламента, который непосредственно ее права и свободы, а так же законные интересы не затрагивает, и не возлагает никакую обязанность, то имеются правовые основания для оставления заявления без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, С у д р е ш и л : Мосеевой-Элье Л.А. в удовлетворении заявления отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калужского областного суда Калужской области в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме. Председательствующий - решение в окончательной форме изготовлено 6 апреля 2012 года