2-7506/2012 О признании отказа во включении периодов работы в специальный стаж незаконным



Дело № 2-7506/1/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 сентября 2012 г.

Калужский районный суд Калужской области

В составе председательствующего судьи Буторовой О.В.

При секретаре Симаковой А.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калуге гражданское дело иску Самохиной Т. П. к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Калуге Калужской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд к ответчику с данным иском, и с учетом уточнения требований просила обязать ответчика назначить истице досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, засчитав ей в медицинский стаж, дающий ей право на данную пенсию в календарном исчислении периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры консультации «Брак и семья» Областного центра здоровье; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры палатной отделения новорожденных ФГУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. Академика В.И. Кулакова Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период нахождения на курсах повышения квалификации; периоды санобработки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период временной нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом указала, что ответчиком ей в этом отказано.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Нестерова Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Выслушав объяснения истицы и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, в чем ей решением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано, и из ее специального стажа были исключены следующие периоды: период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры консультации «Брак и семья» Областного центра здоровье; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период нахождения на курсах повышения квалификации; периоды санобработки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период временной нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, ни в общий страховой, ни в специальный стаж истицы не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры палатной отделения новорожденных ФГУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи». Невключение периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не было отражено в решении ответчика и было установлено при рассмотрении дела.

В обоснование указанного решения о невключении в спецстаж периода работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры консультации «Брак и семья» Областного центра здоровья ответчик сослался на то, что наименование учреждения «Областной центр здоровья» не поименовано разделом «Наименование учреждений» списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, а также ранее действующим списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, и списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464. Периоды нахождения на обучении, периоды санитарной обработки, нахождения на больничном листе, а также иные периоды работы не были засчитаны на том основании, что в указанные периоды отсутствовал факт работы истицы в соответствующей должности и в учреждении, предусмотренных списками.

Суд считает данное решение необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона.

Данный Федеральный закон, устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее 5 лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданином до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе и права на досрочное назначение пенсии.

Как следует из пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов».

Согласно ст. ст. 27, 28 вышеуказанного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как установлено судом, истица в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности старшей медицинской сестры консультации «Брак и семья» Областного центра здоровье г. Калуги, что подтверждается материалами дела, не оспаривается ответчиком.

Действительно, указанные в решении ответчика Списки не содержат такого наименования учреждения, как областной центр здоровья.

Вместе с тем, Список № 781, утвержденный Постановлением Правительства РФ 29.10.2002 года, содержит такое наименование учреждения, как «центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований).

Приказом Управления здравоохранения Калужского Облисполкома от 04.11.1989 г. № 428 консультация «Брак и семья», которая входила в состав Калужской областной больницы, и в которой работала истица, с ДД.ММ.ГГГГ была включена в структуру «Областного Центра здоровья».

Согласно справке Министерства здравоохранения Калужской области № 02-344 от 10.12.2008 г., консультация «брак и семья», включенная в структуру «Центр здоровья» и являвшаяся отдельным лечебным структурным подразделением, оказывала медицинскую помощь населению города Калуги и Калужской области и работала в соответствии с Приказом Минздрава СССР от 28.06.1989 г. № 383.

Приказ Минздрава СССР от 28.06.1989 г. № 383 «О совершенствовании организации работы консультация «Брак и семья» утверждал Положение о консультации «Брак и семья», перечень медицинской документации, ведущейся в консультации, а также содержал указания по совершенствованию организации и качества работы консультаций «Брак и семья».

Согласно пункту 1 Положения о консультации «Брак и семья», утвержденному Приказом Минздрава СССР от 28.06.1989 г. № 383, консультация «Брак и семья» являлась подразделением многопрофильной больницы, поликлиники, женской консультации и оказывало специализированную лечебно-профилактическую помощь населению по вопросам медицинских аспектов планирования семьи, нарушений репродуктивной функции, психологических аспектов внутрисемейного общения, сексуальных нарушений и их профилактики.

Также, согласно подпункту 7.12 пункта 7 указанного положения, консультация «Брак и семья» совместно с органами здравоохранения обеспечивала преемственность в работе с женскими консультациями (кабинетами), поликлиниками, гинекологическими и урологическими стационарами, лабораториями, диагностическими центрами, профильными НИИ и кафедрами медицинских вузов, санаториями-профилакториями, санаторно-курортными учреждениями по наблюдению, обследованию, лечению и реабилитации пациентов.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждают тот факт, что истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работая в должности старшей медсестры в Областном Центре здоровья, занималась медицинской деятельностью, а именно осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Кроме того, в указанный период ее работы действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В соответствии с разделом II «Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденного указанным Постановлением, работа в должности старшей медсестры, вне зависимости от наименования должности в больничных учреждениях всех типов и наименований, а также в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований дает право на назначение пенсии за выслугу лет.

В соответствии с пунктом 2 примечаний к Перечню работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

Таким образом, период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры консультации «Брак и семья» Областного центра здоровье подлежит включению в специальный медицинский стаж.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п. 5. данных Правил, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. В этом случае, соответственно за указанный период уплачиваются страховые взносы.

Судом установлено и подтверждено свидетельством Калужского базового медицинского колледжа от ДД.ММ.ГГГГ, что истица по направлению от медицинского учреждения, в котором работала, т.е. от ГУЗ «Калужская областная детская больница», находилась на обучении в Калужском базовом медицинском колледже с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Для отдельных категорий работников, в частности для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Указанный период являлся периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из изложенного следует, что период нахождения истицы на курсах повышения квалификации имел цель повышения квалификации истицы, в связи с чем, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Кроме того, на основании вышеизложенного суд считает возможным включить в специальный стаж истицы периоды санитарной обработки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период временной нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период ее работы в должности медицинской сестры палатной отделения новорожденных ФГУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. Академика В.И. Кулакова Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи».

Также судом установлено, что периоды работы истицы в должности медицинской сестры палатной отделения новорожденных ФГУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. Академика В.И. Кулакова Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не были включены ни в общий, ни в медицинский стаж, поскольку у ответчика отсутствовали данные о работе истицы в указанные периоды.

Поскольку судом при рассмотрении дела был установлен факт работы истицы в указанные периоды и в указанной должности отделения новорожденных ФГУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. Академика В.И. Кулакова Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи» в указанной части исковые требования также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, с учетом включаемых в специальный стаж истицы периодов работы, суд считает, что истица приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Самохиной Т. П. к Управлению пенсионного фонда в городе Калуге Калужской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Обязать УПФР в городе Калуге Калужской области назначить Самохиной Т. П. досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, засчитав ей в медицинский стаж, дающий ей право на данную пенсию, в календарном исчислении периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры консультации «Брак и семья» Областного центра здоровье; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры палатной отделения новорожденных ФГУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. Академика В.И. Кулакова Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период нахождения на курсах повышения квалификации; периоды санитарной обработки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период временной нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: Буторова О.В.

Копия верна: судья

Решение в окончательной форме изготовлено 09.10.2012 года