2-7383/2012 О признании действия (бездействия) в отказе проведения публичных слушаний незаконными



Дело № 2-7383\1\2012 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области в составе:

председательствующего судьи Дулишкович Е.В.

при секретаре Желтиковой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 03 сентября 2012 года

гражданское дело по заявлению Саулюнаса Э. С. об оспаривании действий должностного лица органа местного самоуправления об отказе в проведении публичных слушаний,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ, с учетом исправленных недостатков по определению суда от ДД.ММ.ГГГГ, Саулюнас Э.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) должностного лица органа местного самоуправления- главы городского самоуправления г. Калуги, выразившихся в отказе провести публичные слушания по реконструкции центрального рынка в ответе от ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование заявления в судебном заседании Саулюнас Э.С. указал, что ДД.ММ.ГГГГ он в составе инициативной группы обратился с коллективным письмом к Председателю Городской Думы г.Калуги Иванову А.Г. с предложением провести публичные слушания по вопросу переноса городского рынка, информация о котором была опубликована в СМИ – газете «Калужская неделя» №36 от 15.09.2011г. 26.04.2012 г. состоялось заседание архитектурного совета Калужской области, на котором был одобрен проект реконструкции рынка и 17.05.2012 г. от главы городского самоуправления г. Калуги Иванова А.Г. получен ответ о том, что слушаний в данном случае не требуется, так как, в случае реконструкции рынка назначение и проведение такой процедуры не требуется в соответствии с постановлением Городской Думы городского округа «Город Калуга» от 28 апреля 2006 года №57 «Об утверждении положения о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования «Город Калуга» в области градостроительной деятельности». Заявитель пояснил, что согласно опубликованным в СМИ проектом, а именно в «Калужском перекрестке» от 02.05.2012 г., в результате реконструкции планируется перепланировка квартала улиц Кирова-Марата-Рылеева-Дзержинского, являющегося элементом планировочной структуры, с разбитием новых скверов, парковых зон, детских аттракционов, т.е. имеет место планировка территории в соответствие со ст.46 Градостроительного кодекса РФ, которая предусматривает, как и вышеуказанное Постановление Городской Думы №57, проведение публичных слушаний. Кроме того, вместо запланированного переноса рынка будет произведена его реконструкция - это изменение в генеральном плане г.Калуги, что также требует проведения публичных слушаний согласно ранее приведенных нормативных актов. Обращаясь в суд как гражданин (физическое лицо), пояснил, что ответом от ДД.ММ.ГГГГ нарушены его права, так как, ему отказано в проведении публичных слушаний, в которых он может принять участие.

Представитель заинтересованного лица Главы городского самоуправления г. Калуги Петроченков М.В. заявленные требования не признал, считая, что оспариваемым ответом права и свободы Саулюнас Э.С. не нарушены. В соответствии с решением архитектурного совета при Губернаторе Калужской области от 26.04.2012 г. предложенный проект реконструкции рынка был принят за основу для переработки с учетом замечаний и предложений. В настоящее время окончательный проект реконструкции городского рынка не разработан, находится на стадии рассмотрения. В городскую Думу г.Калуги соответствующие документы официально не поступали, что свидетельствует об отсутствии оснований для принятия решения о назначении публичных слушаний по данному вопросу. Просил в удовлетворении заявления Саулюнас Э.С. отказать.

Представитель заинтересованного лица Городской управы г. Калуги, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель по доверенности Амелькин В.А. заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что Саулюнас Э.С. не является заинтересованным лицом, чьи права и свободы нарушены. При проведении публичных слушаний будут приглашены владельцы земельных участков и строений на территории колхозного рынка, к которым заявитель не относится. Указал на отсутствие в настоящее время проектной документации по реконструкции колхозного рынка г. Калуги.

Суд, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, показания свидетеля главного архитектора г. Калуги Голышева Е.А., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ инициативная группа граждан, в состав которой входил Саулюнас Э.С. и ФИО1, обратилась к председателю Городской думы г. Калуги с заявлением организовать публичные слушания по планируемому переносу Калужского городского рынка. ДД.ММ.ГГГГ года главой городского самоуправления г.Калуги ФИО1 был дан ответ за о том, что переноса Калужского городского рынка не будет. ДД.ММ.ГГГГ тем же должностным лицом Саулюнас Э.С. как гражданину и председателю общественной организации «Объединение индивидуальных предпринимателей» были даны ответы со ссылкой на ответ ФИО1 и дополнительно сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании архитектурного совета Калужской области был одобрен проектный материал по реконструкции городского рынка. По вопросу проведения публичных слушаний в случае реконструкции городского рынка сообщено, что указанная процедура не требуется согласно Постановления Городской Думы городского округа «Город Калуга» от 28 апреля 2006 года №57.

