Дело № 2-7373/1/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Калужский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Ермиковой Т.В. при секретаре Суровцевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 05 сентября 2012 года гражданское дело по иску Озерова С. В. к Министерству по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты на приобретение жилья, У С Т А Н О В И Л: ДД.ММ.ГГГГ Озеров С.В. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что пользуется льготами, предоставленными пунктом 1 статьи 16 Закона «О ветеранах», с 31 марта 2011 г. составом семьи из 3-х человек поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Министерством по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области истцу отказано во включении в сводный список для получения социальной выплаты для приобретения жилья. Истец, полагая данный отказ незаконным, просит признать за ним как ветераном боевых действий право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, право на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, признать отказ незаконным, обязать Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области включить его в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета. Истец в судебном заседании поддержал исковые требования, просил их удовлетворить. Представитель ответчика Министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в деле имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель третьего лица Городской Управы г. Калуги в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Озеров С.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике в составе в/ч №, что подтверждается контрактом о прохождении военной службы, справкой Отдела по Октябрьскому и Ленинскому округам г. Калуги Военного комиссариата Калужской области № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в Военном комиссариате Октябрьского округа г. Калуги истец получил удостоверение ветерана боевых действий сер. №, что подтверждается копией удостоверения и справкой Военного комиссариата Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно справке Военного комиссариата Октябрьского округа г. Калуги № от ДД.ММ.ГГГГ Озеров С.В. на ДД.ММ.ГГГГ имел право на льготы, установленные статьей 16 п. 1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Озеров С.В. и его несовершеннолетняя дочь ФИО1 зарегистрированы по месту жительства в принадлежащей матери истца на праве собственности однокомнатной <адрес>, общей площадью 30,1 кв.м, в том числе жилой – 16,6 кв.м. Супруга истца ФИО2 имеет регистрацию по адресу: <адрес>; в данной квартире кроме нее зарегистрировано девять человек. Данные обстоятельства подтверждаются выписками из домовой книги и справкой ООО «ЖРЭУ №». Из уведомлений Управления Росреестра №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, справок КП Калужской области «БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Озеров С.В. и его супруга ФИО2 не имеют объектов недвижимости на праве собственности. Распоряжением Городской Управы г. Калуги от ДД.ММ.ГГГГ №-р Озеров С.В. и члены его семьи ФИО2 (супруга), ФИО1 (дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), признаны малоимущими в целях предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Постановлением Городской Управы г. Калуги №-ПИ от ДД.ММ.ГГГГ Озеров С.В. и члены его семьи ФИО2 (супруга), ФИО1 (дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом из муниципального жилищного фонда по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области с просьбой включить его в сводный список граждан для предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № истцу было отказано в связи с тем, что он не встал на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ. Федеральный закон «О ветеранах» в редакции от 29 июня 2004 года и до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" предусматривал право ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» как в действующей в настоящее время редакции, так и в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года; ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Запрещены любые формы ограничения прав граждан по каким-либо признакам. Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении № 17-П от 10.11.2009 г. «По делу о проверке конституционности пункта 2 части 1 статьи 14 и пункта 1 части 1 статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан ФИО3 и ФИО4» указал, что при внесении в законодательство изменений, касающихся форм обеспечения граждан жильем, законодателю надлежит иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе, вытекающим из закрепленного ею принципа равенства, в соответствии с которым такие различия допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). При этом данным Постановлением Конституционного суда Российской Федерации признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты. Суд считает, что данное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации применимо к жилищным правам ветеранов боевых действий. Введение в Федеральный закон «О ветеранах» положений об обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета только ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к этой же категории граждан, но вставших на учет после 1 января 2005 года, приводит к снижению уровня социальной защиты последних по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1 января 2005 года. Данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений ветеранам боевых действий, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты. Такое разграничение социальных льгот в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной категории лиц - ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий. На основании вышеизложенного, суд считает, что Озеров С.В., так же как и иные граждане, относящиеся к данной категории, после постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий приобрел право на данную социальную льготу. В связи с чем, отказ Министерства по делам семьи, демографической и социальной политике, содержащийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным. Согласно п. 1.2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2004 года, установленных статьями 14, 16, 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Калужской области от 14.05.2009 г. № 191, гарантированное право на получение социальной поддержки за счет средств федерального бюджета удостоверяется свидетельством о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета установленной формы, которое выдается гражданину. Согласно п. 1.7 указанного Положения социальная выплата предоставляется согласно сводному списку граждан, который формируется в хронологической последовательности по дате постановки граждан на жилищный учет. На основании изложенного, с учетом обстоятельств дела и приведенных правовых норм суд считает требования Озерова С.В. о признании за ним права на получение социальной выплаты для приобретения жилья, включении его в сводный список для получения соответствующего свидетельства обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Озерова С. В. удовлетворить. Признать незаконным отказ Министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области во включении Озерова С. В. как ветерана боевых действий в областной сводный список инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, содержащийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным. Признать за Озеровым С. В. право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты на приобретение жилья и право на получение свидетельства о таком праве. Обязать Министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области включить Озерова С. В. как ветерана боевых действий в областной сводный список инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение месяца через Калужский районный суд Калужской области. Председательствующий Т.В.Ермикова Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2012 года.