2-3342/2012 О понуждении к совершению действий



Дело № 2-3342/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Калуга 14 мая 2012 года

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Носова Д.В.

при секретаре Тымкив И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рославльского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск федерального дорожного агентства», Федеральному дорожному агентству, администрации Екимовичского сельского поселения Рославльского района Смоленской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Рославльский межрайонный прокурор Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск федерального дорожного агентства» (далее, учреждение), Федеральному дорожному агентству о возложении на ответчиков обязанности выделения денежных средств и обеспечения организации на участке автомобильной дороги федерального значения А-101 «Москва – Малоярославец – Рославль» (351 км + 800м – 356 км + 350 м) установки стационарного освещения, оборудования справа и слева от данного участка автомобильной дороги тротуаров.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрации Екимовичского сельского поселения Рославльского района Смоленской области.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск федерального дорожного агентства», Федерального дорожного агентства по доверенностям Сергеева О.И. просила отказать в удовлетворении иска, ссылаясь, в частности, на то, что самостоятельно, минуя задание собственника учреждение не вправе осуществлять работы, не предусмотренные бюджетной сметой; считая, что работы по устройству тротуаров в населенных пунктах возложена на органы местного самоуправления.

Глава муниципального образования Екимовичского сельского поселения Рославльского района Смоленской области в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что муниципальным образованием устройство тротуаров может производиться только на дорогах местного значения, указанная в иске дорога отнесена к дорогами федерального значения, кроме того, указал на то, что устройство тротуаров находится в зоне полосы отвода, которая находится на земельном участке, находящемся в федеральной собственности.

Третье лицо ОАО «ДЭП № 44», извещавшееся надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Судом установлено, что автомобильная дорога А-101 Москва – Малоярославец – Рославль до границы с республикой Беларусь находится в оперативном управлении ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства», учредителем которого является Федеральное дорожное агентство.

В соответствии с п. 3.2.2 Устава ФГУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск ФДА» одной из целей деятельности управления является организация принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Пунктом 4.5.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст, установлено, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

Пунктом 4.6.1.1 указанного ГОСТа Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в частности, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Вместе с тем, участок названной дороги в районе 351 км + 800м – 356 км + 350м не имеет стационарного электрического освещения и тротуаров, что подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, суд считает обоснованным возложить на Федеральное дорожное агентство обязанность выделить денежные средства, а на ответчика ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства» обеспечить организацию на участке автомобильной дороги федерального значения А-101 «Москва – Малоярославец – Рославль» (351 км + 800м – 356 км + 350 м) установки стационарного освещения, а также оборудования тротуаров справа и слева от данного участка автомобильной дороги.

Доводы представителя учреждения о том, что устройство тротуаров относится к полномочиям органов местного самоуправления, суд признает несостоятельными, поскольку противоречат требованиям ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 52398, а также требованиями п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; в данном случае указанная дорога является дорогой федерального значения, к числу дорог местного значения не отнесена.

Утверждение представителя учреждения о том, что акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ является недопустимым доказательством, т.к. в нем отсутствует подпись представителя учреждения, необоснованно, поскольку данный акт был подготовлен комиссией в составе иных уполномоченных должных лиц; доказательств опровергающих его содержание суду не представлено, напротив, его содержание согласуется с имеющейся в материалах дела копией альбома планов земель населенных пунктов Екимовичской поселковой администрации; по существу акт не оспорен; кроме того, вопрос о проведении проверки участка дороги возник в судебном заседании, и обязанность по ее проведению была возложена на всех лиц, участвующих по делу, в том числе, на учреждение, которое не проявило должной инициативы; также, как пояснил глава поселковой администрации, представитель учреждения был извещен прокурором о времени и месте проведения проверки по телефонной связи.

Ссылка представителя учреждения на то, что в законе не указано, что в полосе отвода федеральной дороги должны располагаться элементы обустройства автомобильной дороги, противоречит требованиям приведенных выше государственных стандартов, в связи с чем также признается судом необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Федеральное дорожное агентство выделить денежные средства ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск федерального дорожного агентства» для организации устранения нарушений на участке автомобильной дороги федерального значения А-101 «Москва – Малоярославец – Рославль» (351 км+800м – 356 км+350 м) – для установки стационарного освещения, оборудования тротуаров справа и слева от данного участка автомобильной дороги.

Обязать ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск федерального дорожного агентства» обеспечить организацию на участке автомобильной дороги федерального значения А-101 «Москва – Малоярославец – Рославль» (351 км+800м – 356 км+350 м) установки стационарного освещения, оборудования тротуаров справа и слева от данного участка автомобильной дороги.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калужский районный суд Калужской области.

Председательствующий: - подпись - Д.В. Носов

В окончательной форме решение принято 21 мая 2012 года.