2-2560/2012 О признании лицом, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Сидоровой О.А.

при секретаре Галстян И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 21 марта 2012 года гражданское дело по иску Тырышкиной С.М. к Министерству по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на социальные гарантии, оформлении удостоверения единого образца,

У С Т А Н О В И Л:

23 января 2012 года Тырышкина С.М. обратилась в суд с вышеназванным иском о признании права на социальные гарантии и оформлении удостоверения единого образца.

В судебном заседании истец заявленные требования уточнила, просила признать за ней право на социальные гарантии со дня вступления решения суда в законную силу, обязать Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области внести сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оформить удостоверения единого образца, подтверждающие право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Представитель ответчика Министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по доверенности Куриленко С.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Представители третьего лица Кременковского отдела социальной защиты населения МР «Жуковский район», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно справке НИИ радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 28 сентября 2011 года № 1404 Тырышкина С.М. в период с февраля 1951 года по апрель 1980 года проживала в городе Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области. Учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза Тырышкиной С.М. составляет 0,29 Зв (29,2 сЗв).

В 2011 годуистец обратилась в Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области с заявлением установленной формы с приложением необходимых документов по вопросу выдачи удостоверения единого образца, однако письмом Министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области от 12 января 2012 года № Т-4490-11 ей было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что населенный пункт, в котором проживала истец, не значится в Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 г. № 356-р.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки, установленные данным Федеральным законом.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 г. № 356-р утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, однако в данном Перечне отсутствует населенный пункт, где проживала истец.

Исходя из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 01.12.1997 г. № 18-П и от 19.06.2002 г. № 11-П, применительно к возмещению вреда лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданином.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 960-О-П данная правовая позиция сохраняет свою силу и имеет общее значение для характеристики отношений, возникающих в связи с причинением радиационного вреда вследствие деятельности государства, устанавливая, что меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и с учетом целевого предназначения данного Федерального закона, выраженного в его преамбуле, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949-1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.

Вместе с тем, само по себе не включение населенных пунктов, в которых гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку часть 1 статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» не исключает предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопительную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, учитывая, что субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, статус которого определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний.

Порядком выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденным Приказом МЧС РФ от 18.09.2009 г. № 540, предусмотрено, что для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, с соответствующим письменным заявлением с приложением документов, указанных в пункте 3 данного Порядка, в свою очередь уполномоченные органы выполняют требования, предусмотренные пунктом 4 Порядка, в частности принимают решения о включении граждан в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В силу пункта 5 Порядка оформление удостоверений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение двух месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов.

Постановлением Губернатора Калужской области от 21.07.2008 г. № 221 Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области является уполномоченным органом, осуществляющим вышеуказанную работу по составлению реестра.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», как получившие суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с чем заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Тырышкиной С.М. удовлетворить.

Признать за Тырышкиной С.М. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», как получившему суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области внести сведения о Тырышкиной С.М. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оформить Тырышкиной С.М. удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия решения судом.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 26 марта 2012 года.

Копия верна О.А.Сидорова