2-6857/2012 О признании незаконными действия государственного органа



Дело № 2-6857/1/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский районный суд Калужской области в составе

Председательствующего судьи Колчиной Л.М.

При секретаре Медведчуке Е.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калуге

03 сентября 2012г.

гражданское дело по заявлению Ющенко Ю. В. о признании незаконными требований Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Калуге Калужской области об оплате страховых взносов

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Ющенко Ю.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калуге Калужской области по требованиям уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования за ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании заявитель поддержала доводы заявления, в их обоснование сослалась на то, что не вела предпринимательскую деятельность, с связи с чем не обязана выплачивать указанные взносы. Кроме того, по мнению заявителя, Управлением пенсионного фонда нарушена процедура выставления требований, а именно, требования не вручены лично, а направлены по почте; требование от ДД.ММ.ГГГГ направлено за пределами трехмесячного срока; не был вручен акт камеральной проверки; в адрес заявителя не направлено решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов; размер страховых взносов должен исчисляться со следующего дня после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Представители заинтересованного лица по доверенности Алешина М.А. и Гудилина Т.В. возражали против удовлетворения заявления.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Стоимость страхового года – это определяемая в соответствии с частью 2 настоящей статьи сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение календарного года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения (статья 13 Закона N 212-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 13 ФЗ N 212-ФЗ, стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Из части 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" следует, что страховые взносы в указанных размерах подлежат уплате не позднее 31 декабря текущего календарного года. В случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов обязаны произвести уплату страховых взносов, исчисленных на основании предоставляемых в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.

Судом установлено, что Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ , Ющенко Ю. В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, утратила статус действующего индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ Данные сведения внесены в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38-39).

Таким образом, индивидуальный предприниматель Ющенко Ю.В. являлась плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Из буквального смысла нормативных положений статей 6, 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования должны уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.05.2005 N 211-О указал, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопрос о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Суд полагает, что обязанность по уплате страховых взносов возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и прекращается с момента регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. гражданин перестает быть страхователем.

Таким образом, доводы заявителя, что она фактически не осуществляла предпринимательскую деятельность, предоставленные налоговые декларации, подтверждающие отсутствие дохода, не могут являться основанием для освобождения от уплаты страховых взносов, так как статус индивидуального предпринимателя заявитель не утратила.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Доказательств тому, что имелись непреодолимые обстоятельства, при которых заявитель не могла в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, не представлено. Доказательством не являются доводы заявителя о том, что она предполагала о прекращении статуса индивидуального предпринимателя после увольнения с ООО «Пилот» (л.д. 34).

Расчет задолженности, размер по платежам в бюджет Пенсионного фонда РФ, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования заявителем не оспаривался, подтверждается реестрами поступления платежей от страхователя Ющенко Ю.В., предоставленными Пенсионным фондом (л.д. 22, 50); расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС и территориальный ФОМС и плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам от ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 112-114) Доводы заявителя о том, что в расчете от ДД.ММ.ГГГГ стоит не ее подпись, по мнению суда, не имеет юридического значения при рассмотрении заявления об оспаривании действия Пенсионного фонда, поскольку не влияют на размер страховых взносов и соответствует уплаченным страховым взносам. Более того, при получении указанного расчета сомнений у УПФР не вызвала подпись плательщика.

Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-2 Ющенко Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ сумма начисленных страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 6 801,56 руб. В счет оплаты страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ поступили платежи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 6 801,56 руб. Недоимка по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ составляет 0 рублей (л.д. 48-49.

Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-2 Ющенко Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ сумма начисленных страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 16 159,56руб. (41-44).

В счет оплаты страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ поступили платежи с ДД.ММ.ГГГГ о ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 432,25 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 4 302,07 руб.

Таким образом, сумма недоимки по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ составляет: 16 159,56 — 2 432,25 руб. - 4 302,07 руб. =9 425,24 руб. Расчет представлен заинтересованным лицом и заявителем не оспаривался.

