ПОСТАНОВЛЕНИЕ гор. Калуга 09 апреля 2012 года Судья Калужского районного суда Калужской области Зеленкова Л.Е., с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, – главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Калужской области Любутской Е.В., законного представителя ГБУЗ Калужской области «Калужская городская больница скорой медицинской помощи» им. Шевченко К.Н. – главного врача Белозера А.А., защитника Захаровой Е.А., при секретаре Серегиной А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административных правонарушениях, предусмотренных ст.6.3, ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области «Калужская городская больница скорой медицинской помощи» им. Шевченко К.Н., юридический адрес: гор. Калуга, ул. Октябрьская, д.3, УСТАНОВИЛ: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области «Калужская городская больница скорой медицинской помощи» им. Шевченко К.Н. (далее ГБУЗ «БСМП») совершило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических мероприятий, а также нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений. Административные правонарушения совершены БСМП при следующих обстоятельствах. В период с 31 января 2012 года по 16 часов 00 минут 28 февраля 2012 года ГБУЗ «БСМП», расположенное по адресу: гор. Калуга, ул. Октябрьская, д.3 допустило нарушения ст.11; п.1 ст.24; ст.25; п.1 ст.27; ст.32; п.3 ст.39 Федерального Закона от 30 марта 1999 г. №52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» по патологоанатомическому отделению. А именно: в нарушение п.3.6. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 мая 2010 года №58, площади и набор помещений патологоанатомического отделения не соответствуют требованиям санитарных правил, отсутствуют: кладовая для хранения вещей умерших; вторая секционная; предсекционная, фиксационная; в нарушение п.10.16.7. СанПиН 2.1.3.2630-10 отсутствует архив влажного аутопсийного и биопсийного материала; помещение одевания трупов, кладовые консервирующих растворов, ядов и летучих веществ; кладовая похоронных принадлежностей, кабинет для работы с документами. Не соблюдаются минимальные площади: по секционной площадь составляет 14,0 м2 (нормативная -18,0 м2), площадь траурного зала - 16,0 м2 (нормативная-30,0 м2), площадь архива гистологического материала - 2,0 м2 (нормативная -12,0 м2). В нарушение п.10.16.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 отсутствует вторая секционная с запасным наружным входом. В нарушение п.10.16.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 отсутствует помещение для вскрытия инфицированных трупов с отдельным входом, доставка трупов и вход в траурный зал совмещены. Отсутствуют документы, подтверждающие проверку эффективности работы систем вентиляции и проведения очистки вентиляции, что является нарушением п.6.5 СанПиН 2.1.3.2630-10. Отсутствует паспорт на систему механической приточно-вытяжной вентиляции, что является нарушением п.6.5 СанПиН 2.1.3.2630-10. В нарушении п.6.41 указанных СанПиН, администрация больницы не обеспечила ежегодный контроль по загрязнению химическими веществами воздушной среды в отделении, что не позволило своевременно принять меры. В нарушении п.6.1, п 6.5, 6.8 СанПиН 2.1.3.2630-10, системы вентиляции в патологоанатомическом отделении не обеспечивают нормируемые параметры воздушной среды. На рабочем месте лаборанта превышения предельно допустимой концентрации по формальдегиду при включенной вентиляции составляют 1,12 раза, при выключенной - до 1,8 раза, в вырезной (препараторской) при включенной вентиляции - в 1,4 раза, при выключенной - в 1,6 раза. Формальдегид относится ко II А классу опасности и превышение предельно допустимых концентраций может оказать отрицательное влияние на здоровье персонала и посетителей. Система вентиляции персоналом включается не постоянно, так как при работающей вентиляции, в нарушение п.15.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 и п.6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96: «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории застройки», утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 года №36, отмечается превышение уровней шума. Превышение предельно-допустимых уровней составило на 10 дБ по эквивалентному уровню звука и по уровню звукового давления на 4 дБ в октавной полосе 500 Гц, и 2 дБ в октавной полосе 1000 Гц. В судебном заседании законный представитель ГБУЗ «БСМП» Белозор А.А. вину ГБУЗ «БСМП» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.6.3, ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признал полностью и пояснил, что вышеуказанные нарушения, выявленные при проведении проверки, действительно имеют место. Меры по их устранению, а также по постройке нового здания для патологоанатомического предпринимались, однако не принесли желаемого результата. В условиях помещения, предоставленного патологоанатомическому отделению в настоящее время, устранить все имеющиеся нарушения не представляется возможным в связи с малой площадью и принятием новых санитарно-эпидемиологических правил в 2010 году. В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от 30 марта 1999 г. №52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, в том числе, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. Согласно ст. 24 упомянутого Закона, при эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 25 данного Закона предусматривает, что условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда. Статья 27 указанного Закона требует, чтобы условия работы с устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе шума, не должны оказывать вредное воздействие на человека. Согласно п. 3.6. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 мая 2010 года №58, минимальные площади помещений следует принимать согласно приложениям 1 и 2 настоящих правил, устанавливающих, что нормативная минимальная площадь секционной составляет 18,0 м2, траурного зала –- 30,0м2, архива гистологического материала -12,0 м2. В соответствии с п.6.1 СанПиН 2.1.3.2630-10, системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды помещений, в которых осуществляется медицинская деятельность. Согласно п. 6.5 СанПиН 2.1.3.2630-10, системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования. Согласно п.6.8. СанПиН 2.1.3.2630-10, предельно допустимые концентрации вредных химических веществ в воздухе производственных помещений представлены в приложении 4, согласно которому предельно допустимая концентрация формальдегида в воздухе составляет 0,5 мг/м3. В соответствии с п. 6.41 СанПиН 2.1.3.2630-10, администрацией ЛПО организуется контроль за загрязненностью химическими веществами воздушной среды не реже 1 раза в год. Пункты 10.16.2. и 10.16.3. СанПиН 2.1.3.2630-10 предусматривают, что в патологоанатомическом отделении выделяются административно-хозяйственная, секционная, лабораторная, инфекционная и ритуальная зоны; предусматриваются не менее трех входов (доставка трупов, вход персонала и посетителей, вход в траурный зал). Помещения для вскрытия инфицированных трупов должны быть изолированными и иметь отдельный вход снаружи. В отделении должны быть предусмотрены как минимум две секционные, одна из которых на один секционный стол, с запасным наружным входом. Согласно 10.16.7. СанПиН 2.1.3.2630-10, влажные аутопсийные и биопсийные материалы должны храниться в специальном помещении (архив влажного аутопсийного и биопсийного материала), в плотно закрытых банках. В соответствии с п.15.2. СанПиН 2.1.3.2630-1, на рабочих местах медицинского и другого персонала должно быть обеспечено соблюдение соответствующих гигиенических нормативов, в том числе шума. Вина ГБУЗ «БСМП» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.6.3, ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных, правонарушениях подтверждается следующими доказательствами. Протоколом об административном правонарушении №013 от 28 февраля 2012 года, и Актом №113 проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица от 28 февраля 2012 года, согласно которым, в ходе проверки, проводимой Управлением Роспотребнадзора по Калужской области в период с 31 января 2012 года по 16 часов 00 минут 28 февраля 2012 года в ГБУЗ «БСМП», со стороны последнего выявлены вышеуказанные нарушения Федерального Закона от 30 марта 1999 г. №52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 мая 2010 года №58, СН 2.2.4/2.1.8.562-96: «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории застройки»,утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 года №36. Распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица - ГБУЗ «БСМП» от 20.01.2012 года №05/113-1. Протоколом измерений шума №28 в ГБУЗ «БСМП» от 16.02.2012 года и экспертным заключением, согласно которым, на момент проведения измерений уровни звука, уровни звукового давления в октавных полосах частот 500-1000 Гц на рабочих местах лаборантов при совместной работе вытяжного шкафа и общеобменной вентиляции патологоанатомического отделения в комнате для приема и вырезки биопсийного материала ГБУЗ «БСМП» не отвечают требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96: «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории застройки», СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Протоколом №363 лабораторных исследований отобранных в ГБУЗ «БСМП» проб воздуха от 14.02.2012 года и заключением от 14.02.2012 года, согласно которым, по данным лабораторного контроля исследования воздуха рабочей зоны на рабочем месте лаборанта у вытяжного шкафа патологоанатомического отделения при включенной вентиляции формальдегид превышает предельно допустимые концентрации в 1,12 раза, при выключенной вентиляции – в 1,4 - 1,44 - 1,8 раза; в вырезной (препараторской) при работающей вентиляции вытяжного шкафа формальдегид превышает предельно допустимые концентрации в 1,2 - 1,44 раза, с выключенной вентиляцией – в 1,6 раза, что не отвечает требованиям ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Согласно Свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, Калужская городская больница скорой медицинской помощи включена в Единый государственный реестр юридических лиц. Оценивая совокупность вышеприведенных доказательств, судья приходит к выводу, что ГБУЗ «БСМП», имея возможность для соблюдения большей части вышеприведенных правил и норм, не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению и совершило административные правонарушения, предусмотренные ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических мероприятий, а также ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений. При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, принятие юридическим лицом мер, направленных на добровольное исполнение предписания об устранении допущенных нарушений – разработка и направление в Министерство Здравоохранения Калужской области соответствующей программы, что суд расценивает в качестве смягчающего вину обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ГБУЗ «БСМП» справедливо назначить наказание за каждое из совершенных правонарушений в виде административного штрафа в пределах санкции соответствующей статьи, учитывая при этом положения статьи 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ: Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области «Калужская городская больница скорой медицинской помощи» им. Шевченко К.Н., юридический адрес: гор. Калуга, ул. Октябрьская, д.3, ИНН 4027001785, расчетный счет №40601810100003000002, ГРКЦ ГУ Банка России по Калужской области г. Калуга, БИК 042908001, ОКОНХ 91511, ОКПО 01927147 виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.6.3 и ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на основании ст. 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 12000 (двенадцати тысяч) рублей. Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: получатель платежа: УФК по Калужской области (Управление Роспотребнадзора по Калужской области), ИНН 4028033331; Код ОКАТО 29401000000; КПП 402801001; банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Калужской области г. Калуга; БИК 042908001; расчетный счет 40101810500000010001; код бюджетной классификации: 14111628000016000140. Копию постановления направить законному представителю ГБУЗ «БСМП», защитнику, Министру Здравоохранения Калужской области, а также должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении. Настоящее постановление может быть обжаловано в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья Калужского районного суда Калужской области: подпись КОПИЯ ВЕРНА. ________________ Л.Е.Зеленкова