Не согласившись с указанным решением, Саулюнас Э.С. в суд было направлено указанное заявление в установленный ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ трехмесячный срок.

В силу ст. 258 ч. 1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий ( п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009г.).

Согласно ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Статьей 11 Устава МО «г. Калуга» одной из форм непосредственного осуществления местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправлении предусмотрено участие в публичных слушаниях.

Пунктом 1.3 Постановления Городской Думы городского округа «г. Калуга» от 28.04.2006 N 57 (ред. от 10.08.2011) «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования «Город Калуга» в области градостроительной деятельности» предусмотрено, что к вопросам градостроительной деятельности на территории г. Калуги, для решения которых должны проводиться публичные слушания, в соответствии с настоящим Положением относятся: проект генерального плана г. Калуги, в том числе изменения в него; проект правил землепользования и застройки г. Калуги, в том числе изменения в них; вопросы по проектам планировки и проектам межевания территории; вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования (до принятия в установленном порядке Правил землепользования и застройки г. Калуги); вопросы предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства; вопросы предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Публичные слушания могут проводиться по инициативе Главы муниципального образования и комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Калуги ( п.п. 1.4, 1.8 указанного Постановления).

Согласно п. 5. 1 указанного Постановления рассмотрению на публичных слушаниях подлежат проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные на основании решения Городской Управы города Калуги (постановления Городской Управы города Калуги).

Из материалов дела видно, что 26 апреля 2012г. на заседании архитектурного совета при Губернаторе Калужской области по результатам доклада главного архитектора г. Калуги Голышева Е.А. эскизного проекта реконструкции городского рынка г. Калуги было принято решение о принятии за основу предложенного проекта и переработки с учетом замечаний и предложений.

Из пояснений, данных в ходе судебного заседания главным архитектором г. Калуги Голышевым А.Е., следует, что на заседании архитектурного совета им были представлено проектное предложение по реконструкции рынка с чертежами планов разрезов фасадов зданий ( объемно-планировочное решение). Утвержденной в установленном порядке проектной документации по реконструкции рынка с соответствующими согласованиями, техническими условиями и заключениями экспертиз в настоящее время не имеется. Разработка проектной документации в силу положений Федерального Закона РФ № 94 от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» должна осуществляться на основании муниципального контракта.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что по доводам заявления от ДД.ММ.ГГГГ об организации публичных слушаний по вопросу переноса городского рынка, мотивированный ответ заявителю дан ДД.ММ.ГГГГ главой местного самоуправления г. Калуги. С заявлением о назначении публичных слушаний по вопросу реконструкции городского рынка к должностному лицу, чьи действия обжалуются, Саулюнас Э.С. не обращался. Представленный заявителем протокол внеочередного общего собрания членов Калужской областной организации «Объединение индивидуальных предпринимателей» от 04 апреля 2012г. не может свидетельствовать о наличии указанного обращения, так как, Саулюнас Э.С. обращался в суд с заявлением как гражданин, а не член данной общественной организации, что им указывалось неоднократно в ходе судебного заседания. Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения властей на законодательствую, исполнительную и судебную, что не дает суду право на подмену функций исполнительной власти, в частности, по проведению и назначению публичных слушаний, при отсутствии обращения заявителя непосредственно к должностному лицу исполнительной власти.

Также, в судебном заседании не установлено, что права и законные интересы Саулюнас Э.С. оспариваемыми действия Главы местного самоуправления г. Калуги нарушены, так как, проект реконструкции городского рынка с соответствующими согласованиями, экспертными заключениями, подготовленный как требует Постановление Городской думы городского округа «г. Калуга» № 57, на основании решения Городской Управы города Калуги в настоящее время не разработан.

На основании изложенного, суд не усматривает предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявления Саулюнас Э.С.

Руководствуясь ст.ст.194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления Саулюнас Э. С. отказать.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в апелляционном порядке через Калужский районный суд Калужской области в течение одного месяца.

Судья: подпись Е.В. Дулишкович

Копия верна. Судья: