2-2768/2012 О признании права собственност на земельный участок



Дело № 2-2768/1/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области в составе:

председательствующего судьи Сидоровой О.А.,

при секретаре Галстян И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 27 марта 2012 года гражданское дело по иску Калмыкова А. И. к Городской Управе города Калуги, Управлению строительства и земельных отношений города Калуги о признании права собственности на строения,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Калмыков А.И., обратившись в суд с иском к Городской Управе города Калуги, Управлению строительства и земельных отношений города Калуги, с учетом уточнения требований, просил признать за ним право собственности на строения – погреб и сарай, расположенные около <адрес> и являющиеся частью (принадлежностью) данного дома. Указывает, что право на спорные строения приобрел на основании договора дарения дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, пользуется ими, однако при регистрации прав на дом, данные объекты не были включены в число хозяйственных построек при нем.

Калмыков А.И. и его представитель по доверенности Калмыкова Л.М. в судебном заседании поддержали уточненные требования.

Представитель ответчиков по доверенности Савеличева Д.И. возражала против удовлетворения иска.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданских дел , , технические паспорта , на домовладения <адрес>, материалы настоящего дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Судом установлено, что согласно данным похозяйственной книги Черносвитинского сельского Совета за ДД.ММ.ГГГГ, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 являлась собственником на 1/2 долю (западная часть) домовладения <адрес>.

По данным вышеуказанной похозяйственной книги, 1/2 доля (восточная часть) домовладения значилась за ФИО2 и по договору от ДД.ММ.ГГГГ была подарена ФИО1

По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 продала 1/2 долю домовладения (западная сторона), размером 28 кв.м, тесовые надворные строения согласно части дома, туалет и 1/2 часть овощехранилища ФИО3

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 подарила Калмыкову А.И., принадлежащую ей часть домовладения с сараями, погребом, уборной, ограждениями, расположенными на земельном участке площадью 1200 кв.м, находящуюся по адресу: <адрес>.

Указанное подтверждается письменными материалами дела и установлено решением Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанным решением суда, с учетом увеличения площади дома за счет произведенных пристроек, за Калмыковым А.И. признано право собственности на часть домовладения <адрес> общей площадью 104,3 кв.м., площадью 65,6 кв.м., жилой площадью - 23,3 кв.м. (общая площадь всего домовладения составляет 150,8 кв.м., площадь - 101,1 кв.м., жилая площадь - 46,3 кв.м., инвентарный номер 5020), состоящей жилых комнат, площадью 16,5 и 6,8 кв.м., подсобки, площадью 4,3 кв.м., кухни -18, 2 кв.м., веранды - 11,4 кв.м., пристройки, 19, 2 кв.м., пристройки 7,3 кв.м., подсобки (мансарда) - 13, 7 кв.м., подсобного помещения - 6, 1 кв.м., балкона - 0,8 кв.м., что соответствует 69/100 долям домовладения.

За ФИО1 признано право на часть домовладения <адрес>, общей площадью 46,5 кв.м., площадью 35,5 кв.м., жилой - 23,0 кв.м. (общая площадь всего домовладения составляет 150,8 кв.м., площадь - 101,1 кв.м., жилая площадь - 46,3 кв.м., инвентарный номер 5020), состоящей из жилой комнаты, площадью 23,0 кв.м., кухни площадью 12,5 кв.м., пристройки, площадью 11,0 кв.м., что соответствует 31/100 доли домовладения.

Решением Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ за Калмыковым А.И. признано право собственности на земельный участок площадью 1344 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно положениям статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Судом установлено, что с момента возникновения у Калмыкова А.И. по договору дарения права собственности на домовладение, расположенное по указанному адресу, он пользуется и подсобными строениями, находящимися при нем.

Установлено, что при доме <адрес>, имелись подсобные помещения – сарай (Лит. Г2) и погреб (Лит. Гз), что подтверждается данными первичной инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, показаниями свидетеля ФИО4, пояснившей, что данные объекты перешли к истцу в ДД.ММ.ГГГГ, после приобретения дома, и которыми он пользуется до настоящего времени, поддерживая их в надлежащем состоянии. Также указала, что фактически строения были и в ДД.ММ.ГГГГ, когда жилой дом был приобретен ФИО3

Третье лицо по делу, Шипулина Л.В., являющаяся правопреемником прежнего сособственника 1/2 доли в праве на домовладение (восточная часть) по <адрес>, пояснила, что указанными объектами, согласно изначально сложившемуся порядку, пользуется только истец, его право на них не оспаривала.

Согласно данным технического паспорта на строения – погреб (Лит.Г3), ДД.ММ.ГГГГ постройки и сарай (Лит.Г2), с инвентарным номером , объекты расположены около <адрес>, собственность не зарегистрирована. Данные о спорных объектах соответствуют сведениям технического паспорта на домовладение <адрес>.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 31.07.1981 N 4 (ред. от 30.11.1990) "О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом личной собственности на жилой дом", различного рода хозяйственные постройки (сараи, летние кухни и т.п.) являются подсобными строениями и составляют с домом единое целое. Поэтому при отчуждении жилого дома они переходят к новому собственнику вместе с домом, если при заключении договора об отчуждении дома не был обусловлен их снос или перенос прежним собственником.

С учетом вышеуказанных норм права, а также обстоятельств установленных по делу, суд приходит к выводу о том, что при переходе прав на домовладение, у истца возникло право собственности на спорные подсобные помещения, которые являются единым целым (принадлежностью) с домом.

В связи с чем, уточненные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Калмыкова А. И. удовлетворить.

Признать за Калмыковым А. И. право собственности на сарай (лит. Г2), и погреб (лит.Г3), расположенные по адресу: <адрес>, согласно техническому паспорту на сооружение, инвентарный , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суда через Калужский районный суд в течение месяца.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 30 марта 2012 года.

Копия верна О.А.Сидорова