2-274/2011 по иску прокурора района к Администрации СП Калтасинский сельсовет об устранении нарушений законодательства о питьевой воде



Дело № 2-274/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

с. Калтасы РБ 27 июня 2011 года

Калтасинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Александрова Э.Н..,

с участием помощника прокурора района Калтасинского района РБ Сарсембекова Р.М.,

главы администрации СП «Калтасинский сельсовет» МР Калтаинский район РБ Газизова М.Р.,

при секретаре Садретдиновой Р.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калтасинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Калтасинский сельсовет» МР Калтасинский район РБ об устранении нарушений законодательства о питьевой воде,

у с т а н о в и л:

Прокурор Калтасинского района РБ в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Калтасинский сельсовет» МР Калтасинский район РБ об устранении нарушений законодательства о питьевой воде в населенных пунктах указывая на то, что водоснабжение с. Калтасы в настоящее время осуществляется за счет каптирован­ного родника, расположенного на правом склоне долины безымянного ручья, впадающего в <адрес> с восточного борта ее долины.

Дебит родника около 9,6 л/с (830 м3/сут),в зимнее время и в засушливые годы де­бит его снижается.

Потребность с. Калтасы в теплое время года (май-сентябрь) около 1300 м3/сут, т.е. дефицит в это время года составляет около 500 м3/сут. Вместе с тем в с.Калтасы организация водоснабжения осуществляется не на должном уровне. Население с.Калтасы обеспечивается водой из одного источника, дебет которого не соответствует суточной норме потребляемости воды населением. В летнее время года дебет воды в источнике снижается значительно, что приводит к дефициту воды в поселении, в следствии чего возникают систематические перебои водообеспечения. Ненадлежащее водоснабжение, несоответствующее установленным нормам влечет нарушение выше указанных норм федерального и республиканского законодательства, а также социальных прав населения с.Калтасы.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения.

Просит обязать Администрацию сельского поселения Калтасинский сельсовет МР Калтасинский район РБ разработать и ввести в эксплуатацию дополнительный источник водоснабжения с.Калтасы, обеспечивающий недостающую суточную потребность населения в питьевой воде не ниже 500 куб.м/сут. в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании прокурор свои исковые требования поддержал полностью.

В судебном заседании ответчик иск признал и суду показал, что действительно вышеуказанные нарушения законодательства о питьевой воде в сельском поселении имеет место, обязуются их устранить, так как это связано с определенными финансовыми затратами, просит установить время для устранения недостатков.

Суд, выслушав представителя ответчика, мнение прокурора и проверив материалы дела, приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.2 Закона Республики Башкортостан от 17.03.1998 года № 147-з «О питьевой воде» целями и задачами настоящего Закона являются:

- установление правовых гарантий удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в питьевой воде;

- установление государственных гарантий надежности питьевого водоснабжения, а также оснований ответственности за правонарушения в области питьевого водоснабжения;

- установление государственных гарантий по обеспечению безопасной и безвредной для здоровья человека питьевой водой.

На основании ст. 4 названного закона основными принципами питьевого водоснабжения являются:

государственные гарантии первоочередного обеспечения качественной питьевой водой граждан в целях удовлетворения их жизненных потребностей и охраны здоровья;

государственный контроль и регулирование вопросов питьевого водоснабжения;

подотчетность организаций питьевого водоснабжения соответствующим федеральным республиканским органам исполнительной власти, органам местного самоуправления;

обеспечение безопасности, надежности и управляемости систем питьевого водоснабжения с учетом их технологических особенностей и выбора источника водоснабжения на основе единых стандартов и нормативов, действующих на территории Республики Башкортостан, приоритетное использование для питьевого водоснабжения подземных водоисточников;

государственная поддержка производства и поставок оборудования, материалов для питьевого водоснабжения, а также химических веществ для очистки и обеззараживания воды (далее - реагенты);

отнесение систем питьевого водоснабжения к особо важным объектам жизнеобеспечения.

Согласно ст. 8 закона к ведению органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относятся:

организация обеспечения граждан и юридических лиц питьевой водой;

разработка, утверждение и финансирование программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды;

организация зон санитарной охраны и принятие мер по пресечению нарушения режима зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения;

принятие решений на основании заключений органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора о временном запрещении использования питьевой воды при наличии в ней опасных загрязнений и о мерах по восстановлению питьевого водоснабжения;

обеспечение населения своевременной и достоверной информацией о качестве подаваемой питьевой воды.

Согласно ст. 17 указанного Закона каждому человеку на территории Республики Башкортостан гарантируется государством обеспечение питьевой водой, отвечающей установленным нормативам качества, а также в соответствии с нормами питьевого водообеспечения.

Удовлетворение потребностей населения в питьевой воде в местах их проживания осуществляется мерами, направленными на развитие централизованных (приоритетно) либо нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, а также государственной поддержкой, регулированием, контролем и надзором за питьевым водоснабжением в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

На основании ст. 18 Закона качество питьевой воды, получаемой потребителями (гражданами и юридическими лицами), должно соответствовать нормативным требованиям и обеспечивается:

выбором источника питьевого водоснабжения и технологии обработки воды;

разработкой типовых и рабочих программ, правил контроля за качеством питьевой воды в системах централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с учетом местных условий;

осуществлением регулярного производственного лабораторного контроля аттестованными или аккредитованными в установленном порядке лабораториями организаций питьевого водоснабжения в соответствии с нормативными документами;

установлением зон санитарной охраны источников и систем централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения от случайного или умышленного загрязнения питьевой воды;

введением органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора временного усиленного режима контроля за качеством питьевой воды при наличии угрозы здоровью людей вследствие опасности ухудшения качества питьевой воды.

Согласно ст. 22 Закона охрана источников и систем питьевого водоснабжения от загрязнения является обязательным условием обеспечения безопасности и безвредности питьевой воды и достигается выполнением санитарных, экологических и иных требований и мероприятий по предотвращению загрязнения и истощения поверхностных и подземных водных объектов, а также созданием зон санитарной охраны источников и систем (централизованных и нецентрализованных) питьевого водоснабжения и соблюдением режима, предусмотренного для этих зон.

На основании ст. 25 закона в случаях нарушения функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, повлекшего несоответствие качества подаваемой воды установленным нормативным требованиям, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, собственники систем, организации питьевого водоснабжения обязаны принять меры по подаче питьевой воды потребителям в количестве, установленном нормами питьевого водообеспечения для таких ситуаций, используя резервные источники и системы питьевого водоснабжения, бытовые и групповые технические средства очистки и обеззараживания воды, поставку питьевой воды в расфасованном виде или ее доставку в емкостях (цистернах) для группового использования.

Перечень мер для ситуаций, связанных с нарушением функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, регламентируется планом оперативных действий по обеспечению питьевого водоснабжения потребителей соответствующего населенного пункта (поселения).

На основании ст. 26 закона организация обеспечения населения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях (авариях, катастрофах либо стихийных бедствиях, повлекших загрязнение источников водоснабжения, повреждениях систем очистки и обеззараживания воды, систем водоснабжения и, как их следствие, при отсутствии питьевой воды в населенном пункте (поселении) более суток) осуществляется органами государственной власти Республики Башкортостан, а также органами местного самоуправления.

Таким образом, по смыслу действующего законодательства органы местного самоуправления должны надлежащим образом исполнять обязанности по обеспечению населения безопасной и безвредной для здоровья человека питьевой водой. В случае загрязнения воды или отсутствие чистой питьевой воды в населенном пункте органы местного самоуправления организуют обеспечение населения питьевой водой.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МР Калтасинский район РБ получено заключение ОАО «Башкиргеология» об улучшении условий водоснабжения с.Калтасы, подтверждающее проблему дефицита воды в с.Калтасы.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

На основании ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, суд считает указанный иск прокурора подлежащим удовлетворению, поскольку он обоснован и основан на законе.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан к администрации сельского поселения «Калтасинский сельсовет» МР Калтасинский район РБ об устранении нарушений законодательства о питьевой воде, удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения «Калтасинский сельсовет» муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан разработать и ввести в эксплуатацию дополнительный источник водоснабжения с. Калтасы, обеспечивающий недостающую суточную потребность населения в питьевой воде не ниже 500 куб. м./ сут. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через суд в течение 10 дней со дня вынесения данного решения.

Решение вступило в законную силу 08 июля 2011 года

Согласовано:

Судья Э.Н. Александров