Согласно ст. 25 Закона № 212-ФЗ, исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

За просрочку платежей по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 642.61 руб.

В случае, если лицо, обладающее статусом индивидуального предпринимателя, нанимается на работу по трудовому договору, за него как за работника, страховые взносы, исходя из базы для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивает работодатель.

Из изложенного следует, что Индивидуальный предприниматель, заключивший трудовой договор с работодателем, является застрахованным по двум основаниям, так как в силу норм ст. 7 Закона № 167-ФЗ граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, а также самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой) являются застрахованными лицами, то есть лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

Однако, согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Ющенко Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Пилот» в отношении Ющенко Ю.В. сведения индивидуального (персонифицированного) учета за ДД.ММ.ГГГГ в территориальный орган ПФР не представляло, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не уплачивало (л.д. 53-59).

В связи с наличием задолженности по страховым взносам ГУ УПФР в г. Калуге в адрес ответчика в соответствии со ст. 22 ФЗ N 212-03 было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов, пеней и штрафов в добровольном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45) и от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов, пеней и штрафов в добровольном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40), о чем свидетельствует сайт «Почта России».

В соответствии с п. 7 ст. 22 Закона 212-ФЗ в случае направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.

Неполучение заявителем и отказ от получения корреспонденции не дает основание полагать, что требование не доставлено в силу указанной нормы закона. Более того, заявитель в судебном заседании пояснила, что требование направлялось по ее фактическому месту жительства.

Доводы заявителя Ющенко Ю.В. о том, что требование должно быть ей вручено лично, несостоятельны, так как согласно п. 2 ст. 22(212-ФЗ) требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, согласно п. 7 ст. 22 Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Аналогичный порядок содержался в п. 7 ст. 22 (212-ФЗ) в редакции на момент направления заявителю требования от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, направление оспариваемых требований заявителю по месту жительства не влечет признание их недействительным.

Также несостоятельны доводы заявителя о начале расчета страховых взносов со следующего дня после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, так как ст. 4 (212-ФЗ) определяет порядок исчисления сроков, установленных настоящим Федеральным законом, вместе с тем 212-ФЗ не определяет начало исчисления срока для расчета страховых взносов.. Статья 14 названного закона определяет только порядок расчета страховых взносов, исходя из стоимости страхового года, т.е. размер уплачиваемых страховых взносов исходя из регистрации, в том числе индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктами 1, 2, 6 ст. 34212-ФЗ - камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.

Как установлено выше, плательщиком страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам предоставлен в Пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 112-114), требование в адрес Ющенко Ю.В. направлено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45), т.е. в пределах установленного законом трехмесячного срока, в связи с чем доводы Ющенко Ю.В. о пропуске Фондом срока основаны на ошибочном толковании закона.

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, плательщики, уплачивающие страховые взносы исходя из стоимости страхового года, освобождены от необходимости представлять ежегодную отчетность. Исключение составляют лишь главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Таким образом, в ДД.ММ.ГГГГ индивидуальным предпринимателям нет необходимости представлять отчетность за ДД.ММ.ГГГГ. Исчисляя срок с ДД.ММ.ГГГГ, требование от ДД.ММ.ГГГГ также направлено своевременно.

Решение о привлечении Ющенко Ю.В. к ответственности за правонарушения, предусмотренные главой № 6 (212-ФЗ) и постановление в порядке п. 3 ст. 20 (212-ФЗ) Управлением Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Калуге Калужской области не принимались, а потому не могли быть направлены в адрес заявителя.

Исследовав установленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе заявителю в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Ющенко Ю. В. о признании незаконными требований Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Калуге Калужской области об оплате страховых взносов отказать.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Калужский районный суд в течение месяца после изготовления решения в окончательном виде.

Председательствующий подпись Л.М. Колчина

Копия верна. Судья Л.М. Колчина